Научная статья на тему 'Балет для детей - новый советский жанр'

Балет для детей - новый советский жанр Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1862
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ / МОСКОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н.И. САЦ / NATALIA SATS MOSCOW STATE OPERA AND BALLET THEATRE FOR YOUNG AUDIENCES / СКАЗКА НА СЦЕНЕ / TALE ON STAGE / К.Я. ГОЛЕЙЗОВСКИЙ / Н.И. САЦ / BALLET FOR YOUNG AUDIENCES / MOSCOW BALLET SCHOOL / K. GOLEYZOVSKI / N. SATS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зверева П.В.

Статья посвящена балетам для детей, поставленным в XX веке на сценах московских музыкальных театров. Основные спектакли, созданные специально для детской аудитории, упоминаются в хронологическом порядке, а также в историческом, социальном и культурном контексте. Отмечается значение постановочной деятельности Московского хореографического училища, рассматривается роль Детского музыкального театра имени Н.И. Сац и лично вклад его основательницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALLET FOR YOUNG AUDIENCES AS A NEW SOVIET GENRE

The article deals with the phenomenon of ballets staged for children as target audience, that emerged in various musical theatres of Moscow in XX century. The main performances of this kind are listed in chronological order, with a view to a broader historical, social and cultural context. The author points out the importance of the theatrical activities, launched by Moscow Ballet School, along with giving a thorough analysis to the role of Natalia Sats Moscow State Opera and Musical Theatre for Young Audiences and its founder’s activities in particular.

Текст научной работы на тему «Балет для детей - новый советский жанр»

П.В. Зверева

Московская государственная академия хореографии (МГАХ),

Москва, Россия

БАЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ - НОВЫЙ СОВЕТСКИЙ ЖАНР

Аннотация:

Статья посвящена балетам для детей, поставленным в XX веке на сценах московских музыкальных театров. Основные спектакли, созданные специально для детской аудитории, упоминаются в хронологическом порядке, а также в историческом, социальном и культурном контексте. Отмечается значение постановочной деятельности Московского хореографического училища, рассматривается роль Детского музыкального театра имени Н.И. Сац и лично вклад его основательницы.

Ключевые слова: балет для детей, Московское хореографическое училище, Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, сказка на сцене, К.Я. Голейзовский, Н.И. Сац.

P. Zvereva

Moscow State Academy of Choreography, Moscow, Russia

BALLET FOR YOUNG AUDIENCES AS A NEW SOVIET

GENRE

Abstract:

The article deals with the phenomenon of ballets staged for children as target audience, that emerged in various musical theatres of Moscow in XX century. The main performances of this kind are listed in chronological order, with a view to a broader historical, social and cultural context. The author points out the importance of the theatrical activities, launched by Moscow Ballet School, along with giving a thorough analysis to the role of Natalia Sats Moscow State Opera and Musical Theatre for Young Audiences and its founder's activities in particular.

Key words: ballet for young audiences, Moscow Ballet School, Natalia Sats Moscow State Opera and Ballet Theatre for Young Audiences, tale on stage, K. Goleyzovski, N. Sats

До 1918 года балетных спектаклей, специально созданных для детей, не существовало. Но «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Конек-Горбунок» Ц. Пуни и «Спящая красавица» П.И. Чайковского часто шли утром, подразумевая возможное посещение спектаклей семьями с детьми. Не было также и детских драматических спектаклей, кроме тех, что дети разыгрывали сами в домашней обстановке. О сложившейся ситуации размышляла Л.П. Потоцкая: «Причины этого следует искать в истории естественных отношений, ведь все, связанное с ребенком, — это заказ общества на воспитание и развитие подрастающего поколения. Пока в обществе не возникает такой потребности, нет и структур, обслуживающих ее. А потребность возникает в процессе осознания детства как особого, специфического этапа развития человека» [5, с. 287]. Потребности в культурном обслуживании детей как отдельного класса общества не возникало: воспитание и нравственное становление исконно было прерогативой семьи, духовное просвещение — делом церкви.

После революции отношение к детству было коренным образом изменено: на него стали смотреть не просто как на этап взросления, который нужно как можно скорее пройти, а как на важный период формирования личности, от которого зависит вся последующая жизнь человека. В детях увидели будущих граждан новой страны, и особенно важной педагогической задачей стало воспитание юных в русле социалистической идеологии. С этой целью и был создан первый детский театр.

Изменилось предназначение театра вообще — из развлекательного учреждения он превратился в кафедру политического просвещения. Пригодность для агитационной деятельности стала определяющим критерием для всех без исключения направлений искусства. Причины столь кардинальной смены художественного курса можно проследить в отношении к искусству высшей государственной власти: «Я, знаете, в искусстве не силен. Искусство для меня, это... что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его — дзык, дзык! — вырежем. За ненужностью.» — говорил В.И.Ленин [цит. по: 1, с. 271]. В жернова политической цензуры попал и балет. За Большой театр развернулась борьба между сторонниками новой власти в искусстве, считавшими, что все ста-

рое подлежит уничтожению, и защитниками академических традиций, утверждавших, что искусство классического танца вечно и аполитично. А.В. Луначарский отстоял Большой театр у активных реформаторов. Несмотря на то, что революционные спектакли на сцене главного музыкального театра страны появились не сразу, новая рабоче-крестьянская публика наполняла зал независимо от текущего репертуара.

Балет — искусство, по природе более консервативное, устоявшееся в своих формах, — не предоставлял такой свободы творчества, как драматический театр, в плане приспособления его к целям политической агитации. Возможности драматического искусства, более приближенного к жизни по сценическому языку, казались понятнее, чем пути реформирования балета. Вероятно, именно поэтому деятели театра, впервые выступившие за искусство специально для детей, остановились на драматическом театре, не затронув тему революционного балета для детей.

Первым о балетном репертуаре для детей заговорил К.Я. Го-лейзовский, создавший в 1916 году свою экспериментальную студию [3, с. 514—515]1. В 1919 году в задачи студии, кроме прочего, входило «приготовление артистов для постановок детских балетных спектаклей младшего и старшего возраста, не считая приемлемыми в педагогическом отношении балеты Государственных сцен, предназначенные для взрослой публики» [там же, с. 53]. Из этого же постановления становится известно, что упоминаемые спектакли предназначались для просмотра детьми: планировалось оборудовать зрительный зал «как помещение для смотрящих детей, приглашенных из школ и пр.» [там же, с. 54].

Более масштабно начинание Голейзовского было продолжено Наталией Ильиничной Сац — именно она познакомила московских детей с балетным искусством. Став во главе Детского отдела Театрально-музыкальной секции Театрального отдела Наркомпроса, Сац организовывала сборные выездные концерты, где выступали знаменитые артисты московских театров.

1 Студия неоднократно меняла название. В 1918 году она упоминалась как «Мастерская балетного искусства», в мае 1919 года, войдя в состав Детского театра Моссовета, была переименована в «Первую показательную балетную студию», в 1921 году получила название «Искания», а с 1923 по 1924 год существовала как «Московский камерный балет».

Известно, что в этих концертах артисты балета Большого театра В.И. Мосолова и В.А. Рябцев исполняли дуэт Кота и Белой кошечки из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» [7, с. 112], Е.В. Гельцер исполняла «Русскую» из «Конька-Горбунка» Ц. Пуни и «Классическую вариацию» [там же, с. 126]. Н.И. Сац сохранила воспоминания о первой встрече детей с балетным искусством: «"Русская" — в шитом бисером головном уборе и атласном сарафане — ребятам очень нравилась. А "Вариация" — в короткой, торчащей юбочке (она называется "пачка") — у некоторых мальчиков вызывала взрывы хохота: уж очень непривычны для них были движения и костюм артистки» [там же].

Затем Наталия Сац добилась, чтобы один раз в неделю билеты на спектакли всех московских театров распространялись бесплатно среди детей (детские дома, школы) [8, с. 127]. В Большом театре дети посещали как оперы, так и балеты. Н.И. Сац вспоминает о впечатлении, произведенном на детей их первыми спектаклями в Большом театре: «Ребята во время спектакля сидели все, в общем, хорошо. Но в балете они далеко не всегда понимали содержание (а главное для ребят — понимать смысл действия, логику событий)» [там же, с. 128]. Стремясь как можно более полно донести до детей суть музыкального спектакля, Н.И. Сац решила рассказывать со сцены содержание перед началом каждого спектакля. Эта традиция пережила свою создательницу и сохраняется до сих пор в Детском музыкальном театре. По бесплатным билетам дети посмотрели много опер и балетов в Большом театре, в том числе: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, «Тщетная предосторожность» П.Л. Гертеля, «Коппелия» Л. Делиба, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова [6, с. 74].

В октябре 1918 года открылся Детский театр Моссовета — первый постоянный театр для детей, где вначале давались только кукольные спектакли трех видов: петрушек, марионеток и теней. Совместно с кукольниками Ефимовыми Н.И. Сац принимала самое деятельное участие в обустройстве нового помещения. Следующим этапом работы театра стало включение в репертуар балетных спектаклей. К этому решению Наталию Сац подтолкнул успех балетных номеров в программах детских выездных утрен-

ников. С 1 мая 1919 года в состав театра влилась «Первая показательная балетная студия» К.Я. Голейзовского, артистами которой являлись и молодые специалисты, и ученики, обучавшиеся хореографии в этой же школе. В автобиографии Голейзовского студия фигурирует как «"Детский балетный театр", ставивший балетные спектакли для рабочей детворы» [3, с. 53]. Таким образом, в Детском театре Моссовета прошли два спектакля К.Я. Голейзовского — «Песочные старички» (1918 г., балет в 3-х действиях на сборную музыку) и «Макс и Мориц» (1919 г., балет в 1-м действии на музыку этюдов Л. Шитте) [там же, с. 537]. Неосуществленными остались планы постановки балетов «Белоснежка» (были сочинены только фрагменты) и «Лесной царь» (Голейзов-ский успел написать и отправить Наталии Сац либретто).

«Макс и Мориц» — балет для мальчиков, как его задумывал Голейзовский, — не стал творческой удачей. В рецензиях сохранилось краткое изложение сюжета, а также мнение А.В. Луначарского, посетившего спектакль: «Впечатление, вынесенное комиссией от спектакля, в высшей степени удручающее. Пьеса поставлена в старо-немецкой тривиальной манере, под нелепую музыку, переполнена антипедагогическими и антихудожественными трюками и эпизодами» [2, с. 11]. Голейзовский подал заявление об уходе из студии 24 декабря 1919 года. Причиной были художественные разногласия по поводу «Макса и Морица».

Детский театр Моссовета реорганизовали, и на его базе появился Первый государственный детский театр, находившийся в ведении Наркомпроса и лично А.В. Луначарского, ставшего во главе директории. 14 января 1920 года состоялось заседание директории, на котором было решено ликвидировать балетную труппу. Наталия Сац утвердилась во мнении, что для детей интереснее всего звучащее со сцены слово, и до 1965 года в репертуаре руководимых ею театров не появлялось ни одного балетного спектакля. Исключением стал балет-пантомима Л.А. Половинкина «Негритенок и обезьяна» (либретто и постановка Н.И. Сац, художник Г.Г. Гольц, 1927 г.), построенный на синтезе театрального искусства и кино. Танцевальные сцены перемежались с пантомимой, отдельные моменты действия иллюстрировались с помощью мультипликации.

К пятилетию Октябрьской революции Большой театр представил детям балет «Вечно живые цветы» на музыку Б.В. Асафь-

ева. В содружестве с художником Ф.Ф. Федоровским, дирижером Ю.Ф. Файером и педагогом В.Г. Марцем балетмейстер А.А. Горский создал спектакль, где все выразительные средства были подчинены идеологической задаче. Сюжет внешне напоминал сказку М. Метерлинка «Синяя птица», только здесь мальчик и девочка искали не синюю птицу, а вечно живые цветы, и вместо волшебных миров герои встречали на своем пути крестьян, работающих в поле, пекарей, попадали в кузницу и, наконец, узнавали, что вечно живые цветы — это они сами, дети рабочих. «Вечно живые цветы» завершались апофеозом — гимном «Интернационал» в совместном исполнении зрителей и Детского хора Большого театра. В спектакле участвовали и артисты, и ученики балетной школы. Облик спектакля по рукописям балетмейстера А.А. Горского восстановила историк балета Е.Я. Суриц. «Вечно живые цветы» прошли всего пять раз, и с 1923 до 1935 года в Москве не появилось ни одного балета для детской аудитории.

В 1935 году на сцене Большого театра были показаны «Три толстяка» В.А. Оранского (по мотивам сказки Ю.К. Олеши, балетмейстер И.А. Моисеев). Балет хоть и считался детским, но имел скрытую политическую подоплеку, адресованную взрослым, в то время как детям доставались лишь внешние контуры сюжета. Хореограф И.А. Моисеев говорил о четком делении героев спектакля на друзей народа и врагов, об усилении иронических красок персонажей для того, чтобы донести содержание балета до широкого зрителя. Образ цирковой артистки Суок создавали ведущие балерины Большого театра О.В. Лепешинская и С.М. Мессерер.

Начиная с 1940-х годов в музыкальных театрах России один за другим возникают балетные спектакли для детей2. Большая часть

2 1942 год — «Алые паруса» В.М. Юровского, либретто по повести А.С. Грина (балетмейстеры А.И. Радунский, Н.М. Попко, Л.А. Поспехин). Труппа Большого театра. Премьера состоялась во время эвакуации труппы театра в г. Куйбышев.

Премьера в Большом театре состоялась через год, в 1943 году.

1947 год — «Доктор Айболит» И.В. Морозова по мотивам сказки К.И. Чуковского (балетмейстер М.Ф. Моисеев, художник Б.Г. Кноблок, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета). В 1948 году — в Малом Ленинградском оперном театре (балетмейстер Б.А. Фенстер), в Московском Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

из них — на основе сказок. Однако история этого литературного жанра на театральной сцене складывалась непросто. Во второй половине 20-х годов XX века сказка была объявлена врагом для ребенка как «внушающая детям превратные представления о действительности, пагубно действующая на психику советского ребенка, отравляющая его мистикой и чудовищными кошмарами» [4, с. 133]. Сказка исчезла со сцен детских театров почти на десять лет. Ей на смену пришли спектакли с фантастическим сюжетом, в которых советские мальчики и девочки совершали подвиги, имевшие мало общего с действительностью. «Героем при этом был самый малый и слабый, который на деле оказывался самым умным и способным — ребенок. Сказочный архетип прослеживается не только в характеристике главного героя, но зачастую в структуре подобных пьес: главный персонаж отправляется за тридевять земель, совершает ряд подвигов... <...> Таким образом, сказка, сменив старые одежды, обретя приметы современности, продолжала полулегально существовать на детской сцене. Как и в сказке, чужой зарубежный мир был представлен в подобных спектаклях весьма обобщенно» [там же, с. 137]. С середины 30-х годов сказка официально возвращается в детский театр. Если раньше интерпретация сказки происходила в русле символизма и условности, то сейчас особая важность придается реалистичности зрелища.

Во второй половине XX века детские балеты стали появляться не только в провинции, но и на сцене Большого театра. Одноактный «Петя и Волк» С.С. Прокофьева в постановке

1949 год — «Аленький цветочек» К.А. Корчмарева, либретто по мотивам сказки С.Т. Аксакова (балетмейстер М.Ф. Моисеев, художник Б.Г. Кноблок, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета).

1949 год — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» на муз. А.К. Лядова и В.М. Дешевова (балетмейстеры Б.А. Фенстер, А.Л. Андреев, Ленинградский гос. академич. Малый оперный театр (МАЛЕГОТ).

1954 год — «Двенадцать месяцев» Б.Л. Битова (балетмейстер Б.А. Фенстер, Ленинградский гос. академич. Малый оперный театр (МАЛЕГОТ).

1963 год — «Снегурочка» на музыку П.И. Чайковского (балетмейстер В.П. Бурмейстер, декорации В.И. Волкова, художник по костюмам Ю.М. Стройкова, Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко).

1970 год — «Белеет парус одинокий» Ю.М. Александрова (балетмейстер В.П. Бурмейстер, художник А.Ф. Лушин, Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко).

А.А. Варламова шел в 1959 году в один вечер с двумя другими одноактными спектаклями. «Конек-Горбунок» Р.К. Щедрина был поставлен балетмейстером А.М. Радунским в 1960 году. 1977 год отмечен появлением на сцене Большого театра одного из лучших образцов балетного спектакля для детей — «Чипполино» К.С. Хачатуряна в хореографии Г.А. Майорова. Им же созданы детские балеты «Маленький принц» Е.А. Глебова (1983) и «Белоснежка» К.С. Хачатуряна (1995).

Расширению балетного репертуара для детей в Большом театре способствовала также постановочная деятельность Московского (с 1961 года — академического) хореографического училища. Пять выпускных спектаклей МХУ (МАХУ) были исполнены на сцене Большого театра и предназначались для детской аудитории: «Аистенок» Д.Л. Клебанова (балетмейстеры Н.М. Попко, Л.А. Поспехин, А.И. Радунский, 1937; возобновлен в 1948 году силами артистов Большого театра с участием учеников МХУ, балетмейстеры те же; возобновлен в 1964 году как спектакль МАХУ, балетмейстеры те же), «Снегурочка» на музыку П.И. Чайковского (балетмейстер В.А. Варковицкий, 1946), «Щелкунчик» П.И. Чайковского (балетмейстер В.И. Вайнонен, 1950), «Цветик-семицветик» Е.П. Крылатова (балетмейстер О.Г. Тарасова, 1965), «Русская сказка» М.И. Чулаки (балетмейстер Ал.А. Дементьев, 1971; в 1940 году этот спектакль был поставлен в Ленинградском Малом оперном театре под названием «Сказка о попе и работнике его Балде»). «Щелкунчик» впоследствии был включен в афишу театра и исполнялся профессиональными артистами.

В 1965 году в Москве открылся Детский музыкальный театр, репертуар которого состоял только из опер и балетов. Инициатором стала Н.И. Сац, поверившая в то, что музыкальные спектакли важны для культурного развития детей, что именно через театральные впечатления дети смогут воспринять серьезную музыку. Решение о создании стационарного театра оперы и балета для детей появилось не сразу. Сац всегда стремилась сделать свои спектакли насквозь музыкальными и чем дальше, тем больше убеждалась в необходимости хорошей музыки, живого, полноценного оркестра для детских спектаклей. Сперва она организовывала абонементы детской филармонии, где оркестр во главе с лучшими дирижерами исполнял симфонические произведения,

написанные специально для детей [9, с. 105]. Мысль о детском оперном театре она высказала на пленуме Союза композиторов, «посвященном вопросу музыки для детей и юношества» [там же, с. 106], написала статью в газету «Правда» (от 28 февраля 1963 г.), затем обратилась к первому заместителю министра культуры СССР с идеей о создании и приложением подробного проекта-сметы будущего детского музыкального театра [10].

Театр открылся 1 ноября 1965 года оперой М.И. Красева «Мо-розко». В первые годы в репертуаре преобладали оперы, в которые включались балетные сцены; численность оперной труппы преобладала над численностью коллектива балета. Первый самостоятельный балетный спектакль «Комар и самовар» Е.В. Ларионовой (декорации и костюмы Н.Т. Хренниковой) был поставлен Б.Ф. Ля-паевым (1976), только что приглашенным в труппу молодым танцовщиком, вскоре ставшим главным балетмейстером театра. В 1973 году был восстановлен балет Л.А. Половинкина «Негритенок и обезьяна» (в новой хореографической редакции О.Г. Тарасовой), созданный в 1927 году. Следующим шагом стала премьера 2 января 1983 года спектакля-эмблемы театра — «Синяя птица» (музыка И.А. Саца, М.Р. Раухвергера, балетмейстер Б.Ф. Ляпаев). В 1984-м коллектив театра выпустил балет «Алые паруса» В.М. Юровского (балетмейстер Б.Ф. Ляпаев). Для самых маленьких шел балет «Колобок» М.Р. Раухвергера (балетмейстер Т.А. Агамирова-Сац, 1976).

Благодаря непрерывной деятельности Детского музыкального театра на протяжении почти пятидесяти лет сформировался значительный репертуар, состоящий из опер и балетов для детей. Балетная афиша театра включает оригинальные постановки и спектакли, перенесенные на его сцену и адаптированные в соответствии с возможностями труппы и выносливостью юных зрителей. Специально для этой сцены были поставлены следующие спектакли: «Синяя птица» И.А. Саца—М.Р. Раухвергера, «Алые паруса» В.М. Юровского, «Золушка» С.С. Прокофьева, «Снегурочка» на музыку В.В. Подгорецкого, «Доктор Айболит» И.В. Морозова, «Принцесса на горошине» на музыку А. Вивальди и А. Корелли. В разные годы на сцену Детского музыкального театра перенесли версии классических балетов: «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в постановке В.П. Бурмейстера, «Чипполино» К.С. Хачатуряна (балетмейстер Г.А. Майоров), «Щелкунчик» П.И. Чайковского (балетмейстер

В.И. Вайнонен), «Жар-птица» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского (хореография М.М. Фокина, постановка А.М. Лиепы). Детский музыкальный театр и по сей день является единственным театром, где все музыкальные спектакли — оперы и балеты — адресованы юным зрителям разных возрастных групп.

История создания балетов для детей — не раскрытая глава истории балетного театра. Данное явление никогда не рассматривалось в качестве самостоятельного направления искусства, складывающегося из систематически повторяющихся событий — детских музыкальных спектаклей. Теоретическое наследие балетного театра имеет большую библиографию. Упоминания о постановках, созданных специально для детей, встречаются и в книгах по истории хореографического искусства, и в тематических сборниках, и в мемуарной литературе. Эти разрозненные сведения позволяют воссоздать облик отдельных спектаклей, по крупицам собрав информацию из различных источников.

Несомненно, репертуар для детей отражает социальные и культурные веяния, менявшие облик театральной Москвы на протяжении XX века. Изучение детских балетов в контексте истории хореографического искусства, с одной стороны, и истории драматического театра для детей (ТЮЗ) — с другой, представляется полезным вкладом в теоретическое наследие русского театра.

Список литературы References

1. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. Л., 1991. Т. 2.

Annenkov Yu. The diary of my encounters. A sequence of tragedies. In 2 vols. Leningrad, 1991. Vol. 2.

Annenkov Ju.P. Dnevnik moih vstrech. Cikl tragedij: V 2 t. L., 1991. T. 2.

2. б/а. Вопрос о детском театре // Вестник театра. 1919. № 45.

Of unknown authorship. The question of a theatre for young audiences // Vestnik teatra. 1919, No. 45.

b/a. Vopros o detskom teatre // Vestnik teatra. 1919. No. 45.

3. Голейзовский К. Я. Жизнь и творчество: Статьи, воспоминания, документы. М., 1984.

Goleyzovsky K. Life and work: Articles, memoirs, documents. Moscow, 1984.

Golejzovskij K. Ja. Zhizn' i tvorchestvo: Stat'i, vospominanija, dokumenty. M., 1984.

4. Коханая О.Е. Детский и молодежный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества. М., 2008.

Kokhannaya O. Theatre for young and youth audiences within the range of social issues linked to the upbringing of children and young people. Moscow, 2008.

Kohanaja O.E. Detskij i molodezhnyj teatr v sisteme social'nyh problem vospitanija detej i junoshestva. M., 2008.

5. Потоцкая Л.П. Отношение к детству в разные исторические периоды на Руси // Румянцевские чтения: Материалы научно-практической конференции по итогам научно-исследовательской работы Российской государственной библиотеки (25—27 апреля 1995 г. Часть 1. М., 1998).

Pototskaya L. Views on childhood in different historical periods of Ancient Rus // Rumyantsev readings: the materials of a research and practice conference marking the research activities of The Russian State Library (25-27 of April, 1995. Part 1. Moscow, 1998).

Potockaja L.P. Otnoshenie k detstvu v raznye istoricheskie periody na Rusi // Rumjancevskie chtenija: Materialy nauchno-prakticheskoj konferen-cii po itogam nauchno-issledovatel'skoj raboty Rossijskoj gosudarstvennoj bib-lioteki (25-27 aprelja 1995 g. Chast' 1. M., 1998).

6. Сац Н.И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М., 1961.

Sats N. The children come to theatre. Pages of memories. Moscow, 1961.

Sac N.I. Deti prihodjat v teatr. Stranicy vospominanij. M., 1961.

7. Сац Н.И. Всегда с тобой. Страницы жизни. М., 1978.

Sats N. Always with you. Pages from life. Moscow, 1978.

Sac N.I. Vsegda s toboj. Stranicy zhizni. M., 1978.

8. Сац Н.И. Новеллы моей жизни. Кн. 1. М., 1979.

Sats N. Short stories of my life. Book 1. Moscow, 1979.

Sac N.I. Novelly moej zhizni. Kn. 1. M., 1979.

9. Сац Н.И. Новеллы моей жизни. Кн. 2. М., 1979.

Sats N. Short stories of my life. Book 2. Moscow, 1979.

Sac N.I. Novelly moej zhizni. Kn. 2. M., 1979.

10. Сац Н.И. Докладная записка первому заместителю министра культуры СССР. РГАЛИ. Ф. 1859. Оп. 2. Ед. хр. 126.

Sats N. Memorandum to the first Deputy Minister of Culture of the USSR. RGALI. Fund 1859. Inventory list no. 2. Dep. item 126.

Sac N.I. Dokladnaja zapiska pervomu zamestitelju ministra kul'tury SSSR. RGALI. F. 1859. Op. 2. Ed. hr. 126.

Данные об авторе:

Зверева Полина Викторовна — аспирант Московской государственной академии хореографии (МГАХ). E-mail: apollinariyae@bk.ru

Data about the author:

Zvereva Polina Viktorovna — PhD student, Moscow State Academy of Choreography, Moscow, Russia. E-mail: apollinariyae@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.