Научная статья на тему 'Бакалавр в сознании носителей русского языка (на материале ассоциативного эксперимента)'

Бакалавр в сознании носителей русского языка (на материале ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Архипова С. В.

Статья посвящена изучению образа бакалавра в языковом сознании русскоязычных респондентов. Методологическая основа исследования включает сопоставительный анализ ассоциаций и данных толковых словарей. Исследование проведено на основе метода словарных дефиниций и свободного ассоциативного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бакалавр в сознании носителей русского языка (на материале ассоциативного эксперимента)»

БАКАЛАВР В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

© Архипова С.В.*

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

Статья посвящена изучению образа бакалавра в языковом сознании русскоязычных респондентов. Методологическая основа исследования включает сопоставительный анализ ассоциаций и данных толковых словарей. Исследование проведено на основе метода словарных дефиниций и свободного ассоциативного эксперимента.

Ключевые слова: свободный ассоциативный эксперимент, когнитивные признаки, психологическое значение.

Слово бакалавр стало объектом нашего исследования в связи с принятием системы, базирующейся на двух образовательных уровнях (бакалавриат, магистратура), введением новых стандартов и требований. Увеличение степени вовлеченности российских вузов в глобальное образовательное пространство требует определения данного понятия не только в лексикографическом плане, но и в аспекте тех ассоциативных значений, которые стоят за ним, наполняя ассоциативно-вербальное поле сознания.

В данной статье мы рассмотрим, как слово бакалавр представлено в сознании носителей русского языка. Для того, чтобы показать разницу лексикографического и ассоциативного значений, мы использовали метод словарных дефиниций и свободный ассоциативный эксперимент.

Согласно анализу словарных дефиниций бакалавр: а) первая ученая степень, присваиваемая студентам по завершении начального этапа обучения в высшем учебном заведении (в России после 1991 г.); б) лицо, имеющее такую степень [1-3].

Обращение к ассоциативному эксперименту и выявление психологического значения основано на том, что индивид мыслит не словарными дефинициями, а теми концептуально-семантическими сущностями, которые формируются, постоянно обновляясь, в его сознании по мере накопления эмпирического багажа.

В эксперименте приняли участие студенты, преподаватели и служащие БГУ Опрошены 100 информантов в возрасте 18-63 лет. Получено 98 реакций (за вычетом отказов от ответа).

Ассоциативное поле слова бакалавр имеет вид:

Магистр (9), студент (9), специалист (6), Я (5), образование (4), учеба (4), преподаватель (3), знания (3), квалификация (2), неуч (2), статус (2), степень

* Преподаватель, аспирант кафедры Перевода и межкультурной коммуникации.

Психолингвистика

187

(2), ученик (2), ученый (2), бесполезный, безработный, бедный, быстро, брат, доклад, деньги, европеец, зачет, зеленый, круто, курс, лох, лекция, магистратура, мантия, математик, начинающий, наша группа, не вышка, неоконченное высшее образование, недоученный, неполноценность, не до конца, обучение, оплата, отсталый, пешка, племянник, прискорбно, средненький, спец, специальность, ступень, терпеливый, тупой, человек, четырехлетний, четыре года, шляпа, университет, учащийся, учитель, учиться меньше.

Интерпретация полученных данных позволила распределить ассоциаты по следующим когнитивным признакам:

Субъект:

- обобщенный образ человека, получающего образование: магистр (9), студент (9), специалист (7), ученик (2), математик, учащийся;

- образ конкретного субъекта: Я (5), брат, европеец, наша группа, племянник;

- эмоционально-оценочный компонент образа: неуч (2), лох, пешка;

Характеристика: бесполезный, безработный, бедный, зеленый, начинающий, недоученный, отсталый, средненький, терпеливый, тупой.

Получение образования:

Учебный процесс: образование (4), учеба (4), преподаватель (3), ученый (2), доклад, зачет, лекция, обучение, курс, учитель;

Результат получения образования: знания (3), квалификация (2), статус (2), степень (2), специальность, ступень;

Оценочное отношение к получаемому образованию: быстро, круто, не вышка, неоконченное высшее образование, неполноценность, не до конца, прискорбно, учиться меньше;

Сроки обучения: четырехлетний, четыре года;

Место получения образования: магистратура, университет;

Атрибуты обучения: мантия, шляпа;

Платное образование: деньги, оплата.

Таким образом, в семантическом содержании слова бакалавр можно выделить два психологических значения: 1) собирательный образ субъекта (52); 2) тот, кто получает образование (46).

При сопоставлении экспериментальных и лексикографических данных следует, что психологическое значение тот, кто получает образование совпадает со словарным описанием. Несмотря на выделение только двух значений, обращает внимание многообразие ассоциативно-вербальных признаков, стоящее за словом бакалавр у русскоязычных респондентов, имеющих не только представление о бакалавре (студент, специалист, ученик, математик, учащийся), но и связывающих с ним процесс получения образования (образование, учеба, преподаватель, ученый, доклад, зачет, лекция, обучение, курс) и его результаты (знания, квалификация, статус, степень, специальность). Наиболее частым ответом явилось магистр, что по нашему мне-

188

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

нию отражает двухуровневую систему получения высшего образования в сознании информантов. Подтверждением являются единичные реакции магистратура, не вышка, неоконченное высшее образование, не до конца.

Заметно наличие отрицательных эмоционально-оценочных реакций бесполезный, безработный, бедный, недоученный, отсталый, средненький, тупой (12 % от общего числа), что возможно свидетельствует о переходном этапе в реформировании системы высшего образования и несформировав-шегося представления о социальной реализации данного проекта (начало реформ с 2003 года).

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в языковом сознании русскоязычных информантов психологические значения слова бакалавр, представленные разнообразными ассоциативно-вербальными характеристиками, гораздо шире и богаче его лексикографического описания.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slovoblog.ru/bes.

2. Ефремова Т.Ф Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://proslova.ru.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 2 изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1995. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.