Научная статья на тему 'Барьеры самореализации'

Барьеры самореализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6633
1492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / КОМПЛЕКСЫ / ИНСТИНКТЫ / ИХ ПОДАВЛЕНИЕ / BARRIERS TO SELF-REALIZATION / COMPLEXES / INSTINCTS / THEIR SUPPRESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корчажникова Е. В.

В статье рассмотрены вопросы касающиеся барьеров самореализации в жизни человека. Значительное внимание уделено понятию барьеров, их составляющим в виде комплексов, истинных инстинктов человека, их подавлению. Какое воздействие они оказывают на личность и её самореализацию в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BARRIERS TO SELF-REALIZATION

The questions concerning the barriers of self-realization in a person s life. Considerable attention is paid to the notion of barriers and their components in the form of complexes, the true human instincts, their suppression. What impact do they have on the individual and his self-fulfillment in life.

Текст научной работы на тему «Барьеры самореализации»

Красноармейский район. Люди и судьбы. Чебоксары, 2005. 114 с.; Энциклопедия Вурнарского района. Чебоксары, 2005. 420 с.; Бал-даевская (Сугутская) энциклопедия. Балдаево, 2006. 100 с.; Краткая Ядринская энциклопелдия. Чебоксары, 2006. 303 с.; Чувашская энциклопедия: В 4 т. Чебоксары, 2006 - 2011; Яльчикский район. Краткая энциклопедия. Чебоксары, 2007. 462 с.; Край Цивильс-кий. Краткая энциклопедия района. Чебоксары, 2008. 355 с.; Али-ковская энциклопедия. Чебоксары, 2009. 636 с.; Энциклопедия Комсомольского района. Чебоксары, 2009. 696 с.; Ибресинский район. Краткая энциклопедия. Чебоксары, 2011. 431 с.

3. Об установлении почетного звания Заслуженного механизатора сельского хозяйства РСФСР: указ президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 50. Ст. 747.

4. Чувашская энциклопедия. В 4 т. Чебоксары, 2006. Т. 1. А - Е. С. 253.

5. Чувашская энциклопедия. В 4 т. Чебоксары, 2008. Т. 2. Ж -Л. С. 387.

6. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341 «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 13 февраля.

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 15 сентября.

8. Чувашская энциклопедия. В 4 т. Чебоксары, 2009. Т. 3. М -Се. С. 411.

9. ГИА ЧР. Ф. НСБ. Л. 10.

10. Красноармейский район. Люди и судьбы. С. 59.

11. Энциклопедия Вурнарского района. С. 200.

12. Аликовская энциклопедия. С. 527.

13. Красноармейский район. Люди и судьбы. С. 86.

14. Постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 16 декабря 1994 г. № 140 «Об учреждении государственных наград Чувашской Республики» // Советская Чувашия. 1995. 5 января.

15. Закон Чувашской Республики «О государственных наградах Чувашской Республики. Принят Государственным Советом Чувашской Республики 29 марта 2005 г. // Республика. 2005. 14 апреля.

16. Об установлении почетного звания Заслуженного механизатора сельского хозяйства РСФСР: указ президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 50. Ст. 747; ГИА ЧР. Ф. НСБ. Л. 10.

17. ГИА ЧР. Ф. НСБ. Л. 10.

18. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341 «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 13 февраля.

19. Постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 16 декабря 1994 г. № 140 «Об учреждении государственных наград Чувашской Республики» // Советская Чувашия. 1995. 5 января; Закон Чувашской Республики «О государственных наградах Чувашской Республики. Принят Государственным Советом Чувашской Республики 29 марта 2005 г. // Республика. 2005. 14 апреля.

БАРЬЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Корчажникова Е.В., соискатель кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического института

В статье рассмотрены вопросы касающиеся барьеров самореализации в жизни человека. Значительное внимание уделено понятию барьеров, их составляющим в виде комплексов, истинных инстинктов человека, их подавлению. Какое воздействие они оказывают на личность и её самореализацию в жизни.

Ключевые слова: барьеры самореализации, комплексы, инстинкты, их подавление.

BARRIERS TO SELF-REALIZATION

Korchazhnikova E., the applicant for the department of psychology Moscow humanitarian-economical institute

The questions concerning the barriers of self-realization in a person S life. Considerable attention is paid to the notion of barriers and their components in the form of complexes, the true human instincts, their suppression. What impact do they have on the individual and his self-fulfillment in life.

Keywords: barriers to self-realization, complexes, instincts, their suppression.

В современном мире каждый человек сталкивается с множеством проблем, решение которых он стремиться найти через построение отношений внутреннего Я к окружающим вызовам. Вот поэтому вопросы, связанные с потенциалом собственных возможностей и их реализацией для человека всегда важны.

Обращаясь к вопросам самореализации, следует отметить, что наиболее сложной проблемой её пониманияявляется сочетание внутренних стимулов и внешних условий саморазвития. С одной стороны, далеко не всегда даже наличие идеальных условий соответствует развитию человека. С другой — развитие человека может происходить в самых экстремальных, неблагоприятных внешних условиях.

Рассматривая самореализацию личности как процесс и как результат, мы имеем дело со сверхсложной системой — личностью, которая взаимодействует с другими людьми, социумом. Личность является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязать пути ее развития. Необходимо понять, как способствовать ее собственным тенденциям развития. (3)

Самореализация осуществляется, — «посредством собственных усилий». При реализации людьми своего потенциала можно столкнуться с различиями между людьми, это зависит от индивидуальных особенностей личности, барьеров, затрудняющих реализацию. Чтобы понять причину нужно обратиться к личности в целом.

Наряду с наличием у каждого человека собственного критерия самореализации, который входит в оценочную систему его психи-

ческой деятельности, существуют общие, необходимые критерии, такие как удовлетворенность и полезность (продуктивность) для личности и социума. (3)

Р. Мэй (4) — выделяет следующие психологические составляющие устойчивой личности.

Первая — это свобода личности. В его понимании она означает возможность «строить свои собственные неповторимые личностные модели из материалов наследственности и среды» (4).

Вторая составляющая — индивидуальность. Умение быть самим собой, понять собственную природу и найти в себе мужество принять себя таким, а не воевать с самим собой всю жизнь.

Третья составляющая — социальная интегрированность. Р. Мэй утверждает, что «для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов» (4). Однако это не означает отказа от индивидуальности, так как чем более социально интегрированным становится человек, тем больше у него возможностей реализовать свою неповторимую индивидуальность, установив ограничения для эгоцентрических и антисоциальных инстинктивных побуждений. (4, с. 117).

Четвертая составляющая — духовность человека. (3)

Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности.

«Препятствия для свободного самовыражения всегда находятся внутри нас». (цит. по Марсон, 1999, с.246).

Коростылева считает, что: «затруднения в самореализации возникают, если: человек не нашел себя; неясна цель (в том числе из-за преобладания приспособленческих реакций); не хватает умения, плохо представляются пути своей самореализации; нет соответствия между потребностями и возможностями; наличествует комплекс неполноценности; предпринимается попытка выполнения не своих планов; Человек не задумывается о своем личностном росте; реализуются, согласно родительскому жизненному сценарию, не те цели, которых человек в действительности хотел бы достичь; потеряна связь с жизнью; имеет место психологическая незрелость личности». (3)

К. А. Абульханова-Славская утверждает, что самореализация возможна лишь тогда, когда познание человеком своих способностей уже закончено, полностью сформирован образ Я и имеется личностная готовность обеспечить всю совокупность внешних условий самореализации. При этом у личности возникает необходимость строить совокупность своих внешних взаимодействий с миром, которая и называется самореализацией. Если же эти условия не соблюдаются, мы наблюдаем процесс не самореализации, а самовыражения. Самовыражение часто находится на стадии исключительно внешнего, показного «выражения» самого себя, когда демонстрировать еще нечего. Такое самовыражение у взрослого человека становится признаком «великовозрастного инфантилизма» (1).

По иерархии потребностей А. Маслоу, если у человека наиболее актуализирована потребность в социальной защите и поддержке или потребность в безопасности, но недостаточно развито при этом стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, его адаптация к окружающему миру пойдёт по любому типу, но только не в русле самореализации (2). У человека с такой мотивационной иерархией, повидимому, также может появиться желание реализации своего Я вовне. Однако в данной ситуации можно говорить только о стремлении к самовыражению. Не каждый человек стремится к самосовершенствованию. К. Роджерс и А. Маслоу считают, что потенциально это стремление есть у каждого человека, но проявляется оно лишь при определённых социальных условиях. Такие условия, конечно, могут сложиться стихийно либо могут быть созданы в курсе психотерапии, но не каждый человек, изначально их не имеющий, проходит психотерапевтический курс. (3)

То есть, человек не сможет реализовать себя, если он сам не

будет сформирован как личность, если на его пути будут непрора-ботанные «барьеры» такие как комплексы, тревога, травмы психологические. В том числе, если у человека будет, в первую очередь, выражена потребность в удовлетворении более низшего уровня потребностей по иерархии потребностей Маслоу.

Как это будет проявляться, К. Хорни особо выделяет потребность в безопасности и называет три основных принципа поиска безопасности:

1) движение к чему-либо, выражающееся в поисках любви;

2) движение против, выражающееся в агрессии;

3) движение от, выражающееся в установке на бегство или уход в себя. Если у человека не удовлетворена потребность в безопасности, тогда он не сможет реализовывать себя, свой потенциал, он будет искать способы компенсации, главная задача будет в поиске безопасности.

Итак, чтобы происходила самореализация нужно понимать, какой свой внутренний потенциал человек реализовывает, нужно встать на путь индивидуации и не защищаться «барьерами» в виде комплексов, тревоги и т.д. иначе это будет не самореализация, а самоутверждение.

Юнг (6) выделяет пять «инстинктивных факторов»: голод, сексуальность, деятельность, рефлексия и творчество. Все это - глубокие человеческие импульсы, лежащие за пределами уровней социализации. Они принадлежат самой человеческой природе. Эти инстинктивные факторы влияют на человеческое поведение, но, кроме того, они формируются другими факторами - физическими, психологическими и культурными. Их Юнг называет «модальностями», и они включают в себя род, возраст и наследственную предрасположенность личности, степень сознательности или бессознательности человека, степень интровертности или экстравертности, а также способ соотнесенности полярности духа и материи с индивидуальной личностью. Юнг счёл культуру и историю важными детерминантами того, как могут развёртываться группы инстинктов.

К «подлинным инстинктам» принадлежат эти пять, и они могут быть сформированы под влиянием модальностей, которые, в свою очередь, формируются историей и культурой. К тому же (глубинному) уровню, как и пять инстинктивных факторов, принадлежат архетипы. «Подлинные инстинкты», или «природа», могут приспособить, сбалансировать и излечить сознательную личность, если

дорога для результативного действия такой компенсации открыта. (5) Схематично я изобразила это в таблице 1.

Основной помехой является существование личных комплексов. Комплексы, развивавшиеся на протяжении личной жизненной истории и подкрепленные травмой, выросшие до того, чтобы собрать вокруг себя ассоциации, формируют зачастую непроницаемый слой между односторонним эго-сознанием и глубокими инстинктивно архетипическими слоями психики. Комплексы руководят и блокируют процессы индивидуации глубинной психики. Табл. 2

То же самое в области инстинктов. Инстинкты можно игнорировать, подавлять, коверкать и поворачивать в сторону извращений и пороков.Инстинкт к питанию может обернуться бесконтрольным перееданием или анорексией; сексуальность может превратиться в фетишизм и бесчисленное количество иных извращений; активность может стать угнетенной или превратиться в гиперактивность, как и рефлексия; а творчество может повернуться в сторону изобретения атомных бомб, газовых камер и орудий пыток. Или же инстинкты могут стать столь подавленными и блокированными, что практически ничего с этого уровня бессознательного не доходит до эго-сознания, по крайней мере, в некоторых инстинктивных областях. Так, мы встречаем людей без творческих способностей или лишенных сексуальности, или людей с очень низким уровнем активности, или рефлексии, или питания. (5) Табл. 3

МюррейСтайн приводит пример мужчины приходившему к нему на анализ в течение нескольких лет. Мужчину звали Джек, он испытывал необъяснимую странную реакцию на принадлежности для рисования и живописи, встречая их в магазинах. С одной стороны, он был зачарован ими и испытывал желание купить; с другой - ощущал запрет и некий паралич, словно предохраняющий его от действия. Это был успешный пятидесятилетний мужчина, профессионал в области, совершенно не имеющей отношения к рисованию и живописи; он был удовлетворен карьерой и горд своими значительными достижениями. Однако он постоянно испытывал сложности в вопросах самооценки и временами погружался в острую депрессию и тревогу; нрав его был резким, и он легко раздражался. Он обладал типичным «артистическим темпераментом», унаследованным от отца. Подобная странная реакция на предметы для живописи и рисования оставалась загадкой, пока он не добрался до важного воспоминания из детства. Пока Джеку не исполнилось восемь лет, он наслаждался рисованием и раскрашиванием, а поскольку он выказывал талант в этой области, учителя подбадривали и поддерживали его. Когда ему было около восьми лет, он нарисовал карту некой географической территории от руки. Он с гордостью принес ее матери. Мать его, школьная учительница, строго поправила его, показывая, что он должен был обвести эту территорию, используя кальку, наложенную сверху на карту в книжке. Она настаивала на том, чтобы он это делал не от руки, а как нужно было через кальку. Мелкий случай, но в ретроспективе видно, что это материнское послание поразило психику ребенка и навсегда осталось там; оно стало запретом для художественной свободы. Послание гласило: «Есть правильный способ делать это; есть точный образ, а есть образ неправильный; или делай правильно, или не делай вовсе».Что и заморозило его творческую деятельность в этой обла-

сти. Рисование больше не было полем деятельности для выражения его творческого инстинкта, для создания нового, для изобретений, для экспериментов; теперь оно стало ареной для требований правильности, где произведения стали воспроизведением (репродукциями) и где на творчество был наложен запрет. И в свои взрослые годы, в середине жизни, Джек чувствовал запрещение и паралич тогда, когда его влекло снова взять и начать рисовать. (5)

Из этого примера видно, как простой порыв может привести психику к обнаружению раны, блокирующей «естественный инстинкт» творчества.

Такого рода рана чрезвычайно распространена. Рана, однажды нанесённая, становится мощным внутренним фактором запрета.

Комплексы тормозят индивидуационный процесс, ввергая человека в эмоциональные тупики. К примеру, можно легко стать жертвойнепримиримой жажды отмщения и неумолимого гнева за раны, причиненные в детстве, или соскользнуть в бездонную пропасть ностальгии. Комплекс обладает собственной волей, часто более сильной, чем способность эго к сопротивлению.

Личные комплексы, блокируют процесс и иногда ведут к необратимой дезинтеграции или к застою и бесконечным повторениям, не сулящим особых движений к индивидуации. (5)

Чтобы человек был счастлив, он должен жить полной жизнью, быть личностью и уметь пройти путь индивидуации для понимания себя, своих истинных потребностей. В свою очередь понимание свои истинных потребностей человеку необходимо для преодоления барьеров на его пути, барьеров в виде комплексов, подавления своих инстинктов. Возникновение комплексов будет зависеть от среды, окружения в которой воспитывается, живет, развивается человек. «Здоровый», реализованный человек сможет принести пользу обществу и своим близким, а от этого будет зависеть и их самореализация.

Юнг говорил: «нет человека, что был бы сам по себе, как остров; каждый живущий - часть континента...».

Таким образом, гармония отношений человека с внешним миром зависит прежде всего от его внутреннего Я.

Литература:

1.Абульханова - Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991.

2. Дерманова И. Б. Проявление направленности активности личности в феномене социально-психологической адаптации // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1 / Под ред. А А. Крылова. СПб., 1995.

3. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. ЭКСМО, 2008.

5. Стайн М. Принцип индивидуации: О развитии человеческого сознания / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2009.

6. Jung C.G. Psychological Factors Determining Human Behavior (1936/1937) // CW. Vol. 8. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1960. P. 114-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.