Научная статья на тему 'Автономные социокультурные зоны в истории развития российской культуры'

Автономные социокультурные зоны в истории развития российской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗОНА / КОНТРКУЛЬТУРА / АЛЬТЕРНАТИВА / ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / AUTONOMOUS SOCIOCULTURAL ZONE / COUNTERCULTURE / ALTERNATIVE / DOMINANT CULTURE / ALTERN ATIVE SOCIAL-CULTURE CENTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Москвин Артём Сергеевич

Автономные социокультурные зоны - это отделенные от доминирующей культуры поселения людей, не принимающие ее нормативные правила и создающие свой самостоятельный мир с характерными для него ценностями. В статье идет речь о формах контркультурных сообществ в российской культуре и анализируется их функционирование в разные культурные эпохи (Средневековье, Просвещение, культура XIX в., современная культура).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autonomous sociocultural zone in history of context of Russian culture

Autonomous sociocultural zone is human settlement, which isolated from dominant culture, don’t follow the rules of domin ant culture and creates their own world with their values. In the article told about early forms of countercultural community and analyzed their operation at different times (middle Ages, Education era, culture of XIX age, contemporary culture).

Текст научной работы на тему «Автономные социокультурные зоны в истории развития российской культуры»

тенденция русского духа, которую мы можем назвать апокалипсическим испугом: она правильна, когда выражает напряженное ожидание Царства Небесного, но это напряженное ожидание Царства Небесного не должно быть приурочено к определенному месту и времени. <...> нам Богом дана история, и по отношению к истории мы должны действовать» [11]. Православие оказалось универсальным средством объединения эмиграции, позволившим, благодаря стремлениям русской эмиграции и потомков русских за границей, воссоздать частицу жизни дореволюционной России.

Примечания

1. Струве Н. А. Духовный путь русской эмиграции. URL: http://www.ulm-russische-kirche.de/fileadmin/ redakteure/duhownoe_4tenie/russische_imigration_ in_fr.pdf

2. Культурная миссия Российского Зарубежья: История и современность: сб. ст. М., 1999. С. 22.

3. Предраг Драгич Киюк. «Восток на запад». URL: http://rusk.ru/st.php?idar=325210

4. Шлиппе И. фон. Кризис изгнания: поиски социальных и духовных решений в эмиграции. URL: http:// ricolor.org/history/re/adaptation/1/

5. Предраг Драгич Киюк. Указ. соч.

6. Вахрушев Пётр Александрович. URL: http:// www.tez-rus.net/ViewGood24762.html

7. Искусство и архитектура русского зарубежья. Зосима-Савватий. URL: http://artrz.lfond.spb.ru/menu/ 1804809263/1805094399.html

8. Биографический словарь. URL: http:// zarub-der.ru/italy/bio_05.htm

9. Там же.

10. Религиозные деятели русского зарубежья. URL: http://zarubezhje.narod.ru/tya/U_039.htm

11. Шлиппе И. фон. Указ. соч.

УДК 930.85

А. С. Москвин

АВТОНОМНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗОНЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Автономные социокультурные зоны - это отделенные от доминирующей культуры поселения людей, не принимающие ее нормативные правила и создающие свой самостоятельный мир с характерными для него ценностями. В статье идет речь о формах контркультурных сообществ в российской культуре и анализируется их функционирование в разные культурные эпохи (Средневековье, Просвещение, культура XIX в., современная культура).

Autonomous sociocultural zone - is human settlement, which isolated from dominant culture, don’t follow the rules of domin ant culture and creates their own world with their values. In the article told about early forms of countercultural community and analyzed their operation at different times (middle Ages, Education era, culture of XIX age, contemporary culture).

Ключевые слова: автономная социокультурная зона, контркультура, альтернатива, доминирующая культура, альтернативный социально-культурный центр.

Keywords: Autonomous sociocultural zone, counterculture, alternative, dominant culture, altern ative social-culture center.

Стремление определенной части людей к автономному объединению от чего-либо - объективный процесс, сопровождающий жизнедеятельность общества на всех этапах его становления. Задача статьи - показать, каким образом люди приходили не просто к обособленному состоянию мышления, но и к обособленному их положению в жизненном пространстве (то есть к созданию независимых от официальной культуры территориальных общин, коммун, поселений и т. д. в хронологической перспективе), и выявить общие черты подобных образований.

Обратим свой взор к российской культуре. Возникали ли автономные социокультурные образования в истории культуры российского государства? Если да, то когда? На эти вопросы мы ответим в дальнейших рассуждениях.

Под термином «автономная социокультурная зона» мы понимаем независимое от доминирующей культуры, а иногда и противопоставляющее себя ей территориальное образование, которое порождает социокультурную деятельность. Это территориальное образование в процессе развития получает свою культурную идентичность, и люди, там проживающие, ощущают себя целым. Каждая историко-культурная эпоха порождает такие зоны.

© Москвин А. С., 2013

В существующих российских автономных социокультурных зонах можно выделить как религиозные, так и светские автономные социокультурные зоны. Религиозные зоны, в свою очередь, можно разделить на монашеские отшельнические поселения и на сектантские общины.

Обратимся к монашеским отшельническим поселениям. Такое явление, как пустынь, появившееся в традиции Православия, является, наверное, самым древним религиозным примером автономной социокультурной зоны. Пустынь -«это уединенное монашеское поселение. Позже так назывались и многолюдные монастыри» [1].

Примером может служить история жизни одного из первых русских монахов-отшельников, который создал свой скит, впоследствии ставший крупнейшим монастырем на Руси - монастырем Сергия Радонежского. Сергий Радонежский после смерти родителей сначала с братом, а потом в одиночестве основывает пустынь, строя Троицкую церковь и принимая постриг. Почти сразу же в его скит стали съезжаться иноки и образовалась обитель под названием «Трои-це-Сергиева лавра». Приняв общинножительный устав, община стала называться киновией. Историк Б. М. Клосс в своей книге «Житие Сергия Радонежского» дает следующую характеристику этого устава: в монастыре вводится жесткая иерархия, главная роль в которой принадлежит игумену; в общине должна быть жесткая иерархическая дисциплина; каждый общинник должен заниматься только своим делом (вводятся должности келаря, повара, монастырского врача, пономаря и т. д.); без разрешения настоятеля покидать общину не разрешается; все имущество обители является общим (не существует института частной собственности); в мыслях нельзя даже думать о мирских делах и выходить в мир, а самым главным занятием для монахов должно быть размышление о Боге [2].

На примере Троице-Сергиева монастыря мы видим первую автономную социокультурную зону, появившуюся на Руси уже в XIV в. Впоследствии на территории Средневековой Руси появляется большое количество подобных киновий, причем как мужских (например, Свято-Тихонова Успенская пустынь в селе Льва Толстого), так и женских (например, Троице-Одигитриевская пустынь в поселке Зосимово).

Продолжая рассматривать религиозные автономные социокультурные зоны с другой стороны, можно обратиться к появлявшимся на всем протяжении развития русского православия православных сект. «Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви» [3]. Из определения мы видим коренное отличие сект от монашества, но

для осознания сущностных характеристик той или иной автономной социокультурной зоны это отличие не является основополагающим, потому что и монастыри, и секты образуют свои отличные друг от друга правила общежития, по которым строится их жизнедеятельность.

История российской религии изобилует примерами православных сект. Это молоканы, хлысты, скопцы и пр. Рассмотрим жизнедеятельность сект хлыстов и скопцов, по своей сути очень близко связанных друг с другом (скопцы - это ответвление хлыстов).

Глубоко не вдаваясь в особенности их вероучения, выясним, в чем выражается их автономность от доминантной культуры. Обе секты являются экстатическими, верят в то, что Христос может воплотиться в обычном человеке. При этом обязательными чертами их жизни являются аскетизм и сексуальное воздержание. Вообще, теологическое учение хлыстов и скопцов схожи, различаются они только тем, что скопцы считают необходимым оскопление для праведной жизни и не принимают догмат хлыстов о постоянных перевоплощениях Христа. Любые общины хлыстов и скопцов назывались «кораблями», что символически указывает на их сознательное ограждение от мирской жизни. Плавание корабля - образ Христа, который пытается спасти заблудшие души.

Автономность данных зон выражалась и в их совместной жизни. В этих двух сектах она могла быть двух типов: временной и постоянной.

Временная автономность выражалась в совместных собраниях, которые назывались радения. На этих собраниях происходит всеобщее единение сектантов. Общинники в обрядовой одежде собираются обязательно в отдельном помещении, читают тексты Библии, собственные стихи, при этом определенным образом передвигаясь по помещению (ходят по кругу, прыгают в такт и т. д.), доводя себя до состояния экстаза, похожего на наркотическое опьянение, таким образом переходя как бы в иной мир, абсолютно не похожий на мир, в котором живут они [4]. Интересен обряд присяги, который на радениях приносят новые члены секты. В этой присяге каждый член, помимо всего иного, дает клятву порвать с мирской жизнью: «Присяга обеспечивала своеобразную ритуальную рамку для “апостольской беседы”, маркируя границу между сакральным временем радения и профанным течением “мирской” жизни членов общины» [5].

Постоянная автономия выражалась в построении территориальной общины. А. И. Клибанов, например, описывает поселение из пяти общин, созданных хлыстом Перфилом Катасоновым. Эти общины «как бы составляли на земле “царство божие”, отграниченное от всего остального обще-

ства теми особыми верованиями, культом и нравственными правилами, которые составляли принадлежность их учения, традиций и быта» [6]. Эти пять общин были основаны в 70-х гг. XIX в. недалеко от города Моздок. Участники общин «практиковали общественное распределение продуктов труда <...> жили по две-три семьи в доме, объединив все имущественные ценности за исключением носильной одежды <...> Все сельскохозяйственные работы осуществлялись коллективно, а натуральные и денежные доходы распределялись между общинами более или менее планомерно» [7].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что российская историческая действительность дает нам примеры типичных религиозных автономных социокультурных зон, которые резко отгорожены от остального мира своими религиозными воззрениями.

Светские (можно их назвать ещё интеллигентскими) автономные социокультурные зоны в России связаны с деятельностью социалистических политических организаций утопического толка. Они старались построить как бы прообраз будущего общества в своей маленькой коммуне. В отличие от религиозных общин, «коренные отличия утопических общин состоят в том, что это «сознательно организованные, относительно самодостаточные формирования, основанные на групповом проживании и ставящие целью реализовать идеальные социальные отношения» [8]. Ярким примером таких организаций являются коммуны, которые создавались народниками на протяжении второй половины XIX в. Позволим себе дать довольно-таки длинное, но точное описание сути народнических коммун, сформулированное народовольцем Александрой Ивановной Корниловой-Мороз: «В семидесятых годах коммунами назывались общие квартиры, где поселялись студенты или курсистки <...> Материальное положение живущих в коммунах было неодинаково, но все получаемые средства поступали в общее пользование; делились также и всяким имуществом: так, например, платье, пальто или сапоги переходили от одного к другому, смотря по надобности идти на урок или на лекции. Главным принципом такой жизни была взаимопомощь, как того требовала этика нашего поколения» [9]. Социалистические коммуны «давали возможность, при увлечении социализмом, применять его принципы на практике в своей личной жизни, действительно отрекаться от всех благ “старого мира”, живя в обстановке не лучшей, а даже худшей, чем у заводских рабочих, не различая между “моим” и “твоим” и отказываясь от личного пользования состояниями, чтобы употреблять их на общественные дела и цели» [10].

Познакомимся с деятельностью народнического кружка под руководством народника Ни-

колая Васильевича Чайковского. Его кружок так и назывался - «Чайковцы». Первоначально, в начале 1870-х гг. коммуна поселилась недалеко от столицы, в дачном поселке Кушелевка. Активисты сняли два дома и стали там налаживать общежитие: распределили обязанности по приготовлению пищи, по уборке помещения и т. д., общинники стали заниматься спортом (гимнастикой) рядом с домами, соревноваться в столярном ремесле [11]. Чуть позже, вследствие давления властей, коммунарам пришлось переехать в город и снимать квартиру уже там. Сама же община просуществовала до 1874 г.

Самым главным своим занятием «Чайковцы» (как и многие другие народовольцы) выбрали просветительскую, книгоиздательскую и пропагандистскую деятельность. В процесс их общинной жизнедеятельности были включены размышления о том, какие книги нужно выпускать, где их печатать (члены общины открывали типографии, искали нелегальные пути проникновения из других стран) и как распространять их среди студентов, рабочих, крестьян и других угнетенных трудящихся слоев людей. Также они открывали и собственные библиотеки.

Что интересно, впоследствии сам Н. В. Чайковский, в 1874 г. эмигрировавший в США вместе с другими эмигрантами из России (с Вильямом Фреем, с А. К. Маликовым и др.), организует там земледельческую коммуну в штате Канзас, которая на чуждой для коммунаров земле продержалась непродолжительное время и не имела особого успеха: в общине были крайне напряженные отношения, нередки были ссоры, недомолвки, перегибы, откровенная ненависть и т. д. Как следствие, к 1877 г. она распадается (первым уходит из нее, кстати, Н. В. Чайковский) [12].

Говоря о различии именно российских светских автономных социокультурных зон от зарубежных, необходимо отметить ее огромный культурный посыл вовне. Думается, что связано это с особым путем, которым пошла русская интеллигенция. Б. А. Успенский говорит, что «русская интеллигенция - всегда оппозиционна, это та группа общества, которая в принципе, по самой своей природе, не может быть привлечена к участию в государственной деятельности, не может быть вовлечена в бюрократическую машину; строго говоря, интеллигент не может принадлежать к бюрократической администрации, он не может управлять, администрировать. В этом смысле интеллигенты могут напоминать монахов, которые отказываются от мира; интеллигент отказывается от мира бюрократического, государственного, он противопоставляет духовные ценности государственной системе» [13].

Что мы можем сказать о современном мире? Существуют ли сейчас в России такие автоном-

ные социокультурные зоны? И ответ логичен -да. Ими являются так называемые «альтернативные социально-культурные центры». Под концептом «альтернативный социально-культурный центр» нужно понимать автономную социокультурную зону, сложившуюся в западноевропейской культуре в период второй половины XX в. в рамках эпохи Постмодернизма и развития молодежной субкультуры. На рубеже XX-XXI вв. такие центры стали появляться и в нашей стране.

В таких центрах люди не просто встречаются и проводят свое время, в них выстраивается полноценная субкультурная общность: люди ощущают себя единым целым, всех объединяют общие нравственные и ценностные установки. Также в них проводятся мероприятия разнообразного толка, соотносящиеся с мировоззренческими ориентирами участников.

Выделим основные мировоззренческие ориентиры участников «альтернативных социально-культурных центров», для того чтобы понять, в чем заключается их автономность (или отличие) от доминирующей культуры:

• внеинституциональность, выражающаяся в нежелании быть зарегистрированной в каких-либо официальных государственных структурах. Вследствие этого центры попросту «невидимы»;

• низовой характер формирования. Данные центры образуются снизу (то есть обычными людьми для удовлетворения своих потребностей), без участия государства и бизнеса. Деятельность этих структур не носит коммерческого характера, что говорит о росте гражданского самосознания общества;

• доминирование горизонтальных отношений, отказ от иерархического устройства, а также регуляция жизни коллектива посредством прямой демократии, самоуправление.

Рассмотрим пример альтернативного социально-культурного центра «Веган-клаб» из Санкт-Петербурга. Это большое здание, бывший склад, который был взят в аренду активистами и переоборудован. Один из участников деятельности центра, создав электронную презентацию о своей деятельности, заявил, что основными идеями и принципами, которыми они руководствуются, являются «здоровый образ жизни; этичное отношение к животным; выступление независимых музыкальных коллективов; пространство для дискуссий, воркшопов, семинаров, кинопоказов, выставок; место, где можно приятно провести время; равенство; 100% DIY» [14]. В итоге за 1,5 года деятельности «Веган-клаба» в нем

прошли следующие мероприятия: «Концерты, кухня, дистро, занятия, пожертвования, благотворительные концерты, волонтерские акции, барахолки, фримаркеты, семинары, йога, ночные кинопоказы, французский и английский язык, школа йо-йо, дискуссионный клуб, мастер-классы» [15]. По данному описанию мы можем увидеть, что альтернативный социально-культурный центр «Веган-клаб» подпадает под вышеназванные характеристики.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что в истории российской культуры в любой период ее развития существовало огромное количество разнообразных автономных социокультурных зон как сакрального, так и профанного толка.

Примечания

1. Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник А. М., Алиева Б. А. и др.; под общ. ред. М. П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1985. С. 374.

2. ^осс Б. М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского. М.: ЯСК, 1998.

3. Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. М.: Изд-во «Современник», 1994. С. 1.

4. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2004.

5. Там же. С. 265.

6. Шибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965. С. 59.

7. Там же. С. 61.

8. Фатющенко А. В. Много интеллигентов и одна земледельческая община // Россия - Запад. Диалог культур. 1996. № 3. URL: http://regionalstudies.ru/

journal/homejornal/ archives/...............1996-/

148-2012-08-31-09-32-57.html

9. ^рнилова-Мороз А. Перовская и кружок Чай-ковцев. М.: Изд-во всесоюз. о-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, 1929. С. 22.

10. Там же. С. 22.

11. Троицкий Н. А. Первые из блестящей плеяды (Большое общество пропаганды 1871-1874 гг.). Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1991.

12. Фатющенко А. В. Указ. соч.

13. Успенский Б. А. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. 1999. Вып. 2 (10). С. 14.

14. грецкий Д. Электронная презентация «Молодежное социально-культурное пространство на примере Vegan Club. Как создавать и работать на самоокупаемости». URL: http://www.slideshare.net/delaisam/ vegan-club Примечание: DIY (Do It Yourself, с англ. сделай сам) - стремление активистов создавать все лишь своими силами.

15. Там же. Примечание: фримаркет (от англ. Freemarket) - бесплатный магазин; школа йо-йо -занятия по созданию игрушек йо-йо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.