Научная статья на тему 'Бабы Омского музея'

Бабы Омского музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
446
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕННЫЕ БАБЫ / ОМСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ОТДЕЛ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА / В.П. ЛЕВАШЕВА / А.Ф. ПАЛАШЕНКОВ / V. P. LEVASHEVA / A. F. PANASENKOV / STONE IMAGES / OMSK REGIONAL MUSEUM / WEST SIBERIAN DEPARTMENT OF THE IMPERIAL RUSSIAN GEOGRAPHICAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жук А. В.

Статья представляет собой публикацию архивных материалов по коллекции каменных баб, которая хранится в Омском историко-краеведческом музее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stone babas of Omsk Museum

The article is a publication of archival materials on the collection of stone sculptures, which is stored in the Omsk Museum of local lore.

Текст научной работы на тему «Бабы Омского музея»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 3 (3). С. 77-89. УДК 902

А. В. Жук

БАБЫ ОМСКОГО МУЗЕЯ

Статья представляет собой публикацию архивных материалов по коллекции каменных баб, которая хранится в Омском историко-краеведческом музее.

Ключевые слова: каменные бабы; Омский краеведческий музей; Западно-Сибирский Отдел Императорского Русского Географического Общества; В.П. Левашева; А.Ф. Палашенков.

A. V. Zhuk

STONE BABAS OF OMSK MUSEUM

The article is a publication of archival materials on the collection of stone sculptures, which is stored in the Omsk Museum of local lore.

Keywords: stone images; Omsk regional Museum; West Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society; V. P. Levasheva; A. F. Panasenkov.

Лет 30 назад, в 1980-е гг., мне довелось познакомиться с двумя статьями, в которых шла речь о каменных бабах из собрания Омского краеведческого музея [1; 2]. Обе статьи (автор - проживавший тогда в городе Калинине, т. е. Твери, А. А. Чариков), произвели на меня в то время странное впечатление.

Как в Алма-Атинской, так и в Томской публикациях А. А. Чариков категорично утверждает, что, «к сожалению, сведений о времени, обстоятельствах и месте находки большинства из них (Омских баб. - А. Ж.) не имеется» [1, с. 130]. Кроме того, «сами скульптуры, как правило, уже безвозвратно утрачены» [2, с. 31], а составить представление об этих памятниках можно лишь по схематичным наброскам, выполненным «в 1961 г. Ф. Х. Арслановой в Омском областном краеведческом музее» [2, с. 37]. При этом Ф. Х. Арсланова и А. А. Чариков идентифицировали в качестве экспонатов Омского краеведческого музея всего лишь четыре бабы [2, с. 37-39]; с другой стороны, безусловно, Омские бабы, помещенные в этих статьях, за Омские почему-то признаны авторами не были [1, с. 132-133; 2, с. 39].

© Жук А. В., 2014

К счастью, на самом деле все обстоит совершенно иначе. Начну с того, что никаких особых проблем с идентификацией большей части Омских баб у наших археологов нет, да никогда и не было. Еще весной 1941 г., накануне Великой Отечественной войны, сотрудник Омского музея Андрей Федорович Пала-шенков (1886-1971) вчерне подготовил работу «Коллекция каменных баб Омского областного музея». Для характеристики изваяний им были собраны также обширные дополнительные «Материалы», пополнение которых он продолжал и в последующие годы. Вместе с обзором музейных баб эти работы образовали отдельное дело, которое хранится в Государственном архиве Омской области в составе личного фонда А. Ф. Палашенкова [3; 4].

Основной объем выполненных в 1941 г. изысканий образуют обмеры и характеристики каменных баб, которые составил А. Ф. Палашенков. Эти описания проиллюстрированы фотографиями; их, к сожалению, не представилось возможным воспроизвести в данной публикации. Тексты палашенков-ских описаний я помечаю в ссылках аббревиатурой «АФП».

Кроме того, Андрей Федорович использовал в своей работе инвентарные карточки, которые составила его предшественница, археолог Омского музея в 1926-1929 гг. Варвара Павловна Левашева (1901-1974). Описания, выполненные В. П. Левашевой, дополнены ее собственноручными эскизными зарисовками баб. А. Ф. Палашенков изъял эти карточки из картотеки Варвары Павловны и приложил к своим описаниям; здесь они находятся по настоящее время. Приводимые ниже тексты карточек В. П. Левашевой я помечаю аббревиатурой «ВПЛ». Разумеется, для полноты картины мною привлечены и материалы вышеупомянутой картотеки В. П. Левашевой [5], которая с давних времен хранится в Омском историко-краеведческом музее при археологических коллекциях. На государственный учет эта картотека не поставлена, инвентарного номера не имеет.

Предлагаемую ниже публикацию я с удовольствием предваряю схемой расположения каменных баб Омского музея у входа в Отдел истории в том виде, как описывает эту расстановку А.Ф. Палашенков. Соответственно, сохранена и предложенная Андреем Федоровичем нумерация изваяний. Еще живы люди, которые помнят Омских баб именно на этом, очень уютном, тихом, тенистом месте в центре города, под окнами одного из дворовых флигелей генерал-губернаторского дворца, рядом с немецкой противотанковой пушкой Рак 40. Кроме того, у местных жителей наверняка сохранились фотографии, воспроизводящие эту «классическую» линейку музейных баб в трогательном соседстве с бронзовыми китайскими собаками, похожими на львов (собаки стояли рядом с бабами № 2 и 3, выдвинутые чуть вперед), и трофейными немецкими орудиями, уже тогда похожими на металлолом. Эту расстановку можно было видеть вплоть до сноса музейного дворика со всем комплексом построек и начала возведения нового здания Омского краеведческого музея.

Б Б Б Б Б вход Б Б Б

9 1 7 4/5 2 3 8 6

Баба № 1. В. П. Левашева охарактеризовала ее так. «№ 189. Поступила в Музей ЗСО РГО (здесь и далее - Западно-Сибир-

ский Отдел Русского Географического Общества. - А. Ж.). Голова и туловище каменной бабы, слабо намечен рельеф лица, плечи не выражены, задняя сторона плоская. Высота 71 см, ширина 31 см, толщина 15 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [4, ВПЛ, л. 53].

А. Ф. Палашенков оставил более обстоятельное описание этой статуи. «Каменная баба № 1. Изваяние из серого камня. Общая высота 0,70 м. Голова от туловища отделена шеей в виде выемчатой полосы шириной в 10-15 см, глубиной в 1,5 см. Очертание головы почти круглое - 33 см ширины, 36 см длины и 18 см толщины. Кверху толщина суживается до 15 см. Лицо совершенно плоское (ширина его 27 см, длина 33 см). На нем едва заметны глазные впадины и рот в виде углубленной черты в 7,5 см ширины, носа и губ не видно. Уши даны с боков в виде воронкообразных углублений площадью 5^3 см, глубиной 0,7 см. Затылочная часть обработана в виде спускающихся вниз канелюр в количестве 11. Это, видимо, изображение волос. Подбородок приближается к округленной форме, плечи не выражены. На шее валик в 2 см шириной и 0,5 см высотой, очевидно - изображение бус. Наличие последних позволяет усматривать в изваянии женщину. Впрочем, бусы являлись принадлежностью и мужчин. Ниже шеи изваяние не подвергалось обработке. Сверху на голове небольшая трещина.

Место находки бабы неизвестно, равно как неизвестно и время поступления бабы в Музей ЗСО РГО. Находится у здания отдела истории, по левую сторону от входа в отдел, 4-я от двери (есть фото. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 54].

Судя по всему, это изваяние - первая по времени каменная баба, поступившая в музейное собрание Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Отчет Отдела за 1878 г. констатирует: «г. Словцовым найдены 4 каменных бабы, только что привезенные в Омск» [6, с. 12]. О трех бабах из этой коллекции речь пойдет ниже, а вот первая из них, самая маленькая, в том же 1878 г. была пожертвована музею Отдела. В процитированном выше Отчете сказано, между прочим, что поступила «от действительного члена И. Я. Слов-цова. <...> 7) Каменная баба, найденная в

Кокчетавском уезде на р. Чаглинке, около брода Кунуспай, в версте вправо от дороги по направлению к зимовке Джаркына» [6, с. 19].

Бабы № 7, 9 и 3. Происхождение этих трех изваяний хорошо было известно как В. П. Левашевой, так и А. Ф. Палашенкову. Еще 9 декабря 1879 г. военный губернатор Акмолинской области (по должности - председатель Акмолинского Областного Статистического Комитета) генерал-лейтенант Виктор Степанович Цытович (?-1882) обратился к начальнику штаба ЗападноСибирского военного округа, председателю Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества генерал-лейтенанту Ивану Федоровичу Бабкову (1827-1905) со следующим представлением:

«Милостивый Государь Иван Федорович!

В конце 1878 года в Акмолинский Областной Статистический Комитет доставлены были из Кокчетавского уезда три каменные бабы, с которых предполагалось снять гипсовые слепки для отправления их на учреждавшуюся в нынешнем году антропологическую выставку состоящего при Московском Университете Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии.

Статистический Комитет не имеет постоянного помещения не только для музея, но и для своей канцелярии, и потому перевозка массивных каменных баб с одной квартиры на другую может составить расход совершенно непроизводительный; а так как различные предметы, имеющие какое-либо научное значение, будучи рассеяны по разным местам, далеко не представляют такой научной ценности, как в одной общей коллекции, я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство, не признаете ли возможным сделать распоряжение о принятии означенных каменных баб для хранения в Музей Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества.

Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенном моем почтении к Вам. В. Цытович» [7, л. 48-49].

Таким образом, уже в зиму 18781879 гг. три большие Кокчетавские бабы

были доставлены в Омск по недавно открывшемуся санному пути. Процитированный выше «Отчет» Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества за 1878 г., где сказано, что все четыре Словцовские бабы «только что» привезены в Омск, датирован 20 января 1879 г. [6, с. 22]. Следовательно, выявленные И. Я. Словцовым Кокчетавские изваяния собрались в Омске где-то в декабре 1878 - январе 1879 гг.

Здесь эти бабы и пролежали (или простояли) целый год - если не при канцелярии военного губернатора Акмолинской области, то, уж, во всяком случае, на квартире В. С. Цытовича. Западно-Сибирский Отдел Императорского Русского Географического Общества располагался тогда в помещении Омского Военного Собрания, так что И. Ф. Бабков охотно принял баб на хранение. В последний день 1879 г., 31 декабря, в заседании Отдела, в частности, «слушали: 1) о пожертвовании военным губернатором Акмолинской области В.С. Цытовичем -3 каменных баб из Кокчетавского уезда. <...> Определено: пожертвования с благодарностью принять» [8, с. 15]. А в Отчете Западно-Сибирского Отдела за 1879 г. есть соответствующая отметка о том, что было пожертвовано музею «Акмолинским Статистическим Комитетом три довольно больших каменных бабы, доставленных по настоянию И. Я. Словцова из Кокчетавского уезда Акмолинской области» [9, с. 17]. Так четыре каменных бабы - три рослых и одна небольшая - украсили к началу 1880 г. Омское военное собрание.

Сам Иван Яковлевич Словцов (18441907) опубликовал в разное время две редакции отчета об экспедиции 1878 г., которая охватила территорию между Ишимом, ниже Акмолинска, Иртышом, ниже Семипалатинска и участком Пресногорьковской линии между Омском и Петропавловском [10; 11]. Здесь И. Я. Словцов пишет, между прочим, и о добытых им in situ бабах. Редакции этого отчета близки по смыслу, но имеют важные разночтения, а потому разумно дать параллельное воспроизведение обоих вариантов текста И. Я. Словцова, посвященного бабам 1878 г. (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

«К в[остоку] от озера Копча до речки Чаглинки залегает слегка холмистая, безлесная равнина. Гранитный щебень по пригоркам состоит из крупных зерен красного полевого шпата, белого кварца и выветрившейся серебристой слюды.

Киргизы рассказывали нам, что на этом пространстве еще в сравнительно недавнее время находилось много врытых в землю каменных изваяний человеческого тела.

Каменные изваяния грубой работы, известные под общим названием "баб", находятся в степях Южной России между Днепром и Волгою, преимущественно по обе стороны бассейна Донского. Оне встречались также в губерниях: Екатеринославской, Харьковской, Полтавской, Воронежской и в северных уездах Таврической. Есть, по крайней мере были прежде, в восточной части Херсонской губернии и в земле Донских казаков. Наконец, академик Кеппен нашел каменные бабы в южных уездах Курской губернии, между Белгородом и Хотмыжском.

Несколько каменных баб найдено было Спасским в горах Саянских, близь р. Абакано (так в тексте. - А. Ж ), впадающей в Енисей, и в Алтайских горах по р. Чарышу. С Алтайских же гор доставлены каменные изваяния, хранящиеся в настоящее время в Барнаульском музее.

Так как Южно-Русские степи, в которых встречаются бабы, находятся, через посредство Киргизских степей, в непрерывной связи с юго-восточными степями Монголии, изобилующими подобными изваяниями, то в этом промежутке присутствие таких же памятников древности нужно было считать несомненным.

Первая каменная баба по указанию киргиз найдена нами в Кокчетавском округе, на речке Чаглинке в одной версте близь брода Конуспай, по направлению к зимовкам Джар-кына. Она представляет довольно искусно высеченное изображение человека с отпущенными вниз руками, обращенного лицом на з[апад]. Вышина истукана до темени 146 сантиметров, до лба 129 сант., от темени до подбородка 51 сант. и кругом шеи 119 сант.

«К в[остоку] от озера Копча до речки Чаглинки на протяжении 40 верст залегает слегка холмистая, безлесная равнина. Гранитный щебень по пригоркам состоит из крупных зерен красного полевого шпата и выветрившейся серебристой слюды. Всюду встречаются глыбы белого кварца. Гранитное плато на всем просторе прорезано здесь жилами белого кварца почти в меридиональном направлении.

Киргизы рассказывали нам, что на этом пространстве еще в сравнительно недавнее время находилось много врытых в землю каменных истуканов (баб).

Первая гранитная баба по указанию киргиз найдена нами на речке Чаглинке близь брода Кунуспай, по направлению к зимовкам Джаркына. Она представляет довольно искусно высеченное изображение человека с отпущенными вниз руками, обращенного лицом на з[апад]. Вышина истукана до темени 146 сантиметров, до лба 129 сантим., от темени до подбородка 51 сантим. и кругом шеи 119 сантим.

В 2 % шагах от этого изваяния был врыт в землю другой небольшой истукан, величиною в 30 сант., чрезвычайно похожий по отделке и по изображению на первого, с лицом, обращенным в ту же сторону.

Вторая большая каменная баба, также с речки Чаглинки, близь озера Копа, была перенесена в город Кокчетав и поставлена близь уездного управления. Этот экземпляр сходен с Алтайскими каменными изваяниями, состоит из гранита и представляет нечто похожее на воина, держащего в правой руке чашку, а в левой меч. Вышина истукана 166 сант.; от темени до подбородка 47 сант., кругом шеи 121 сант.» [10, с. 33-34].

В 2 % шагах от этого изваяния был врыт в землю другой небольшой истукан, величиною в 30 сантим., чрезвычайно похожий по отделке и по изображению на первого, с лицом, обращенным в ту же сторону.

Вторая большая гранитная же баба с речки Чаглинки, близь озера Копа, была перенесена в город Кокчетав и поставлена близь уездного управления. Этот экземпляр представляет нечто похожее на воина, держащего в правой руке чашку, а в левой меч. Вышина истукана 166 сант.; от темени до подбородка 47 сант., кругом шеи 121 сант.

Третья баба имеет вид обелиска с высеченным изображением воина на одной из сторон; она найдена в двух верст[ах] к Ю.-З. от озера Джелтыбая.

Все три экземпляра своевременно представлены мною в Западно-Сибирский Отдел Императорского Географического Общества» [11, с. 36].

Итак, что же представляли собой «бабы Словцова» глазами археологов XX в.? О первой из них В. П. Левашева пишет: «№ 191 (1). Кокчетавский уезд, брод Кукус-тай, р. Чаглинка. Доставлена в Музей ЗСО РГО в 1878-79 гг. по настоянию Словцова.

Каменная баба, грубо высеченная из серого пористого камня. Без шеи, голова отделяется от плеч глубоким желобком. Плоский рельеф лица, волосы и уши не намечены, очертания рук едва прослеживаются.

Высота: 1,38 м, ширина головы 40 см, ширина плеч 45 см, толщина изваяния 35 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [4, ВПЛ, л. 71].

Описание, выполненное А. Ф. Палашен-ковым, и на этот раз более обстоятельно. «№ 7. Каменная баба из серого камня, общая высота которого равна 1,38 м. В поперечном сечении на расстоянии 60 см от верха дает эллипс с диаметром 47^34 см. Голова от туловища отделена желобком в 2 см глубины и 4,5 см ширины. Плечи выступают на 4 см от шеи. Голова большая, в поперечном сечении на уровне глаз дает несколько сплюснутую окружность с диаметром 39-36 см. Длина головы (от верха и кончая подбородком) -44 см.

На лице довольно четко обрисовывается рельефом исполненный нос длиной 14 см и

большие надбровные дуги (это, скорее всего, не "надбровные дуги", но закраины шлема -округлого, плотно прилегающего к голове, заостренного к переносице, прикрывающего уши и заходящего ниже. - А. Ж.). Глаза в виде небольших у самого носа впадин, веки от лица почти не отделены и находятся в одной плоскости. Подбородок довольно узкий. Ушных раковин не заметно.

Изваяние подверглось большому выветриванию и благодаря этому никаких деталей (рук, каких-либо атрибут (так в тексте. -

A. Ж.)) не заметно. Внизу, с правой стороны естественного происхождения выщербина.

Найдена баба у брода Капус-пай, б. Кокчетавского уезда. Доставлена в Музей ЗСО РГО в 1878-79 гг. по настоянию И. Я. Словцова. Находится по левую сторону от входа в отдел, четвертая (правильнее -третья. - А. Ж.) по счету (есть фото. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 72].

Следующую бабу И. Я. Словцова

B. П. Левашева описала так. «№ 191 (3). Омский уезд. Южный берег озера Большой Ден-гиз. Доставлена в Музей ЗСО РГО в 187879 гг. по настоянию Словцова.

Каменная баба из розоватого камня, в поперечном сечении прямоугольная, суживается к верху. Голова не выделяется от туло-

вища, лицо отделено от груди неглубоким желобком. Рельеф лица плоский, руки соединены и держат сосуд в форме рюмки, под сосудом намечены маленькие скрещивающиеся ноги.

Высота 1,47 м, ширина верхнего края 15 см, ширина нижнего края 32 см, толщина 20 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [4, ВПЛ, л. 77].

А. Ф. Палашенков развил это краткое описание следующим образом. «№ 9. Каменная баба. Изображение фигуры исполнено на серо-розоватом камне, которому придан вид четырехгранника, суживающегося к верху. Внизу в поперечном сечении четырехгранник дает прямоугольник, передняя и задняя стороны которого равны по 33 см, боковые -по 15,5 см. В верху четырехугольник с передней и задней сторонами по 15,5 см, правой 18 см и левой 22 см. Общая высота четырехгранника = 1,47 см.

Передняя, лицевая поверхность его гладкая, с небольшим выгибом на шейном перехвате и незначительным лобным выступом. Боковые и задняя грани с грубо обработанной поверхностью. На правой (от зрителя) четко видны следы сколотой обработки, задняя грань мало подверглась обработке, левая в расстоянии 74 см от верха имеет выщербину (10^12 см, глубиной 2,5 см), от которой вверх по лицевой стороне идет трещина на 12 см.

На лицевой грани желобком (шириной в 7-12 мм и глубиной в 1-2 мм) сделано изображение человеческой фигуры: носа в 8 см длиной, бровей, которые наиболее резко подчеркнуты, глаз, рта и очертания подбородка. Слабее подчеркнуты плечи и руки, изогнутые в локтях. В соединенных на животе руках держит сосуд в форме рюмки, высотой в 10 см при нижнем основании в 8 см, верхнем - 5,5 см. Ниже сосуда намечены маленькие, скрещивающиеся по восточному обычаю при сидении ноги, не связанные с туловищем. Голова имеет угловатые формы. В изображении, скорее всего, нужно признать мужчину.

Изваяние вывезено с южного берега озера Большой Денгиз (б. Кокчетавский уезд?) в 1878-79 гг. по настоянию И. Я. Словцова и находилось в Музее ЗСО РГО, откуда поступило вместе с другими коллекциями в Омский областной музей. Записана в инвентаре под № 191 (3). Находится с левой стороны от

крыльца Исторического отдела, пятая по счету (есть фото. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 78].

Эта баба была помещена В. П. Леваше-вой в археологической карте пяти округов Западной Сибири (собственно, карта на памятники нашей степи и лесостепи), которая была составлена в 1929 г. Карта выполнена в виде рукописной картотеки, которая хранится при археологической коллекции Омского историко-краеведческого музея; на государственный учет карта В. П. Леваше-вой не поставлена, инвентарного номера не имеет.

Соответствующую карточку Варвара Павловна заполнила следующим образом (графы, оставшиеся пустыми, я не называю, имена заполненных граф выделены курсивом): «Вид памятника: каменная баба. Округ: Омский. Урочище: на южном берегу оз. Большой Дайгиз (так в тексте. - А. Ж.). Способ поступления сведений: из архивн[ых] данных Музея. Описание памятника: Грубо высеченная фигура из розоватого камня. Голова не выступает из плеч, лицо отделено мелким желобком, рельеф плоский. Руки соединены на груди и держат сосуд с поддоном, под сосудом намечены маленькие скрещенные ноги. Высота 147 см, ширина лба 15 см, ширина основания 32 см, толщина фигуры 20 см. Задняя сторона гладкая, вся фигура в поперечном разрезе дает прямоугольник. Судя по фотографии, была вкопана в землю (Хорошо бы найти эту фотографию. Очевидно, что речь идет о полевой фотосъемке в экспедиции И. Я. Словцова; эта фотосъемка, судя по контексту публикуемой карточки, в 1920-е гг. еще хранилась в Западно-Сибирском краевом музее, как тогда назывался Омский историко-краеведческий музей. Может быть, она хранится там и сейчас. - А. Ж.). Перевезена в 1878-79 г. в Музей ЗСОРГО по настоянию Словцова. Место хранения коллекции: Государственный] Зап[адно]-Сиб[ирский] Музей, археологический] отд[ел], инвентарный] № 191/3» [12, № 82].

Варвара Павловна права: окрестности озера Большой Денгиз действительно находились в ее время на юго-западе Омского округа (по современному территориально-административному делению южные берега этого озера расположены на территории

Кокчетавской области, а северные - на территории Петропавловской области). Кстати, в этой карте могла быть зафиксирована и еще какая-то из каменных баб Омского музея. Дело в том, что карточка под № 81 из картотеки, к сожалению, утрачена.

Наконец, третью Словцовскую бабу В.П. Левашева описала так: «№ 191 (4). Кок-четавский уезд, близ озера Койча. Доставлена в Музей ЗСО РГО в 1878-9 г. по настоянию Словцова.

Каменная баба из серого гранита (?) без шеи, рельеф лица плоский и сильно стертый. Правая (рука. - А. Ж. ) согнута на груди и держит сосуд, левая опущена, лежит, пови-димому, на эфесе кинжала (стертый). Голова немного уже плеч, отделена желобком.

Длина 175 см, ширина головы 45 см, ширина плеч 57 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [4, ВПЛ, л. 59]. На обороте этой карточки Варвара Павловна сделала карандашом отсылку: «Ядринцев Н.М. Описание сибирских курганов и древностей. Путешествие по З[ападной] Сибири и Алтаю в 1878 и 1880 г. Напечат[ано] в Древностях. Труды Имп[ера-торского] Моск[овского] Арх[еологического] Об[щества] т. IX. вып. II и III. М., 1883, стр. 204-я» [4, ВПЛ, л. 59]. Впрочем, эта сноска не важна. Действительно, Николай Михайлович Ядринцев (1842-1894) в своем отчете поминает баб И. Я. Словцова, но лишь мимоходом, не называя даже их числа. Характеризуя курганы Западной Сибири, Н. М. Ядринцев, в частности, пишет: «На них также существуют каменные бабы. Несколько из этих баб, взятых в Кокчетавском округе, доставлены в Западно-Сибирский музей Географического Общества И. Я. Словцо-вым» [13, с. 204].

Разумеется, и эту статую А. Ф. Пала-шенков описал пространнее. «Каменная баба № 3. Из серовато-красноватого камня, сильно подвергшегося выветриванию, благодаря чему лица совершенно не видно. Осталось лишь очертание головы, поскольку уцелела глубокая желобковая линия, отделяющая голову от туловища. Ширина головы - 45 см. Правое, низко спускающееся плечо выступает на 9 см, левое сбито. Средняя часть изваяния (грудь и живот) значительно шире нижней.

В правой рельефной руке на груди держит сосуд с высоким поддоном. Диаметр

верхней части сосуда - 10 см, общая высота его - 11 см. Левая рука опущена, лежит, по-видимому, на эфесе кинжала. Наличие кинжала дает повод полагать, что изваяние изображает мужчину.

Общая высота изваяния 1,75 м. Ширина в груди - 62 см, толщина - 25 см.

Найдена в б. Кокчетавском уезде, близ оз. Койча. Доставлена в Музей ЗСО РГО в 1878 или в 1879 г. по настоянию И. Я. Слов-цова.

Находится по левую (правильно - по правую. - А. Ж.) сторону от входа в отдел истории, 1-я от дверей (есть фото. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 60].

Баба № 6. На это изваяние В.П. Лева-шева составила следующую карточку. «№ 191 (2). Кокчетавский уезд. Доставлена в Музей ЗСО РГО в 1878-9 гг. по настоянию Словцова.

Каменная баба из серого гранита. Плоский рельеф лица с усами, слабо выраженная линия волос и уши. Правая рука согнута на груди, держит чашу, левая опущена и держит кинжал в ножнах. Туловище в поперечном сечении прямоугольное, тыльная сторона головы плоская. Высота 2 м, ширина головы 35 см, ширина плеч 42 см, толщина изваяния 28 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [4, ВПЛ, л. 68].

В данном случае Варвара Павловна ошибалась. О происхождении этой бабы выходящая в Омске газета «Степной Край» (№ 72 от 15 сентября 1894 г.) сообщила на с. 2 следующее: «Председатель Археологического Комитета (правильно "Археологической Комиссии". - А. Ж.) при ЗападноСибирском Отделе Географического Общества А. В. Селиванов летом текущего года производил раскопки древних курганов в Кокчетавском и Атбасарском уездах (Акмолинской области. - А. Ж.), причем ничего, заслуживающего всеобщего интереса, не было найдено, так как курганы оказались разграбленными, как можно было судить по беспорядочному размещению внутри курганов могильных плит, костей и других предметов. Близ одного кургана была открыта хорошо сохранившаяся так называемая "каменная баба", изображающая воина с мечом в одной руке и с сосудом в виде плоской чаши - в другой. Баба перевезена в г. Кокчетав

и в непродолжительном времени будет доставлена в Омский музей».

Сам Алексей Васильевич Селиванов (1851-1915) также написал об этой бабе (даже о двух) в отчете, представленном в Императорскую Археологическую Комиссию. «Группы расхищенных курганов встречены еще в 6 верстах от пос[елка] Преображенского и близ аула Качаган, Кокчетавского уезда; сложены они целиком из камня или вперемежку с землей. Близ одного такого кургана найдена каменная баба из серого гранита, до 2 У арш. вышины (около 180 см. - А. Ж.), очень выветрившаяся, с руками, сложенными на животе.

По р. Аргале оказалась группа, по-видимому, нетронутых курганов, но не нашлось рабочих, чтобы заняться их исследованием <...> Близ Аргалинских курганов найдены какие-то две каменные гробницы, сложенные из плит и разгороженные посредине. Около одной из них оказалась опрокинувшаяся каменная баба из серого гранита, представляющая воина с усами, держащего в одной руке чашу, а в другой - меч. Такого рода бабы для Сибири очень обыкновенны» [14, с. 30-31].

Продолжал интересоваться бабами и «Степной Край». Так, в заметке, опубликованной в четверг 8 декабря того же 1894 г. (№ 96, с. 2) было, в частности, сказано: «Памятники эти, часто находимые в Сибири, резко отличаются от подобного же рода памятников южной части Европейской России и заслуживают серьезного исследования. Один из них как наиболее типичный для Сибирских баб вывезен г. Селивановым из Кок-четавского уезда и находится в настоящее время в музее Отдела (Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. - А. Ж.). Подобный же экземпляр находится в Омске, вблизи крепостного собора, и Комиссия (Археологическая Комиссия Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. - А. Ж.) надеется получить разрешение перевезти его со временем также в музей» (об этом последнем изваянии см. ниже - «Баба 1951 г.»).

В свою очередь, А.Ф. Палашенков описал «истукан Селиванова» так. «№ 6. Каменная баба. Из светло-серого крупнозернистого

камня. Общая высота 2 м, ширина 43 см, толщина 28 см. Передняя часть плоская, на ней рельефом дано изображение персоны мужского рода. Голова отделена от туловища шеей с выступающим подбородком. Лицо имеет несколько удлиненные, как бы закрытые глаза, щеки, надбровные дуги, длинные прямые усы и небольшие губы. С боков рельефом исполнены ушные раковины, относительно скромные по размерам. Спереди подбородок выступает над шеей на 2,5 см. Задняя часть головы не подвергалась особенной обработке.

В руках, рельефом выполненных, держит: в правой чашу (диаметром 19 см), в левой - рукоять, видимо, меча (точнее, кинжала с двумя выступами на ножнах, жестко закрепленного на поясе; об этой разновидности оружия хорошо написал в свое время А. К. Амброз [15; 16]. - А. Ж.).

В отношении изображения изваяние сохранилось исключительно хорошо. К сожалению, камень разбит пополам по грудной линии, кроме того, сзади имеется большой откол до шеи 33^24 см толщиной 5 см. Сверху на голове естественного происхождения трещина.

Найдена баба в б. Кокчетавском уезде. Доставлена в Музей ЗСО РГО в 1875 г. (очевидно, описка. - А. Ж. ) по настоянию И. Я. Словцова. Находится с правой стороны от входа в отдел истории, 3-я от дверей (есть фото. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 69]. Так что и Андрей Федорович, положившись на Варвару Павловну, подошел к информации о происхождении данной бабы не критически.

Баба № 5. В. П. Левашева обозначила ее под «№ 188. Поступил в Музей ЗСО РГО. Обломок каменной бабы, часть туловища, намечены сложенные руки и шейное украшение, задняя сторона плоская. Высота 41 см, ширина 44 см, толщина 10 см» [4, ВПЛ, л. 67].

А. Ф. Палашенков дал этой статуе более пространное описание: «№ 5. Фрагмент каменного изваяния (от шеи до пояса) из коричневатого камня. Высота фрагмента в среднем 42 см, ниже, у пояса - 31 см, толщина 17 см. От шеи на грудь спускаются бусы в виде двух рельефных валиков шириной -верхний 1,5 см, нижний 1 см, интервал между ними - 2 см. На лицевой стороне - руки,

с держащими на животе сосудом (так в тексте. - А. Ж.), от которого видна лишь верхняя часть. Фрагмент подвергся значительному выветриванию. Место находки фрагмента неизвестно. Неизвестно и время поступления его в Музей ЗСО РГО. Находится у здания отдела истории, по левую сторону от входа в отдел, 2-м от входа. На фрагмент установлена голова от другого изваяния (та, что описана в ВПЛ № 187 и АФП № 4, см. ниже. -А. Ж. ). В таком виде она и на прилагаемой фотографии (фото на л. 63. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 66].

Непосредственно бабе № 5 принадлежала другая голова, которую В.П. Левашева совершенно правильно описала под тем же инвентарным номером. «№ 188. Поступила в Музей ЗСО РГО. Голова каменной бабы, лицо без усов, на голове коническая шапка, рельефно намеченные уши, затылочная сторона плоская. Высота 34 см, ширина 26 см, толщина 14 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [4, ВПЛ, л. 81]. Почему-то эта голова не выставлялась в «линейке» Омских каменных баб ни при своем туловище, ни отдельно. Она вообще не была идентифицирована А. Ф. Па-лашенковым, да и позднейшая ее судьба оказалась драматичной.

Со временем Омский музей потерял-таки эту голову, и обыватели одного из расположенных неподалеку домов частного сектора использовали ее как гнет для квашения капусты. В конце 1980-х гг., при сносе старых кварталов в центре города, оставшийся неизвестным омич вернул многострадальную голову в музей. Свидетельствую по личному опыту: голова действительно тяжелая, она компактна, устойчива и очень удобна как мощное пресс-папье. В целом же баба № 188 и в самом деле загадочна, историю ее еще предстоит отследить (пожалуй, это - единственная в омском собрании баба неизвестного происхождения).

Баба № 4. Эту бабу (точнее, еще одну голову от бабы) В.П. Левашева идентифицировала совершенно верно: «№ 187. Акмолинский уезд. Поступила в Музей ЗСО РГО от Дмитриева-Мамонова в 1898 г.

Голова каменной бабы, рельеф лица плоский, неясно выражен, намечены волосы и уши, затылочная сторона плоская. Высота

35 см, ширина 34 см, толщина 13 см. На экспонате ошибочно отмечено 188 (есть рисунок. - А. Ж.)» [4, ВПЛ, л. 62].

К данному описанию А. Ф. Палашенков прибавил следующее: «Каменная баба (фрагмент) № 4. Голова каменной бабы из коричневатого камня с вкраплением мелкой гальки. Отбита по шее. Туловище не сохранилось. Высота головы 37 см, ширина 35 см, толщина 13 см.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четко обрисовывается лицо: выступающий нос (сбит в нижней части), надбровные дуги и глаза, кверху поднятые усы и небольшой рот. Ушные раковины, обращенные вперед, почти на плоскости лица. На голове четко обрисовываются волосы, затылочная часть плоская, в верху сколота часть головы (20x13, толщина 4,5 см).

Найдено изваяние в бывшем Акмолинском уезде. В Музей ЗСО РГО поступило от Дмитриева-Мамонова в 1898 г.

Находится по левую сторону от входа в отдел истории, 2-я от дверей. Голова установлена на фрагмент (туловище) от другого древнего изваяния (ВПЛ № 188, АФП № 5. -А. Ж. ). В таком виде она и на фотографии (фото на л. 63. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 65].

Известный в Западной Сибири любитель древностей, с 1878 г. действительный член Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества, служивший в Тобольске, Томске и в завершении карьеры, в 1885-1898 гг., вице-губернатор Акмолинской области Александр Ипполитович Дмитриев-Мамонов передал в 1898 г. эту голову музею Западно-Сибирского Отдела. Голова входила в состав небольшого, но представительного дара из личного собрания А. И. Дмитриева-Мамонова: «четыре железных кольчуги, найденных в 1883 г. в окрестностях г. Тюмени, Тобольской губ.; часть железного орудия, назначение которого не определено; голова каменной бабы, найденная в Акмолинском уезде; 18 старинных печатей бывших волостных и сельских управлений Омского, Ялуторовского и Ишимского уездов» [17, с. 39].

Бабы № 2 и 8. Еще две Омские бабы поначалу оказались для А. Ф. Палашенкова загадкой. Это прежде всего «каменная баба № 2. Для изваяния использован светло-серый

крупно-зернистый камень, которому по первоначалу была придана форма четырехгранника с несколько закругленными углами. Высота камня 158 см. В поперечном сечении дает прямоугольник, приближающийся к квадрату: по 35 см лицевая и задняя стороны и по 30 см - правая и левая. Правая сторона низа четырехгранника стесана на угол. Грани имеют довольно хорошую, гладкую обработку.

Изваяние состоит из головы с плоской теменной частью и плоским лицом, на котором выделяется приплюснутый нос, заметны надбровные дуги, глаза выступают. Ниже носа четко обрисовываются опущенные книзу усы. Рот в виде выемчатой небольшой линии (4 см в длину). По сторонам лица, на угловых закруглениях, большие ушные раковины, обращенные вперед. От середины ушей по височным и затылочной частям идет ямочный поясок (есть фото на л. 56. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 58].

Судя по всему, накануне Великой Отечественной войны А. Ф. Палашенков имел возможность пользоваться лишь частью картотеки В. П. Левашевой. Ибо об этой бабе Варвара Павловна написала в карточке, сохранившейся в составе картотеки, буквально следующее: «№ 611. г. Омск, набережная р. Оми между жел[езным] мостом и ЦЭС'ом (так в тексте; имеется в виду центральная электростанция в устье Оми. - А. Ж.). По-ступ[ила] (зачеркнуто; надписано: «вырыта». - А. Ж.) в Зап.-Сиб. Музеем (так в тексте. -А. Ж.) в июле 1927 г.

Каменная баба, мужская, из серого пористого камня, лицо с усами (зачеркнуто. -А. Ж. ) голова с ясной трактовкой мужского лица с усами, рельефные уши и с правого бока высечена цепь, охватывающая голову. Голова отделена от туловища шеей, правая рука согнута на груди и держит чашу, левая рука согнута и держит саблю (и снова это кинжал в ножнах с двумя выступами, обращенными к поясу. - А. Ж.), пояс из шашек, на правом боку к поясу подвешена сумка.

Размеры: длина 170 см, высота лица 40 см, ширина лица 30 см, шир[ина] туловища 32 см, толщ[ина] головы 28 см, толщ[ина] тулов[ища] 31 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [5, № 611].

Однако со временем А. Ф. Палашенков прояснил для себя ситуацию и с этой, и со

следующей бабами. В «Материалах о древних каменных изваяниях.» появилось дополнение: «В 1927 году на правом берегу (зачеркнуто, хотя это и правда: находка действительно сделана не правом берегу Оми. -А. Ж. ) набережной между железным мостом и электростанцией обнаружены в лежачем положении под слоем речного наноса:

1. Каменная баба из серого крупнозернистого гранита. Голова с плоской теменной частью и плоским лицом (зачеркнуто; надписано: «.им лицом». - А. Ж.), на котором выделяется приплюснутый нос, заметны надбровные дуги, глаза выступают. Ниже носа четко обрисовываются опущенные книзу усы. Рот в виде выемчатой небольшой линии (4 см в длину). По сторонам лица на угловых (одно слово неразборчиво. - А. Ж.) (изваяние - из четырехгранника с закругленными углами) большие ушные раковины, обращенные вперед. От ушей по виску (в единственном числе; так в тексте. - А. Ж.) и затылочным частям проходит ямочный поясок. Голова отделяется от туловища шеей в виде углубления в виде (зачеркнуто. - А. Ж.) в 9 см ширины и 2,2 см глубины. Длина головы 43 см ширина 35 см, плечи едва выступают. В правой руке (зачеркнуто. - А. Ж.) рельефно изображенной руке на груди держится (зачеркнуто. - А. Ж.) чаша в (зачеркнуто. -А. Ж.) 15 см в диаметре. В опущенной ниже пояса левой руке палица шириной 3,5-4 см. Рельефный пояс в поперечном направлении украшен каннелюрами. С правой стороны пояса подвешена на нем (зачеркнуто. - А. Ж.) сумочка. Сохранность изваяния хорошая, только (зачеркнуто. - А. Ж.) подвелось вы-ветиванное (так в тексте. - А. Ж.) лицо.

Общая высота каменной бабы -1,58 метра. В поперечном сечении дает (зачеркнуто; надписано: «изваяние имеет». -А. Ж.) прямоугольник площадью 35^30 см» [3, л. 38г об.].

Столь же загадочной была поначалу для А. Ф. Палашенкова и статуя «№ 8. Каменная баба из красновато-серого камня, общая высота которого более 1,80 м, ширина в среднем 47 см, толщина 28 см.

Как передняя, так и задняя стороны плоские. Голова круглая 48x48 см. Лицо великолепно обработано. Волосы (а, может быть, покрывало) на лицевой поверхности распо-

ложены в строгом порядке. Лицо сделано рельефом. Нос книзу сильно расширяется, глаза большие, выпуклые. Усы длинные, ушные раковины приближены к плоскости лица. Шейный перехват довольно глубокий, плечи выступают вперед.

В правой руке большой сосуд, изображенный желобчатой линией. В приспущенной левой руке - меч.

На задней стороне от верха до низа проходит желобчатая линия, в верху на затылочной части головы она пересекается с подобной же (проще говоря, на спине бабы вырезан крест. - А. Ж.). Кроме того, на спинной части заметно не поддающееся расшифровке изображение не то орнамента (так в тексте. -

A. Ж.).

Голова по шее отбита.

Место находки изваяния неизвестно, равно как неизвестно и время поступления его в Музей ЗСО РГО.

Находится с правой стороны от крыльца исторического отдела, вторая по счету (есть фото. - А. Ж.)» [4, АФП, л. 75].

К этому изваянию в экспозиции Омского краеведческого музея была приставлена «родная» каменная голова, которую В. П. Левашева описала в свое время так: «№ 186. Из коллекции Музея ЗСО РГО.

Голова каменной бабы, ясно выраженный рельеф лица с усами, волосы отделены от лба волнистой линией, рельефные уши, затылочная сторона плоская. Высота 49 см, ширина 49 см, толщина 22 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [4, ВПЛ, л. 74].

По самой же бабе В. П. Левашева составила карточку следующего содержания: «№ 612. г. Омск, набережная между жел[ез-ным] мостом и ЦЭС'ом, вырыта Зап.-Сиб. Музеем в июле 1927 г.

Каменная баба без головы, четырехгранная, рисунок высечен только по лицевой стороне - у шеи выем ворота, правая рука согнута, кисть стерлась, левая рука опущена и держит саблю, внизу намечена одна правая нога.

Размеры: длина 1,45 м, ширина 43 см, толщина 27 см (есть рисунок. - А. Ж.)» [5, № 612]. Получается, что голова этой бабы поступила в Омский музей до того, как

B. П. Левашева обнаружила самое тело, во всяком случае, до прибытия Варвары Павловны в Омск.

Соответственно, и А. Ф. Палашенков несколько позже дополнил свои «Материалы о древних каменных изваяниях...» такой заметкой. «Фрагмент каменного изваяния - 2 (зачеркнуто; приписано: «4». - А. Ж.). Каменная баба без головы, четырехгранная, рисунок высечен только по лицевой стороне. На задней стороне от верха до низа проходит желобчатая линия, на спине заметно какое-то изображение или орнамент.

И первая, и вторая находки (т. е. бабы № 2 и 8. - А. Ж.) доставлены и хранятся в Областном краеведческом музее. Здесь же, в музее, оказалась голова от найденного без головы изваяния.

Надо полагать, что эти каменные бабы были вывезены из Казахстана и установлены на берегу Оми как "занимательные фигуры " (зачеркнуто; надписано: «а может быть распространение». - А. Ж. ) их доходило до устья Оми» [3, л. 38г].

Баба 1951 г. Наконец, уже после Великой Отечественной войны в «Материалах о древних каменных изваяниях.» Андрея Федоровича появляются следующие заметки: «12 июня 1951 г. в Крепости, возле здания Судебно-медицинской экспертизы Па-лашенковым А. Ф. обнаружена каменная баба. Сделана из крупно-зернистого СевероКазахстанского гранита; высота изваяния 1,17 м, ширина 0,68 м, толщина 0,55 м. Изображена женщина. Лицо круглое, голова от туловища не отделена, плечи на уровне ушей. Лицо деформировано, тем не менее заметен нос, глаза, рот. Рельефно выступают женские груди.

Каменная баба лежала на поверхности, тыльной частью кверху и служила в качестве скамьи для посетителей "анатомички" и ветеринарной поликлиники, вследствие чего обращенная кверху поверхность сильно сгладилась.

Нужно полагать, что изваяние привезено в Омск из Казахстана в то время, когда Омск являлся центром Степного генерал-губернаторства» [3, л. 38в - 38в об].

Вторая заметка гласит: «В Крепости, у ворот, ведущих на территорию ветеринарной поликлиники, работниками Областного краеведческого музея обнаружено древнее каменное изваяние - каменная баба.

Высота изваяния - 1,17 м, диаметр -0,55-0,68 м. Изображена женщина с головой, сильно втянутой в туловище, без шейной выемки, с круглым лицом. От времени черты лица значительно деформировались, тем не менее видны нос, рот, глаза; рельефно обрисовывается грудь. Сделано из крупнозернистого Казахстанского гранита. Много лет изваяние лежало на месте, где оно было обнаружено. В последние десятилетия оно служило в качестве сиденья для посетителей Поликлиники и Областной судебной экспертизы (анатомичка). Неудивительно поэтому, что обращенная кверху тыльная часть изваяния сильно сгладилась.

По времени возникновения обнаруженная каменная баба относится к 1-му тысячелетию до н.э. (здесь часть текста утрачена. -А. Ж. ). Находка каменной бабы на территории Омской крепости - самая северная из подобных находок. В ближайшее время изваяние будет доставлено в Областной краеведческий музей» [3, л. 7-8].

Скорее всего, найденная А. Ф. Пала-шенковым летом 1951 г. статуя - это та самая баба, что с давних времен стояла у паперти Воскресенского военного собора, главного храма пограничных линий Западной Сибири, и о которой уже поминалось выше. В 1895 г. ее (бабу) видел побывавший в Омске французский археолог барон Жозеф де Бай (18531929). «Около собора находится одна из тех человекообразных грубых статуй, называемых "каменными бабами". Эти менгиры встречаются не только в Южной России, но также в Сибири, на юге Киргизской степи до Енисея. Среди этих образчиков первоначальной скульптуры одни представляют изображения мужчин, а другие - женщин. Эти последние статуи, происходя из Южной России, имеют груди висячие и удлиненные; находящиеся же в Сибири имеют груди, которым придают положение, более соответствующе нашему изящному вкусу. Может быть, эта подробность указывает на различие рас?» [18, с. 321].

Правда, барон де Бай очень бегло познакомился в 1895 г. с нашим городом (тем более, что, по его мнению, «осмотр церквей в Омске представляет мало интересного» [18, с. 320]). А потому неудивительно, что в своих записках барон перепутал Никольский

казачий и Воскресенский военный соборы и указал на каменную бабу, как стоящую возле первого, а не второго. Позднее, после ликвидации Воскресенского собора, эта баба была приспособлена под скамью для посетителей ветеринарной поликлиники (которая размещалась в сохранившейся части собора) и морга (соседнее здание, за архивом ФСБ) [19, с. 6].

Баба А. И. Петрова. Для полноты картины упомяну еще одну бабу, которую обнаружил в начале 1980-х гг. Александр Иванович Петров (1953-2000) на территории медицинского училища № 3, которое находится за Омским драматическим театром. Баба эта, насколько я знаю, находится где-то среди изваяний Омского краеведческого музея и вполне доступна для изучения.

Что же получается? Нам, археологам, посчастливилось: оказывается, по коллекции Омских каменных баб есть всё - описания, обмеры, рисунки, фотографии (причем многое из этого - в нескольких редакциях, выполнено в разное время). А такое состояние источниковой базы, как известно, - большая редкость применительно к старому археологическому материалу Западной Сибири. Более того, есть и сами бабы, которые доныне стоят перед входом в новое здание Омского историко-краеведческого музея, а также лежат в его вестибюле и в фондах. Дело за малым - за археологом, который примет на себя труд полноценной публикации собрания Омских каменных баб и введет, наконец, это собрание в научный оборот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чариков А. А. Каменные скульптуры средневековых кочевников Прииртышья // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. - Алма-Ата, 1980. -С. 130-140.

2. Чариков А. А. Некоторые статуи Казахстана и Омского Прииртышья // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. - Томск, 1987. - С. 31-39.

3. Палашенков А. Ф. Материалы о древних каменных изваяниях (каменных бабах) Сибири и Омской области. Омск, 1941 // Государственный архив Омской области. - Ф. 2200. -Оп. 1. - Д. 250. - Л. 1-52.

4. Палашенков А. Ф. Коллекция каменных баб Омского областного музея. Омск, 1941 // Государственный архив Омской области. -Ф. 2200. - Оп. 1. - Д. 250. - Л. 53-82.

5. Левашева В. П. Картотека Археологического Отдела Государственного Западно-Сибирского Краевого Музея. - Омск, 1929.

6. Извлечение из протоколов заседаний Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества // Записки Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. - Кн. III.

- Омск, 1881. - 24 с. о.п.

7. Цытович В. С. - И. Ф. Бабкову. Омск, 9 декабря 1879 года, № 148 // Государственный архив Омской области. - Ф. 86. - Оп. 1. - Д. 11.

- Л. 48-49.

8. Катанаев Г. Е. Отчет Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества за 1878 год // Записки Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. - Кн. I. -Омск, 1879. - 22 с. о.п.

9. Катанаев Г. Е. Отчет Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества за 1879 год // Записки Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. - Кн. II. -Омск, 1880. - 18 с. о.п.

10. Словцов И. Я. Путевые записки, веденные во время поездки в Кокчетавский уезд, Акмолинской области, в 1878 г. // Записки ЗападноСибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. - Кн. III. - Омск, 1881. - 152 с. о.п.

11. Там же. - Кн. XXI. - Омск, 1897. - 198 с.

12. Левашева В. П. Археологическая карта. -Омск, 1929.

13. Ядринцев Н. М. Описание Сибирских курганов и древностей. Путешествие по Западной Сибири и Алтаю в 1878 и 1880 гг. // Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. - Т. IX. - М., 1883. -С. 181-205 + VII табл.

14. Отчет Императорской Археологической Комиссии за 1894 год. - СПб., 1896. - 171 с.

15. Амброз А. К. Кинжалы V в. с двумя выступами на ножнах // Советская Археология. - 1986. -№ 3. - С. 28-46.

16. Амброз А. К. Кинжалы VI-VIII вв. с двумя выступами на ножнах // Советская Археология. -1986. - № 4. - С. 53-73.

17. Отчеты о деятельности Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества за 1898, 1899, 1900 и 1901 гг. - Омск, 1902.

18. де Бай И. А. От Волги до Иртыша / пер. с франц. М. М. Дмитриевой // Записки Уральского Общества Любителей Естествознания. -Т. XVII. - Вып. 2. - Екатеринбург, 1897. -С. 305-328.

19. Жук А. В. Очерк истории археологического изучения территории Омской области в ее нынешних границах до начала 1960-х годов // Источники по археологии Западной Сибири. -Сургут, 2005. - С. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.