Научная статья на тему 'Банковские карты Федерального казначейства: виды, технологии, перспективы использования'

Банковские карты Федерального казначейства: виды, технологии, перспективы использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3063
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ КАРТЫ / НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ДЕНЕЖНЫЙ ЧЕК / БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / CREDIT CARDS / CASH HANDLING / PAYMENT AND SETTLEMENT TOOL / MONEY ORDER / SPENDING UNITS / THE FEDERAL TREASURY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Наталья Курбагалеевна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением механизма дебетовых пластиковых карт Федерального казначейства. Обосновывается необходимость внедрения, выявляются особенности использования пластиковых карт бюджетополучателями, предлагаются основные этапы внедрения данного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal treasury bank cards: types, technologies, prospects

The article discusses issues related to the implementation of the mechanism of debit cards of the Federal Treasury. The necessity of introduction has been proved, features of using plastic cards by budget recipients have been revealed, the main stages of the implementation of this mechanism have been offered.

Текст научной работы на тему «Банковские карты Федерального казначейства: виды, технологии, перспективы использования»

УДК 336.71 ББК 65.9(2)262 Е-91

Ефимова Наталья Курбагалеевна, аспирант ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: natasha.efimova.82@mail.ru.

БАНКОВСКИЕ КАРТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА:

ВИДЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

(рецензирована)

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением механизма дебетовых пластиковых карт Федерального казначейства. Обосновывается

необходимость внедрения, выявляются особенности использования пластиковых карт бюджетополучателями, предлагаются основные этапы внедрения данного механизма.

Ключевые слова: банковские карты, наличное денежное обращение, платежнорасчетный инструмент, денежный чек, бюджетополучатели, Федеральное

казначейство.

Efimova Natalia Kurbagaleevna, post graduate student of FSBEI HPE «Maikop State Technological University», e-mail: natasha.efmova.82@mail.ru.

FEDERAL TREASURY BANK CARDS:

TYPES, TECHNOLOGIES, PROSPECTS

(Reviewed)

The article discusses issues related to the implementation of the mechanism of debit cards of the Federal Treasury. The necessity of introduction has been proved, features of using plastic cards by budget recipients have been revealed, the main stages of the implementation of this mechanism have been offered.

Keywords: credit cards, cash handling, payment and settlement tool, money order, spending units, the Federal Treasury.

В условиях турбулентности финансовой системы Российской Федерации объективно существует необходимость реформирования существующей системы бюджетных платежей, обеспечивающее проведение расчетов и учет денежных средств, при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов.

Приоритетным вектором преобразования системы бюджетных платежей и укрепления банковской системы является сокращение наличного оборота денежных средств в госсекторе с применением современных платежных технологий.

Государство заинтересовано в увеличении объема транзакций без участия наличных денег. Система правильного, профессионально грамотного управления ресурсами бюджета приведет в итоге к гипоморфозу надзора за движением денежных средств, повышению «прозрачности» платежей. В результате платежи легче контролировать, как следствие увеличивается налоговая база, тем самым появляется возможность заставить деньги работать на экономику государства.

На сегодняшний день перспективным платежно-расчетным инструментом для решения поставленной задачи снижения высокой доли налично-денежного оборота стали банковские карты. И если перечисление заработной платы работникам на банковские карты уже давно и надежно вошло в практику большинства организаций бюджетной сферы, то для оплаты хозяйственных нужд учреждений долгое время использовались наличные деньги.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Приказ Федерального казначейства, в котором устанавливается порядок обеспечения органами Федерального казначейства денежными средствами, предназначенными для получения наличных денег и с использованием денежных

чеков и с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт [1].

Анализ процедуры выдачи наличных денежных средств с использованием денежных чеков позволил выявить ряд существенных недостатков в механизме ее реализации.

В данном случае процесс выдачи наличных денежных средств характеризуется шаблонностью и определенными затратами рабочего времени по заполнению денежных чеков. Весомой проблемой является сравнении проблема непрохождения денежного чека в органе Федерального казначейства, при с Заявкой на получение наличных денег на соответствующие реквизиты и визуальном контроле в учреждении банка, что приводит к повторной процедуре оформления и подписания денежных чеков.

В связи с ограничением по времени приема чеков в РКЦ Центробанка ПБС невозможно получить наличные денежные средства в течение всего рабочего дня, тем самым осуществить запланированные выплаты. Прослеживая данные аспекты, технология получения наличных денег с использованием денежных чеков имеет ряд существенных недостатков, таких, как:

• надобность оформления денежного чека на бумажном носителе вручную;

• обязанность ПБС накануне и в день получения наличных денег прибыть в орган Федерального казначейства для оформления денежного чека;

• возможность получения наличных денег только в единственном РКЦ (кредитном учреждении), в котором открыт счет №40116 по месту территори-ального функционирования органа Федерального казначейства;

• лимитация времени получения наличных денег рабочими днями и вре-менем в течение рабочего дня.

Не только выдача денежных средств, но и процедура внесения в учреждения банков выручки, полученной в кассу учреждения либо неиспользованных наличных денежных средств, с применением объявлений на взнос наличными требует оптимизации. Данная процедура так же имеет ряд неудобств. Это и заполнение документов бюджетополучателями вручную, и ручной ввод документов в ОрФК, необходимость получения ОрФК в учреждениях банков выписок из расчетных счетов на бумажных носителях.

Анализ осуществления операций по обеспечению денежными средствами клиентов с использованием банковских карт позволил определить следующие особенности.

Отличие технологии банковских карт Федерального казначейства от выше указанного порядка обеспечения наличными денежными средствами заключается в замене инструментов получения и внесения денежных средств. Так, вместо чеков и объявлений на взнос наличными используются банковские карты. Все операции по получению и внесению наличных с использованием карт осуществляются без оплаты услуг банков. И в отличие от «зарплатных проектов» банковские карты выдаются не к счету физического лица, а к счету №40116, открытому органу Федерального казначейства в учреждении банка.

Основное содержание технологии банковских карт заключается в следующем:

• для получения карт бюджетополучатель предоставляет в орган Феде-рального казначейства «Заявление на получение карт», на основании которого банк, обеспечивает изготовление карт персонифицировано на каждого уполномо-ченного работника;

• для получения наличных денежных средств бюджетополучатель предо-ставляет «Заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту» с использованием системы электронного документооборота или на бумажных носителях. Получение наличных денежных средств осуществляется в пределах учи-тываемого банком остатка денежных средств на карте через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств банка. На рисунке 1 отражен процесс взаимо-действия участников бюджетного процесса при использовании банковских карт;

• в случае частичного использования перечисленных на карты средств в течение 20

календарных дней со дня перечисления, бюджетополучатель представ-ляет «Расшифровку сумм неиспользованных средств». Внесение наличных денеж-ных средств осуществляется уполномоченными работниками Клиента с использова-нием карты через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств банка, выдавшего карты. На рисунке 2 отражена схема внесения клиентом территориаль-ного органа Федерального казначейства наличных средств на банковскую карту.

Рисунок 1. Взаимодействие участников бюджетного процесса при использовании банковских карт Федерального казначейства1

1 Составлено автором по результатам исследования.

2 Составлено автором по результатам исследования.

В этой связи органами Федерального казначейства были проведены открытые аукционы в электронной форме по отбору кредитных организаций для оказания соответствующих услуг, а Федеральным казначейством осуществлялся мониторинг указанной работы. И результаты мониторинга показали, что по состоянию на конец декабря 2014 года в кредитных организациях органами Федерального казначейства открыто 32209 счетов, из них для обеспечения наличными деньгами с использованием банковских карт - 5911 счетов. [2]

Практическое воплощение данного направления в ряде территорий, например, таких как Краснодарский край, Саратовская, Тюменская области дало следующие положительные преимущества участникам и неучастникам бюджетного процесса получать и вносить наличные денежные средства:

Кроме того между органами Федерального казначейства и ПБС внедрен полный электронный документооборот.

Приведенные характеристики аргументируют процесс перехода на банков-ские карты Федерального казначейства.

Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея также начало процесс внедрения дебетовых пластиковых карт, однако этот процесс оказался затянутым. Ключевыми проблемами, стали проблемы в организационно-методической, а также информационно-технологических областях.

С целью выявления банка, готового к оказанию услуг по открытию и ведению банковских счетов УФК по Республике Адыгея был проведен открытый аукцион. Победителем данного аукциона стал Сбербанк, который совместно с территориальным органом Казначейства разработал программу для работы по учету наличных средств и пластиковых карт, но программа потребовала доработки.

В частности, разработанная программа не до конца совместима с ППО АСФК, что затрудняет работу органов Казначейства.

Стоит также отметить, что не все клиенты смогут позволить себе переход к работе с дебетовыми пластиковыми картами. География республики такова, что бюджетополучатели находятся даже в самых маленьких сельских поселениях и в силу отсутствия у них банкоматов или отделений Сбербанка их перевод на пластиковые карты невозможен.

В целях решения проблем, с которыми столкнулось УФК по Республике Адыгея при внедрении данного проекта, следует использовать схему (рисунок 4), поэтапное проведение которой, позволит внедрить механизм использования дебетовых пластиковых карт.

Рисунок 4. Схема внедрения механизма дебетовых пластиковых карт3

На этапе проведения электронного аукциона проводился мониторинг кредитных организаций, имеющих возможности заключить контракт по обеспечению пластиковыми картами. Анализ данного мониторинга выявил неготовность кредитных организаций взять на себя колоссальную нагрузку по обслуживанию всех бюджетополучателей в части наличного денежного обращения.

В настоящее время, на стадии реализации второго этапа, УФК по Республике Адыгея и Сбербанк обсуждают вопрос, о том, что особое внимание следует уделить программному обеспечению. Совместно проведенная экспертиза позволяет определить, что разработка универсального для банка и Казначейства программного продукта, позволившего обеим структурам работать в едином информационном пространстве, согласует работу органов и позволит ускорить процесс выдачи наличных средств. Кроме того, опыт других УФК, уже внедривших в свою систему дебетовые карты, поможет в создании универсальной, корректной и простой в использовании программы.

Реализация новой технологии по обеспечению наличными денежными средствами кроме многочисленных удобств во взаимодействии органов Федерального казначейства, бюджетополучателей, банковских учреждений влечет за собой значительную экономию бюджетных средств на содержание бюджетных учреждений, включая органы Федерального казначейства. Произойдет сокращение транспортных расходов, и издержек, экономия временных и трудовых затрат сотрудников органов Федерального казначейства и бюджетополучателей, кроме того затрат, на инкассацию наличных денег и охрану при их перевозке.

Также внедрение банковских карт Федерального казначейства создает возможность оптимизации организационной структуры Управлений Федерального казначейства в городах и районах, так как исключается бумажный документооборот органов Федерального казначейства с учреждениями банков и ПБС, и, таким образом, делает необязательной необходимость территориальной приближенности органов Федерального казначейства к бюджетополучателям.

3 Составлено автором по результатам исследования.

К этому следует добавить, при использовании банковских карт Федерального казначейства появляется возможность проведения оптимизации РКЦ Банка России, так как отсутствует необходимость обслуживания счетов №40116.

В этой связи очевидна необходимость перехода на банковские карты Федерального казначейства. Это позволит полностью автоматизировать все взаимодействие Федерального казначейства и его клиентов в режиме «удаленного рабочего места», сократить бюджетные расходы, оптимизировать структуру и численность органов Федерального казначейства и Центрального банка РФ. Кроме того, внедрение подобных технологий позволят органам Казначейства сделать большой шаг вперед на пути своего реформирования.

Литература:

1. Об утверждении правил обеспечения наличными денежными сред-ствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Фе-дерации (муниципальных образований) [Электронный ресурс]: приказ Федер. казначейства от 30 июня 2014г. №10н.

References:

1. On the approval of the rules for supplying cash companies personal accounts of which are opened in the territorial bodies of the Federal Treasury, the financial authorities of the Russian Federation (municipalities) with cash [electronic resource]: order of the Federal Treasury on June 30, 2014. No. 10n.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.