Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 2. С. 14-18. © С.Н. Апенько, 2009
УДК 331.54
БАКАЛАВРЫ И МАГИСТРЫ: НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ И НА РЫНКЕ ТРУДА BACHELORS AND MASTERS: NEW IN EDUCATION AND MARKET OF THE LABOR
С.Н. Апенько S.N. Apenko
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Подготовка магистров и бакалавров актуализирует ряд вопросов, связанных с разграничением статусов выпускников с разным уровнем диплома - специалиста, бакалавра и магистра. Представлена авторская версия ответов на эти вопросы посредством анализа структуры и содержания компетенций выпускников, описания новых образовательных траекторий. Приведенный опыт подготовки магистров на экономическом факультете ОмГУ им. Ф.М. Достоевского делает ответы наглядными.
Preparation master and bachelor make important the row of the questions, in accordance with delimitation status graduate with miscellaneous level diploma - a specialist, bachelor and master. The author's version answer will presented on these questions by means of analysis of the structure and contents competency graduate, descriptions new educational path. The brought experience of preparation master in economic faculty of OMGU F.M. Dostoevsky does the answers more demonstrative.
Ключевые слова: образование, высшая школа, бакалавр, магистр.
Keywords: formation, the higher school, the bachelor, the master.
С первого сентября 2009 г., в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», все вузы России, деятельность которых не связана с обеспечением безопасности личности и государства, перешли на прием и обучение студентов по двухуровневой системе. С этого момента вузы будут осуществлять подготовку бакалавров и магистров. На протяжении небольшого переходного периода параллельно с подготовкой бакалавров и магистров также будет завершаться обучение по специальностям тех студентов, которые были зачислены в специа-литет учебного заведения до 1 сентября 2009 г.
В настоящее время по данным Федеральной службы государственной статистики РФ в российских вузах обучается около 1 % магистрантов, примерно 92 % - получают диплом специалиста и 7 % - диплом бакалавра. Это общероссийская статистика, которая может отличаться по отдельным вузам. Через пять лет по разным прогнозам примерно 70-90 % выпускников будут получать диплом бакалавра, 10-30 % - диплом магистра, и 1 % - специалиста. В промежутке данного пятилетнего периода динамика выпуска бакалавров и магистров будет постепенно нарастать.
Таким образом, происходят серьезные инновации в системе высшего образования, которые повлекут за собой изменения на рынке труда и в квалификационно-должностной структуре персонала всех без исключения предпри-
ятий и организаций. В этой связи возникает ряд актуальных вопросов, объединяющих интересы вузов и предприятий, среди которых следующие:
1. В чем отличие специалиста, бакалавра и магистра, какими компетенциями они должны обладать?
2. На какие функции, должности и на какую заработную плату имеют право претендовать кандидаты с дипломом специалиста, бакалавра и магистра? Какие функции, должности и какую систему компенсаций им могут сегодня предложить предприятия?
3. Какие появляются новые модели непрерывного образования и подготовки кадров, какие модели перестают существовать?
Все эти вопросы не могут не волновать руководителей, менеджеров по персоналу, юристов, потому что именно им придется оперативно искать на них ответы при трудоустройстве специалистов с разными дипломами и при определении форм обучения своего персонала. Вузы, в свою очередь, пытаются найти ответы на эти вопросы и надо признать, что, несмотря на обилие точек зрения, пока эти вопросы остаются открытыми. Кроме того, стало очевидно, что точные ответы можно найти только через продуктивный диалог представителей рынка образовательных услуг, рынка труда, предприятий и организаций.
В обозначенных трех вопросах наиболее прозрачным является ответ на последний вопрос. На рис. 1 представлена примерная схема функционирования прежней системы высшего
образования и соответствующие ей традиционные образовательные траектории. Как известно, выпускник школы имел возможность поступить в вуз и в очной или заочной форме получить диплом специалиста. Далее откры-
вались перспективы обучения в аспирантуре, докторантуре. При желании дипломированный специалист мог получить второе высшее образование в ускоренной, очной или заочной формах.
Рис. 1. Традиционные образовательные траектории в системе высшего образования
Что меняется в связи с переходом на двухуровневую систему образования? Как видно на рис. 2, далее будет только бакалавриат - очный или заочный для выпускников школ, ускоренный для тех, кто имеет профессиональное образование. А также будет функционировать магистратура в очной форме. Существование заочной формы из-за разночтений законодательных документов пока под вопросом, ускоренная форма в магистратуре не предусмотрена. В ас-
пирантуру и докторантуру можно будет поступать, имея диплом магистра или специалиста. Для тех людей, которые имеют диплом специалиста, бакалавра или магистра и желают получить дополнительное образование, с 2010 г. существует возможность обучаться только на коммерческой основе в бакалавриате или магистратуре. Таким образом, видно, что в системе подготовки персонала высшей квалификации происходят серьезные изменения.
Рис. 2. Новые образовательные траектории в системе высшего образования
Ответ на второй вопрос о том, на какие должности и на какую заработную плату могут претендовать магистры и бакалавры, сегодня официально отсутствует и на федеральном, региональном уровнях и на уровне отдельно взятых предприятий. Встречаются ситуации, когда предприятие отказывается брать специалиста с дипломом бакалавра или магистра на том основании, что в требованиях к кандидату значится образование по специаль-
ности. Нередко на бытовом уровне бакалавр воспринимается как человек с образованием техникума, как недоученный специалист.
Сегодня назрела необходимость в четком (на уровне законодательства) определении:
во-первых, профессионально-должностного статуса бакалавра и магистра, его отличия от статуса специалиста, т. е. требует решения вопрос: на каких должностях имеют право работать эти три категории сотрудников;
во-вторых, функционального статуса, т. е. что они должны делать в своей должности, чем должны отличаться их функции;
в-третьих, экономического статуса - какой уровень дохода и компенсаций должен быть у каждой категории сотрудников.
Вузы проявляют серьезную озабоченность проблемой отсутствия необходимой нормативно-правовой поддержки магистров и бакалавров. Так, на Всероссийской конференции, посвященной развитию магистратуры, в итоговом документе даны рекомендации Министерству образования и науки рассмотреть вопрос о внесении изменений в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» в части выделения перечня должностей, требующих наличия академической степени магистра и бакалавра. Однако позиция ученых должна основываться на результатах их диалога с представителями предприятий. Именно высшее руководство, юристы и менеджеры по персоналу должны занять активную позицию в согласовании квалификационных характеристик магистров и бакалавров. За основу должен быть взят очевидный тезис: по мере роста квалификации (от бакалавра, к специалисту и далее к магистру) должны содержательно усложняться функции, возрастать квалификационная категория, должностной статус и соответственно возрастать уровень предлагаемой заработной платы. Эта закономерность должна реализовываться на практике при условии, что лич-
Как видно, бакалавриат ориентирован на формирование в большей степени общих и профессиональных знаний и в меньшей степени умений и навыков. Магистерская подготовка,
ность, имеющая определенный диплом, подтверждает необходимые компетенции, демонстрирует требуемые результаты труда и высокий уровень конкурентоспособности.
Ключевым вопросом, от которого зависит решение многих проблем, является вопрос «Кто такие бакалавры и магистры, чем они отличаются друг от друга и от специалистов? Ответ на этот вопрос кроется в формируемых у них компетенциях. Под компетенциями в образовательной сфере чаще всего понимаются знания, навыки и умения, с акцентом на последних, т. е. выпускник должен не просто знать, а уметь и обладать навыками реализации этих знаний при решении практических задач. Кроме того, к компетенциям стали относить и личностные характеристики человека, его мотивацию, способности, проявляемые при выполнении функций.
Проблема заключается в том, что и при подготовке магистров, и при подготовке бакалавров, так же как и специалистов, ставится цель - формирование знаний, навыков и умений на базе развития способностей и мотиваций. То есть при любом уровне профессиональной подготовки актуальны задачи формирования совокупности компетенций. Возникает правомерный вопрос о различиях этих компетенций.
Отличие компетенций бакалавров и магистров, а также специалистов заключается в соотношении составляющих модель компетенций элементов и в их содержании. Примерные пропорции элементов представлены в таблице 1.
наоборот, предполагает формирование навыков и умений. Причем в магистратуре делается ставка на развитие наиболее ценных в последние годы транспрофессиональных знаний,
Таблица 1
Пропорции структурных элементов модели компетенций
Степень (квалификация) выпускника Соотношение структурных элементов компетенций
Бакалавр Знания (70 %) - навыки (20 %) - умения (10 %), при этом: ЗУН общие (50 %), ЗУН общепрофессиональные (40 %), ЗУН узкоспециальные (10 %); способности, мотивация - это средство формирования ЗУН; способности общие (60 %), способности специальные (40 %)
Магистр Знания (30 %) - навыки (40 %) - умения (30 %), при этом: ЗУН общие (20 %), ЗУН общепрофессиональные и узкоспециальные (30 %), ЗУН меж-профессиональные (50 %); способности, мотивация - самоцель, это основные элементы компетенций; способности общие (20 %), способности специальные (80 %)
Специалист Знания (60 %) - навыки (30 %) - умения (10 %), при этом: ЗУН общие (40 %), ЗУН общепрофессиональные (40 %), ЗУН узкоспециальные (20 %); способности, мотивация - это средство формирования ЗУН; способности общие (50 %), способности специальные (50 %)
навыков и умений, обладатель которых может мыслить и действовать комплексно, охватывая не только свою профессиональную область, а организацию в целом, разные бизнес-направления. Кроме того, в магистратуре продолжается углубление профессионализации, а развитие способностей и позитивной мотивации рассматривается не как средство обучения, а как его цель, одно из главных достижений обучения. В специалитете всегда был упор на мощную теоретическую подготовку с хорошей узкой специализацией.
Другое отличие кроется в содержании компетенций. Таблица 2 демонстрирует следующее: отличие между бакалавром и магистром в общих чертах заключается в том, что бакалавр
Таким образом, представители высших учебных заведений ведут полемику, в ходе которой вырабатывается видение отличительных особенностей бакалавров и магистров. Вместе с тем наступил момент, когда предприятия и организации не должны оставаться в стороне. Им также следует выработать свою собственную позицию по отношению к бакалаврам и магистрам, определить их эталонный квалификационно-должностной уровень. В этом может
подготовлен к квалифицированному выполнению традиционных профессиональных задач и функций с помощью стандартных технологий. Магистр подготовлен к решению нестандартных задач с помощью инновационных и, если требуется, самостоятельно созданных им технологий, методик. Также он подготовлен к комплексному управлению ресурсами, процессами и командами, к консультированию руководства по различным аспектам деятельности компании, к проведению научно-исследовательских работ по выявлению проблем и развитию бизнеса. Отличие магистра и специалиста заключается не в наборе компетенций, а в степени их развития, т. е. в квалификационном уровне. Выше этот уровень должен быть у магистра.
помочь обращение к опыту подготовки данных категорий персонала.
Обучение по двухуровневой системе -бакалавриат и магистратура - началось в России с 1991-1992 гг. То есть в ведущих российских вузах накоплен примерно 15-летний опыт подготовки бакалавров и магистров. В Омске опыт подготовки магистров экономического профиля имеет пока только экономический факультет ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. На дан-
Таблица 2
Содержание общих компетенций и направлений деятельности бакалавров и магистров
Степень (квалификация) выпускника Содержание компетенций и направлений деятельности
Бакалавр ЗУН: знать общепринятые современные технологии, методики, методы; уметь применять их на практике; обладать навыками использования современных инструментов решения профессиональных задач; уметь планировать собственную деятельность и т. д. Способности: профессиональное использование предлагаемой информации, рациональная организация совместной деятельности, построение коммуникаций в своей сфере деятельности, развитие своего потенциала и пр. Направления деятельности: решение традиционных профессиональных задач в своей специальной области с помощью стандартных технологий, методов, приемов
Магистр ЗУН: знать инновационные, редкие технологии, методы, методики; знать основы научного поиска и обоснования новых знаний; уметь создавать новые методики и новые методы решения задач; владеть навыками решения меж-профессиональных комплексных задач, владеть навыками экспертной оценки, владеть методами работы в команде и т. д. Способности: аналитическое и стратегическое мышление, креативность, са-моадаптация ЗУН к новым ситуациям, способности самостоятельно добывать необходимую информацию, выстраивать коммуникации по всем вертикальным и горизонтальным корпоративным каналам, управлять ресурсами и командами и пр. Направления деятельности: организация и руководство проектом, отдельными его направлениями; разработка новых технологий и методик, аналитическая и научно-исследовательская деятельность, организация новых направлений бизнеса, управление процессами и изменениями, организация эффективных команд и пр.
ный момент экономический факультет готовит также бакалавров по ускоренной форме как второе высшее образование в дополнение к получаемой специальности.
Магистратура на факультете функционирует с 2006 г. по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», были два выпуска специалистов с академической степенью магистра. Особенностью факультета является большое количество программ, предполагающих подготовку кадров для наиболее востребованных видов деятельности. В частности, магистратура открыта по девяти программам, а именно:
направление «Менеджмент», степень магистра менеджмента:
- управление человеческими ресурсами,
- управленческое консультирование,
- маркетинг,
- общий и стратегический менеджмент,
- государственное и местное самоуправление;
направление «Экономика», степень магистра экономики:
- экономика фирмы,
- финансы,
- учет, анализ и аудит,
- экономическая теория.
В магистратуре есть бюджетные места (ежегодно 70-75 бюджетных мест). Преимущественно все желающие поступают на бюджет. Существует в магистратуре и конкурс, поэтому дополнительно выделяются коммерческие места. Обучение магистрантов осуществляется пока только по очной форме. Но учебный план и режим обучения выстроены таким образом, чтобы учесть то, что практически все магистранты - это работающие специалисты. Занятия проходят три семестра, два раза в неделю в вечернее время, и еще один семестр готовится и защищается магистерская диссертация. Упор сделан на самостоятельную работу магистранта на базе его индивидуального плана обучения. Кадровый состав магистратуры - доктора и кандидаты наук разных вузов, бизнес-консультанты, практики. По режиму обучения магистратуру можно рассматривать как более качественную альтернативу до сих пор существовавшей ускоренной форме получения второго диплома специалиста.
Экономический факультет поддерживает традицию подготовки выпускников под заказ конкретных предприятий. Поэтому кафедры факультета активно взаимодействуют с той бизнес-средой, которая ценит статус диплома именно экономического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Магистратура открывает в этом пла-
не хорошие перспективы. В частности, магистерская подготовка планируется по двум условным направлениям: универсальная, учитывающая общие запросы многих предприятий, и целевая, ориентированная на заказ конкретных предприятий и организаций. В последнем случае и учебный план, и семестровые научно-исследовательские работы, и магистерская диссертация адаптируется к специфике конкретной организации.
Еще одна особенность факультета связана с длительной и успешной историей функционирования аспирантуры и докторантуры. Ценным является то, что в диссертационном совете ОмГУ им. Ф.М. Достоевского большая часть защит - это защиты практиков, т. е. получение ученой степени включено в систему непрерывного обучения без отрыва от основной производственной деятельности. Магистратура также рассматривается как один из вариантов подготовки и защиты кандидатской диссертации теми, кто к этому стремится.
В целом направления партнерства экономического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского с работодателями следующие:
- стажировка (практика) магистранта на предприятии и выполнение им комплекса квалифицированных, высокоинтеллектуальных, в том числе научно-исследовательских работ;
- целевая подготовка магистров (фактических или потенциальных сотрудников предприятия) под заказ с составлением индивидуального учебного плана, в том числе формирование целевых групп (от 3-х до 7 человек), состоящих из членов управленческой команды;
- обучение в магистратуре с параллельной подготовкой кандидатской (докторской) диссертации по индивидуальному плану;
- в ближайшей перспективе подготовка бакалавров с учетом регионального рынка труда и потребностей в персонале предприятий.
Таким образом, происходят кардинальные инновации в системе подготовки специалистов высшей квалификации, что провоцирует изменения на рынке кандидатов на вакантные рабочие места. Для успешной адаптации к этим инновациям требуется решение ряда актуальных вопросов и обсуждение перспектив сотрудничества представителей рынка образовательных услуг и работодателей, всех субъектов регионального рынка труда. Представленная в данной статье авторская позиция раскрывает ответы на поставленные актуальные вопросы. Вместе с тем некоторые аспекты требуют дальнейшего обсуждения, как на научном, так и на практическом уровнях.