Научная статья на тему 'Балльная система оценивания как фактор повышения мотивации студентов к учебной деятельности'

Балльная система оценивания как фактор повышения мотивации студентов к учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3135
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / БАЛЛ / МОДУЛЬ / АЛГОРИТМ / РЕЙТИНГ / POINT SYSTEM OF EVALUATION / RATING / MODULE / ALGORITHM / RANKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лежнина Л. В., Шишковский В. И.

В данной работе рассматривается балльная система оценивания, которая является наиболее очевидным интегрирующим фактором глобального образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые являются основой образовательного процесса. В данной статье описываются результаты, полученные при использовании данной системы оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POINT SYSTEM OF EVALUATION AS A FACTOR OF INCREASING MOTIVATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

This paper examines the point system of evaluation, which is the most obvious integrating factor of the global education space, the main diagnostic tool in learning and implementing the feedback, as well as most clearly embodies the principles that underlie the educational process. This article describes the results obtained using this system of evaluation.

Текст научной работы на тему «Балльная система оценивания как фактор повышения мотивации студентов к учебной деятельности»

УДК 531/534+530.1(075)

Л. В. Лежнина, В. И. Шишковский

БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе рассматривается балльная система оценивания, которая является наиболее очевидным интегрирующим фактором глобального образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые являются основой образовательного процесса. В данной статье описываются результаты, полученные при использовании данной системы оценивания.

Ключевые слова: балльная система оценивания, балл, модуль, алгоритм, рейтинг.

Обеспечение качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, является важнейшей задачей высшей школы. Резкое увеличение объема и существенное усложнение структуры научной информации, усиление требований профессиональной и социальной мобильности, дальнейшее нарастание темпов развития науки и техники неизбежно приводит высшую школу к необходимости усовершенствования старых и разработке новых форм и методов обучения, а также методов контроля.

Традиционная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности. Для того чтобы недостатки традиционного контроля меньше сказывались на качестве оценки знаний студентов, преподаватели в своей практической работе стремятся совершенствовать средства и формы контроля. Поэтому сегодня интерес к балльной системе оценивания возрастает, это связано с потребностью раскрыть возможности студента в процессе обучения [1]. Балльная система оценивания предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и может быть использована в качестве одного из элементов управления учебным или образовательным процессами.

Опыт показывает, что применение балльной системы оценивания особенно актуально на младших курсах, когда у студентов идет формирование мотивации к профессиональному обучению.

Балльная система представляет собой свод правил и положений, на основе которых в ходе обучения осуществляется оценка знаний, умений, навыков и других результатов учебно-познавательной деятельности студента. При использовании балльной системы оценивания результаты обучаемых оцениваются в баллах. Преподаватель устанавливает количество баллов, которое студент может набрать во время лекционных, практических, лабораторных и других видов занятий, способствующих

усвоению изучаемого материала. Студент заранее знает, сколько баллов он получит в случае успешного выполнения конкретного задания, задачи, ответа на вопрос и прочих видов форм контроля.

С помощью балльной системы не только контролируются знания студентов, но и активизируется их познавательная деятельность в обучении, стимулируется более качественное выполнение аудиторных и внеаудиторных заданий в течение всего семестра. При помощи этой системы индивидуализируется учебный процесс, воспитывается рациональный подход к обучению, уменьшается субъективность педагога в оценивании знаний.

Особенность балльной системы оценивания состоит в том, что в нее включено большое количество разнообразных самостоятельных и индивидуальных работ, что активизирует самостоятельную работу студентов.

Внедрение балльной системы оценивания предусматривает тщательную переработку учебных программ, причем наиболее важным моментом является внедрение модулей - отдельных частей или тем изучаемой дисциплины. При использовании данной системы оценивания содержание дисциплины разбивается на отдельные части или темы, которые называются модулями. Модуль - относительно законченная и самостоятельная единица информации. Модуль создает целостное представление об определенной предметной области и позволяет наработать определенные компетенции, которые студент должен продемонстрировать по завершении освоения данного модуля. Количество модулей в семестр определяется в соответствии с учебным планом дисциплины. Выполнение всех заданий в пределах модуля позволяет студенту набрать определенное количество баллов (по 100-балльной шкале), поэтому система становится модульно-рейтинговой. Эта система помогает увидеть и оценить эффективность трудозатрат студента в процессе освоения курса.

Изучение каждого модуля заканчивается промежуточным контролем, форма которого в зависимости от выбора преподавателем содержания и метода изучения может быть контрольная работа, коллоквиум, зачет, защита проекта, творческая работа. За участие в каждой акции студент накапливает определенное количество баллов, которые затем складываются, и по набранной сумме баллов выставляется зачет или экзаменационная оценка. В то же время у студента остается возможность пойти на экзамен и попытаться изменить ее на более высокую. Также существует возможность получить дополнительные баллы: написать реферат, принять участие в НИРС, выступить с докладом на конференции. Данная система является дополнительной мотивацией для студентов при изучении дисциплины.

Преподаватель может своевременно определить проблемы обучаемого и скорректировать его деятельность; он также может выделить талантливых студентов и помочь им наиболее полно реализовать свои потенциальные возможности.

Данная система оценивания была апробирована в преподавании курса «Общая и экспериментальная физика» на физико-математическом факультете Томского государственного педагогического университета. В эксперименте принимали участие две группы с примерно одинаковым начальным уровнем обученности, что отражено на диаграмме входящих параметров (рис. 1).

50

40 / _

30 А

20

10

п

□ Экспер. гр.

□ Конт. гр.

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Рис. 1. Диаграмма обученности экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе

Из рис. 1 видно, что уровень обученности экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе является примерно одинаковым. Начальный уровень обученности экспериментальной и контрольной групп оценивался по 5-балльной шкале. Как можно видеть из рис. 1, количество отличных оценок в экспериментальной группе на 8 %

больше, чем в контрольной группе. В контрольной группе хороших оценок на 14 % больше, чем в экспериментальной группе, а удовлетворительных оценок в экспериментальной группе больше на 7 %, чем в контрольной.

Дисциплина строилась по модульной структуре, в ее состав входило пять модулей: физические основы механики, колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; квантовая физика. Балльная система оценивания реализовывалась как в рамках каждого модуля, так и по всей дисциплине в целом.

В течение одного семестра, состоящего из 18 нед, было пройдено два модуля. Максимальное количество баллов, которые студенты могли получить за выполнение запланированных семестровых контрольных заданий, посещаемость и решение задач по двум модулям, было равно 100. Для экспериментальной группы балльная система оценивания являлась обязательной, а контрольная группа обучалась по традиционной системе обучения. В соответствии с новой технологией студенты экспериментальной группы набирали баллы по формам контроля в ходе изучения дисциплины. Студенты имели возможность получить оценку по итогам работы за семестр с учетом баллов по разным видам работ. Программа предусматривала лекционные, практические и лабораторные занятия. Лекционные занятия включали в себя следующие формы контроля: коллоквиумы, тесты, физические диктанты. Практические занятия включали формы контроля: задания, контрольные работы, тесты. Лабораторные работы включали формы контроля: коллоквиумы, задания, тесты.

Распределение начисления баллов по формам контроля представлено в таблице.

Общую сумму баллов, которую набрал студент в течение семестра, можно подсчитать по формуле: м п

я,

1 j =1

где М - количество видов работ по данной дисциплине, п1 - количество форм контроля для 1-го вида работ, 51] - количество баллов для _)-й формы контроля для 1-го вида работ.

В экспериментальной группе в конце семестра подсчитывались баллы студентов, полученные за работу, и выставлялись итоговые оценки, а в контрольной группе оценки студентам выставлялись по 5-балльной шкале. Если количество баллов в экспериментальной группе составляло 55 и менее, выставлялась оценка «неудовлетворительно»;

Таблица 1

Начисление баллов по формам контроля

Формы контроля Минимальный балл Максимальный балл Критерий оценивания

Лекции

Коллоквиум 1 4 5 4 балла - 5 ошибок; 5 баллов - 3 ошибки

Коллоквиум 2 4 5 4 балла - 5 ошибок; 5 баллов - 3 ошибки

Тест 1 4 5 4 балла - от 50 до 70% правильных ответов; 5 баллов - более 70% правильных ответов

Тест 2 4 5 4 балла - от 50 до 70% правильных ответов; 5 баллов - более 70% правильных ответов

Физический диктант 1 4 5 4 балла - 3 ошибки; 5 баллов - 2 ошибки

Физический диктант 2 4 5 4 балла- 3 ошибок; 5 баллов - 2 ошибки

Итого 24 30

Практические занятия

Задания (20) 8 11 8 баллов - от 10 до 15 правильно решенных задач; 11 баллов - более 15 правильно решенных задач

Контрольная работа 1 5 7 5 баллов - от 3 до 5 правильно решенных задач; 7 баллов - более 5 правильно решенных задач

Контрольная работа 2 5 7 5 баллов - от 3 до 5 правильно решенных задач; 7 баллов - более 5 правильно решенных задач

Тест 1 4 5 4 балла - от 50 до 70 % правильных ответов; 5 баллов - более 70 % правильных ответов

Тест 2 4 5 4 балла - от 50 до 70 % правильных ответов; 5 баллов - более 70 % правильных ответов

Итого 26 35

Лабораторные работы

Коллоквиум 8 10 8 баллов - 5 ошибок; 10 баллов - 3 ошибки

Задания (30) 12 15 12 баллов - от 15 до 20 правильно решенных задач; 15 баллов - более 20 правильно решенных задач

Тест 7 10 7 баллов - от 50 до 70 % правильных ответов; 10 баллов - более 70 % правильных ответов

Итого 27 35

56-70 - «удовлетворительно»; 71-85 - «хорошо»; 86-100 - «отлично».

Итоговая оценка в контрольной группе складывалась из ответов на экзаменационные вопросы. Оценка «отлично» выставлялись студентам, если были получены полные ответы на все вопросы билета без наводящих вопросов преподавателя; «хорошо» - получены достаточно полные ответы на все вопросы билета, но с помощью наводящих вопросов преподавателя; «удовлетворительно» -получены неполные ответы на все или часть воп-

У"

Ґ- У

□ Экспер. гр.

□ Конт. гр.

50 40 30 20 10 О

Отлично Хорошо Удовлетворительно

Рис. 2. Диаграмма обученности экспериментальной и контрольной групп после применения балльной системы оценивания

росов билета; «неудовлетворительно» могло быть поставлено в случае получения фрагментов ответов на вопросы билета или вопросы совсем не раскрыты.

Из рис. 2 видно, что после применения балльной системы оценивания обученность экспериментальной и контрольной групп изменилась по сравнению с начальным уровнем обученности. Количество отличных оценок в экспериментальной группе увеличилось на 10 %, а в контрольной группе осталось примерно на том же уровне. В экспериментальной группе хорошие оценки также увеличились на 2 %, в контрольной группе их количество осталось без изменения. Удовлетворительные оценки в экспериментальной группе сократились на 20 %, а в контрольной группе увеличились на 2 %.

Опыт работы со студентами с использованием балльной системы оценивания показал, что такая система оценивания качества обучения по учебной дисциплине является более эффективной, чем традиционная 5-балльная система. Анкетирование показало, что данная система более открыта и понятна для студентов, более удобна для преподавателя,

так как позволяет своевременно вносить изменения в процесс обучения. Эта система положительно воспринимается студентами и является средством их дополнительного мотивирования к изучению предмета.

В работе Е. С. Тантыбаевой выделены следующие преимущества балльной системы оценивания: четкое понимание целей, содержания, а также значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности; возможность самостоятельно планировать рабочее время и наиболее полно реализовывать свои способности; на основе

текущего рейтинга можно спланировать свою дальнейшую деятельность [2]. Наиболее важным преимуществом балльной системы оценивания является повышение мотивации к учебной деятельности. Одним из недостатков модульного подхода выступает то, что теряется некоторая системность в построении курса в целом.

Авторы выражают благодарность участникам постоянно действующего семинара НОЦ по педагогическим исследованиям в области физико-математического образования за плодотворное обсуждение работы.

Список литературы

Барбашин В. В. Формирование готовности студентов к самоконтролю в модульно-рейтинговом обучении: на примере учебной дисциплины «Физическая культура»: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2007. 288 с.

Тантыбаева Б. С. Применение модульно-рейтинговой технологии при обучении студентов в университете. 1^1.: Мр://\мт.ш8паика. сот/0М2006/РеЬадодіса

Лежнина Л. В., начальник отдела исследований и разработок. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041. E-mail: legnina@yandex.ru

Шишковский В. И., доктор физико-математических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

Материал поступил в редакцию 20.05.2010.

L. V Lezhnina, V I. Shishkovsky

POINT SYSTEM OF EVALUATION AS A FACTOR OF INCREASING MOTIVATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

This paper examines the point system of evaluation, which is the most obvious integrating factor of the global education space, the main diagnostic tool in learning and implementing the feedback, as well as most clearly embodies the principles that underlie the educational process. This article describes the results obtained using this system of evaluation.

Key words: point system of evaluation, rating, module, algorithm, ranking.

Lezhnina L. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Kiyevskaya Street, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: legnina@yandex.ru

Shishkovsky V. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Kiyevskaya Street, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.