Научная статья на тему 'Азиатский вектор внешней политики Великобритании'

Азиатский вектор внешней политики Великобритании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1010
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / БРИТАНО-ИНДИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / БРИТАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / БРИТАНО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / UK FOREIGN POLICY / INDIA-UNITED KINGDOM RELATIONS / CHINA-UNITED KINGDOM RELATIONS / JAPAN-UNITED KINGDOM RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свечникова Дарья Александровна

В статье рассматриваются ключевые черты современной внешнеполитической стратегии Великобритании в Азиатском регионе. Анализируется динамика развития, проблемы и перспективы двустороннего взаимодействия Великобритании с Китаем, Индией и Японией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASIAN VECTOR OF BRITISH FOREIGN POLICY

The article considers the core features of the British foreign policy strategy in Asia. It analyzes the dynamics of development, problems and prospects of the Britain’s interaction with China, India and Japan.

Текст научной работы на тему «Азиатский вектор внешней политики Великобритании»

Д.А. Свечникова АЗИАТСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ASIAN VECTOR OF BRITISH FOREIGN POLICY

В статье рассматриваются ключевые черты современной внешнеполитической стратегии Великобритании в Азиатском регионе. Анализируется динамика развития, проблемы и перспективы двустороннего взаимодействия Великобритании с Китаем, Индией и Японией.

Ключевые слова: внешняя политика Великобритании, британо-индийские отношения, британо-китайские отношения, британо-японские отношения.

The article considers the core features of the British foreign policy strategy in Asia. It analyzes the dynamics of development, problems and prospects of the Britain's interaction with China, India and Japan.

Key words: UK foreign policy, India-United Kingdom relations, China-United Kingdom relations, Japan-United Kingdom relations.

В настоящее время очевиден тот факт, что политические и экономические процессы, происходящие в Азиатском регионе, будут определять дальнейшую динамику развития системы международных отношений; именно Азиатский регион станет центральной ареной геополитического противостояния ведущих акторов мировой политики. И Великобритания, наследница Британской империи, сфера влияния которой распространялась далеко за пределы Европейского континента (Ближний Восток, Южная, Юго-Восточная, Северо-Восточная Азия), руководствуясь, прежде всего, вопросами обеспечения национальной безопасности и стимулирования экономического роста, вновь укрепляет свое присутствие в Азии. И в рамках азиатского вектора внешней политики Великобритании следует обратить внимание на три крупнейшие региональные державы - Китай, Японию и Индию. Каждая из них представляет особый интерес для британского правительства в силу ряда экономических и политических факторов.

Китай. В январе 2009 г. британское правительство опубликовало основные положения двустороннего взаимодействия с Китаем (The UK and China: A Framework for Engagement International Development), что стало своеобразной отправной точкой британо-китайского партнерства на современном этапе. 9 ноября 2010 г. состоялся первый визит британского премьер-министра Дэвида Кэмерона в Китай, названный им «жизненно важной торго-

вой миссией» [1], в ходе которого британская сторона выразила глубокую заинтересованность в развитии стабильных и взаимовыгодных отношений с Китаем как с новой влиятельной силой на мировой арене. Однако в 2012 г. британским правительством был допущен серьезный внешнеполитический просчет, результатом которого стали фактическое прекращение экономического сотрудничества между государствами и отмена планировавшегося визита британского премьер-министра в Пекин: в Лондоне состоялась встреча Дэвида Кэмерона и Далай-ламы XIV, деятельность которого китайское руководство рассматривает как угрозу территориальной целостности. На последовавший официальный протест Пекина и его требование принести официальные извинения британское правительство заявило о том, что «британские министры вправе самостоятельно решать, где и с кем проводить частные встречи» [2] (прим.: встреча между британским премьер-министром и Далай-ламой состоялась не впервые: в 1991 г. тибетский лидер был принят Джоном Мейджором, в 1999 г. - Тони Блэром, в 2008 г. - Гордоном Брауном).

Процесс нормализации отношений начался только осенью 2013 г. во время повторного визита Дэвида Кэмерона в Китай в сопровождении более 100 представителей бизнес-элиты. Британский премьер-министр заявил о необходимости «перевернуть страницу» двусторонних отношений и перейти на новый уровень [3]. Он выступил за дальнейшее развитие открытого экономического сотрудничества между государствами, выразил поддержку создания зоны свободной торговли между Китаем и ЕС, отметив, что Великобритания, в отличие от ряда европейских стран, желающих «закрыться от Китая бамбуковым занавесом торговых барьеров», готова снять торговые ограничения. Кроме того, британское правительство проявило стремление открыть для китайских инвестиций одни из самых чувствительных секторов британской экономики - энергетический сектор и телекоммуникации. Так, крупнейшая китайская телекоммуникационная компания Huawei получила предложение вложить инвестиции в размере 1,2 млрд фунтов стерлингов (1,97 млрд долларов) в экономику Великобритании, а также создать исследовательский центр, несмотря на то, что на территории США, Канады и Австралии ее деятельность запрещена [4]. В свою очередь, получение доступа китайскими компаниями к британскому энергетическому сектору даст гарантии продвижения китайских ядерных технологий на других ведущих рынках.

С момента подписания меморандума о намерениях в 2013 г. развитие экономического сотрудничества между государствами вновь стало набирать силу. Великобритания, как и прежде, стремится удержать за собой статус наиболее значимого европейского партнера для Китая (на фоне укрепления

его экономических связей с Францией и Германией) и проявляет заметную активность в лоббировании одновременно и британских и китайских интересов в рамках переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли с ЕС. Более того, именно Лондон превратился в основной европейский финансовый центр по осуществлению операций в юанях. Так, в сентябре 2014 г. Великобритания стала первым государством, выпустившим суверенные облигации в юанях. Их первоначальная сумма составит 200 млн фунтов стерлингов (2 млрд юаней) [5]. Подобные шаги британского правительства отражают стремление оказать прямую поддержку в интернационализации юаня и превращении его в одну из ведущих мировых валют.

В июне 2014 г. состоялся первый официальный визит в качестве премьера Госсовета Ли Кэцяна во главе правительственной делегации в Великобританию. В результате были достигнуты дополнительные договоренности об участии Китая в проекте строительства новой британской атомной электростанции в Хинкли-Пойнтс стоимостью 16 млрд фунтов (27 млрд долларов), подписан контакт на осуществление долгосрочных поставок сжиженного газа в Китай на 20 лет, а Британо-голландская нефтегазовая компания Royal Dutch-Shell достигла соглашения с «Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией» по дальнейшей реализации совместных проектов по добыче газа на шельфе Южно-Китайского моря и сланцевого газа в КНР [6]. Кроме того, Дэвид Кэмерон заявил о смягчении визового режима в отношении китайских туристов и предпринимателей.

Однако визит Ли Кэцяна был омрачен рядом обстоятельств, которые, однако, так и не получили официального подтверждения или опровержения сторон: накануне визита появились сведения о его возможной отмене в связи с отказом британского правительства организовать встречу с королевой Великобритании Елизаветой II, а после того как китайская делегация прибыла в Лондон - о недовольстве китайской стороны длиной красной дорожки во время торжественной встречи в аэропорту. В связи с этим китайская англоязычная газета The Global Times обвинила британскую прессу в непрофессиональном подходе к освещению событий, а британское общественное мнение - в предвзятом восприятии Китая как нарушителя прав человека, и, более того, охарактеризовала Великобританию как «старую увядающую империю» [7].

Подобные инциденты демонстрируют наличие завуалированных, но довольно ощутимых противоречий между двумя государствами. В первую очередь, это критика политики китайского руководства в области защиты прав человека в Тибете и в вопросе проведения политических преобразований в Гонконге. Китай крайне чувствительно относится к комментариям и высказы-

ваниям британских официальных лиц по данным проблемам и рассматривает это как вмешательство во внутренние дела государства. Кроме того, столь категоричные действия китайской стороны могут свидетельствовать об изменении баланса экономического и политического влияния в двусторонних отношениях в сторону Китая.

И все же, несмотря на отсутствие устойчивой динамики развития, основу британо-китайских отношений составляет исключительно прагматичный подход и взаимная заинтересованность сторон в многовекторном экономическом сотрудничестве.

Индия. На протяжении столетий она представляла крупнейшую британскую колонию в Азиатском регионе: в 1600 г. была образована Ост-Индская компания, которая до 1857 г. обладала монопольным правом на торговлю с Индией. В том же году Индия была провозглашена «империей» (British Raj), фактическое руководство которой осуществлялось британским правительством. Британская индийская армия оказывала прямое содействие британским вооруженным силам в вооруженных конфликтах (в том числе в период Опиумных воин) вплоть до окончания Второй мировой войны. К 1940-м гг. в Индии сформировалось мощное национально-освободительное движение, которому в 1947 г. удалось добиться принятия британским парламентом акта о независимости Индии и образования в дальнейшем Индийской Республики.

В настоящее время Индия является одним из крупнейших государств в Азиатском регионе, обладает динамично развивающейся экономикой и наряду с Китаем претендует на региональное лидерство. В этой связи между европейскими державами разворачивается новый этап экономической борьбы за Индию, в которой Великобритания намерена играть ведущую роль.

В период руководства предыдущего лейбористского правительства британо-индийские отношения переживали спад из-за его активного взаимодействия с Пакистаном, что сопровождалось критикой «теневого» кабинета. В период 1999-2009 гг. Великобритания опустилась со 2-го на 22-ое место в рейтинге основных торговых партнеров Индии [8], а визит в феврале 2009 г. министра иностранных дел Дэвида Милибэнда представителем индийской оппозиционной Индийской народной партии (Bharatiya Janata Party) Аруном Джейтли был назван «катастрофой» [9]. В то же время, несмотря на отрицательную в целом динамику развития, в 2004 г. между двумя государствами было достигнуто соглашение о стратегическом партнерстве, а в 2007 г. - основан Британо-индийский экономический Совет (UK India Business Council), призванный ускорить развитие торговых и экономических отношений между

странами (прим.: второе представительство было открыто в городе Бангалор в 2014 г.).

С приходом к власти Консервативной партии во главе с Дэвидом Кэме-роном британским правительством был основательно пересмотрен политический курс в отношении Индии. Так, во время официального визита в 2010 г. Дэвид Кэмерон призвал к укреплению британо-индийского сотрудничества на основе исторических и культурных связей как «одного из крупнейших в XXI столетии» и поставил цель - увеличить двусторонний товарооборот с 11,5 млрд фунтов стерлингов в 2010 г. до 23 млрд к 2015 г. [10]

Однако достигнутый прогресс замедляется усиливающимся противостоянием не только с европейскими компаниями (прежде всего, французскими и немецкими), но и азиатскими (южнокорейскими и японскими). Показательны в этом отношении переговоры между Индией и Францией о заключении сделки стоимостью 10 млрд фунтов стерлингов о приобретении 126 французских истребителей четвертого поколения Rafale [11], что вызвало разочарование Дэвида Кэмерона, пытающегося активизировать военно-техническое сотрудничество с Индией за счет продажи истребителей Eurofighter Typhoon, в разработке которых принимает участие британская оборонная компания BAE Systems. В 2014 г. Уильям Хейг, занимая в то время пост министра иностранных дел, вновь подтвердил готовность британской стороны осуществить поставку Индии истребителей Eurofighter Typhoon в случае отказа проведения дальнейших переговоров с Францией.

Особое место в британо-индийских отношениях занимает вопрос Кашмира, определяющий состояние перманентной напряженности на индийско-пакистанской границе, в связи с критикой Индии в адрес британского правительства по поводу слишком «мягкой» политики в отношении Пакистана. В рамках парламентских дискуссий Палата общин неоднократно инициировала обсуждение вопроса о нарушениях прав человека в Кашмире. В то же время Великобритании нежелательно прямое вовлечение в территориальный конфликт. Неслучайно заместитель премьер-министра Ник Клегг заявил о неготовности выступить в качестве посредника между Индией и Пакистаном [12].

Со дня установления официальных отношений между Индией и Великобританией прошло уже 400 лет. Дата, в которой заключены одновременно кровавые эпизоды колониального правления Великобритании и сильнейшая база для развития двусторонних отношений на современном этапе. До сих пор в центре внимания остается вопрос: какое влияние британская колониальная политика оказала на развитие индийской государственности? Одни полагают, что ее результатом стало внедрение демократических ценностей и

создание необходимых условий для успешного экономического роста, другие видят в ней причину социальной отсталости. Но очевидно, что Индия становится особым партнером в системе внешнеполитических приоритетов Великобритании, которая уже занимает 3-е место среди всех инвесторов в индийскую экономику Индии и 1-е место среди европейских государств [13]. Взаимодействие государств осуществляется также в рамках Содружества наций (Commonwealth of Nations); индийская диаспора - крупнейшая в Великобритании. Кроме того, Великобритания поддерживает кандидатуру Индии на постоянное членство в Совете безопасности ООН.

Япония. На фоне взаимодействия с молодыми растущими азиатскими державами - Китаем и Индией, политика Великобритании в отношении третьей экономики мира и основного азиатского партнера в рамках G7 приобретает иное измерение. Великобритания и Япония являются ведущими талассокра-тическими государствами, что определяет наличие общих геополитических вызовов, и ближайшими партнерами США.

Великобритания первой инициировала подписание серии межгосударственных договоров о торговле и мореплавании европейских держав с Японией. Британский премьер-министр Маргарет Тэтчер впервые стала рассматривать растущий потенциал Японии как источник дополнительных возможностей для восстановления национальной экономики. Основатель компании Sony Акио Морита активно вкладывал инвестиции в Южный Уэльс, компании «Тойота» - в Дербишир, «Ниссан» - в Суиндон, а широкий доступ к передовым японским технологиям и высокому уровню контроля за качеством продукции даст стимул развитию британской автомобильной промышленности [14]. Именно в период премьерства Маргарет Тэтчер Япония стала основным иностранным инвестором (44 % от общего показателя иностранных инвестиций в британскую экономику) и далеко опережала показатели европейских государств [15]. В то же время М. Тэтчер, придерживаясь традиционного курса фритредерства, осуждала политику протекционизма, которую проводило Министерство внешней торговли и производства Японии в начале 1980-х гг., и стремилась добиться открытого доступа британской продукции на японский внутренний рынок. Фактически в период своего экономического расцвета Япония являлась тем, что на данный момент представляет для Великобритании Китай - инструмент оживления и стабилизации британской экономики. В настоящее время британо-японское сотрудничество осуществляется преимущественно в области инновационного и научного развития, а также в области мирного атома.

Начиная со второй половины XIX в. стороны активно наращивают политическое и военно-стратегическое взаимодействие. Так, например, шотландский предприниматель сэр Томас Блейк Гловер основал в Нагасаки собственную компанию Glover Trading Company, приобрел для Японии первый паровоз и построил для императорского флота Японии боевой корабль. Именно по британскому образцу была проведена реформа японского военно-морского флота и правовой системы. Тесное сотрудничество двух держав привело в начале XX столетия к образованию британо-японского морского альянса, направленного против усиления присутствия в Азиатском регионе ряда европейских государств, в первую очередь России. Япония стала единственной из азиатских стран, присоединившейся к «клубу великих держав».

Обе страны разделяют общие демократические ценности, выступают за обеспечение верховенства закона, обеспечение прав человека, создание открытой торговой системы и реструктуризацию глобальной экономики [16]. Великобритания поддержала процессы, связанные с получением права Японии на коллективную самооборону, приветствуя более активное участие Японии в обеспечение мировой и региональной стабильности и процветания, готова осуществлять многостороннее партнерство в области безопасности, прежде всего, через двустороннее военно-техническое сотрудничество (было достигнуто соглашение о совместной разработке новых военных технологий [17]), проведение совместных военных учений и создание механизма взаимодействия в киберпространстве. Снятие Японией ограничений на экспорт вооружений Великобритания также рассматривает как дополнительную возможность для продвижения британской военной техники. Позиция Великобритании и Японии по центральным международным проблемам (иранская и северокорейская ядерная программа, сирийский конфликт и т.д.) в целом совпадает, и в 2013 г. стороны выразили взаимную заинтересованность в создании стратегического диалога по формуле «2+2» [18], а также инициировали проведение переговоров по соглашению об оказании взаимной военно-технической поддержки (Acquisition and Cross-Serving Agreement).

С учетом политического и экономического статуса обеих держав британо-японское сотрудничество обладает значительным потенциалом, а наличие зачастую совпадающих геополитических задач определяет высокий уровень взаимопонимания. На высоком уровне находится взаимодействие между британской королевской семьей и японским императорским домом. Более того, Уильям Хейг назвал Японию «ближайшим партнером в Азии» [19]. В то же время двусторонние отношения не лишены доли конкурентного противостояния за азиатские рынки; в перспективе возможное углубление стратегическо-

го партнерства с Японией может создать для Великобритании дополнительные препятствия во взаимодействии с Китаем.

Процесс деколонизации привел к ослаблению экономических и политических позиций Великобритании в Азии и, как следствие, ограничению сферы ее геополитических интересов. В настоящее время сотрудничество с Китаем, Индией и Японией направлено, прежде всего, на стимулирование роста британской экономики и, следовательно, наращивание экономического присутствия в регионе. Значительная азиатская диаспора, проживающая на территории Великобритании, по оценкам британского правительства, также вносит значительный вклад в восстановление британской экономики. Ближайшим стратегическим партнером Великобритании в Азии является Япония. На динамику же двусторонних отношений с Индией и Китаем накладывает значительный отпечаток история и колониальное прошлое. До сих пор китайская общественность помнит о событиях Опиумных войн, а индийская - о жестоком подавлении восстаний и расстреле мирной демонстрации в Амритсаре в 1919 г., в результате которой погибло более тысячи мирных жителей (Бойня на Джаллианвала-багх). Тем не менее, Великобритания проявляет повышенное внимание к изменениям, происходящим в Азиатском регионе, и рассматривает его развитие как источник новых возможностей для поддержания статуса ведущей европейской державы.

Список использованных источников и литературы

1. David Cameron Raises Human Rights in China Talks // BBC. -09.11.2010. - URL: http://www.bbc.co.uk/news/business-11715216

2. Dominiczac P. No Apology from Downing Street over Dalai Lama Meeting // The Telegraph. - 07.05.2013. - URL: http://www.telegraph.co.uk/news/politics/david-cameron/10042095/No-apology-from-Downing-Street-over-Dalai-Lama-meeting.html

3. Норе Ch. David Cameron Sidelines Dalai Lama as He Heads to China on Major Trade visit // The Telegraph. - 29.11.2013. - URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/tibet/10485238/David-Cameron-sidelines-Dalai-Lama-as-he-heads-to-China-on-major-trade-visit.html

4. Tiezzi Sh. The UK's China Experiment // The Diplomat. - 03.12.2013. - URL: http://thediplomat.com/2013/12/the-uks-china-experiment/

5. Великобритания выпустит суверенные облигации в юанях // Prime.ru. - 13.09.2014. - Режим доступа: http://1 prime.ru/MACROECONOMICS/20140913/791816035.html

6. Великобритания и Китай подписали соглашения на $24 млрд // ИТАР-ТАСС. - 18.06.2014. - Режим доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1263018

7. UK Media Hype over Visit Unprofessional // The Global Times. -18.06.2014. - URL: http://www.globaltimes.cn/content/866259.shtml

8. Why has UK Failed to Exploit Ties with India? // Channel 4. -08.07.2014. - URL: http://www.channel4.com/news/india-modi-narendra-george-osborne-chancellor-uk

9. Merrick J. Miliband's Trip to India 'a Disaster', after Kashmir Gaffe // The Independent. - 18.01.2009. - URL: http://www.independent.co.uk/news/world/politics/milibands-trip-to-india-a-disaster-after-kashmir-gaffe-1418914.html

10. Cameron Heads to India to Boost Trade Links // Channel 4. -18.02.2013. - URL: http://www.channel4.com/news/cameron-heads-to-india-to-boost-trade-links

11. Loss of Eurofighter Contract - a Blow to UK plc? // Channel 4. -

01.02.2012. - URL: http://www.channel4.com/news/what-is-the-governments-manufacturing-strategy

12. Sinha K. Debate on Kashmir in UK Parliament Causes Stir // The Times of India. - 10.09.2014. - URL: http://timesofindia.indiatimes.com/india/Debate-on-Kashmir-in-UK-parliament-causes-stir/articleshow/42188476.cms

13. Brief on India-UK Bilateral Relation // High Commision of India. -URL: https://www.hcilondon.in/indiaukbilateral.html

14. Cortazzi H. The 'Iron Lady' and Japan // The Japan Times. -

17.04.2013. - URL: http://www.japantimes.co.jp/opinion/2013/04/17/commentary/japan-commentary/the-iron-lady-and-japan/#.VC0Mq_l_sko

15. Каренин Д.М. Современные отношения между Японией и Великобританией // Япония. Ежегодник. - 2009. - № 38. - С. 39-56.

16. UK-Japan Joint Statement // Cov.uk. - 01.05.2014. - URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-japan-joint-statement

17. Japan, UK to Jointly Develop Missile Technology // The Diplomat. -

19.07.2014. - URL: http://thediplomat.com/2014/07/japan-uk-to-jointly-develop-missile-technology/

18. Abe, Cameron Plan Defense Intel-sharing // The Japan Times. -13.07.2013. - URL: http://www.japantimes.co.jp/news/2013/06/13/national/politics-diplomacy/abe-british-premier-to-agree-on-defense-intelligence-sharing-pact/#.VC0ML_l_skp

19. "A New Type of Alliance // Anglo-Japan Alliance. - 12.08.2013. -URL: http://anglojapanalliance.com/2013/08/12/a-new-type-of-alliance/

Коротко об авторе

Свечникова Дарья Александровна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: darja.svechnikova@rambler.ru

Briefly about author

Svechnikova Daria Aleksandrovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: darja.svechnikova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.