Научная статья на тему 'Азербайджано-турецкие отношения: достижения и проблемы'

Азербайджано-турецкие отношения: достижения и проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3824
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕДЖЕП ТАЙИП ЭРДОГАН / ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ / ИЛЬХАМ АЛИЕВ / НЕООСМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пестрецов А. Р., Бабиров И. М.

В статье рассматриваются различные аспекты отношений Турции и Азербайджана с начала правления представителей Партии справедливости и развития в Турецкой Республике и прихода Ильхама Алиева в Азербайджане. Это время характеризуется стремительным сближением двух государств, в частности? началось масштабное экономическое и культурное сотрудничество по инициативе Турции, претендующей на региональное лидерство. Азербайджан находится на стыке интересов Турции, России и Евросоюза, и поведение Баку способно повлиять на текущее положение в Кавказско-Каспийском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджано-турецкие отношения: достижения и проблемы»

УДК 327(479.24+560)

АЗЕРБАЙДЖАНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

© 2017 А. Р. Пестрецов1, И. М. Бабиров2

1 магистрант кафедры истории и политики России e-mail: pestrezoff.andy@yandex.ru

2аспирант кафедры зарубежногорегионоведения и локальной истории

e-mail: imrin_999@,list. ru

Институт международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

В статье рассматриваются различные аспекты отношений Турции и Азербайджана с начала правления представителей Партии справедливости и развития в Турецкой Республике и прихода Ильхама Алиева в Азербайджане. Это время характеризуется стремительным сближением двух государств, в частности? началось масштабное экономическое и культурное сотрудничество по инициативе Турции, претендующей на региональное лидерство. Азербайджан находится на стыке интересов Турции, России и Евросоюза, и поведение Баку способно повлиять на текущее положение в Кавказско-Каспийском регионе.

Ключевые слова: азербайджано-турецкие отношения; Реджеп Тайип Эрдоган; Партия справедливости и развития; Ильхам Алиев; неоосманизм

Анализ отношений Турецкой Республики и Азербайджанской Республики имеет большую актуальность. Принято считать эти страны союзниками во многих внешнеполитических вопросах. Наблюдаемый рост турецкого авторитета как на глобальном, так и региональном уровне формирует баланс сил на Ближнем Востоке и мировой геополитической арене. Азербайджан из советской республики превратился в европейское государство Южного Кавказа, надежного стратегического партнера, готового к диалогу. Этот образ, возможно, был создан не без помощи действий Турции. Только возымевшая продолжение в наши дни ситуация с Нагорным Карабахом ставит под вопрос поддержку Азербайджана определенными игроками. В данной работе мы выясним, какие обоюдные меры были приняты для сближения Турции и Азербайджана и с какими проблемами страны столкнулись на пути к сотрудничеству и союзническим отношениям.

Временные рамки нашего исследования начинаются с 2003 г. Именно в это время в Турции премьер-министром стал Р. Т. Эрдоган из Партии справедливости и развития (ПСР), а в Азербайджане премьер-министром, а затем и президентом стал Ильхам Алиев. Верхняя граница временных рамок - это сегодняшний день.

Значение Южного Кавказа для Турции

Большая часть Турецкой Республики расположена на территории Ближнего Востока, и в этом регионе турки претендуют на лидерство наряду с Саудовской Аравией и Израилем. В этом регионе, на территории Южного Кавказа находится Азербайджанская республика. Народы Турции и Азербайджана объединяет схожесть языков (тюркская ветвь алтайской языковой семьи). Обе страны являются светскими государствами. Население Турции, в основном, исповедует ислам суннитского толка, а большинство жителей Азербайджана мусульмане-шииты [Administrative Department].

Для Турции Южный Кавказ имеет важное стратегическое значение по двум причинам:

1.Кавказ связывает Турцию со странами Центральной Азии, не имеющих общих границ с Турцией.

2.Кавказ непосредственно влияет на энергетическую стабильность Турции [Шевяков 2004: 18].

Уже 9 декабря 1991 года, через день после обретения Азербайджаном независимости, его признала Турецкая Республика [Маркедонов 2016: 6].

Торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество

Первые годы правления ПСР в Турции создали образ государства, нацеленного на реализацию своего интеллектуального, дипломатического и ресурсного потенциала [Аватков, Кочкин 2016: 8].

Больших успехов Турция и Азербайджан достигли в энергетическом сотрудничестве. В 2007 г. был открыт газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум [Day.Az. 2007].

Европейский союз в поиске доступа к рынкам стран Ближнего Востока и Центральной Азии вынужден действовать через посредника, поддерживая его лидерство в регионе [Родионов, Рыжов 2012: 325]. Турция стремится стать «четвертой газовой артерией» Евросоюза, об этом говорит ее участие в проектах, предусматривающих газовый транзит через Турцию - TANAR, TAP, AGRI (азербайджано-грузинско-румынский проект по транспортировке сжиженного газа). «Энергетическая дипломатия» Турции добилась заключения договоров и реализации крупных предприятий. Возможность Анкары реэкспортировать азербайджанский газ в Европу укрепляет позиции Турции в ее отношении с ЕС [Оздемир, Гулиев: 106]. С целью увеличения своих доходов и недопущения монополии «Газпрома» на рынке газа прикаспийские страны желают принимать участие в различных трубопроводных проектах. В числе этих стран Азербайджан, недавно заключивший с Турцией новое соглашение по поставкам азербайджанского природного газа как для ее личного пользования, так и для обеспечения транзита в Европу [Там же].

Проект магистрального газопровода "Nabucco", по которому планировалось из Туркмении и Азербайджана поставлять газ в Европу, остался нереализованным [Там же: 104]. Большая часть газопровода должна была пройти через территорию Турецкой Республики.

Для транспортировки каспийской нефти в обход России и Ирана был построен и открыт в 2006 г. трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», заложенный еще предыдущими правителями. Этот проект постройки коридора в обход Армении может как сильнее разделить Южный Кавказ, так и увеличить шансы на стабилизацию отношений, и это зависит от политики государств [Cornell, Tsereteli, Socor 2005: 25]. Изначально трубопровод должен был проходить через территорию Армении, так Гейдар Алиев пытался стимулировать возвращение Нагорного Карабаха. После отказа армянской стороны Баку при поддержке Анкары решил изолировать Ереван от региональных проектов [Baran 2005: 114].

Строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в обход Армении затянулось [Уразова 2010: 167], но президент Алиев обещает в ближайшее время обеспечить ее эксплуатацию [ru.president.az 2016].

Замечен рост активности турецких строительных фирм. В 2003 г. в Азербайджане насчитывалось 8 турецких строительных проектов стоимостью 55 млн долларов, а в 2007 г. статистические данные указывают 6 проектов стоимостью 849 млн долларов [Уразова 2010: 168].

Азербайджан является одним из важных рынков сбыта турецких товаров на Кавказе. Турецкий экспорт в Азербайджан за 10 лет (2001-2011 гг.) вырос более чем в 9 раз [Калугин 2016: 167].

Турция высоко оценивает свою роль в вовлечении стран постсоветского пространства в мировой рынок, в особенности тюркоязычных государств Южного Кавказа и Центральной Азии. Это открыло им возможность наращивать темпы экономического роста и развития экономики. Азербайджан и Казахстан, благодаря своим нефтегазовым месторождениям и готовности к многостороннему партнерству, вышли на уровень «стран средней степени развития». За семь лет (2000-2007 гг.) в Азербайджане среднедушевой доход вырос почти в 6 раз [Уразова 2012: 89].

Военное сотрудничество двух стран

Турция является важнейшим партнером Азербайджана в военной сфере. В 2003 г. правительства двух стран договорились о подготовке кадров, материальной и технической помощи вооруженными силами Турецкой Республики Государственной пограничной службе Азербайджана [021агеи 2011: 3]. ВС Турции в различных сферах тесно сотрудничают с Национальной армией Азербайджана [Дадашев 2009]. Турецкие инструкторы обучают азербайджанских военных на границе с Нагорным Карабахом. [йтеБ.ат 2016].

Совместные учения Турции, Грузии и Азербайджана в 2017 г., по словам грузинского министра обороны Тины Хидашели, не направлены против «дружественной Армении» [Фельгенгауэр 2016].

Внешняя политика Турции и Азербайджана

С начала 90-х гг. XX столетия Турция намеренно собирает блок тюркоязычных стран под своим началом. Эта политика пантюркизма реанимировалась после исчезновения угрозы со стороны СССР ввиду его распада и ослабления позиций Ирака ввиду разгрома его армии в ходе войны в Персидском заливе. США положительно восприняли появление подобного движения, желая использовать «турецкий щит» против иранского исламского фундаментализма, беспокоившего Штаты с момента свержения шаха и революции в Иране в 1979 г. [Надеин-Раевский 2012: 163]. Наряду с пантюркизмом появился неоосманизм, концепция возврата великого османского прошлого с учетом современных реалий.

ПСР выбрала стратегию, направленную на достижение конкретных результатов. Проведение законодательных и экономических реформ ограничило власть военной элиты (несмотря на продолжающиеся попытки военных устроить переворот в государстве) и стабилизировало экономику страны, что позволило укрепить позиции партии на внутриполитической арене. Внешнеполитический курс Турции также подвергся значительным изменениям.

Занявший в эпоху правления ПСР пост министра иностранных дел, а затем и премьер-министра Ахмет Давутоглу считал, что Турция, преемница Оттоманской империи, должна «вернуть себе исламскую идентичность и главенствующие позиции на международной арене». Эти идеи соответствовали желанию исламистов вернуть Турцию в лоно исламских стран [Маврина 2014: 18, 19].

Отказ продвигать американские интересы в регионе с целью осуществления своей региональной стратегии стал первым шагом реализации нового курса турецкой внешней политики. Турецкий парламент не пожелал открыть северный фронт для наступления на Ирак с территории Турции. Отношения исламского правительства Турции с Белым домом условно можно разделить на два периода.

1) в эпоху правления Дж. Буша мл. между государствами возник ряд противоречий по поводу войны в Ираке и курдского вопроса;

2) с приходом к власти Б. Обамы путем переговоров по региональным вопросам Штаты и Турция попытались вернуть двусторонние отношения на прежний уровень.

Переход от одностороннего прозападного внешнеполитического курса к многовекторной международной политике является отличительной чертой внешнеполитической стратегии Турции при правлении ПСР [Там же: 19, 20]. Турецкая республика больше не считает себя периферийной территорией и «младшим партнером» Штатов и блока НАТО [Мехдиев 2016: 33].

В данный момент Турция находится во внешнеполитическом кризисе, произошла замена концепции «ноль проблем с соседями» курсом на конфронтацию в регионе [Аватков, Кочкин 2016: 8].

Неопантюркизм в своем внешнеполитическом варианте преследует цель превратить Турцию в собирателя этнически родственных государств и народов, а также дать стране статус региональной державы в новом геополитическом пространстве. Доминирующей должна быть ориентация Турции на Кавказ и Центральную Азию, при этом потомки Османов должны играть «руководящую экономическую и политическую роль внутри группы тюркских государств» [Бурашникова 2013: 68]. Интеграция в различных областях с тюркскими странами Кавказско-Каспийского региона позволяет Турции получать новые источники сырья и рынки сбыта своей промышленной продукции, обеспечивает страну дешевой рабочей силой и создает благоприятные условия для культурного взаимодействия: развитие единой тюркской литературы и истории, общей идеологии и политики [Там же]. Вначале тюркоязычные государства Кавказско-Центральноазиатского региона положительно восприняли турецкую инициативу, надеясь выстроить партнерские отношения с Западом через Турецкую республику. Но обе стороны быстро разочаровались. Без единой идентичности среди тюркоязычных народов на постсоветском пространстве страны не смогли выработать единую позицию по вопросам региона. А новые государства, только получившие независимость, были заинтересованы в самостоятельности проводимой собственной политики и не желали снова оказаться в тени крупного лидера [Там же].

Непригодный для внешнеполитической экспансии турок, неопантюркизм все же оказался надежной идеологической основой для установления тесных контактов и культурного взаимодействия. Идеология пантюркизма предполагает в культурно-языковом аспекте сформировать моноэтническое пространство тюрков (возможно, пантюркской организации), утвердить единую культуру и язык, распространить геополитическое и геокультурное влияние на тюркоязычные территории и стимулировать интеграционные процессы в тюркском мире [Там же].

Турция выступает инициатором проведения общетюркских мероприятий. В Анталье после долгого перерыва в сентябре 2006 г. прошел десятый съезд тюркоязычных государств и народов под председательством министра Турции Бешира Алатая и под патронажем премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. В работе съезда, помимо постсоветских республик и других тюркских народов мира, приняли участие делегаты из российских регионов [Надеин-Раевский 2012: 165].

Негативное воздействие на ранние попытки нормализации отношений Турции с независимой Арменией оказала эскалация нагорно-карабахского конфликта. Турция открыто поддержала тюркоязычный Азербайджан и в 1993 г. закрыла границу с Арменией на суше, запретив транспортировку любых грузов через свою территорию в это государство. Для Турции большое значение имело подтверждение своего имиджа как державы, отвечающей за тюркские общины и страны. Ряд турецких инициатив,

таких как лоббирование в мире интересов Азербайджана и других тюркоязычных стран, делали из Турции покровителя всего тюркского пространства [Маврина 2014: 23]. Турция, как и во время Карабахской войны, так и сейчас признает территориальную целостность Азербайджана и осуждает армянскую позицию в этом вопросе.

В 2008 г. была при посредничестве России подписана Декларация по Нагорному Карабаху [Декларация...]. Однако это не предотвратило новые вооруженные столкновения Азербайджана и Армении весной 2016 г. Турция выступила с обвинениями Армении в нападении на Азербайджан [ParsToday 2016]. В июне 2016 г. по приглашению президента Путина главы Армении и Азербайджана обсудили вопросы нагорно-карабахского урегулирования и выступили с совместным заявлением [Совместное заявление.]. Главным арбитром в этом вопросе является Россия, но есть мнение, что она меньше всего желает решения проблемы, поскольку это позволяет ей контролировать Армению и Азербайджан, а также «быть на шаг впереди своих региональных противников - Турции и США» [Musavat 15.07.2016]

Карабах является не единственной причиной конфликтного диалога с армянской стороной. Анкара не желает признавать массовые убийства армян 1915 г. по приказу младотурецкого правительства Османской империи за геноцид. Турция очень болезненно и агрессивно реагирует на факты признания геноцида армян правительствами государств, отдельных регионов и штатов.

Азербайджан всегда играл для Турции на Кавказе в Средней Азии и Каспийском регионе ключевую роль посредника в обеспечении связи с другими, в основном тюркоязычными, странами. Турция для Азербайджана - это «союзник и опора на международной арене». 16 августа 2010 г. два государства подписали Договор о стратегическом партнерстве и взаимной помощи [Маврина 2014: 130, 131].

Договор между Турцией и Азербайджанской республикой 2010 г. был заключен в противовес подписанию соглашениям России с Арменией, обострилась борьба за Кавказский регион [Гайдаева 2013: 327].

Вступление Азербайджана в Движение неприсоединения в мае 2011 г. объясняется давлением на него Запада за получение углеводородов на более выгодных условиях. В противном случае могла активизироваться азербайджанская оппозиция, подавление которой властями повлекло бы обвинения Европой в недемократических действиях с последовавшими после этого санкциями в отношении Баку [Независимая газета 2011], и Азербайджану в таком случае создали бы авторитет второго «непослушного» Ирана. Сразу напомнили про нереализованный проект "Nabucco", согласие на участие в котором может осложнить отношения Баку с Москвой.

Азербайджан активно проводит политику пресечения любой террористической угрозы на своей территории и стремится к укреплению антитеррористического сотрудничества с Россией, Грузией и Турцией [Харитонова 2016: 109].

Однозначной была реакция властей Азербайджана на попытку военного переворота в Турции 15-16 июля 2016 г. Президент И. Алиев в телефонном разговоре с Р.Т. Эрдоганом осудил действия путчистов и выразил соболезнования семьям погибших [Ильхам Алиев... 2016].

Азербайджан, находясь на стыке экономических и геополитических интересов Турции и России, умело лавирует между ними. Попытки Анкары сделать из Азербайджанской республики свой каспийский форпост не увенчались успехом. Неопантюркистская идея турецкой стороны пока малорезультативна. Турция вынуждена видеть в этой стране равного партнера, потому что очень зависима от энергетических ресурсов Азербайджана и собственной репутации государства,

осуществляющего транзит этих ресурсов в Европу. Непризнание Азербайджаном турецкого геноцида армян в 1915 г. также является важной частью политической игры, где Азербайджан состоит в дружеских отношениях с Турцией, а народы двух стран являются братьями. Баку нуждается в поддержке Турции в вопросе Нагорно-Карабахского конфликта с Арменией, а также во внедрении Азербайджана в мировую экономику. Несмотря на отдельные проблемные ситуации, два государства необходимы друг другу, и их отношения в ближайшее время не похолодают, а, скорее, наоборот, лишь укрепятся.

Библиографический список

Аватков В.А., Кочкин М.С. Основные направления кризиса во внутренней и внешней политике Турецкой Республики // Вестник МГИМО. 2016. № 2(47). С. 7-14.

Азербайджан присоединился к неприсоединившимся // Независимая газета. 2011. 27 мая. № 105. С. 2.

Бурашникова А.Б. Неопантюркизм и неоосманизм во внешней политике Турции // Изв. Сарат. ун-та. Сер. История. Международные отношения. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 65-69.

Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум полностью готов к эксплуатации // Day.Az. 2007. 14 фев. URL: http://news.day.az/oilgas/70541.html (дата обращения: 16.07.2016).

Гайдаева Ю.Ю. Внешнеполитическая конкуренция в регионе Южного Кавказа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4. С. 326-330.

Дадашев Г. Азербайджано-турецкие отношения в военной сфере продолжатся -Алиев // РИА-Новости. 2009. 21 нояб. URL: http://ria.ru/world/20091102/191689712.html (дата обращения: 02.07.2016).

Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации. 2 ноября 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/232 (дата обращения: 07.07.2016).

Ильхам Алиев: Азербайджан рядом с народом и государством Турции // Musavat. 2016. 18 июл. URL: http://musavat.com/news/strana/ilkham-aliev-azerbaydzhan-ryadom-s-narodom-i-qosudarstvom-turchii_363920.html (дата обращения: 19.07.2016).

Калугин П.Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики: дис. ...канд. ист. наук. Иркутск, 2014. URL: http://isu.ru/ru/science/boards/dissert/dissert.html?id=5 (дата обращения: 02.07.2016).

Маврина Ю.В. Концепция Давутоглу и ее влияние на внешнюю политику Турции (2001-2011 гг.): дис. .канд. ист. наук. Саратов, 2014. 213 с.

Маркедонов С. М. Турция на Кавказе: Традиции, мотивы, интересы / Российско-турецкие отношения и проблемы безопасности Кавказского региона // Валдайские записки. 2016. № 45.

Мехдиев Э.Т. Неоосманизм в региональной политике Турции // Вестник МГИМО. 2016. № 2(47). С. 32-39.

МИД Турции выдвинул обвинения против Армении // ParsToday. 2016. 3 апр. URL: http://parstoday.com/ru/news/world-i18970 (дата обращения: 03.07.2016).

Надеин-Раевский В.А. Восточный вектор политики Турции // Азия и Африка в современной мировой политике: сб. ст. / отв. ред. Д.Б. Малышева, А. А. Рогожин. М.: ИМЭМО РАН, 2012. 203 с.

Оздемир В., Гулиев И.А. Энергетическая дипломатия Турции // Вестник МГИМО. 2016. № 2(47). С. 101-110.

Президенты Азербайджана и Украины выступили с заявлениями для печати // Официальный сайт президента Азербайджанской республики. 2016. 14 июля. URL: http://ru.president.az/articles/20597 (дата обращения: 16.07.2016).

Родионов О.В., Рыжов И.В. К вопросу о противоречиях Турции и стран исламского мира // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2 (1). С. 319-326.

Совместное заявление президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации по нагорнокарабахскому урегулированию 20 июня 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/5093 (дата обращения: 07.07.2016).

США надеются обменять Сирию на Карабах - сенсационное заявление доверенного лица Путина // Musavat. 2016. 15 июля. URL: http://musavat.com/news/politika/csha-nadeyutsya-obmenyat-siriyu-na-karabakh-sensachionnoe-zayavlenie-doverennoqo-li_363223.html (дата обращения: 16.07.2016).

Турецкие наемники и инструкторы помогают азербайджанской армии на границе с Карабахом // Times.am. 2016. 3 апр. URL: http://times.am/?p=165371&l=ru (дата обращения: 03.07.2016).

Уразова Е.И. К вопросу о передаче турецкого опыта рыночных преобразований постсоветским тюркоязычным государствам // Турция в период правления партии справедливости и развития: сб. статей / РАН. Ин-т востоковедения. Ин-т Ближнего Востока ; отв. ред. Н.Ю. Ульченко, П.В. Шлыков. М., 2012. С. 79-90.

Уразова Е. И. Экономическая активность Турции в Кавказско-Центральноазиатском регионе // Турция в условиях новых внутренних и внешних реалий: сб. статей / РАН. Ин-т востоковедения. Ин-т Ближнего Востока; отв. ред. Н.Ю. Ульченко, Е.И. Уразова. - М., 2010. С. 156-170.

Фельгенгауэр П. Азербайджан ищет союзников // Новая газета. 2016. №52. 18 мая. С. 5

Харитонова Д.В. Геополитическая роль Азербайджанской республики в новых условиях // Конфронтация между Западом и Россией: с кем вы, страны Азии и Африки? / под ред. А.М. Хазанова / Ин-т востоковедения РАН, Центр стратегической конъюнктуры. М.: ИВ РАН, 2016. С. 107-112.

Шевяков А. Турция и страны СНГ // Азия и Африка сегодня. 2004. № 5. С. 18-27.

Baran Z. The Baku-Tbilisi-Ceyhan Pipeline: Implications for Turkey // The Baku-Tbilisi-Ceyhan Pipeline: Oil Window to the West. The Central Asia-Caucasus Institute, Silk Road Studies Program, 2005. P. 103-118.

Cornell S.E., Tsereteli M., Socor V. Geostrategic Implications of the Baku-Tbilisi-Ceyhan Pipeline // The Baku-Tbilisi-Ceyhan Pipeline: Oil Window to the West. The Central Asia-Caucasus Institute, Silk Road Studies Program, 2005. P. 17-38

Oztarsu M.F. Military Relations of Turkey and Azerbaijan // Strategic Outlook. 2011. Vol. 1. P. 2-4.

Religion. Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan -Presidential Library. P. 2. URL: http://files.preslib.az/projects/remz/pdf_en/atr_din.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.