Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития'

Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1373
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / БАЛЛ / ОЦЕНКА / RATING / COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS / QUALITY OF EDUCATION / SCORE / MARK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Татьяна Васильевна

Обоснована необходимость внедрения балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов в системе высшего образования. Выявлены проблемы внедрения исследуемой системы и предложены направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POINT-RATING SYSTEM OF MONITORING AND ASSESSMENT OF STUDENTS’ KNOWLEDGE: IMPLEMENTATION CHALLENGES AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The necessity of introduction of point-rating system for monitoring and evaluation of students' knowledge in higher education is justified. The problems of the implementation of the system under investigation are identified and directions of its development are proposed.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития»

УДК 378.14. 015.62 БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Глухова Татьяна Васильевна

Канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики НОУ ВПО Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск

Asptg2004@mail. ru

POINT-RATING SYSTEM OF MONITORING AND ASSESSMENT OF STUDENTS' KNOWLEDGE: IMPLEMENTATION CHALLENGES AND

DEVELOPMENT PROSPECTS

Tatyana Glukhova

Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics, Mordovian Humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

Обоснована необходимость внедрения балльно--рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов в системе высшего образования. Выявлены проблемы внедрения исследуемой системы и предложены направления ее развития.

ABSTRACT

The necessity of introduction of point-rating system for monitoring and evaluation of students' knowledge in higher education is justified. The problems of the implementation of the system under investigation are identified and directions of its development are proposed.

Ключевые слова: рейтинг, компетентность, образовательный процесс, качество образования, балл, оценка.

Keywords: rating, competence, educational process, the quality of education, score, mark.

В настоящее время многие российские вузы переходят к балльной-рейтинговой системе контроля и оценки успеваемости студентов. Переход к указанной системе обусловлен не только унификацией систем оценки в рамках присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу и переходом на систему бакалавриата, но также и необходимостью повышения эффективности образовательного процесса.

В современных условиях подготовка бакалавров осуществляется по Федеральным государственным образовательным стандартам

профессионального образования третьего поколения, основой которых является формирование различных компетенций студентов (ОК-общекультурных и ПК-профессиональных). Причем, одна и та же компетентность может формироваться несколькими учебными дисциплинами на протяжении всего периода обучения. Целью реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании является формирование компетентного специалиста. Компетентностный подход более соответствует современным условиям хозяйствования, поскольку он ориентирован на формирование наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками, еще и на развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда. Наряду с этим, компетентностный подход, направленный на качественно новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к таким компонентам образовательного процесса как: содержание, технологии обучения, средства контроля и оценки. Что касается технологий обучения, то следует реализовывать такие технологий, при которых студентов включаются в различные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов и т.п.), то есть, как можно более широко использовать творческий потенциал обучающихся [1, с. 133].

Исходя из вышеизложенного, следует, что организация современного образовательного процесса в системе высшего образования должна обеспечить функционирование системы управления качеством образования, внедрение новых методов обучения и оценки знаний студентов.

Во многом развитию компетентностей студентов может способствовать бально-рейтинговая система оценивания знаний, которая является современным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-практической, научной, внеучебной деятельности. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов. Успешность изучения отдельных дисциплин и активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности будут определять его рейтинг.

Рейтинг - это кумулятивный показатель поэтапной объективной оценки знаний студентов, который рассчитывается как сумма баллов, набранная студентом в течение определенного промежутка времени и является активным показателем, заставляющим обучающегося стремиться его повысить.

Рейтинговая система основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины и показывает диапазон знаний, умений и навыков студентов. В начале семестра преподаватель знакомит студентов с графиком контрольных мероприятий, в котором указаны даты прохождения контрольных точек.

Следует отметить, что необходимым условием успешной работы рейтинговой системы является единообразие методологического подхода к ее формированию [2, с. 18].

Использование балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов на сегодняшний день имеет как преимущества, так недостатки.

К преимуществам исследуемой системы контроля и оценки результатов деятельности студентов относятся:

- организованность и систематическая работа студентов в течение всего срока обучения;

- объективность оценки качества усвоения знаний по изучаемой дисциплине;

- стимулирование научного поиска;

- повышение познавательной активности студентов;

- повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;

- предсказуемость итоговой оценки;

- творческое отношение к работе, как студентов, так и преподавателей.

К недостаткам внедрения балльно-рейтинговой системы можно отнести следующее:

1. Балльно-рейтинговая ориентирована на максимальное количество баллов по изучаемой дисциплине. Однако не все студенты мотивированы именно на максимальный балл. Многие из них, набрав минимальное количество баллов, необходимое для сдачи зачета или экзамена, не выполняют оставшуюся часть заданий. Мотивация студента в течение семестра усиливается в случае модульного подхода, когда курс делится на отдельные модули, и по каждому из них студент должен отчитаться.

2. Необъективна оценка (количество баллов за выполненное задание) для курсов с разным количеством зачетных единиц. В этой связи максимальное количество баллов по дисциплине следует устанавливать в соответствии с количеством зачетных единиц.

3. Балльно-рейтинговая система создает много дополнительной работы для преподавателя. Он должен методически правильно рассчитать сколько баллов дается за каждое задание и критерии оценки, разработать задания разного уровня сложности в зависимости от того, на какое количество баллов претендует студент, ежедневно проверять большое количество заданий и т.п. В итоге методическая работа отнимает много времени и сил зачастую в ущерб учебной работе.

Несомненно, внедрение балльно-рейтинговой системы способствует объективной развернутой оценке знаний, умений, навыков (подготовленности) студента. Однако она должна быть ориентирована не только на оценку знаний по изучаемым дисциплинам, но и на оценку уровня сформированности компетенций в соответствии с образовательным стандартом. Таким образом, рейтинг студента целесообразно будет использовать при любой аттестации студента, а так же при его трудоустройстве как специалиста.

Список литературы:

1. Глухова Т.В., Бажанова С.В. ИКТ - компетентность в современном образовании / Интеграция образования. 2013. № 2. С. 130-135.

2. Макарова М.Н. Федорова О. Оценка балльно-рейтинговой системы студентами и УДГУ (результаты социологического исследования) / Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 1, 2013. С. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.