Научная статья на тему 'Башкирские города по арабским источникам 9-10 вв'

Башкирские города по арабским источникам 9-10 вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
782
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Башкирские города по арабским источникам 9-10 вв»

БАШКИРСКИЕ ГОРОДА ПО АРАБСКИМ ИСТОЧНИКАМ 1Х-Х вв.

МАЖИТОВ

Нияз Абдулхакович,

академик АН РБ, вице-президент АН РБ

СУЛТАНОВА Апьфия Ниязовна,

кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного университета

СУНГАТОВ

Флорит Абдулхаевич,

кандидат исторических наук, директор Научно-производственного центра по охране и исплользованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан Министерства культуры и национальной политики РБ

Общественность Башкортостана и Российской Федерации достаточно информирована о крупном археологическом открытии в центре города Уфы. В результате широких археологических раскопок 2006-2007 гг. на городище Уфа-И, расположенном в нижних кварталах улицы Пушкина, обнаружены развалины крупного населенного пункта (крепостная стена, жилища, железоплавильные печи, ювелирная мастерская, бесчисленное количество находок, в т.ч. монеты XIV в.). Группа независимых экспертов из высококвалифицированных специалистов из Москвы и Казани после подробного ознакомления с материалами раскопок пришла к заключению о том, что это городище являлось цитаделью (кремлем) большого поселения (города), непрерывно существовавшего в V - начале XVI вв. Собранные материалы позволили уверенно отождествить его с городом Башкорт, упомянутым в письменных источниках XIУ-ХУ1 вв. В картографических работах XIV—XVI вв. этот город помещен в устье р.Уфы, т.е. на территории современного города Уфы, и вопрос о принадлежности городища Уфа-П и связанных с ним синхронных памятников археологии на территории города Уфы городу Башкорт получил простое и убедительное решение [1].

Следует подчеркнуть, что в раннесредне-вековых письменных источниках подробно описана целая группа городов, принадлежащих башкирам 1Х-Х вв. Сведения об этих городах в науке известны давно, но почему-то они до сих пор не привлекли к себе внимания исследователей, и настоящая статья ставит своей целью ознакомить читателя с реально существовавшими башкирскими городами. Эти сведения заставляют в корне изменить сложившиеся в науке представления о быте, культуре башкир на рубеже I и И тысячелетий н.э.

Целью научного интереса выдающегося арабского историка-географа XII в. ал-Идриси являлось написание справочного материала о народах мира. В его распоряжении была большая библиотека с трудами древних и средневековых авторов. Ал-Идриси специально подчеркивал, что при написании истории народов 57 климатов (Средняя Азия, Казах-

Башкирские города по арабским источникам 1Х-Х вв.

45

стан, Южная Сибирь и Восточная Европа) пользовался сочинениями таких известных арабских авторов, как Ибн-Хордадбек (IX в.), ал-Якуби (IX в.), Салам Тарджеман (IX в.), Ибн-Хаукал (X в.), ал-Масуди (X в.), ал-Джейхани (X в.), и многих других. Кроме сочинений этих авторов, многие из которых до нас дошли в кратком изложении других авторов, ал-Идри-си пользовался информацией путешественников, купцов-современников, поэтому его труд можно оценить как важный источник о Башкортостане IX—XII вв. [2. С.27—47].

Книга ал-Идриси «Нузхат ал-муштак фи ихтирак ал-афак» («Отрада страстно желающего пересечь мир») известна европейскому читателю Х1Х-ХХ вв. по изданию А. Жобера «География Идриси» (Париж, 1850) на французском языке [3]. Первый, наиболее полный комментарий этому изданию сделал академик Б.А. Рыбаков [4]. Отдельные страницы книги ал-Идриси в издании А. Жобера, где речь идет о башкирах, и названная работа Б.А. Рыбакова нами была использована в ранних трудах по средневековой истории Башкортостана [5. Гл. V]. Уже тогда у нас не было никакого сомнения в научной ценности информации ал-Идриси о башкирах и башкирских городах 1Х-ХП вв.

Ситуация по данному вопросу качественно изменилась благодаря выходу в свет книги И.Г. Коноваловой «Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы» [2], где критически анализируются все ранние публикации о работе указанного арабского автора, даются подробнейшие комментарии отдельным выражениям, именам, названиям географических местностей. Для историков Башкортостана данное издание представляет исключительную ценность по объему информации о культуре и быте башкир IX—X вв. Ниже дается краткое изложение этой книги.

Труд ал-Идриси состоит из двух частей: карт и текстового описания быта и культуры народов. На его карте Восточной Европы в Каспийское море с севера впадает одна река, вытекающая тремя рукавами из гор, которые отождествляются с Уральскими горами. Здесь ал-Идриси последовал традиции средневековой географии, согласно которой географы верховьями р. Волги (Итиль) признавали р. Каму, а затем Белую с притоками Уфа и Ай. Такое чтение карты ал-Идриси теперь общепринято. На карте ал-Идриси страна башкир помещена в горной местности под названием Ас-

каска, под которой подразумеваются Уральские горы [4. См. карту 9; 2. С. 254] В источнике говорится, что «восточный рукав реки Исил (Итиль- Авт.) [берет начало] в области бас-джиртов (башкир), затем течет между бадж-наками и булгарами, являясь границей между ними, он течет на запад...» [2. С.111]. В этом описании хорошо просматриваются р. Белая и Кама с притоками до соединения с Волгой.

В источнике упоминается пять городов в стране башкир, даются их координаты и краткое описание. Например, ал-Идриси пишет, что «от города Гурхан до города Карукийа по реке Анхадара восемь дней, а по суше - шестнадцать переходов на запад. Карукийа - красивый город с постройками из дерева и шатрами из войлока. На него часто нападают болгары, до земли которых шестнадцать переходов, и они постоянно воюют друг с другом с незапамятных времен. От города Карукийа на север до внешних басджиртов десять переходов по труднопроходимым горам, плохим дорогам и тропам. Между Карукийа и внутренними бас-джиртами двенадцать переходов по неприступным горам и бездорожью. Страна басджи ртов велика, и отдельные части отстоят друг от друга на большое расстояние. Между центром страны внутренних басджиртов и центром (страны) внешних басджиртов одиннадцать переходов. По своим обычаям народ басджир-ты подобен тюркам булгарам. Их одежда -длинные халаты» [2. С. 123,124]. Данное описание дает нам основание утверждать, что город Карукийа располагался в западном Башкортостане. В этой связи интересным является желание Коноваловой отождествить р. Анхадар с р. Ашкадар-левым притоком р. Белой, на берегу которой располагался город Карукийа [2. С. 253]. Такое совпадение порождает некоторую надежду отыскать следы города Карукийа в районе устья р. Ашкадар, вблизи современного города Стерлитамак. Если учесть, что вблизи Стерлитамака находится комплекс раннесредневековых археологических памятников, куда входит богатейший Стерлитамакский могильник 1Х-Х вв., то такое предположение становится более вероятным.

Исследователь труда ал-Идриси отмечает на Южном Урале еще и город Намджан -небольшой процветающий городок. Им правит человек из тюрок. У них не прерывается традиция передачи власти от отца к сыну благо-

46

Н.А. Мажитов, А.Н. Султанова, Ф.А. Сунгатов

даря их благому образу действий и доброму отношению к простонародью и знати. Этот город лежит на реке, называемой Сукан. К востоку от этого города находится гора Арджика, в которой есть медные рудники, где работают больше тысячи человек. Там добывают много меди и везут ее в земли Ховаразм (Хорезм-Лет.), в страну Шаш (правый приток Сырда-рьи -Авт.) и близлежащие области страны гу-зов. Из этого города вывозят также шкуры лисиц и шкуры животного, называемого ал-бабр (бобер,- Авт.), их везут по реке до моря ал-Хазар (Каспийское море.- Авт.), чтобы продавать их на Хазарском море...по высоким ценам... По берегам этой реки втречаются разноцветные драгоценные камни, среди которых имеется много лазуритов» [2. С. 123]. По мнению Коноваловой город Намджан находится где-то в районах г. Миасса, Орска, богатых медными рудниками, а р. Сукан отождествляется с р. Яик [2.С. 250, 251]. Далее в источнике сообщается следующее: «Жители города Намджан .... (свои товары-Asm.) грузят на свои корабли, [которые спускаютя] в Хазарское море, «и плывут вдоль побережья до города Исила (хазарский город в низовьях Вол-ги - Авт.) и другие места и там торгуют ею и распоряжаются по своему усмотрению» [2. С. 123]. В книге четко описаны караванные пути от Южного Урала в Среднюю Азию и водный путь по р. Яик.

Следующий башкирский город Гурхан находился на расстоянии восьми переходов от города Намджан. «Это большой, населенный город тюрок из земли Аскутийа (Скифия.-Авт.),- повествует источник - Он стоит к северу от реки Исил, впадающей в море Таба-ристан (Каспийское,- Авт.). Город хорошо обустроен, с возделанной округой, туда по указанной реке иногда приезжают купцы и путешественники. Там живет правитель тюрок Ас-кутийи, в распоряжении которого многочисленные воины, снаряжение и оружие, множество крепостей, протяженные возделанные земли. В этой стране из ремесленных изделий и предметов искусства делают [не только] то, что требуется для повседневных нужд, но также производят седла и оружие - такие великолепные и совершенные, какие не делают ни в одной другой стране тюрок» [2. С. 123].

Такое подробное описание не нуждается в комментарии. Из него видно, что Гурхан являлся самым крупным политическим и культур-

ным городом в стране башкир - центром торговли, ремесла. Обращает на себя внимание само название города, которое состоит из сочетания двух слов: гур (могила, гробница) и хан (правитель). Отсюда напрашивается вывод о том, что город мог быть назван по могиле знаменитого местного хана, имеющего прямое отношение к возникновению самого города.

В описании ал-Идриси два других башкирских города Мастр и Кастр по сравнению с вышеупомянутыми выглядят небольшими по размерам «Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил (Итиль,- Авт.)», - пишет он [2. С. 128].

Надо полагать, что число башкирских городов IX—X вв. только перечисленными не исчерпывается. Об этом заставляет думать существование на всем Южном Урале около 100 городищ с культурными остатками рубежа 1-П тысячелетий н.э., которые пока только выявлены, но плохо изучены. Приведенные сведения письменных источников в свете археологических открытий на городище Уфа-П дают основание надеяться, что в будущем выявятся новые города, известные пока под условным названием «городища». Задача их поиска и научного исследования требует организации целенаправленных полевых работ.

Читатель, наверное, обратил внимание на то, что города Намджан и Гурхан управлялись правителями, власть которых передавалась от отца к сыну. Это первое и ясное подтверждение в документе о наличии у башкир собственной государственной системы управления. Хотя в текстах о городах Карукийа, Мастр и Кастр по этому поводу ничего не сообщается, но жизнь в них, надо полагать, управлялась аналогичным образом через местных правителей-ханов.

Города располагались на значительном отдалении друг от друга, поэтому они, скорее всего, представляли собой политические центры локальных ханств. Но одновременно подразумевается существование общеэтнического государства во главе с влиятельными ханами. Имя одного из таких башкирских ханов науке известно. Его звали Басджурт (Башкорт), согласно сообщению автора XI в. Гардизи, который, кстати, пользовался трудами тех же авторов IX—X вв. (Джейхани, Ибн-Хордад-

Башкирские города по арабским источникам IX-X вв.

47

бек и др.), что и ал-Идриси. В источнике говорится, что Басджурт был приглашен хазарским каганом для регулирования возникших разногласий между хазарами (Северный Кавказ, Нижнее Поволжье) и кыргызами, проживающими в степной части Южного Урала [6. С. 46,47]. Басджурт блестяще справился с возложенной на него миссией. Решение таких сложных межгосударственных дипломатических вопросов не поручается второстепенному чиновнику, и мы имеем право предположить, что Басджурт (Башкорт) был ханом башкир.

Нам трудно удержаться от предположения о том, что под одним из описанных ал-Идриси городов скрывается широко известный теперь город Башкорт. По многим показателям он очень сближается с городом Гурхан: а) состоит из комплекса одновременных городищ и открытых селищ и занимает большую территорию; б) в нем выявлены следы большой ювелирной мастерской по изготовлению украшений из золота, а также железоплавильных печей; в) в его состав входит большой некрополь из сотен (если не тысяч) курганов, содержащих несметные сокровища из золота, а также серебра и других ценных материалов, основная часть которых датируется \/1-\/111 вв. Нерядовой характер данного города по этим показателям очевиден:

Вышеприведеные сведения о башкирских городах IX—XII вв. свидетельствуют о многом:

- башкиры тогда расселялись по всему Южному Уралу и были вовлечены в активные торгово-экономические, культурные и, следовательно, политические связи со своими ближними и дальними соседями;

- Башкортостан являлся крупным металлургическим центром, и башкирские металлурги свою продукцию вывозили вплоть до Шаш (Ташкент) и Хорезма;

- важную статью вывоза товаров из Южного Урала составляла пушнина;

- существовали общепризнанные караванные пути в страну башкир по суше и крупным рекам;

- башкиры считались искусными оружейниками, и в их продукции в виде сабель, колчанов, стрел, седла и его принадлежности (стремена, украшения) остро нуждались многие народы степной Евразии;

- башкирские города являлись самообеспеченными центрами ремесленного производ-

ства, а также торгово-экономической и культурно-политической жизни;

- города не возникают в одно мгновение и, надо полагать, описанные ал-Идриси и его информаторами башкирские города имели длительную предысторию, охватывающую V-VIII вв., и, возможно, более ранние столетия;

- факт существования городов свидетельствует о наличии у башкир собственных государственных организаций во главе с знатными ханами, и их власть была наследственной; здесь не лишним будет еще раз повторить слова ал-Идриси: «(городом-Лет.) Намджан правит человек из тюрок. У них не прерывается традиция передачи власти от отца к сыну благодаря их благому образу действий и доброму отношению к простонародью и знати»;

- в источниках особо подчеркивается тюр-коязычность башкир.

Выше уже отмечалось, что труд ал-Идриси науке известен давно, но абсолютное большинство археологов Уфы, Казани, Перми, Челябинска, Самары и других городов не привлекали его при изучении истории и археологии Южного Урала. Вместо скрупулезного анализа изложенных в нем фактов они увлеклись идеей о том, что Южный Урал до IX в. включительно являлся территорией расселения венгерских племен - страной «Великая Венгрия» («Magna Hungaria»); значительная часть венгров осталась на Урале и вошла в состав башкир, пришедших сюда на рубеже IX-X вв. Как уже знает читатель, в трудах арабских авторов IX-X вв., послуживших для ал-Идриси источниками о башкирах, ничего этого нет. Наоборот, он везде четко Южный Урал называет страной тюркоязычных башкир.

Кстати, у ал-Идриси по этому поводу есть очень интересное добавление. Он знает о башкирах, которые вместе с печенегами в IX-X вв. жили в Северном Причерноморье, в районе устья р. Дунай, откуда совершали вторжения в пределы Византии. Это - общепризнанный факт, и о нем писали такие авторы, как ал-Ма-суди (X в.) [7]. Многие исследователи, в т.ч. А.-З. Валиди-Тоган, признают, что в результате каких-то сложных событий эта причерноморская группа башкир оказывается на Дунае, в стране венгров, и вошла в состав венгерского народа [8. С. 28-30].

Следы пребывания венгерских племен на Южном Урале археологически пока не прослеживаются. Более того, серьезные аналитичес-

48

H.A. Мажитов, А.Н. Султанова, Ф.А. Сунгатов

кие исследования привели многих археологов к выводу о том, что венгры уже после VI в. находились на правом берегу р. Волги и, следовательно, средневековые археологические памятники Южного Урала к венграм не имеют прямого отношения.

Этот экскурс к мадьярской тематике нам понадобился для того, чтобы упрекнуть своих коллег - приверженцев идеи о пребывании венгров на Южном Урале - в увлечении недоказуемым мифом. Пора им вернуться к исторической и археологической действительности и заняться изучением конкретной истории башкирского народа. Чем скорее это произойдет, тем в выигрыше окажутся сами исследователи и наука в целом. К этому призывает труд ап-Идриси, пренебрегать которым теперь никто не имеет права.

Ал-Идриси и его источники ясно указывают, что археологам Урала, в т.ч. Башкортостана, давно пора перейти к изучению конкретной истории культуры башкирского народа.

Литература

1. Мажитов H.A., Сунгатов Ф.А., Султанова А.Н. Средневековый город Башкорт(Уфа)//Ве-

стник АН РБ. 2007. Том 12. № 3. С. 39-44; Их же. Еще раз о городе Башкорт-столице средневекового Башкортостана // Вестник АН РБ. 2007. Том 12. №4. С. 33-37; Их же. О средневековом этапе истории г. Уфы - столицы Башкортостана //Архивы Башкортостана. 2007. № 1. С. 24-33; Мажитов H.A., Сунгатов Ф.А., Иванов В.А., Сатаров Т.Р., Султанова А.Н., Иванова Е.В. Городище Уфа-ll. Материалы раскопок 2006 г. Т. 1 .Уфа, 2007. С. 158.

2. Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. М.: Вост. Лит., 2006.

3. Gaubert Amedee. Geographie d' Edrisi'. Paris, 1840.

4. Рыбаков Б.А. Русские земли по карте Идри-си. 1154//Краткиесообщения Института истории материальной культуры. Вып XIII. М., 1952. С. 3-35.

5. Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в.Уфа, 1994.

6. Бартольд В.В. Соч. Т. VIII. С. 46, 47.

7. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с середины VII в. до конца X в.). Спб., 1870. С. 66; подробнее об этом см.: Мажитов H.A. К проблеме башкиро-мадьярских связей // Вестник АН РБ. 2006. Том 11. № 2. С. 5-11.

8. д. Вэлиди Туган. Баш-корттар тарихы. 0фе, 2005. 28-30 б.

К сведению читателей:

Вышла книга:

Гибадатов У.И.

Судебная реформа 1864 года в Башкирии: историко-правовое исследование / Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН. М.: Наука, 2008. 192 с.

В монографии исследуются система дореформенных российских судебных органов в Башкирском крае; процесс их реформирования во второй половине XIX века на основе Судебных Уставов от 20 ноября 1864 года, а также источники, позволяющие в определенной мере прояснить правовые основы проводимых преобразований. Подробно раскрыт порядок подготовительных мероприятий по введению новых судов во второй половине XIX века в Башкирии, а также отражены особенности их структуры. Кроме того, дан комплексный анализ факторов, повлиявших на проведение судебной реформы з Башкирии, реализация которой началась в 1878 году.

Для научных работников, преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов юридических и исторических факультетов.

У.И. Гибалэтии

СУДЕБНАЯ РЕООГМА 1Ш ГОДА П1»\ШМ1ГМИ ипогпмми-мш И)г. исслкловлнш:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.