Рецензии
юридических
наук
«Государство и право» РАН, кандидат
Редактор журнала
Н.М. Нестерова
Авторское право России и Франции: сравнительноправовые аспекты
Монография кандидата юридических наук В.В. Ефремовой «Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции»1 посвящена произведениям изобразительного искусства как объектам авторского права России и Франции. Исследование правового режима произведений изобразительного искусства позволило автору определить закономерности развития, достоинства и недостатки, пути совершенствования современного российского и французского авторского законодательства и доктрины.
Как справедливо отмечает автор, развитие «межнационального арт-рынка наряду с положительными результатами породило новые нарушения в области использования продукции данной сферы интеллектуальной деятельности, а сама продукция стала более уязвимой с точки зрения пиратства». Этим обусловлена актуальность анализа проблем, связанных с правовым регулированием отношений, возникающих вследствие создания и использования произведений изобразительного искусства. Исследование основано на изучении положительной практики — отечественной, зарубежной, международной.
Раскрытию заявленной темы способствует логическое построение материала. Работу предваряет предисловие, написанное известным специалистом в области интеллектуальной собственности доктором юридических наук В.И. Еременко.
Введение к монографии содержит библиографию французских и российских исследователей, занимающихся вопросами авторского права. Среди них современные французские юристы — ученые и практики: Н. Валравенс, П. Таффоро, О. Сильоль, Н. Ферри-Маккарио.
В.В. Ефремова исследует проблему в контексте истории возникновения и развития в России и во Франции авторского права на художественные произведения. Первая глава «Становление и развитие авторского законодательства и доктрины во Франции и России (XVIII—XX в.)» посвящена вопросам становления и развития авторского законодательства и доктрины. Исторический обзор развития авторского законодательства во Франции позволил автору выделить и обосновать периодизацию его эволюции. Среди наиболее значимых этапов в работе названы следующие: с конца XVIII в. до начала XIX в. (начиная с законодательства Великой французской революции), с начала XIX в. до середины XIX в. (доминирование теории «умственной собственности»), с середины XIX в. до начала XX в. (признание
1 Ефремова В.В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции. М.: NOTA BENE, 2009.
119
Рецензии
за авторами «морального права»), период адаптации к новым техническим и информационным достижениям (c начала XX в. до начала XXI в.). Большой интерес представляет также периодизация отечественного авторского права.
На основе анализа нормативных актов, учредивших современный режим авторских прав на произведения изобразительного искусства во Франции, современной французской судебной практики и доктрины автор формулирует собственную позицию по целому ряду принципиальных проблем авторского права. В частности, это касается проблемы признания любых известных форм произведений искусства в качестве обеспечиваемых правовой охраной, вопроса соотнесения легально закрепленных во французском и российском праве критериев охраноспособности произведений.
Во второй главе «Современное французское авторское право на произведения изобразительного искусства» охарактеризовано правовое положение субъектов авторского права Франции, которое соотносится с положением российских художников и их правопреемников.
Безусловным достоинством работы следует признать использование автором источников, раскрывающих современное состояние прогрессивных направлений развития российского арт-рынка, продукция которого становится все более значимой в транснациональной торговле. В главе третьей «Авторское право на произведения изобразительного искусства в Российской Федерации» отмечается необходимость законодательной регламентации статуса авторов синтетических произведений. Обоснованным представляется вывод В.В. Ефремовой о рациональности регулирования отношений, возникающих в цифровых сетях на уровне специального «сетевого» законодательства.
Практическая значимость исследования определяется его актуальностью и заключается в том, что собранный и обобщенный в монографии материал и ее результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях авторского права, а также в процессе преподавания права интеллектуальной собственности. Их применение также возможно и при разработке изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство России.
Можно порекомендовать автору в ходе дальнейшей работы по данной тематике больше внимания уделить разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию практики применения действующей нормативно-правовой базы.