Научная статья на тему 'АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ (к постановке проблемы)'

АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5853
3440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДАЛЬНОСТЬ / ТЕКСТОВАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ / ИДИОСТИЛЬ / AUTHOR'S MODALITY / MODALITY / TEXTUAL MODALITY / SUBJECTIVE MODALITY / AXIOLOGICAL MODALITY / PERSONALNESS / IDIOSTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваулина С. С., Девина О. В.

Рассматривается дискуссионный вопрос об авторской модальности как одной из ключевых категорий текста; выражается позиция относительно структурно-функциональной соотнесенности авторской модальности, субъективной модальности и аксиологической модальности; определяется характер межкатегориальных отношений авторской модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the contentious issue of author's modality as one of the central categories of a text. The authors state their position on the structural-functional correlation of author's modality, subjective modality and axiological modality and define the features of the intracategorial relations of author's modality.

Текст научной работы на тему «АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ (к постановке проблемы)»

ВОПРОСЫ ЯЗЫКОВОЙ КАТЕГОРИИ МОДАЛЬНОСТИ

УДК 811.161.1:161.26

С. С. Ваулина, О. В. Девина АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) 1

Рассматривается дискуссионный вопрос об авторской модальности как одной из ключевых категорий текста; выражается позиция относительно структурно-функциональной соотнесенности авторской модальности, субъективной модальности и аксиологической модальности; определяется характер межкатегориальных отношений авторской модальности.

This article considers the contentious issue of author's modality as one of the central categories of a text. The authors state their position on the structural-functional correlation of author's modality, subjective modality and axiological modality and define the features of the intracategorial relations of author's modality.

Ключевые слова: модальность, текстовая модальность, субъективная модальность, авторская

модальность, аксиологическая модальность, персональность, идиостиль.

Key words: modality, textual modality, subjective modality, author's modality, axiological modality, personalness, idiostyle.

Среди наиболее приоритетных направлений современной лингвистики, органично вписавшихся в общую антропоцентрическую парадигму современных филологических исследований, вполне закономерно представлено обращение к тексту как продукту активной речевой деятельности человека [5, с. 246; 1, с. 359; 7, с. 3 —14], изучение которого непосредственно связано с исследованием текстовых и текстообразующих семантических категорий. В числе их, наряду с категориями персональности, темпоральности, локальности как актуализационными признаками целостного текста, находится категория модальности [7, с. 6].

Модальность, как известно, относится к числу наиболее изучаемых в современной лингвистике категорий, интерес к которой, по образному замечанию З. Я. Тураевой, можно сравнить «с "бумом" исследований по метафоре» [31, с. 114]. При этом следует отметить, что языковая модальность, т. е. модальность предложения, функционирующего как высказывание, получила достаточно солидную разработку как в отечественном, так и в зарубежном языкознании, а продолжающиеся исследования в этой области носят в большинстве своем практический или уточняющий характер2 и не разрушают основных положений концепции модальности, суммарно намеченных применительно к русскому языку еще академиком В. В. Виноградовым [11] и получивших дальнейшее развитие в работах, базирующихся на функциональном подходе к анализу языковых фактов (см., например, [6; 9; 16]).

Более сложную картину представляет модальность текста. «Как только предметом

рассмотрения становится текстовая модальность, — отмечает Л. Г. Бабенко, — стройность и четкость дифференциации модальных значений утрачивается, размываются их границы, наблюдается их пересекаемость и взаимодействие» [3, с. 134].

Известно, что впервые модальность как текстовую категорию обозначил И. Р. Гальперин, представивший сущность категории модальности текста через ряд признаков: субъективная по природе, в тексте она носит не грамматический, а функционально-семантический характер, проявляясь неравномерно в разных фрагментах текста и выражаясь через характеристику героев, распределение отрезков текста, сентенции автора, актуализацию отдельных частей текста и т. д. [14, с. 115]. Поэтому вполне закономерно, что в большинстве работ, посвященных модальности текста, ключевыми стали понятия «авторская модальность» и «субъективная модальность», однако их функционально-структурная иерархия определяется исследователями неоднозначно.

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 09-06-00172-а.

2 За исключением, пожалуй, исследований в диахроническом и сопоставительном аспектах, где еще далеко не все изучено.

Содержательный объем термина авторская модальность, появление которого в научной литературе связано прежде всего с работами таких ученых, как Л. Г. Барлас [4], В. А. Кухаренко [19], М. И. Откупшдкова [23], до сих пор не имеет однозначного толкования, однако анализ существующих трактовок авторской модальности позволяет, как нам кажется, свести их к двум основным, различающимся по степени широты подхода к ее пониманию.

Согласно узкому подходу авторская модальность рассматривается как «воплощение авторской интенции» [29, с. 11; см. также: 13; 20; 26]. Определенным недостатком этого подхода, на наш взгляд, является то, что он, «привязывая» авторскую модальность преимущественно к образу автора, не охватывает в полной мере всех разновидностей оценочных смыслов текста (в первую очередь, художественного), включающих не только «модальные (интенциональные эмотивные смыслы в структуре образа автора)», но также «диктальные (эмотивные смыслы в структуре образа персонажа)» и «экстенсиональные (эмотивные смыслы, наведенные в сознание читателя содержанием текста)» [2, с. 215].

Более продуктивным в плане вышесказанного представляется второй, широкий подход, в соответствии с которым авторская модальность понимается как категория многоплановая, не ограниченная лишь образом автора, но охватывающая также и образ персонажа и реализующаяся на всех уровнях текста, в том числе и на синтаксическом [20; 29]. Следует, однако, отметить, что при всей привлекательности такого понимания авторской модальности оно имеет одно уязвимое место — в этом случае стирается различие между авторской и субъективной модальностью. Не случайно некоторые исследователи предпочитают пользоваться термином субъективная модальность (см., например, [17; 18; 29]. Вместе с тем различие достаточно очевидно, поскольку субъективная модальность, в отличие от авторской, реализуется не только в тексте, но может функционировать также на уровне предложения-высказывания, раскрывая отношение субъекта (говорящего) к той или иной описываемой ситуации (ситуации возможности, вероятности, достоверности и т. д.) с помощью определенного набора языковых средств (вводных слов и словосочетаний, вводных конструкций и т. п.) и «обрамляя» субъективной тональностью объективно-модальные значения. Ср.: «Я, конечно, прочитаю эту книгу», «Он, возможно, придет к нам в гости», «Он, может быть, забудет эту историю», «Вероятно, пойдет дождь». Кроме того, и сами объективно-модальные значения, и прежде всего значения ситуативной модальности (возможности, необходимости, желательности), реализующиеся в отношениях между субъектом действия и действием с помощью модальных глаголов и предикативов (мочь, хотеть, должен, надо, необходимо и т. п.), в «лексической семантике которых в большинстве случаев заключено значение личного, субъективного отношения к чему-л.» [27, с. 215], имеют достаточно выраженный оттенок субъективности, особенно если субъект действия выражен формой первого лица. Ср.: «Я должен выполнить эту работу в срок», «Я хочу выступить на собрании», «Я обязан рассказать ему о случившемся» и т. п. В условиях же целостного текста данные значения приобретают ярко выраженный субъективно-оценочный характер.

Таким образом, особенность содержания термина авторская модальность заключается, на наш взгляд, в видовом положении авторской модальности по отношению к родовому — субъективной модальности. При этом важно подчеркнуть, что категория авторской модальности в значительной степени определяется личностными особенностями автора, его эмоционально-этической сферой, аксиологическими установками. Если опираться на типологию текстовой информации, представленную И. Р. Гальпериным, можно вполне соотнести понятие авторской модальности с развернутым определением, данным исследователем по поводу того, что сообщает читателю «содержательно-концептуальная информация» текста: «индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-фактуальной информации, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической и культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложного психологического и эстетико-познавательного взаимодействия» [14, с. 28].

С этой точки зрения заслуживает внимания вошедший в научный оборот термин аксиологическая модальность, довольно часто квалифицируемый исследователями как рядоположенный с термином авторская модальность. Однако использование его в качестве синонима к этому термину, на наш взгляд, не всегда является достаточно корректным, поскольку аксиологическая модальность, непосредственно связанная с философской теорией ценностей [32, с. 763 — 764], с аксиологическим аспектом мировидения, не «замыкается» лишь на отдельном тексте и на отдельном авторе, а выходит на «просторы» более широкой концептосферы и может раскрывать ценностные представления не только конкретной личности, но целой этнокультурной общности на различных исторических этапах ее формирования и развития, что весьма интересно раскрывается в монографическом исследовании Л. П. Дроновой [15].

Среди проблем, актуальных для понимания текстообразующей функции авторской модальности, безусловно важным представляется вопрос о специфике взаимоотношений данной категории с другими текстообразующими семантическими категориями и прежде всего с категорией персональности, которая по самому своему существу связана «с отношением обозначаемой ситуации и ее участников к ситуации речи» [7, с. 30], а центральной фигурой в ситуации коммуникации является, как известно, говорящий. Применительно же к тексту в качестве такой фигуры выступает образ автора. В имеющихся (к сожалению, немногочисленных) работах, затрагивающих данный вопрос, высказывается ряд дискуссионных, на наш взгляд, точек зрения на характер структурно-функциональной иерархии данных категорий. В частности, вряд ли можно согласиться с исследователями, рассматривающими модальность в качестве составного компонента текстообразующей категории персональности [29, с. 10], поскольку в этом случае принижается статус функционально-семантической категории модальности, которая (на что мы обращали внимание выше) так же, как и персональность, является текстообразующей категорией и так же участвует в выражении авторской модальности, формирующей как антропоцентрич-ность, так и субъектоцентричность текста, в первую очередь художественного [14; 22; 24; 30].

Говоря об авторской модальности, нельзя обойти вниманием такую ключевую текстовую категорию, как идиостиль писателя. Нет сомнения в том, что авторская модальность с ее ведущей ролью в объединении, скреплении «всех единиц текста в одно смысловое и структурное целое» [8, с. 96], накладывает яркий отпечаток на идиостиль как целостную систему, возникающую «вследствие применения своеобразных принципов отбора, комбинирования и мотивированного использования элементов языка» [25, с. 20—21]. «Авторская модальность, — отмечает Т. А. Якимец, — отражает и реализует в произведении проекцию картины мира личности автора (в том числе и ценностные установки), воплощенные в индивидуальной языковой системе писателя, конкретной реализацией которой является язык отдельного произведения» [33, с. 13].

«Исследуя язык писателя или отдельного его произведения... — писал в свое время Г. О. Винокур, — мы тем самым вступаем уже на мост, ведущий от языка как чего-то внеличного, общего, надиндивидуального, к самой личности пишущего» [12, с. 237]. «Через постижение образа автора, — указывал В. В. Виноградов, — как "сверхкатегории" художественного произведения и пролегает путь его комплексного, целостного анализа» [10, с. 3]. Вряд ли можно усомниться в том, что немаловажную роль в осуществлении такого анализа играет установление функциональноструктурной иерархии текстовых и текстообразующих категорий с учетом специфики их плана содержания и плана выражения, среди которых одно из ключевых мест занимает авторская модальность. Более глубокое изучение данной проблемы входит, на наш взгляд, в общее число актуальных задач, связанных с лингвистическим исследованием текста.

Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия АН ССР. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40, № 4.

2. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. Б. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.

3. Бабенко Л. Г. Оценочный фактор в формировании модального пространства текста // Оценки и ценности в современном научном познании: сб. науч. тр. Калининград, 2009.

4. Барлас Л. Г. Источники текстовой выразительности // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов н/Д, 1987.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6. Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

7. Бондарко А. В. Лингвистика текста в системе функционально-семантических категорий // Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. 1.

8. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2004.

9. Ваулина С. С. Эволюция средств выражения модальности в русском языке (XI—XVII вв.). Л., 1988.

10. Виноградов В. В. О языке художественной прозы // Виноградов В. В. Избранные труды. М., 1980.

11. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Труды Ин-та русского языка. М., 1950. Т. 2.

12. Винокур Г. О. Об изучении языка литературных произведений // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

13. Вихрян О. Е. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1990.

14. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

15. Дронова Л. П. Становление и эволюция модально-оценочной лексики русского языка: этнолингвистический аспект. Томск, 2006.

16. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

17. Кормилицына М. А. Многофункциональность конструкций субъективной модальности в аналитических текстах современной прессы // Модальность в языке и речи: новые подходы к изучению: сб. науч. тр. Калининград, 2007.

18. Кукса И. Ю. Субъективная модальность в газетном тексте (на примере публикаций М. Горького середины 90-х годов XIX века) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. Волгоград, 2010.

19. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М., 1988.

20. Маркова Н. А. Прагматические особенности художественного текста // Принципы изучения художественного текста: сб. науч. тр. Саратов, 1992.

21. Опарина А. В. Специфика проявления авторской модальности в списках «Повести временных лет» (лексико-грамматический аспект): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2004.

22. Орлова Л. И. Модальность как категория художественного текста // Кормановские чтения: матер. науч. конф. Ижевск, 1994.

23. Откупщикова М. И. Синтаксис связного текста. Л., 1988.

24. Падучева Е. В. Модальность сквозь призму дейксиса // Традиционное и новое в русской грамматике: сб. статей, посвященный памяти Веры Арсеньевны Белошапковой. М., 2001.

25. Пищальникова В. А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект. Барнаул, 1992.

26. Попова Е. А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 1995.

27. Русская грамматика: в 2 т. М., 1980.

28. Сергунина Т. А. Роль модальности в определении семантики высказывания и текста // Русское языкознание. Киев, 1990. Вып. 20. С. 108 — 114.

29. Стратийчук Е. Ю. Персональность как текстообразующая категория художественного текста: на материале русского и английского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2006.

30. Трофимова И. А. Средства выражения субъективной модальности в художественном тексте (на материале прозаических произведений А. П. Чехова): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Калининград, 2004.

31. Тураева З. Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. 1994. № 3.

32. Философский энциклопедический словарь. М., 1987.

33. Якимец Н. В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М. А. Булгакова): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1999.

Об авторах

С. С. Ваулина — д-р филол. наук, проф., РГУ им. И. Канта, vaulina@nm.ru О. В. Девина — асп., РГУ им. И. Канта, kafrus213@mail.ru

Authors

Prof. S. S. Vaulina, IKSUR, vaulina@nm.ru O. V. Devina, PhD Student, IKSUR, kafrus213@mail.ru

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. S. С. 13-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.