Научная статья на тему 'Автономный подход в педагогике как методологическая категория'

Автономный подход в педагогике как методологическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АВТОНОМНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИПОДХОД / ЦЕЛИ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / METHODOLOGY / METHODOLOGICAL APPROACH / AUTONOMOUS APPROACH / PURPOSE / PRINCIPALS / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухтеева Е. Е., Кальней В. А.

На основании анализа понятия «методологический подход» авторы разрабатывают концепцию автономного подхода. Автономный подход, формирующийся на основе си стемного подхода, представляет собой синтез личностно-ориентированного, деятель ностного, культурологического и компетентностного подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autonomous approach to pedagogics as a methodological category

Uthors develop the conception of autonomous approach to the analysis of an education meth odology. Such approach is based on synthesis of persona-oriented, activity, culturological, and penitential approaches, that exist in modern educational science

Текст научной работы на тему «Автономный подход в педагогике как методологическая категория»

Таким образом, в современных условиях перед научно-педагогическим сообществом системы ППО стоит множество актуальных задач, требующих незамедлительного решения: это и взвешенная объективная обоснованность управленческих воздействий, и теоретико-методологические вопросы, и проблемы организационного характера и др. Безусловно, для того чтобы система профессионально-

педагогического образования развивалась, она должна опираться на государство и общество, она остро нуждается в проведении системных научных исследований проблем ППО и осуществлении инновационных преобразований с учетом накопленного положительного опыта и вековых традиций подготовки педагогов профессионального обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования: монография. М.: Гардарики, 2006.207 с.

2. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / науч. ред. С.Я. Батышев. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.

3. Тенчурина Л.З. Подготовка и повышение квалификации профессионально-педагогических кадров в России (1920-1990): учеб. пособие. М.: Высш. шк, 2000.228 с.

4. Тенчурина Л.З. Уроки истории развития профессионально-педагогического образования (последняя треть XIX в. - начало 90-х гг. XXв.)// Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 121-133.

УДК 37.013

Е.Е. БУХТЕЕВА, В.А. КАЛЬНЕЙ

АВТОНОМНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

На основании анализа понятия «методологический подход» авторы разрабатывают концепцию автономного подхода. Автономный подход, формирующийся на основе системного подхода, представляет собой синтез личностно-ориентированного, деятель-ностного, культурологического и компетентностного подходов.

Ключевые слова: методология, методологический подход, автономный подход, полиподход, цели, принципы, методы.

Authors develop the conception of autonomous approach to the analysis of an education methodology. Such approach is based on synthesis of persona-oriented, activity, culturological, and penitential approaches, that exist in modern educational science.

Key words: methodology, methodological approach, autonomous approach, purpose, principals, methods.

© Бухтеева Е.Е., Кальней В.А., 2014

Современное образование центрируется на учащемся как субъекте образовательного процесса. Новейшие технологии и подходы рассматривают учащегося как личность, активно участвующую в образовательном процессе с целью собственного личностного и профессионального роста. Основой личностного роста является желание и стремление учащегося научиться самому управлять своей собственной учебно-познавательной деятельностью с тем, чтобы в дальнейшей профессиональной деятельности быть высокообразованным специалистом, быть готовым и уметь повышать свой интеллектуальный уровень для личностного и профессионального роста. Одним из эффективных методологических подходов, способствующих реализации и достижению целей современного образования - формирование компетентной личности, - является автономный подход.

Рассмотрим понятия «методология» и «методологический подход». В философском смысле методология является теорией научного познания. Она представляет собой учение о принципах построения, общих закономерностях развития, о формах и методах научного познания. Она является инструментом познания и преобразования действительности, так как содержит в себе деятельностные компоненты. Методология педагогики понимается как:

• совокупность ведущих философских и других идей, принципов и установок, процедур, которые лежат в основе исследования и преобразования педагогических явлений [1];

• учение о педагогическом знании, процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и прак-

тического применения для преобразования или совершенствования системы обучения или воспитания [3];

• систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе [5].

Методология различается по уровням в зависимости от содержания. Содержанием первого уровня являются философские знания, мировоззренческие позиции исследователя. Второй уровень - это общенаучная методология, которая включает общенаучные концепции, например системный подход, который позволяет провести системный анализ изучаемых явлений, определить этапы и элементы: гипотеза, объект, предмет, цель, задачи. Третий уровень - конкретно-научная методология позволяет конкретизировать изучаемую проблему, сформулировать принципы и определить методы исследования в рамках изучаемой научной области. Четвертый уровень представляет собой конкретную методику и технику исследования. Одной из функций методологии является преобразующая, которая направлена на совершенствование педагогической практики.

Методологический подход - это:

• совокупность (система) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности [8];

• принципиальная методологическая ориентация исследования как точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ изучения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования [2].

На основании интерпретаций данной дефиниции мы выделяем в мето-

дологическом подходе два компонента: концептуальный и деятельностный. Концептуальный компонент - это основные идеи и принципы, определяющие мировоззренческую позицию исследователя. Деятельностный компонент описывает пути, методы, процедуры, средства, реализующие концептуальный компонент.

Основная идея данного концепта заключается в том, что вся дидактическая система - цели, принципы, методы, формы, средства, взаимоотношения, условия - направлены на формирование личности, способной к автономии в учебной деятельности. Автономия - это способность осуществлять самоуправление и саморегулирование своей учебной деятельностью. Основным дидактическим условием является создание ситуации самоопределения и самоуправления. Именно учащийся берет на себя управление своей учебной деятельностью, он решает, что и как хочет изучать, берет на себя ответственность за свой выбор, принимаемые решения, их выполнение и полученный результат. При организации учебного процесса на основе автономного подхода одним из главных психологических условий является учет индивидуальной структуры качеств личности: уровень темперамента; уровень особенностей психических процессов; уровень опыта личности; уровень социальной направленности. Таким образом, цель данного подхода - формирование автономии личности в учебной деятельности. Это значит, что учащийся самостоятельно и осознанно регулирует и управляет своей учебной деятельностью: определяет цели, планирует и выполняет учебные действия, оценивает их, владеет общей культурой учебной деятельности, когнитив-

ными стратегиями, знает свои психологические особенности. Таким образом, автономный подход можно представить как «поликонцептуальный», идеи которого основываются на системном, деятельностном, личностно-ориентированном, компетентностном и культурологическом подходах.

Мы ввели компонент «культура учебной деятельности» как обязательный для формирования автономии в учебной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований в данном направлении (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанов-Меллер, Г. И. Щукина, В.Н. Косырев, В.Л. Крайник, В.Н. Ку-рилович и др.) позволил нам дополнить компонентный состав, входящий в понятие «автономии в учебной деятельности», культурой учебной деятельности, хотя данное понятие часто коррелирует с «культурой учебного труда», «культурой интеллектуального труда», «научной организацией учебного труда». В данном случае мы подразумеваем культуру чтения, конспектирования, слушания, поиск информации и ее переработку, подготовку выступлений, тайм-менеджмент, культуру гигиены.

Одной из главных задач высшей школы является подготовка компетентного специалиста. Компетентность - это мера включенности человека в деятельность, мера образовательного успеха личности, проявляющаяся в его действиях в различных ситуациях на основании сформированных у него компетенций. Компетенции, в свою очередь, являются внутренними, потенциально сокрытыми психологическими новообразованиями (знания, представления, программы действий,

системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетент-ностях человека как актуальных, дея-тельностных проявлениях [4]. Как мы видим, основой компетенции является деятельностная самоорганизация.

Центральным понятием личностно-ориентированного подхода является понятие личности. В данном контексте мы хотели бы процитировать слова В.В. Серикова: «Педагогическая теория естественно стремится рассмотреть и личность как педагогический объект, т.е. как определенный вид опыта индивида, который, как и другой, может осваиваться, формироваться, включаться в содержание образования, обретать деятельностно-процессуальную форму. При этом, что особенно важно для педагогической теории образования личности, должна быть выяснена специфика личностного опыта по сравнению с опытом когнитивным, процессуальным и прочим. Только выяснив, в чем состоит специфический опыт быть личностью, мы может вести речь о педагогических условиях становления этого опыта» [7, с. 25].

Для реализации цели учебный процесс должен строиться с учетом ряда принципов. Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности [5, с. 169]. При организации процесса обучения в русле автономного подхода мы, учитывая основные общедидактические принципы, определили ряд следующих, частнодидактических:

• принцип активности - предполагает активное участие учащихся во всех этапах учебного процесса: от постановки цели до подведения резуль-

татов и оценки выполненного, постепенно переходящей в самооценку;

• принцип сознательности - предполагает осознание каждым учащимся цели обучения, они находят в ней личностный смысл, самостоятельно планируют и организуют поэтапное выполнения всех компонентов учебной деятельности: от постановки цели до самооценки;

• принцип учета индивидуально-психологических особенностей - позволит преподавателю на основе проведенных наблюдений, тестирований, бесед составить индивидуальный психологический портрет учащегося для создания дидактических условий, соответствующих его уровню;

• принцип вариативности - предполагает предоставление учащемуся возможности выбора, исходя из своих индивидуальных особенностей и предпочтений, что в свою очередь ведет к стимулированию, мотивации самообразовательной деятельности, уверенности в себе, способности к самоуправлению;

• принцип самостоятельности -предполагает постепенный переход от выполнения самостоятельных работ под руководством преподавателя к творческой инициативе, осознанию личной ответственности за принимаемые решения, проявлению своей индивидуальности, интеллектуальному росту, самооценке и к самоактуализации;

• принцип сотрудничества - предполагает, что человек как личность может реализовать себя только в социуме. Работая в группе, учащиеся учатся оказывать помощь друг другу, делиться опытом, учиться друг у друга, учиться терпимости, работать в команде, принимать ответственность за вверенный участок работы, распределенного задания.

Рассмотрим некоторые методы, соответствующие принципам автономного подхода. Методы обучения, как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направлены на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Метод характеризуется тремя признаками: цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов. Сюда можно отнести: обучение в сотрудничестве, метод проектов, использование портфо-лио, игровые и рефлексивные методы, методы педагогической поддержки, проблемный метод, диагностические методы.

Рассмотрим некоторые приемы организации занятия на основе автономного подхода.

• Групповая форма работы - обучение в сотрудничестве. В основе данного метода лежит идея взаимодействия учащихся в группе, идея взаимного обучения. Учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за выполнение учебной задачи, за процесс и результат. Личность формируется в коллективе.

• Для занятий в режиме учебной автономии характерно большое разнообразие заданий с учетом психологического портрета группы и каждого учащегося, что следует принципу вариативности. Краткосрочные или долгосрочные задания реализуют метод проектов. «Ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для ученика, личностно мотивированным» [7, с. 265]. В основе метода проектов лежит проблемный метод. Е.С. Полат пишет, что «метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного обучения» [6, с. 5].

• В качестве дидактических средств выступают не только учебный материал, но и различные стратегии и техники обучения, например, если речь идет об иностранном языке, стратегии письма, аудирования, работы с текстом. Нужно подчеркнуть, что стратегии являются не только средством освоения учебного материала, своего рода инструментарием, но и должны входить в содержание обучения в качестве его компонентов.

• Оценка должна осуществляться постоянно, постепенно переходя от оценивания преподавателем в саморефлексию, в самооценивание, что приобретает личностно значимый смысл. Портфолио является одним из методов, позволяющих проследить динамику своего учебного и личностного развития.

• При такой организации учебного процесса преподаватель выступает в качестве модератора, консультанта и также участника.

Таким образом, методологический подход позволяет нам выстраивать дидактическую систему, в которой представлена идея и формирующаяся на ее основе цель данной системы. Принципы, положенные в основу, являются отражением данного концепта и позволяют реализовать поставленную цель через соответствующие методы, формы, средства, взаимодействия участников учебного процесса. Идеи автономного подхода основываются на идеях самоактуализирующейся, деятель-ностной личности. Весь педагогический процесс выстраивается с учетом психологических особенностей личности и предоставления ей возможности самоопределения, самоуправления своей учебной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никан-дров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2006.574 с.

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.270 с.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.208 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.

5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.272 с.

8. Стефанов Н. Мультипликационный подход и эффективность. М.: Прогресс, 1976.251 с.

9. Кальней В.А. и др. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-26.

УДК 37.013.42 Л.Б. ШНЕЙДЕР, В.В. ХРУСТАЛЕВА

АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ КАК ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Раскрывается одна из проблем психодиагностики. Авторы показывают возможность использования ассоциативных тестов для изучения социальной идентичности респондентов. Особое внимание уделяется процедуре разработки изучения социальной идентичности.

Ключевые слова: психодиагностика, ассоциативный тест, ассоцианизм, идентичность, социальная идентичность.

This article expands one of the problems ofpsychological testing. The authors research the association testing as a method to determine the social identity of a subject. The work focuses on the methodological development of social identity research process.

Key words: psychological testing, association test, association, identity, social identity.

Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом сопровождается значительным повышением инте-

© Шнейдер Л.Б., Хрусталева В.В., 2014

реса к проблемам психодиагностики. Современная психодиагностика фиксирует в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Ее задачей в самом общем виде явля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.