Научная статья на тему 'Банковская система Грузии: формирование и развитие'

Банковская система Грузии: формирование и развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саралидзе П.А.

Процесс перестройки грузинской банковской системы проходил на фоне тяжелого экономического и политического кризиса. В 1991-1994 гг. резко сократился объем производства (более чем на 70 %), что повлекло за собой острый финансовый кризис. Финансовая и политическая дестабилизация способствовала разрушению традиционных экономических связей и усложнению внутриполитических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковская система Грузии: формирование и развитие»

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ГРУЗИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

После установления независимости в Грузии (1991г.) начался процесс трансформации банковской системы. Были созданы соответствующие законодательная и нормативная базы, на основании которых была сформирована универсальная двухъярусная банковская система: с одной стороны, Национальный банк Грузии1, ведущий монетарную политику страны и регулирующий орган банковской системы, а с другой стороны — система коммерческих банков, создание которых началось в 1992 г., и позже (1993 — 1995 гг.) этот процесс завершился приватизацией пяти государственных банков (Ексимбанк, Агропромбанк, Промбанк, Сбербанк, Бинсоцбанк).

Процесс перестройки грузинской банковской системы проходил на фоне тяжелого экономического и политического кризиса. В 1991 — 1994 гг. резко сократился объем производства (более чем на 70 %), что повлекло за собой острый финансовый кризис. Финансовая и политическая дестабилизация способствовала разрушению традиционных экономических связей и усложнению внутриполитических проблем.

В то время Национальный банк Грузии проводил неоправданную либеральную денежно-кредитную политику, кроме этого, еще добавились несовершенное банковское законодательство и лояльные требования лицензирования коммерческих банков (к примеру, в 1994 г. минимальным требованием уставного капитала банков было 500 долл. США). Проводимая неправильная политика со стороны Национального банка Грузии способствовала быстрому росту числа коммерческих банков. Так, если, к примеру, в 1991 г. в Грузии было только 5 коммерческих банков, то к концу 1993 г. их число достигло 179, а в 1994 г. в стране существовали 226 коммерческих банков. Большинство из этих банков к концу 1994 г. оказалось перед огромными финансовыми проблемами. Фактически к этому времени почти до нуля сократились депозиты, что в основном было обусловлено гиперинфляцией и

1 В 1991 г., по решению правительства, собственностью Грузии стали находившиеся на ее территории все структуры кредитной системы СССР, и в том числе государственный банк, на базе которого был создан Национальный банк Грузии.

П.А. САРАЛИДЗЕ Институт экономики РАН (Москва)

обрушением так называемых «пирамидных банков». [4, с 24 - 26].

На повестку дня встал вопрос о необходимости проведения реформ в грузинской банковской политике, осуществление которых началось с помощью Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Усилия Национального банка Грузии были направлены на восстановление макроэкономической стабильности, а также реструктуризацию и последующую приватизацию бывших государственных банков.

23 июня 1995 г. Парламент Грузии принял закон о Национальном банке Грузии, а в феврале 1996 г. закон о деятельности коммерческих банков. В этих законах были подчеркнуты независимость Национального банка Грузии и его власть над коммерческими банками. Ему давалось право приостанавливать лицензии тех коммерческих банков, которые не могли удовлетворять пруденционным нормам. Политика банковского надзора Национального банка Грузии основывалась на общепризнанных в цивилизованном мире «25 принципах эффективного банковского надзора», которые были приняты Базельским комитетом банковского надзора. Параллельно были приняты новые законы и разработаны продукты, регулирующие банковскую деятельность, использование которых подразумевалось для точного выявления банковских рисков, создания новой системы классификатора активов, приведения в порядок деятельности внутреннего и внешнего аудита. Благодаря вышесказанному количество коммерческих банков в Грузии всего за три года (1994 — 1997 гг.) сократилось на 173 единицы.

С 1997 г. банковская система Грузии начала ускоренными темпами развиваться, ежегодно опережая темпы роста других отраслей экономики. В 1997 — 2004 гг. финансовое посредничество как одна из разновидностей экономической деятельности, реально выросло в 8,7 раза, тогда как ВВП выросло в 1,6 раза, а цены на созданные в этой сфере продукты практически снизились на 50 % (снизился спрэд между займом и кредитом). Но нужно отметить и

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

53

то, что таким резким изменениям способствовали и первоначальные низкие показатели [4, с. 57].

На начало 2006 г. в Грузии функционировали 19 банков, 87 % от всех банковских активов и 89 % от депозитов были сконцентрированы в группе больших банков. В 2005 г. улучшение количественных и качественных показателей в основном было обусловлено именно благодаря группе больших банков, финансовое благополучие которых фактически повлияло на стабильность всего банковского сектора. На банковском рынке основная конкуренция развернулась именно среди данной группы, и именно эти банки стали инициаторами внедрения новых современных банковских продуктов.

Банковская система и экономика. Следует отметить, что в Грузии показатель отношения банковских активов к ВВП все еще низкий, но в последнее время данный параметр отличается опережающим темпом роста по сравнению с другими странами с переходной экономикой. В 2005 г. соотношение денежной массы и ВВП составило 16,5 %, а соотношение всех банковских активов и ВВП приблизительно равнялось 17 %. В 2005 г. вырос также показатель соотношения общего уставного капитала банков и ВВП, и если оно в 2004 г. составляло 3,7 %, то в 2005 г. составило 4,2 %, что в свою очередь говорит об укреплении позиций банковской системы.

Особенно плодотворным 2005 г. оказался для банковского сектора, о чем говорит увеличение объемов кредитов на 85 %. Соотношение общего количества кредитов и ВВП составило 14,4 %, тогда как данный показатель в 2004 г составлял 9,2 %. Несмотря на то, что показатель все еще очень низкий, данная тенденция говорит о существенном повышении роли коммерческих банков в экономике. [4, с. 65 — 69].

структура активов и пассивов коммерческих банков. В Грузии большое количество активов коммерческих банков приходится на кредиты, выдаваемые частному сектору (кроме межбанковских кредитов), доля которых в 2005 г. в общих кредитах составила 67 %. Банковское законодательство в Грузии дало коммерческим банкам возможность сформировать универсальные банковские учреждения. Принимая во внимание данный факт, нужно отметить, что доля ценных бумаг в общих активах очень мала и составляет всего лишь 1,1 %. Что касается обязательств, то основную их часть (приблизительно 63,6 %) составляют банковские депозиты, к тому же высок и уровень займов, доля которых в общих обязательствах по состоянию на декабрь 2005 г. составила 21,8 %. Перераспределение кредитов по отраслям сложилось следующим

образом: 55 % выдано в торговую, 21 % в промышленную, а 8 % в строительную отрасль.

качество кредитования и процентные ставки.

Основным показателем кредитного портфеля является уровень в нем так называемых просроченных кредитов. Нужно отметить, что в последнее время имеет место тенденция уменьшения данного показателя, доля данной категории кредитов в общем кредитном портфеле банковского сектора всего лишь 1,3 %. Таким же важным индикатором является доля долгосрочных кредитов в общем кредитном портфеле. Нужно отметить, что имеет место тенденции роста. Так, если в 2000 г. доля долгосрочных кредитов в общем кредитном портфеле составляла 27 %, то в 2005 г. она составила 64,2 %.

В последние годы заметна стабильная тенденция уменьшения рыночных процентных ставок. Особо характерно это для кредитных ставок, уменьшение которых создало в стране хорошую среду для развития бизнеса. В 2004 г. процентные ставки на выдаваемые коммерческими банками кредиты сократились от 27 до 21 %, а к концу2005 г — до 19,5 %. Что касается процентных ставок на кредиты, выдаваемые в национальной валюте, то и тут заметна тенденция сокращения. Так, если в 2004г. было снижение с 20 до 17,4 % то к концу 2005 г оно составило 15,9 %. В этом же периоде поменялись и процентные ставки на привлеченные депозиты. Таким образом, ставки на депозиты в иностранной валюте снизились с 9 до 7,8 %, а в национальной валюте увеличились с 8,6 до 9,3 %. [4, с. 75, 82].

долларизиция. В грузинском банковском секторе по-прежнему большая часть депозитов сконцентрирована в иностранной валюте, но налицо тенденция сокращения ее доли, а именно в 2004 — 2005 гг. коэффициент долларизации депозитов, расположенных в коммерческих банках, сократился с 86 до 71 %. В этом же периоде показатель долларизации текущих депозитов сократился с 60,4 до 51,9 %. а что касается срочных депозитов, то там несущественная тенденция к сокращению, что в основном обусловлено тем, что общество при хранении на определенный период денежных сбережений пока предпочтение отдает иностранной валюте, что, в общем-то, свойственно для стран с переходной экономикой.

Несмотря на то, что существенно снизился и показатель долларизации, он по-прежнему остается высоким. В 2004 — 2005 гг. он сократился с 88 до 74,4 %, особенно сократился показатель долларизации краткосрочных кредитов, в данном периоде он снизился с 83 до 57,7 %, тогда как показатель уровня долларизации долгосрочных кредитов сократился с 96 до 84,5 %. [4, с. 36].

рентабельность. Показатель прибыли является одним из главнейших критериев оценки банковской деятельности. Отдача чистой прибыли на активы (ROA) в 2005 г. составила 3,1 %, а отдача на капитал (ROE) - 14,9 %.

В 2005 г. активы коммерческих банков выросли на 50 % и составили 2,5 млрд лари. Что касается уставного капитала банков, то по сравнению с прошлым годом данный показатель вырос на 28 % и составил 479 млн лари. Также выросла на 125 % прибыль банковской системы и составила 61 млн лари.

На протяжении 2005 г. привлеченные банковским сектором депозиты выросли на 31 %, среди них в национальной валюте — на 45 %, а в иностранной валюте — на 26,4 %, увеличение темпа роста объема депозитов говорит об увеличении доверия общества к банковскому сектору.

К концу 2005 г. общее количество кредитов банковского сектора достигло 1,7 млрд лари, что на 83 % больше показателя прошлого года. Среди них кредиты в национальной валюте выросли на 200 %, а в иностранной валюте — на 67 %.

В 2005 г. существенно, на 23,9 %, увеличился объем международных валютных резервов Национального банка и к концу года составил 474,8 млн долл. США. В это же время на 5,4 % укрепился обменный курс лари к долл. США. Средний показатель данного параметра составил 1,81 лари в 2005г. Снизился и годовой показатель инфляции и в 2005 г. составил по сравнению с 2004 г. 6,2 %. [4, с. 92 — 94].

консолидация банковской системы. Обязательным условием для последующего развития банковской системы и стабильности каждого отдельного коммерческого банка является существование хорошо капитализированных, прозрачных и финансово здоровых банковских институтов. Основным механизмом увеличения уровня капитализации банков является учреждение минимальных требований к размеру уставного капитала.

На сегодняшний день минимальное требование Национального банка к капиталам коммерческих банков ограничивается 12 млн лари, эта же сумма требуется субъектам, которые хотят получить лицензию на осуществление банковских операций, а для существующих коммерческих банков допущена возможность удовлетворить данное требование поэтапно, до 31 июня 2007г. В том числе к 31 декабря 2006 г. уставный капитал коммерческих банков должен быть 9,2 млн лари. Необходимо отметить, что Национальный банк будет принимать строгие меры против тех коммерческих банков, которые не смогут выполнить данного требования. При

реорганизации Национальный банк будет вмешиваться только как банк, проводящий антимонополистическую политику, чтобы сохранить здоровую конкуренцию в банковской среде.

Каждая процедура реорганизации должна четко соблюдать правовые нормы, принятые грузинским законодательством. Процесс должен осуществляться только в том случае, если реорганизованный банк будет полностью удовлетворять требования Национального банка Грузии.

Изменения структурных параметров банковского сектора (концентрация капитала, оказание отдельных видов услуг, развитие кредитных организаций по регионам и т. д.) должны происходить на основе рыночных принципов. Роль государства ограничивается только законодательной функцией и созданием путем регулирования процессов концентрации капитала и централизации таких условий, которые будут способствовать оптимальному развитию целей банковского сектора. Такими условиями являются:

• защита интересов кредиторов, клиентов и владельцев кредитных организаций;

• развитие рынка банковских услуг;

• укрепление рыночной дисциплины и развитие на рынке банковской конкуренции;

• повышение уровня дисциплины и банковской культуры.

Объектами постоянного внимания антимонопольных органов должны стать принятые решения и действия всех уровней государственных органов, если такие могут создать барьеры для развития банковского сектора или будут мешать повышению уровня конкуренции на рынке банковских услуг.

Для укрепления правовой базы формирования конкуренции на рынке банковских услуг в процессе приготовления изменений в антимонопольное законодательство Национальный банк Грузии должен руководствоваться международным опытом антимонопольного регулирования банковского сектора, который в первую очередь подразумевает защиту прав потребителей.

Национальный банк Грузии не должен принимать каких бы то ни было ограничений относительно количества банков на рынке, он должен быть открытым для финансово сильных и здоровых инвесторов. Национальный банк должен сохранить одинаковые и равные условия для всех банковских учреждений, резидентов и нерезидентов. Режим допуска иностранного капитала в банковский сектор должен быть ориентирован на рыночные отношения.

участие иностранного капитала. На конец 2005 г инвестиции иностранных финансовых и нефинансовых институтов в капитал коммерческих банков резидентов Грузии составили 50 % от всего капитала банковского сектора. С участием иностранных инвестиций в капитале в 2005 г. функционировали 10 коммерческих банков, доля которых в общих активах банковского сектора составила 76 %. Из этих 10 банков в капитал 6 банков осуществили инвестиции разные международные финансовые организации, среди которых такие как: Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Международная финансовая корпорация (IFC), Немецкая компания инвестиции и развития (DEG), немецкий «Коммерцбанк», Акционерное общество «Прокредит Холдинг», российский «Внешторгбанк», казахстанский «Банк Туран Алеем», австрийский «Банк Австрия Кредитаншталт», армянский «Каскад Банк». Кроме этого, в банковском пространстве Грузии функционируют также тбилисские филиалы турецкого банка «Зираат Банкис» и Азербайджанского «Банка развития Кавказа».

На рынке банковских услуг приток иностранного капитала рассматривается как важнейший фактор развития банковского сектора. Приток сопровождается внедрением новых финансовых продуктов и современных технологий, а также повышает уровень корпоративного управления в кредитных организациях, развивает здоровую конкуренцию между банковскими учреждениями и совершенствует их деятельность.

В свою очередь, для привлечения в банковский сектор иностранного капитала обязательным является повышение качества корпоративного управления, а также обеспечение полной и эффективной реализации принципов международных стандартов финансовой отчетности.

Росту доверия и заинтересованности иностранных инвесторов к банковскому сектору могут способствовать оценка и присвоение рейтингов грузинским коммерческим банкам со стороны общепризнанных рейтинговых компаний. Для привлечения иностранного капитала также немаловажным является со стороны тех самых рейтинговых компаний присвоение рейтинга самому государству. К примеру, в декабре 2005 г. компания «Standard & Poor's» присвоила Грузии долгосрочный суверенный кредитный рейтинг «В+» и краткосрочный суверенный кредитный рейтинг «B». Положительным является и то, что дано определение «позитивное» прогнозу относительно изменения рейтинга страны.

Присвоение кредитного рейтинга стране увеличит доверие инвесторов, что в свою очередь даст возмож-

ность банковскому сектору Грузии привлечь дешевые кредитные ресурсы. Кроме того, существование международного рейтинга страны способствует получению высоких кредитных рейтингов коммерческим банкам. На сегодняшний день двум грузинским банкам уже присвоен международной рейтинговой компанией «Fitch rating» кредитный рейтинг — «В».

содействие развитию депозитных и кредитных баз. Развитие кредитной деятельности банков в основном зависит от нефинансового сектора экономики, от специфики и темпа структурного преобразования некоторых отраслей экономики, от качества защиты прав кредиторов, а также от финансового состояния организаций, действующих в реальном секторе экономики, и прозрачности информации касательно структур собственности.

Для Национального банка Грузии обязательным должно стать совершенствование учета и отчетности хозяйствующих субъектов. Обеспечение составления прозрачной консолидированной отчетности банков и их дочерних компаний, что в свою очередь со стороны банков создаст условия для качественного и оперативного мониторинга относительно деятельности их кредиторов и их финансового состояния.

Финансовый мониторинг. Для обеспечения прочности и надежности банковского сектора и всей финансовой системы большое внимание должно уделяться пресечению возможного участия коммерческих банков в процессе легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. Нужно отметить, что с 1 января 2004г. вступил в силу закон о содействии пресечению легализации незаконных доходов, который определяет правовые нормы механизма воздействия на «отмывание денег» и финансирование терроризма. На основании этого закона при Национальном банке Грузии была создана служба финансового мониторинга, в основные обязанности которой входят выявление фактов легализации незаконных доходов и финансирования терроризма, а также проведение против них мер, установленных законом.

литература

1. Экономические тенденции Грузии. Квартальный обзор, декабрь 2005г. (GEPLAC — ГрузинскоЕвропейский консультационный центр по правовым вопросам и экономической политике, Тбилиси, Грузия, декабрь 2005 г.).

2. IMF Country report 2005, August 2005.

3. Country Partnership Strategy, The World Bank, Oct. 2005.

4. Стратегия развития банковской системы Грузии в 2006 — 2009 гг. (Национальный банк Грузии, январь 2006 г.).

5. Круглый стол «Восстановление бизнес-активности Грузии», Тбилиси, 14 апреля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.