ЗАХАРКИНА А. С., КИРДЯШОВА Е. В., ИБРАГИМОВА С. А.
АВТОРСКАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация. В статье рассматривается зависимость компетенции и эффективности работы преподавателя от наличия авторского лекционного курса. Описывается структура лекционных занятий, приводится их типология и нетрадиционные способы проведения с учетом сформированности определенного уровня педагогического мастерства преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: лекция, вуз, студент, педагогическое мастерство, информация, педагогическая культура, преподаватель.
ZAKHARKINA A. S., KIRDYASHOVA E.V., IBRAGIMOVA S. A.
AUTHOR LECTURE AS INDICATOR OF UNIVERSITY TEACHER PROFESSIONALISM
Abstract. The article deals with the dependence of teacher's excellence and efficiency on his/her own author lecture course available. In this connection, the structure and typology of lecture classes are presented. Considering the pedagogical level achieved by a university teacher, the authors focus on the alternative types of lecture classes.
Keywords: lecture, higher school, student, pedagogical excellence, information, teaching culture, teacher.
На протяжении всей истории высшей школы преобладающей формой обучения является лекция. Появившись еще в Древней Греции, она получила дальнейшее развитие в Древнем Риме и, особенно заметно, в период средневековья [1]. Не останавливается развитие этой формы и в настоящее время.
Лекция представляет собой логически стройное, систематизированное изложение научного вопроса посредством хорошо организованной живой речи. К лекции в современном вузе предъявляются определенные требования, такие как единство формы и содержания, научность, доступность, эмоциональность изложения, органическая связь с другими формами и видами учебных занятий, практикой нашей повседневной жизни.
С другой стороны, лекцию можно рассматривать как устную интерпретацию учебника с незначительным вкладом лектора, что часто наблюдается в современном преподавании. Эффективность передачи материала и уровень его усвоения в таком случае, несомненно, падает. Одна и та же лекция может быть представлена различными исполнителями по-разному, более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески [3, 4].
В соответствии с вышесказанным, в настоящей работе затронута проблема возможности оценивания профессионализма преподавателя высшей школы через его готовность к созданию авторской лекции. В настоящее время лекция является базой теоретического обучения. Она должна давать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, предмету, раскрывать состояние и перспективы ее развития, стимулировать активную познавательную деятельность студентов и способствовать формированию творческого мышления.
При подготовке лекции начинающий преподаватель обязательно должен учесть следующие положения. Классическая лекция структурно состоит из трех частей: введения, основной части (изложения) и заключения. Введение должно быть кратким, но емким, его цель - представить предмет и основную идею лекции, осветить актуальность вопроса и, вместе с тем, заинтересовать слушателей [10]. Изложение - это логично построенное и грамотное повествование, которое раскрывает научное содержание темы. Форма лекции может зависеть от целого ряда условий и прежде всего от характера темы и содержания материала. В зависимости от специфики рассматриваемой проблемы и аудитории возможно использование различных методов подачи материала: ступенчатый, концентрический или спиральный; и формы организации: информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа и др. В заключении лекции нужно кратко обобщить основные ее идеи, логически подвести к завершению.
Но при создании авторской, яркой и интересной лекции, соблюдения одной структуры подачи материала недостаточно. Сейчас слишком многими (даже специалистами) лекция рассматривается как чисто «информационный поток», главная задача которого состоит исключительно в максимально полном рассмотрении изучаемой дисциплины. По мнению профессора В. В. Кортунова, такой подход хорош «только для узкой группы студентов -слепых, чудовищно ленивых... Мы же должны равняться на тех студентов, которые четко знают, что они делают в вузах, целью которых является максимально эффективное использование времени, отведенного на учебный процесс» [7]. А хирург и педагог Н. И. Пирогов считал, что лекции должны читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым, нигде еще не опубликованным материалом [6, 10].
Поэтому особенно действенно применение в преподавании авторской лекции, когда слушатели идут не столько на дисциплину, сколько на «лектора». К. А. Тимирязев говорил по этому поводу, что лектор должен быть художником, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством [6]. В лекции должно присутствовать не просто разрешение конкретных научных проблем, но и страстность, увлеченность рассматриваемой идеей, желание вовлечь в нее слушателей. Такими достоинствами
славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям очевидцев, на лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами [10]. Логичность изложения материала, умение убедить в значимости преподаваемого материала, показать интересное в вопросе, дать точные, сжатые, запоминающиеся формулировки, добиться пика подъема интеллектуальной энергетики учащихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, ответной мыслительной реакции - главные задачи в чтении дисциплины. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание. Лекция призвана побуждать к действию, быть школой научного мышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли. Она должна быть построена и изложена так, чтобы после нее слушатель стремился расширить и углубить свои знания любыми способами: путем изучения учебников и другой литературы, использования материалов Интернета.
Необходимо рассматривать активность педагога особенно как средство управления учебной деятельностью, но существенным моментом работы лектора является также понимание сознания ученика и организация понимания. Понимание представляет систематическое становление на его внутреннюю точку зрения, работа с сознанием, понимание другого человека изнутри. С другой стороны, лектору необходимо организовать и понимание себя, донести до учащегося что-то, с его точки зрения, важное, но понимание не передается прямо, его можно добиться только на осознавании своего личного опыта (или организации такого опыта). Педагогический акт (действие), таким образом, является коммуникативным, диагностическим актом [6]. Как считает психолог А. В. Петровский «...индивид как носитель личности персонализированной продолжает жить в других людях, .. .транслируя себя в других. » [9].
Описать все многообразие ситуаций и проблем, которые решаются педагогом в ходе работы со студентами, невозможно. И профессионализм преподавателя вуза выражается как раз в способности увидеть и сформулировать педагогические цель и задачи, найти оптимальный путь их решения. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер, который хорошо прослеживается, например, в разнообразии способов ведения лекций.
Мотивы создания и последующего прочтения лекции - это стимуляторы активности преподавателя, придающие смысл его действиям. Такими мотивами могут быть: грамотное и трепетное отношение педагога к выбранной профессии и к студентам, чувство ответственности за качество лекции, стремление добросовестно выполнить свои обязанности, интерес преподавателя к предмету, процессу объяснения и передаче информации, желание помочь студентам овладеть сложным материалом и т. д.
С учетом лекторского мастерства можно классифицировать и педагогическое мастерство в целом. К примеру, можно оценивать его по методу профессора Н. В. Кузьминой: по уровням, которых может быть пять (пятый из них самый высокий).
1. Репродуктивный - педагог умеет пересказать другим то, что знает сам тем же способом и в той же форме, в которых получил эти знания, требует практически дословного воспроизведения информации.
2. Адаптивный - педагог умеет адаптировать форму передачи информации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей данного контингента слушателей, с которыми работает.
3. Локально-моделирующий - педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам. Такие преподаватели самостоятельны в написании и чтении курсов лекций и принимают самое активное участие в написании учебных пособий, стремятся получить обратную связь от студентов.
4. Системно-моделирующий - педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету.
5. Системно-моделирующий деятельность и поведение - педагог этого уровня знает, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, навыками, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно готовить в вузе и какими средствами, умеет организовать творческое и эффективное обучение [1, 11].
Таким образом, хорошая вузовская лекция - это творческое общение лектора с аудиторией, эффект такого общения в силу воздействия личности лектора в познавательном и эмоциональном отношении несравненно выше, чем чтение студентом соответствующего учебного материала.
Но необходимо учитывать, что лекции не взаимозаменяют учебные пособия. Тема занятия будет рассмотрена более широко и полно, если студент предварительно подготовится по учебной литературе, используя Интернет-ресурсы и другие источники, а лектор акцентирует внимание на новых вопросах или трактовках. Особенно важно в лекцию включать материал, который студентам трудно получить из других источников, а на какие-то вопросы можно вообще не обращать внимание на лекции или излагать их конспективно именно потому, что они хорошо изложены в учебных источниках.
Полезно, используя проблемные ситуации или задавая наводящие вопросы, побуждать студентов вести мысленный разговор с лектором, сравнивать приводимые аргументы с ранее известными, проверять их прочность. Весьма целесообразны при чтении лекции приемы, способствующие усилению связи между педагогом и аудиторией, начиная
от отдельных вопросов, обращенных к аудитории в целом и предлагающих ответ в виде общей реакции, или отдельных реплик, и заканчивая фронтальными, групповыми или индивидуальными заданиями тестового типа, кратковременными беседами с отдельными студентами или группой студентов. Важна и их послелекционная активность, в частности материал лекции необходимо убедить прочитать по учебнику в тот же день, а конспект лекции дополнить с привлечением сторонней литературы [9].
Непременным начальным условием является и знание аудитории, поэтому при создании авторской лекции необходимо акцентировать внимание на новом материале, раскрывая его через изученный ранее. Так как способность мозга непрерывно воспринимать поток информации, увы, ограничена, хорошим подспорьем может стать изменение типа восприятия, как, например, использование иллюстративного материала, технологий мультимедиа, включение игровых моментов или просто приведение интересных «нетеоретических» примеров по теме. Чем интенсивней педагогическая деятельность на лекции, тем быстрее развивается переключаемость внимания, преодолеваются так называемые «пики внимания» и, соответственно, увеличивается объем восприятия [2].
В соответствии с этим необходим рост применения преподавателем так называемых «нетрадиционных» и инновационных методик ведения лекции. Непроблемных лекций не должно быть вообще, потому что развитие точки зрения может идти только лишь через преодоление возникающих противоречий. На основе использования принципов игровой деятельности командой авторов (С. А. Мухина, А. А. Соловьева) были разработаны некоторые типы «нетрадиционных гибридных лекций»:
- лекция «вдвоем», в которой два лектора, читающих одну и ту же тему, взаимодействуют на проблемно организованном материале между собой и с аудиторией. Такой способ подачи материала отличается от традиционного более высокой степенью активности восприятия, мышления, вовлеченности студентов;
- «лекция-провокация», содержащая предварительно запланированные ошибки, которые должны найти предупрежденные об этом заранее студенты. Целесообразно ее проводить как итоговое занятие;
- лекция «пресс-конференция», сочетающая конфликтность с диалогичностью общения, введение элементов разыгрывания с вынужденным активным поведением студентов;
- лекция-шоу, в которой преподаватель создает визуальную проблемную информацию и сам же ее и решает. запоминание студентами подобных лекций происходит с гораздо меньшими усилиями;
- лекция-интервью, в основе которой лежит педагогическая коммуникация, и в ней задействован принцип интервью;
- лекция-ситуация способна развить умение студентов перенести полученные знания на решение новых для них ситуаций и проблем [9].
Применение подобных форм ведения лекции позволяет превратить «отвлекаемость» внимания в переключаемость, что положительно сказывается на широте и глубине получаемых студентами знаний, умений, навыков, компетенций. Подобный индивидуально-творческий подход - это высший уровень психолого-педагогической культуры, на основе которого потом и проектируются авторские учебные программы, подготавливаются учебные пособия и учебники. Становление самой педагогической культуры лектора проходит как раз через осмысление потребностей и культурных смыслов образовательной деятельности, таких как: выбор ценностей и типа образования, работа с его содержанием, способность и желание создать собственный авторский проект [10].
Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что авторская лекция - это воплощение педагогического мастерства, позволяющее из мелких крупинок каждодневного опыта и научных знаний выстроить у слушателей стройную картину окружающей действительности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балова И. Н. Проектирование педагогом своего профессионального будущего // М-лы науч.-практ. конф. «Пути формирования андрогогической компетентности», СПб, 2002. - 117 с.
2. Борисова Н. В., Соловьева А. А. Блиц-игры и нетрадиционные лекции. - М.: ИЦПКПС, 1993. - 46 с.
3. Бочаров Б. В., Федоренко В. Н. Кто вырастит педагога? // Гражданская защита. -1999. - № 6. - С. 13-18.
4. Бочаров Б. В. Некоторые вопросы педагогического мастерства и методики чтения лекции: учебно-методическое пособие. - Новогорск: АГЗ МЧС РФ, 2006. - 34 с.
5. Берулава М. Н. Современная лекция в вузе. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 10 с.
6. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
7. Кисметова Г. Н. Лекция в вузе как средство активизации познавательной деятельности студентов педагогического университета: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2004.
8. Макарова Л. Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. - 241 с.
9. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 384 с.
10. Рубанов А. М., Харкевич Л. А., Иванов В. А. и др. Методические аспекты организации лекционных занятий в вузе. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. -52 с.
11. Синявский В. И. Лекция как один из способов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика ее подготовки и чтения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refernax.ru/12/dok.php?id=00061