Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения'

Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3797
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ВУЗЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' KNOWLEDGE ASSESSMENT / POINT-RATING SYSTEM / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Наталия Александровна

Статья посвящена рассмотрению возможностей применения балльно-рейтинговой системы оценки студентов в вузах нашей страны, перспективам развития этой методики в системе высшего образования. Отражены основные проблемы и трудности внедрения данной системы оценки, даны примеры практического ее использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers possibilities of point-rating system application for students assessment in Russian higher education institutions and prospects of this methodology development in the system of higher education. Main problems and diffi culties, examples of practical application of this assessment system implementation are presented.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения

Зайцева Н.А.

Статья посвящена рассмотрению возможностей применения балльно-рейтинговой системы оценки студентов в вузах нашей страны, перспективам развития этой методики в системе высшего образования. Отражены основные проблемы и трудности внедрения данной системы оценки, даны примеры практического ее использования.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, вузы, высшее профессиональное образование, оценка знаний студентов

The author considers possibilities of point-rating system application for students' assessment in Russian higher education institutions and prospects of this methodology development in the system of higher education. Main problems and difficulties, examples of practical application of this assessment system implementation are presented.

Keywords: point-rating system, higher education institutions, higher professional education, students' knowledge assessment

Основные принципы разработки

и применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в вузах

Основы применения балльно-рейтинговой системы в нашей стране были определены в Приказе Министерства образования РФ от 11.07.2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» [3].

В вузах, специализирующихся на подготовке кадров для сервиса и туризма, пока еще не получила широкого распространения практика применения балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний студентов [1].

Методика применения БРС основана на учете всех работ, выполняемых студентами в течение семестра (аудиторные и внеаудиторные, самостоятельная работа студентов, все виды текущего, рубежного и итогового контроля знаний). Каждому виду работ в совокупной рейтинговой оценке отводится определенное количество баллов. В положениях о балльнорейтинговой оценке в различных вузах указываются либо общие принципы построения рейтинга, либо конкретные, довольно жесткие требования, установленные на уровне всего вуза или его отдельных структурных подразделений (факультетов или кафедр). В любом случае студент уже в течение первого месяца обучения по дисциплине должен получить полную информацию о том, какое количество баллов необходимо набрать для получения той или иной оценки и каким образом это можно сделать. Затем в течение семестра студенты обязаны своевременно и в полном объеме выполнять виды работ, предусмотренные в учебно-методическом комплексе (УМК) по конкретной дисциплине, а преподаватель — проверять выполненные работы, отмечать посещаемость студентов и вносить эту информацию в соответствующую форму отчетности по применению БРС. В некоторых вузах для этого разработаны и эффективно используются разнообразные виды порталов (учебный, образовательный, студенческий и т. п.), позволяющие в on-line режиме вносить информацию по использованию БРС. Другие вузы используют различные графические формы и электронные таблицы, например, подготовленные с использованием программы Microsoft Excel. В рамках

98

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения

данной статьи для наглядности будут использованы материалы, подготовленные с использованием данной программы.

«От сессии до сессии живут студенты весело...»

Если ранее использовавшаяся система оценки знаний студентов предполагала только два сложных периода в жизни студентов — зимняя и летняя сессия, то переход на балльно-рейтинговую систему означает, что для сдачи экзамена или зачета и даже для допуска к нему студент обязан в течение семестра набрать определенное количество баллов, выполняя различные задания, предусмотренные в УМК по конкретной дисциплине. При этом большая часть работ должна быть выполнена и сдана на проверку преподавателю в строго определенные сроки. При сдаче работы после установленного срока она может быть либо вообще не принята преподавателем, либо за эту работу начисляется меньшее количество баллов по сравнению с тем, что можно было получить при своевременной сдаче.

Преимущества и возможности БРС

Одно из основных преимуществ БРС состоит в обеспечении объективности оценки студенческих достижений в учебе. В традиционной системе оценки знаний студентов (устный или письменный итоговый контроль только в период сессии) не исключались ситуации, когда студент мог получить оценку по дисциплине ниже или наоборот выше того, что заслуживает. Немалую роль в этом играют, с одной стороны, так называемый «сессионный стресс», а с другой, личностно-психологические особенности самого студента и преподавателя.

Мне в своей практике нередко приходилось сталкиваться с ситуациями, когда студент, знающий предмет достаточно поверхностно, выучивал тесты и с легкостью сдавал их на экзамене на «отлично». Также нередко бывают ситуации, когда студент просто не умеет в силу каких-либо особенностей своего характера, умений и навыков работать с тестами или наоборот, умеет хорошо письменно излагать свои мысли, но устно сделать этого не может. Все это отражается на итоговой оценке. Опреде-

ленный фактор субъективности возможен и со стороны преподавателей (например, преподаватель торопился и поставил всем тройки, или иногда преподаватель, играя роль «своего», ставит студентам оценки по двухбалльной системе — «отлично» и «хорошо»). Конечно, приведенные примеры касаются скорее исключений из правил, но фактор возможного субъективизма в оценке также нельзя исключать.

В балльно-рейтинговой системе экзамен или зачет уже не является единственной возможностью дифференцированной оценки знаний студента за семестр. Он становится только еще одной формой контроля (рубежный контроль), результаты прохождения которого лишь добавляют определенное количество баллов к набранным студентом в течение семестра.

Сравнительный анализ практики применения БРС Как видно из ниже приведенной таблицы 1, разные вузы используют в общем-то схожие подходы к определению итоговой оценки в зависимости от количества баллов, набранных студентами в течение семестра.

Подходы к определению балльной оценки различных видов работ Разные вузы также используют свои методики определения количества баллов за различные виды работ. Например, на кафедре гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина утверждены следующие критерии оценок, используемые в БРС и являющиеся обязательными для дисциплин, закрепленных по кафедре [5]:

• посещение лекции и выполнение лекционного задания — до 0,5 балла;

• работа на семинаре — до 0,5 балла;

• выполнение домашнего задания — до 0,5 балла;

• выполнение контрольного задания — от 0,5 балла до 2 баллов;

• участие в деловой игре — до 5 баллов;

• выполнение курсовой работы — до 5 баллов;

Кроме того, за прилежную успеваемость (систематическую подготовку к семинарам, отличное выполнение устных

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

99

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры различных подходов к определению порядка рейтингового контроля знаний студентов вузов

Таблица 1

ГОУ ВПО Ряз. ГМУ Минсоцздравразвития России [2] ФГБОУВПО РГУТиС [4] Волго-Вятский филиал ГОУ ВПО Московский технический университет связи и информатики [7] Кафедра гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина [5]

Струк- тура рейтин- га Всего 100%: 50% — экзамен, 50% — семестровые оценки и посещение. За текущий контроль — 30 % от нормативного рейтинга дисциплины, за рубежный контроль — 30 % от нормативного рейтинга дисциплины и за итоговый контроль — 40% от нормативного рейтинга дисциплины. Всего 100 баллов За посещение занятий — 30 баллов За аудиторную работу — 40 баллов За СРС — 30 баллов Максимальное количество баллов — 120. Шкала оценок по отдельным модулям, блокам, разделам и т. д. каждой учебной дисциплины разрабатывается соответствующей кафедрой Максимальное количество баллов — 100.

Критерии получения оценки на экзамене 50,1-65% от максимального балла за дисциплину — «3» 65.1- 85% — «4» 85.1- 100 % — «5» Допуск к экзамену — 40 баллов 51-70 баллов — «3» 71-89 баллов — «4» 90-100 баллов — «5» Менее 55 баллов — «2» 55-75 баллов — «3» 76-90 баллов — «4» Свыше 91 балла — «5» 50-69 баллов — «3» 70-84 балла — «4» 85-100 баллов — «5»

и письменных заданий, участие в СНО по соответствующей дисциплине) преподаватель вправе премировать студентов бонусными баллами от 1 до 5 в зависимости от характера и уровня сложности выполняемой работы.

В ФГБОУ ВПО РГУТиС преподаватели самостоятельно определяют количество баллов за выполнение тех или иных видов работ. При этом максимальный балл за выполнение каждого контрольного мероприятия (задания) определяется преподавателем самостоятельно и может быть от нуля и выше (как правило, кратным 0,5) [4].

Поэтому далее приведу примеры из собственного опыта определения порядка рейтингового контроля знаний студентов по одной из преподаваемых дисциплин. Для удобства представления рассмотрим пример применения БРС для группы заочной формы обучения (4 занятия по 4 часа (по 2 пары), т. е. 16 часов).

В таблицах 2 и 3 представлены основные виды работ и количество баллов за аудиторную и самостоятельную работу студентов (СРС) (табл. 2.).

Кроме того, по каждому виду работ рубежного контроля дополнительно более подробно описываются требования к его выполнению (табл. 3.).

Как уже отмечалось ранее, одним из важных условий применения БРС является неукоснительное соблюдение установленных сроков выполнения тех или иных видов работ. Поэтому до студентов была доведена (размещена в файле с рейтинг-планом и выслана на электронный адрес группы после первого же занятия) следующая информация: те, кто сдал доклад (1-й рубежный контроль) до 15.10, получает 15 баллов, с 15 по 28.10 — 10 баллов, с 29.10 по 12.11 — 5 баллов, позже — ноль баллов. Презентацию (2-й рубежный контроль) нужно сдать (выслать на электронный адрес преподавателя) до 4 ноября — тогда это 35 баллов, с 04 по 18.11 — 20 баллов, с 19.11 по 03.12 — 10 баллов, позже — ноль баллов.

При этом отмечено, что прохождение двух рубежных контролей является обязательным условием допуска к экзамену, даже если за них студент получает ноль баллов (в случае, если материал первого

100

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения

Таблица 2

Пример применения БРС

(Фрагмент рейтинг-плана группы МЗ-4, дисциплина «Антикризисное управление»)

дата № блока Тема занятия Вид занятия Баллы Форма текущего контроля Баллы

24.09.2011 Блок 1 Темы 1,2 Кризисы в социальноэкономической системе. Система антикризисного управления в индустрии туризма лекция 5 Подготовка докладов на тему: «Уроки кризиса: российский и зарубежный опыт» 15

Решение задач: ФЭП кризисного предприятия, анализ клиентов кризисного предприятия СРС 10

01.10.2011 Темы 2, 3 Система антикризисного управления в индустрии туризма. Роль государства в антикризисном управлении лекция 5

Решение задач: построение конкурентного профиля кризисного предприятия, проведение финансового анализа кризисного предприятия СРС 10

08.10.2011 Блок 2 Темы 3, 4 Роль государства в антикризисном управлении. Антикризисная стратегия и тактика в индустрии туризма лекция 5 Подготовка коллективной презентации (группы до 5 человек) по материалам решенных задач «Мероприятия по выходу турфирмы из кризиса» 35

Решение задач: диагностика кризиса на предприятии и разработка мер по его преодолению СРС 10

22.10.2011 Темы 5, 6 Модель антикризисного менеджера и антикризисной службы. Основные подсистемы антикризисного управления на предприятии лекция 5

сумма 50 сумма 50

ВСЕГО БАЛЛОВ по дисциплине 100

Бонусные баллы за подготовку статей и докладов на студенческую конференцию и участие в студенческих научных проектах 10

Количество баллов за экзамен 20

рубежного контроля прислан после 13.11. и второго — позже 03.12.).

Также в рейтинг-плане размещена информация о том, каким образом оценивается выполнение самостоятельных работ. Поскольку в качестве СРС было дало задание по выполнению в течение недели после каждого занятия по два пункта расчетно-проектной работы, то были установлены следующие критерии оценки выполнения пунктов самостоятельной работы:

• сделаны правильно 2 пункта — 10 баллов;

• сделаны правильно 2 пункта, но есть ошибки в оформлении — 8 баллов;

• сделан правильно 1 пункт или сделаны 2 пункта, но оба с ошибками — 5 баллов;

• сделан правильно 1 пункт, но есть ошибки в оформлении — 3 балла;

• сделано правильно менее 1 пункта — 1 балл.

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

101

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 3

Критерии оценки заданий рубежного контроля

Кон- троль- ные точки Дата выдачи зада- ния Вид задания Содержание задания для рубежного контрольнопроверочного мероприятия Требования к выполнению задания Срок сдачи Критерии оценки по содержанию и качеству Количество баллов

max min

I блок 01.10.2011 Инди- виду- альное задание Подготовка докладов на тему: «Уроки кризиса: российский и зарубежный опыт» (объем от 5 до 10 стр. А4) Доклад высылается предварительно на эл. адрес преподавателя для проверки на антиплагиат (% авторского текста должен быть не менее 70%). Сдается материал в печатном виде. 15.10.2011 полнота изложения материала, 70 % оригинального текста 15 0

2 блок 08.10.2011 Групповое выступление с докладом и пре-зентаци-ей Подготовка коллективной презентации (группы до 5 человек) по материалам решенных задач «Мероприятия по выходу турфирмы из кризиса» (объем до 10 слайдов в программе PowerPoint) В презентации отражаются диаграммы по основным финансово-экономическим показателям, результаты анализа потребителей, клиентов, финансового анализа, схема проекта мероприятий и календарный план их внедрения 22.10.2011 Выполнение требований к заданию, оригинальность и экономическая целесообразность мероприятий 35 0

Если студенты не могли по каким-либо причинам присутствовать на занятиях, то они вправе передать в вуз выполненное задание с однокурсниками или с кем-либо еще. Главное условие — выполнение сро-

ков сдачи соответствующих пунктов работы — следующее занятие.

Далее в таблицах 4—6 представлены данные о набранных студентами баллах и итоговой оценке за экзамен по дисциплине.

Расчет количества баллов за посещаемость

Таблица 4

Ф. И. О. Расчет баллов

даты занятий предварительные баллы за посещаемость максимальное количество баллов за посещаемость в брС* итоговое количество баллов в БРС

24.09 01.10 08.10 20.10 ИТОГО

мах 1 балл мах 1 балл мах 1 балл мах 1 балл 4 30

1. Алымкулова 1 0,5 1 1 3,5 26,25

2. Белова 1 1 1 0,5 3,5 26,25

3. Бриненко 1 1 0,5 1 3,5 26,25

4. Воронцова 1 1 0 0 2 15,00

5. Давыдова 1 0,5 1 0 2,5 18,75

6. Доронина 1 1 1 1 4 30,00

7. Емельянова 1 1 0,5 1 3,5 26,25

Примечание: * общее количество баллов за соответствующий вид работ определен приказом ректора по университету

102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения

В данном случае максимальное количество баллов за присутствие на двух парах (4 часа) составляло 1 балл, а если студент был только на 1 паре, то 0,5 балла. В действительности количество баллов, выставляемых за посещение, не имеет никакого значения, т. к. общая сумма все равно пересчитывается в 30 баллов в соответствии с принятой в университете методикой БРС. Расчеты показывают, что за присутствие на каждом занятии, если общее количество занятий 4, студент получает 7,5 балла в БРС. Если же предусмотрено в учебном плане 34 часа лекций (17 занятий) и 34 часа семинаров (еще 17 занятий), то общее количество занятий составит 34. Таким образом, присутствие на одном занятии дает студенту 0,88 балла в БРС за посещение.

Далее в таблице 5 приведены данные о полученных студентами баллах за аудиторную и самостоятельную работу.

В данном случае, учитывая, что рейтинг-план разработан для студентов заочной формы обучения, к самостоятельной работе были отнесены все СРС, выполняемые между занятиями (пункты расчетно-проектной работы), а также оба рубежных контроля, т. е. из 100 баллов, представленных в таблице 2, 20 баллов отнесены на аудиторную работу (ответы студентов по соответствующим темам на лекциях), все остальное, т. е. 80 баллов — к СРС. Затем полученные баллы преобразовывались в установленные приказом ректора нормативы (40 баллов за аудиторную работу и 30 баллов за СРС, к которому отнесен и рубежный контроль).

Часто возникает вопрос: к чему относить баллы за рубежный контроль — к аудиторной или самостоятельной работе? В действительности все зависит от того, в какой форме этот контроль проходит. Если это тестирование на лекции, то это следует учитывать как аудиторную работу, а если это доклады, которые студент выполняет дома самостоятельно и только присылает преподавателю на электронную почту для проверки, то очевидно, что это будет учитываться как СРС. Сложнее в ситуациях, когда, например, презентация

в качестве задания к рубежному контролю подготовлена внеаудиторно, но условием прохождения этого контроля является публичная защита презентации на занятиях. На мой взгляд, правильнее и в этом случае учитывать этот вид работ как СРС, т. к. большая часть работ все-таки выполнялась самостоятельно и внеаудиторно.

После того как студенты сдадут все виды работ, рассчитывается общее количество баллов с учетом перевода их в структуру БРС, утвержденную по университету (таблица 6).

Как видно из данных таблицы 6, все студенты, кроме двух, по итогам выполненных работ могли получить оценки за экзамен «автоматом». Далее к полученным баллам добавлялись бонусные баллы за участие в студенческой конференции, что привело к повышению оценок для двух студенток (Алымкулова и Давыдова). Сдача экзамена всеми, кроме Алымкуловой, получившей по всем видам работ в течение семестра высший балл, а также Воронцовой и Давыдовой, не допущенных к экзамену, как не набравших минимально необходимое количество баллов для допуска (40 баллов), позволила повысить оценку за экзамен по дисциплине на 1 балл.

Советы по использованию БРС преподавателями

При всех достоинствах БРС есть некоторые моменты, которые следует учитывать при использовании данной системы.

Во-первых, это безусловно большие затраты времени на подготовку методических материалов, заполнение рейтинг-плана, переписку со студентами и т. п., чем это было ранее при традиционной системе оценки знаний студентов во время сессии.

В качестве совета по оптимизации затрат времени можно порекомендовать заполнение рейтинг-плана раз в 2 недели, что особенно актуально, если занятия проходят раз в 2 недели и при условии, если не используется интернет-портал, в котором имеется ограничение по времени доступа преподавателя к журналу посещения студентов.

Во-вторых, при всей объективности данной системы могут возникнуть жалобы

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

103

№4/2011 Современные проблемы сервиса и туризма

о

Таблица 5.

Расчет баллов за аудиторную, самостоятельную работу и рубежный контроль

Ф.И.О. Лекции 24.09 СРС (п. 2.1. и 2.3.) Лекции 01.10. СРС (п. 2.2. и 2.4.) Лекции 08.10 СРС (п. 2.5 и 2.6.) Лекции 22.10. Рубеж-ный контроль Баллы за аудиторную работу Баллы за самостоятельную работу (СРС+ рубежный контроль)

Блок 1 15.10 Блок 2 22.10 Пред-варите-льные баллы за аудит, работу max кол-во баллов за аудит, работу вБРС* Итоговое количество баллов за аудит, работу в БРС Предварительные баллы за СРС Итого балов за СРВ в БРС* Итоговое количество баллов за СРС в БРС

5,0 10,0 5,0 10,0 5,0 10,0 5,0 15 35 20,0 40,0 80,0 30

1. Алымкулова 5,0 10,0 2,5 6,0 5,0 10,0 5,0 15 20 17,5 35,0 61,0 22,9

2. Белова 5,0 10,0 5,0 10,0 5,0 10,0 2,5 15 20 17,5 35,0 65,0 24,4

3. Бриненко 5,0 3,0 5,0 10,0 2,5 10,0 5,0 15 20 17,5 35,0 58,0 21,8

4. Воронцова 5,0 1,0 5,0 4,0 0,0 4,0 0,0 10 5 10,0 20,0 24,0 9,0

5. Давыдова 5,0 0,0 2,5 6,0 5,0 0,0 0,0 5 0 12,5 25,0 11,0 4,1

6. Доронина 5,0 10,0 5,0 8,0 5,0 10,0 5,0 15 20 20,0 40,0 63,0 23,6

7. Емельянова 5,0 10,0 5,0 10,0 2,5 10,0 5,0 15 20 17,5 35,0 65,0 24,4

Расчет итоговых баллов и определение оценки за экзамен

Таблица 6

Ф.И.О. ИТОГО баллов по БРС по всем видам работ Итого-вая оценка Бонусные баллы ИТОГО баллов по БРС по всем видам работ + бонусы итоговая оценка с учетом бонусных баллов баллы за экзамен Итоговая оценка после сдачи экзамена

1. Алымкулова 84,15 4 5 89,15 5 5

2. Белова 85,65 4 0 85,65 4 20 5

3. Бриненко 83,05 4 0 83,05 4 20 5

4. Воронцова 44,00 2 0 44,00 2 не допуск

5. Давыдова 47,85 2 0 47,85 2 не допуск

6. Доронина 93,60 5 5 98,60 5 20 6

7. Емельянова 85,65 4 0 85,65 4 20 5

Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения

со стороны студентов на то, что преподаватель неверно отметил присутствие студентов на занятиях или неверно отразил сроки отправки студентов выполненного задания.

Для устранения таких ситуаций я прошу студентов очно-заочной и заочной форм обучения, а также очной формы (если староста забыла принести журнал) пустить по рядам листок, на котором должны записаться все присутствующие. В остальных случаях посещение отмечается в журнале группы. После этого листок с фамилиями, указанием группы и датой занятий или же лист из журнала посещения фотографирую на телефон. Файл с этим фото высылается на электронный адрес группы вместе с рейтинг-планом.

Для устранения возможных претензий студентов о неверном отражении сроков сдачи работ копирую письма с моим ответом о получении каждой работы в один общий файл по группе и высылаю его также вместе с рейтинг-планом на электронный адрес группы.

Стимулирование студентов: материальное и нематериальное

Балльно-рейтинговая система помогает созданию атмосферы инициативности и здорового соперничества в учебе. Информацию о полученных студентами рейтингах можно использовать в различных формах материального и нематериального стимулирования студентов.

Литература

1. Зайцева Н.А. Методические аспекты преподавания менеджмента для студентов вузов, специализирующихся в области подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 2.

2. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов ГОУ ВПО РязГМУ Минсоцздавразвития России № 197-дот 19.11.2010 г.

3. Приказ Министерства образования РФ от 11.07.2002 г. № 2654 «О проведении

Интересен в этом смысле опыт юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Так, решением Ученого совета факультета в 2009 году было принято решение о том, что деканаты по окончании каждого семестра будут составлять и размещать на своих стендах и на сайте университета сводные рейтинг-листы, так чтобы все смогли увидеть, какую позицию занимает каждый студент факультета. Кроме того, определяются еще и рейтинги академических групп (путем суммирования баллов, набранных всеми студентами академической группы за семестр) [6]. Этим решением предусмотрено, что фотографии лучших студентов по результатам годовых рейтингов подлежат размещению на доске почета юридического факультета.

Но кроме нематериальных форм стимулирования, предусмотрена и материальная — по результатам рейтинга кураторы, наставники, старосты и студенты лучших академических групп получают поощрения, определяемые по решению декана или заместителя декана по учебной работе.

Таким образом, нами рассмотрен опыт использования БРС различными вузами, а также представлены данные из личного опыта автора статьи.

Безусловно, эта методика оценки знаний студентов достаточно дискуссионная, и потому представляется целесообразным продолжить ее обсуждение с учетом практики применения в других вузах.

эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».

4. http://op.rguts.ru /(дата обращения:

25.11.2011) .

5. http://www.gubkin.ru/ faculty/law/ chairs_ and_departments/ civil_process_and_ socialjaw/rating.php (дата обращения:

20.11.2011) .

6. http://www.law.msu.ru/ teaching/ratings / pologhenie (дата обращения: 25.11.2011).

7. vvfmtuci.ru/files/pologenie.doc (дата обращения: 22.11.2011).

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.