Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов'

Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / SCORE-RATING SYSTEM / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / СТУДЕНТ / STUDENT / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / SELF-STUDY / ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ / EVALUATION OF ASSESSMENT OF ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерлина Надежда Ивановна, Селиверстова Людмила Вячеславовна, Ярдухина Светлана Александровна

Одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса является мотивация студентов к обучению. Преподаватель всегда должен работать над созданием условий для внутренней потребности в учении и саморазвитии студентов. С введением в учебный процесс балльно-рейтинговой системы появилось множество факторов, стимулирующих учебную деятельность. К этим факторам можно отнести: информационную открытость системы, объективность и прозрачность форм текущего и промежуточного контроля качества обучения, непрерывность, систематичность, упорядочение системы контроля знаний студентов и т. д. [1]. Информационная открытость системы дает студентам возможность сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников, создает ситуацию состязания. Объективность и прозрачность форм текущего и промежуточного контроля качества обучения дают возможность получить соответствующие их знаниям баллы. А преподавателю подкорректировать учебный материал. Непрерывность и систематичность позволяют повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов. В процессе введения балльно-рейтинговой системы происходит и активизация работы профессорско-преподавательского состава по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения. Между преподавателем и студентом усиливается обратная взаимосвязь, которая осуществляется через электронную почту, группу в социальной сети или систему Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мерлина Надежда Ивановна, Селиверстова Людмила Вячеславовна, Ярдухина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCORE-RATING SYSTEM TO ASSES STUDENTS ’ ACHIEVEMENT QUALITIY

One of the main components of the educational process is to motivate students' to learn. The teacher must always work to create conditions to motivate students to learn and to develop themselves. Recently, with the introduction of score-rating system into the educational process, there were formed many factors stimulating learning activities. These factors include information accessibility of system, objectivity and transparency of the current and intermediate forms of education quality control, continuity, regularity, regulation of control system of students' knowledge, etc. [1]. Information openness of the system enables students to compare the results of their study with the results of fellow students and creates a situation of competition. Objectivity and transparency of the current and interim education quality control forms enable students to obtain knowledge related to their scores. The teacher gets the possibility to adjust his training material. Continuity and regularity can improve the motivation for active and uniform steady educational activity of students. During the score-rating system introduction the teaching staff is intensified to update and improve the content and teaching methods. The relation between teachers and students is strengthened and is carried out through e-mail, social network or Moodle system.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов»

УДК 372.851

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2015

Н.И. Мерлина, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Дискретная математика и информационные технологии» Л.В. Селиверстова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и теоретическая механика им. С.Ф. Сайкина»

С.А. Ярдухина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и теоретическая механика им. С.Ф. Сайкина» Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары (Россия)

Аннотация. Одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса является мотивация студентов к обучению. Преподаватель всегда должен работать над созданием условий для внутренней потребности в учении и саморазвитии студентов. С введением в учебный процесс балльно-рейтинговой системы появилось множество факторов, стимулирующих учебную деятельность. К этим факторам можно отнести: информационную открытость системы, объективность и прозрачность форм текущего и промежуточного контроля качества обучения, непрерывность, систематичность, упорядочение системы контроля знаний студентов и т. д. [1]. Информационная открытость системы дает студентам возможность сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников, создает ситуацию состязания. Объективность и прозрачность форм текущего и промежуточного контроля качества обучения дают возможность получить соответствующие их знаниям баллы. А преподавателю - подкорректировать учебный материал. Непрерывность и систематичность позволяют повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов. В процессе введения балльно-рейтинговой системы происходит и активизация работы профессорско-преподавательского состава по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения. Между преподавателем и студентом усиливается обратная взаимосвязь, которая осуществляется через электронную почту, группу в социальной сети или систему Moodle.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, учебная деятельность, студент, математика, самостоятельная работа, оценка успеваемости.

Постановка общей проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, когда идет тотальное сокращение количества часов (включая проверку контрольных и курсовых работ) и делается акцент на самостоятельной работе студентов, актуальным становится вопрос об изменении методики преподавания дисциплины. Традиционная система образования требует координальных изменений. Вместо аудиторных контрольных и проверочных работ возникает необходимость обращения к внеаудиторной самостоятельной работе. Например, при изучении высшей математики это может быть расчетно-графическая работа с применением графического редактора Excel Microsoft Office. Расчетно-графические работы могут быть на любую тему, входящую в календарный план: во втором семестре - «Приближенное вычисление определенных интегралов», в третьем семестре - «Математическая статистика. Обработка экспериментальных данных». В данном случае студентам в электронном виде через всемирную сеть Интернет (через группу в социальной сети, электронную почту) выдаются методические рекомендации с небольшой теоретической частью, указывается цель работы, требования к оформлению расчетно-графи-ческих работ и приводятся вопросы к защите.

Аудиторная и внеаудиторная работа студентов оценивается по 100-балльной системе. Из них 60 баллов за работу в семестре, а 40 баллов - за экзамен или зачет. В начале семестра преподаватель разъясняет все основные положения балльно-рейтинговой системы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Данная проблема ни для кого не нова. Кто-то уже давно работает по балльно-рейтинговой системе, а кто-то только начинает. И, если даже в каждом высшем учебном заведении есть «ПОЛОЖЕНИЕ о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения», всё же возникают проблемы при её внедрении в учебный процесс. Проблемы таковы: уменьшают количество часов (проверка контрольной, расчетно-графической и курсовых работ); студенты из года в год по уровню знания все слабее; одни и те же разработанные материалы нельзя применить как к студентам экономического, так и к сту-

дентам технического направления [2]. То есть, возникает дополнительная работа по модернизации учебного процесса преподавателем.

Так, Е.Н. Перевощикова [3], [4] и Б.А. Сазонов [5] приводят теоретическую разработку положения и его практическое внедрение в учебный процесс. Е.А. Анто-нюк и К.В. Буркеева из Оренбургского государственного университета приводят ряд рисков психологического и организационного характера. Для устранения недостатков предлагают руководствоваться пятью основополагающими принципами. Они в свою очередь опираются на работы Н.Л. Кузнецовой [6; 7]. Есть еще ряд авторов, которые работают по балльно-рейтинговой системе. Каждый из них для себя или на всеобщее обсуждение выносит преимущества и недостатки этой системы при оценке успеваемости студентов. Поэтому, учитывая все рассмотренные недостатки, мы постарались улучшить процесс приема-передачи информации и разгрузить аудиторную и внеаудиторную нагрузку преподавателя.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для начала дадим определение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Балльно-рейтинговая система - это «система индивидуальной оценки качества подготовки студентов, основанная на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности по основной образовательной программе по специальности (направлению) высшего профессионального образования» [1].

Из определения следует, что балльно-рейтинговая система должна обеспечивать эффективность контроля и оценки результатов подготовки студентов и способствовать организации ритмичной, систематической и продуктивной учебной деятельности. Поэтому целью введения балльно-рейтинговой системы является «комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых контрольных мероприятий по каждой учебной дисциплине, структурирования и активизации самостоятельной работы студентов, повышения объективности оценки успеваемости» [1]. Таким образом, главными задачами балльно-рейтинго-вой системы являются:

- повышение мотивации студентов к освоению обра-

зовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

- повышение уровня организации учебного процесса в университете;

- стимулирование студентов к систематической аудиторной и самостоятельной работе;

- раскрытие творческих способностей студентов, дифференциации оценки знаний для реализации принципа личностно - ориентированного обучения;

- упорядочение системы контроля знаний студентов;

- создание информационных баз данных для внутри-университетской системы управления качеством учебного процесса;

- активизация личностного фактора на основе ранжирования студентов по учебным результатам и личностным качествам (дисциплина, ответственность, инициатива и др.);

- достижение объективности, непрерывности, унификации и прозрачности форм текущего и промежуточного контроля качества обучения;

- получение, накапливание и предоставление информации о результатах обучения всем заинтересованным лицам, в том числе родителям студентов;

- выявление лидеров и отстающих студентов при переходе на индивидуальные формы обучения;

- получение объективной информации с целью дальнейшей корректировки технологии обучения;

- активизация работы профессорско-преподавательского состава по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения.

Переход вузов России к балльно-рейтинговой системе идет уже давно. Общие положения сохраняются, но сама рейтинговая система и технология начисления баллов в разных образовательных учреждениях, с учетом пожеланий структурных подразделений (преподавателей), строится по-разному.

Анализ небольшого опыта работы (2012-2015 гг.) по использованию балльно-рейтинговой системы контроля

и оценки по математике позволил выделить ряд преимуществ такой системы для студентов по сравнению с традиционными формами контроля и оценивания.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки использования в оценке качества и успеваемости балль-но-рейтинговой системы по дисциплине «математика» на технических факультетах (таблица 1).

Так как итоговая оценка по дисциплине «математика» за семестр складывается из общего количества баллов текущего, промежуточного и итогового (экзамен или зачет) контроля (см. таблицу 2), то за семестр даже среднеуспе-вающий студент может набрать приличное количество баллов, по результатам которых преподаватель может поставить зачет или экзамен «автоматом». Для улучшения картины успеваемости и стимулирования студентов на получение зачета «автоматом», к полученным результатам за семестр можно плюсовать «премиальные» баллы. Эти баллы студенты могут получить за активную работу в течение семестра или за дополнительную расчетно-графическую работу с применением ИКТ. Если итоговый результат семестра только зачет, то в качестве «премиальных» можно взять из зачетных баллов.

По достижению высокого рейтинга вуз поощряет студентов морально и материально. Это проявляется в назначении академической стипендии, оказании материальной помощи, принятии решения при переводе с контрактной основы обучения на бюджетную форму обучения, отборе студентов на продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре, прохождении семестрового обучения за рубежом и трудоустройства выпускников.

Приведем пример успеваемости студентов одного потока за четыре семестра (по набранным за семестр баллам) (таблица 3).

В таблице 3 количество студентов, набравших от 0-10 баллов из семестра в семестр, растет. Это можно объяснить следующим: кто-то понял, что это «не моё»; разделы курса «математика» усложняются; есть и другие причины.

БРС

Преимущества [1] Недостатки

Регулярность контроля и наглядность результата Увеличение объема документации и трудоемкости контроля

Активизация учебной деятельности студентов Из-за ограниченности во времени в сдаче РГР не все могут набрать достаточное количество баллов

Повышение мотивации студентов, стимулирование самостоятельной работы Увеличение нагрузки преподавателя на подготовку и проверку многовариантных работ без выделения дополнительных часов

Стимулирует познавательную активность и творческое отношение к работе как студентов, так и преподавателей Низкий уровень ответственности и самодисциплины

Введение новых форм контроля и заданий (контрольные в тестовом формате) Изменение структуры учебной нагрузки преподавателей, в частности увеличение внеаудиторной составляющей

Способствует систематической работе студентов Нет навыков работы по аналогии

Снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии Увеличение внеаудиторной нагрузки преподавателя в течение семестра

Способствует снижению числа пропусков без уважительной причины, укрепление дисциплины На погашение долгов и отработку пропусков по плану 4 недели: первые и последние две недели семестра.

Организация регулярной обратной связи Увеличение внеаудиторной нагрузки преподавателя (связь через социальные сети)

Таблица 1 - Преимущества и недостатки использования в оценке качества и успеваемости балльно-рейтинговой системы по дисциплине «математика» на технических факультетах

Таблица 2 - Лист контрольных мероприятий за первый семестр

ЛИСТ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Дисциплина_

Факультет, курс_

Часов в семестре_

Вид занятий:_

Контрольные мероприятия Максималън о е значение е баллах Срок бып о лн ения

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Посещаемость (лекция и практика) 15 в течение семестра

Активная работа на занятиях 5 в течение семестра

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Контрольное тестирование №1 10 с е нтябр ь - о ктябр ь

Контрольное тестирование №2 10 ноябрь-декабрь

Типовой расчет 20 в течение семестра

«Премиальные » (10) только в случае зачета

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Экзамен (зачет) 40 (30) экзаменационная (зачетная) неделя

ВСЕГО 100

Таблица 3 - Пример успеваемости студентов одного потока за четыре семестра

(по набранным за семестр баллам)

0 - 10 баллов 11 - 20 баллов 21 - 30 баллов 31 - 40 баллов 41 - 50 баллов 51 - 60 баллов всего (чел.)

1 сем. 4 3 5 24 28 42 106

2 сем. 14 6 8 22 37 23 110

3 сем.* 17 9 11 12 26 30 105

4 сем. 15 7 6 8 9 58 103

допуск к зач (*экз) зачет «автоматом»

Выводы исследования и перспективы дальнейших 3. изысканий данного направления. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний дает преподавателю возможность поддерживать систематическую работу студентов в течение всего семестра, а студентам - возможность учебы по определенному «своему» темпу; 4. способствует снижению числа пропусков занятий; делает «открытым» оценку знаний каждого студента. Большую роль при работе с балльно-рейтинговой системой 5. играет учет баллов каждого студента. Для этого используется пакет Excel Microsoft Office с учетом выше приведенных контрольных мероприятий. А связь между 6. студентом и преподавателем осуществлять через систему Moodle. После изучения определенного блока (раздела) контрольные работы для экономии времени лучше проводить в системе Moodle. В режиме тестов можно проверить их теоретические (если включить теоретические вопросы с выбором ответов) и практические знания 7. (если включить задачи без выбора ответов). При этом преподаватель задает общее время тестирования. Это 60 или 90 минут в зависимости от количества и степени сложности задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ПОЛОЖЕНИЕ о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова».

2. Селиверстова Л.В. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов // Математика. Образование: материалы 19-й Международной конференции. Чебоксары, 2013 г.

Перевощикова Е.Н. Теоретические основы создания рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов // Математика. Образование: материалы 19-й Международной конференции. Чебоксары, 2011 г.

Перевощикова Е.Н. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров // Высшее образование в России - 2012. - №6 - С. 40-47. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговая система оценки подготовки бакалавров // Высшее образование в России - 2012. - №6 - С. 40-47. Кузнецова Н. Л. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в практике преподавания математических дисциплин // Мат-лы Всерос. науч.-ме-тод. конф. «Университет в системе непрерывного образования». Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2008. С. 130-131.

Кузнецова Н. Л. Организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов // Сборник статей по мат-лам Всерос. науч.-практ. конф. «Инновации в современном мире: проблемы и перспективы». Часть 2. Волгоград: Глобус, 2009. С. 106-111.

С.Э. Питерская

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ...

SCORE-RATING SYSTEM TO ASSES STUDENTS' ACHIEVEMENT QUALITIY

© 2015

N.I. Merlina, doctor of pedagogical Sciences, Professor of "Discrete mathematics and computer science" L.V. Seliverstova, candidate of pedagogical siences, Asociate Professor of "Higher mathematics and theoretical mechanics named after S.F. Saikin" S.A. Yardukhina, candidate of pedagogical siences, Asociate Professor of "Higher mathematics and theoretical mechanics named after S.F. Saikin" I.N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary (Russia)

Abstract. One of the main components of the educational process is to motivate students' to learn. The teacher must always work to create conditions to motivate students to learn and to develop themselves. Recently, with the introduction of score-rating system into the educational process, there were formed many factors stimulating learning activities. These factors include information accessibility of system, objectivity and transparency of the current and intermediate forms of education quality control, continuity, regularity, regulation of control system of students' knowledge, etc. [1]. Information openness of the system enables students to compare the results of their study with the results of fellow students and creates a situation of competition. Objectivity and transparency of the current and interim education quality control forms enable students to obtain knowledge related to their scores. The teacher gets the possibility to adjust his training material. Continuity and regularity can improve the motivation for active and uniform steady educational activity of students. During the score-rating system introduction the teaching staff is intensified to update and improve the content and teaching methods. The relation between teachers and students is strengthened and is carried out through e-mail, social network or Moodle system.

Keywords: score-rating system, educational activities, student, mathematics, self-study, evaluation of assessment of achievement.

УДК 372.881.161.1

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ

© 2015

С.Э. Питерская, ассистент кафедры международного права и международных связей, аспирант Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)

Аннотация. Глобализация является современной реальностью, в связи с которой возникает необходимость профессиональной подготовки студентов билингвов в условиях межкультурной коммуникации. В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов билингвов. При профессиональной подготовке студентов билингвов необходимо ориентироваться и учитывать знания студентами родной и иноязычных культур, благодаря которым происходит достижение взаимопонимания и выполнения профессиональных целей и задач в процессе обучения. На этапе профессиональной подготовке необходимо учитывать возрастной контекст обучающихся. В статье приведены ряд основных психологических проблем, которые возникают при профессиональной подготовке студентов билингвов. Предлагается схема построения качественной профессиональной подготовки студентов билингвов. Радикальные изменения, коснувшиеся экономики и политики, влияют на социальные, психологические, языковые и педагогические взаимоотношения в обществе и обуславливают изменения ценностных ориентаций. Подготовка студентов билингвов в российских вузах зачастую мало чем отличается от методов обучения полилинг-вальных студентов. Студенты билингвы, которые обучаются в смешанных группах, могут испытывать языковой, психологический и социальный дискомфорт. Им необходима моральная, психологическая, педагогическая поддержка, как со стороны студентов смешанных групп, так и со стороны преподавателей вуза. Такая поддержка дает студентам стимул для получения углубленно-качественного профессионального образования.

Ключевые слова: образование, студенты билингвы, билингвизм, иноязычная культура, профессиональная подготовка, процесс обучения, межкультурная коммуникация.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Особенности профессиональной подготовки и последующее построение карьеры становится в последние годы объектом все более активного внимания различных наук: менеджмента, социологии, социальной психологии, возрастной психологии, педагогики. Ученые активно ищут ответ на вопрос, какие детерминанты определяют успешное овладение молодым человеком знаний, транслируемых в ВУЗе. Комплекс факторов, определяющих специфику современной профессиональной жизни, остро ставит вопрос о необходимости учета специфики получаемой профессии еще на этапе обучения, которые важны в современных реалиях для организации педагогических вмешательств для успешной подготовки учащихся.

Социальная реальность последних лет стимулирует появление новых ориентиров в системе профессиональных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование иных моделей поведения. Успешно построенная в дальнейшем карьера позволяет человеку реализовать свои возможности, подтвердить собственную значимость в глазах общества.

Современность такова, что в условиях изменения ценностных ориентиров нашего общества профессия педаго-

га теряет свой престиж.

Огромная ответственность, необходимость непрерывного самообразования, нервные и психологические перегрузки, неадекватная оплата работы и прочие характерные черты педагогической специальности причисляют её к одной из сложнейших, и вместе с тем сокращают число студентов в педвузах, избравших преподавательскую профессию в соответствии с призванием. Случайное предпочтение педагогической специальности многими абитуриентами определяет проблему качественной профессиональной ориентации молодого поколения уже оказавшегося на студенческой скамье педагогических учебных учреждений, однако не собирающихся работать по специальности. В психолого-педагогической литературе отмечается, что компетентная установка у учащихся педвузов складывается только к 4-5 курсу, после прохождения главных психолого-педагогических, специализированных дисциплин и прохождения преподавательской практики. Через некоторое время такое профессиональное самоопределение оказывает негативное влияние и на учащихся вузов пришедших в высшее учебное заведение согласно призванию, и тех, кто предпочел высшее учебное заведение случайно. Несомненно, что небольшое число профориентирующих предметов, недостаток педагогиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.