Научная статья на тему 'Автономное тестирование как этап верификации бортового программного обеспечения спутников'

Автономное тестирование как этап верификации бортового программного обеспечения спутников Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
229
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРТОВОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВЕРИФИКАЦИЯ / КРОСС-СИСТЕМА ПРОГРАММИРОВАНИЯ / АВТОНОМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПАКЕТНАЯ ОТЛАДКА / ON-BOARD SOFTWARE / VERIFICATION / CROSS-PROGRAMMING SYSTEM / UNIT TESTING / PACKAGE DEBUGGING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Панюшкин Д.А., Краус С.А., Колташев А.А., Шумаков Н.Н.

Этап автономного тестирования рассматривается в аспекте верификации компонент бортового программного обеспечения спутников связи и навигации, создаваемых с использованием кросс-систем программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIT TESTING AS ON-BOARD SATELLITE SOFTWARE VERIFICATION STAGE

The research considers unit testing as a part of creating and verifying technology of the communication and navigation of on-board satellite software components with use of cross-programming system.

Текст научной работы на тему «Автономное тестирование как этап верификации бортового программного обеспечения спутников»

На рис. 2 видно, что классификация состава пород леса, используя только текстурные параметры, была неэффективна, также в прошлых экспериментах отмечено, что использование только цвета в качестве параметра сегментации не приносит удовлетворительного результата. Тем не менее, каждый из описанных методов имеет свои достоинства. Логично предположить, что для эффективной классификации лесных пород на аэрофотоснимке следует учитывать как цвет, так и текстурные признаки.

Библиографические ссылки

1. Книжников Ю. Ф., Кравцова В. И., Тутубали-на О. В. Аэрокосмические методы географических исследований : учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Академия, 2011. 410 с.

2. Лесные пожары в России. Досье [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/1121375 (дата обращения: 24.01.2016).

3. Haralick R. M., Shanmugam K., Dinstein I. Textural features for image classification // IEEE Transactions on Systems, Man and Cybernetics. 1973. Vol. 3. Рр. 610-621.

4. Текстурные методы сегментации [Электронный ресурс]. URL: http://ru.bmstu.wiki/Текстурные_мето-ды_(Сегментация) (дата обращения: 01.06.2016).

References

1. Knizhnikov Yu. F., Kravtsova V. I., Tutubalina O. V. Aerospace methods of geographical research: textbook. 2nd ed. revised. and ext. Moskow: Akademiya, 2011. 410 p.

2. Forest fires in Russia. Dossier. URL: http://tass.ru/ info/1121375 (accessed: 01.24.2016) .

3. Haralick R. M., Shanmugam K., Dinstein I. Textural features for image classification // IEEE Transactions on Systems, Man and Cybernetics, 1973. Vol. 3, рр. 610-621.

4. Texture segmentation methods. URL: http://ru. bmstu.wiki/Textural methods (segmentation) (accessed 06.01.2016).

© Михова Е. Д., Пучинин Д. Г., 2016

УДК 004.4'233

АВТОНОМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭТАП ВЕРИФИКАЦИИ БОРТОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПУТНИКОВ

Д. А. Панюшкин, С. А. Краус, А. А. Колташев, Н. Н. Шумаков

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 E-mail: panushkin@iss-reshetnev.ru

Этап автономного тестирования рассматривается в аспекте верификации компонент бортового программного обеспечения спутников связи и навигации, создаваемых с использованием кросс-систем программирования.

Ключевые слова: бортовое программное обеспечение, верификация, кросс-система программирования, автономное тестирование, пакетная отладка.

UNIT TESTING AS ON-BOARD SATELLITE SOFTWARE VERIFICATION STAGE

D. A. Panyushkin, S. A. Kraus, A. A. Koltashev, N. N. Shumakov

JSC Academician M. F. Reshetnev Information Satellite Systems 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: panushkin@iss-reshetnev.ru

The research considers unit testing as a part of creating and verifying technology of the communication and navigation of on-board satellite software components with use of cross-programming system.

Keywords: on-board software, verification, cross-programming system, unit testing, package debugging.

Автономное тестирование компоненты бортового программного обеспечения (БПО) является важной частью процесса верификации БПО космического аппарата, поскольку позволяет выявлять проблемы на этапе разработки компонент, снижая тем самым затраты на их исправление [1].

Автономное тестирование должно гарантировать [2]:

- что все операторы программы выполнялись, все решения в точках выбора принимались, и при этом поведение программы соответствует ее детальному проекту;

<Тешетневс^ие чтения. 2016

- программа выполнялась на всем интервале критичных значений входных данных и параметров настройки, а именно, на номинальных и граничных значениях, а также на недопустимых значениях, и при этом поведение программы соответствует архитектурному и детальному проектам;

- программа удовлетворяет ресурсным требованиям архитектурного проекта, временные характеристики программы рассчитываются для минимального, номинального и максимального варианта времени работы программы.

Реализация всех перечисленных требований в полной мере обеспечивается используемыми инструментальными средствами - кросс-системой программирования (КСП) на языке Модула-2. На данный момент в АО «ИСС» для платформ с разными бортовыми компьютерами разработана серия кросс-систем программирования на языке Модула-2 (КСП CAMV, КСП М2-М^, КСП М2-1750 широко использовались при создании спутников «ГЛОНАСС», «Экспресс» и «Гео-ИК2», КСП M2-SPARC, КСП М2-РРС предназначены для новых спутников) [3].

Кросс-системы снабжены настраиваемой интегрирующей оболочкой, которая позволяет вести разработку БПО, а также его отладку и тестирование в рамках единого интерфейса среды разработки и, при необходимости, подключать в систему новые компоненты. Пакетный и диалоговый отладчики являются важнейшей частью каждой кросс-системы программирования и позволяют проводить автономное тестирование и отладку программ в диалоговом и пакетном режимах на программной модели БЦВМ [4].

Если диалоговый отладчик КСП М2 по возможностям и интерфейсу аналогичен отладчикам других сред программирования, то пакетный отладчик является уникальным решением, позволяющим вести сценарную отладку и тестирование. В качестве инструмента для написания сценария (пакета) отладки выступает специализированный язык пакетной отладки, практически независящий от целевой платформы. Кроме того, стандартизация интерфейсов библиотек операционной системы и программного обеспечения бортового комплекса управления, а также использование моделей указанных библиотек позволяют минимизировать изменение пакетов отладки компонент при переходе к новой целевой платформе.

Язык пакетной отладки является полноценным языком отладки и позволяет:

- сформировать среду для отлаживаемой программы;

- моделировать операционную среду и внешние устройства;

- управлять выполнением пакета;

- управлять выполнением отлаживаемой программы;

- выдавать и изменять информацию о программе;

- формировать протокол отладки и изменять его структуру.

Наличие пакета отладки позволяет автоматизировать процесс регрессивного тестирования программы при ее доработке, так как изменения результатов ра-

боты пакета должны соответствовать изменениям в тексте программы.

Благодаря настраиваемому протоколированию становится возможным получение результатов тестирования необходимой степени детализации. Автоматизированные скрипты прогона комплектов тестов позволяют при минимальных настройках максимально быстро получить информацию об изменениях в программах.

Кроме того, система тестирования включает в себя еще две подсистемы: систему оценки полноты тестирования и средства проверки тестирования программ по входным данным.

Система оценки полноты тестирования позволяет выявить для набора тестов плохо протестированные участки программы, а также определить, в чем же заключается слабость конкретного набора тестов. Полнота тестирования определяется по критериям тестирования С и С1. Критерий С1 стандартизован и является минимальным требованием к тестированию, согласно этому критерию каждый оператор должен быть выполнен хотя бы один раз, а все ветви программы должны быть пройдены. Критерий С включает в себя критерий С1, дополненный анализом покрытия условных операторов и их элементарных подусловий, отношений, циклов и рекурсивных процедур [4].

Средства проверки тестирования Модула-2 программ по входным данным осуществляет проверку поведения программы на всем интервале критичных значений входных данных и параметров настройки.

Создание таких средств обеспечивается благодаря возможностями языка Модула-2 [5].

Данные, полученные от этих систем в виде гипертекстовых отчетов, позволяют проанализировать охват набора тестов, выявить его слабые места и доработать их в соответствии с предлагаемыми рекомендациями.

Технология пакетного тестирования компонент БПО с использованием платформенно-независимого языка тестирования и автоматической проверкой достижения критериев автономного тестирования гарантируют требуемый уровень отработки компонент и исключают субъективный фактор.

Дальнейшее развитие КСП Модула-2 планируется проводить в направлении совершенствования пользовательского интерфейса диалогового отладчика, более тесной интеграции пакетного отладчика в среду разработки и улучшения протоколов тестирования пакетного отладчика для повышения комфорта при обработке больших массивов данных и упрощения использования автономного тестирования по данным.

Библиографические ссылки

1. Антамошкин А. Н., Колташев А. А. Технологические аспекты создания бортового программного обеспечения спутников связи // Вестник СибГАУ. 2006. № 3. С. 93-95.

2. Обеспечение бортовое программное. Управление проектированием, изготовлением и сопровождением : СТП 154-123-2014. Железногорск : АО «ИСС», 2014. 72 с.

3. Колташев А. А., Кочура С. Г. Технология создания и сопровождения бортового программного обеспечения спутников связи, навигации и геодезии: современное состояние // Наукоемкие технологии. 2014. № 9. С. 39-42.

4. Средства измерения бортового программного обеспечения / А. В. Еремин [и др.] // Вестник СибГАУ. 2008. № 1(18). С. 52-56.

5. Колташев А. А., Краус С. А., Шумаков Н. Н. Использование языка программирования Модула-2 при создании Российских спутников связи и навигации // Решетневские чтения : материалы XVII Между-нар. науч. конф. (12-14 ноября 2013, г. Красноярск) : в 2 ч. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013. С. 215-216.

References

1. Antamoshkin A. N., Koltashev A. A.

Tekhnologicheskie aspekty sozdaniya bortovogo prog-rammnogo obespecheniya sputnikov svyazi [Onboard software creation technology features of communication satellites]. Vestnik SibGAU. 2006, no. 3, p. 93-95 (In Russ.).

2. Obespechenie bortovoe programmnoe. Upravlenie proektirovaniem, izgotovleniem i soprovozhdeniem [Onboard software. Design, production and maintenance

management], in STP 154-123-2014, Zheleznogorsk: OAO «ISS», 2014. 72 p.

3. Koltashev A. A., Kochura S. G. Tekhnologiya sozdaniya i soprovozhdeniya bortovogo programmnogo obespecheniya sputnikov svyazi, navigatsii i geodezii: sovremennoe sostoyanie [The technology of development and maintenance of onboard software of communications satellites, navigation and geodesy: current status]. Naukoemkie tekhnologii. Moscow, 2014, no. 9, pp. 39-42 (In Russ.).

4. Eremin A. V., Inozemtseva O. S., Koltashev A. A., Kondrat'ev K. A., L'vov K. G. Sredstva izmereniya bortovogo programmnogo obespecheniya [Measurement tools for the on-board software]. Vestnik SibGAU, 2008, no. 1(18), pp. 52-56 (In Russ.).

5. Koltashev A. A., Kraus S. A., Shumakov N. N. Ispol'zovanie yazyka programmirovaniya MODULA-2 pri sozdanii Rossiyskikh sputnikov svyazi i navigatsii [Modula-2 programming language usage to design the Russian communication and navigation sattelites]. Materialy XVII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XVII Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2013, pp. 215-216 (In Russ.).

© Панюшкин Д. А., Краус С. А., Колташев А. А.,

Шумаков Н. Н., 2016

УДК 004.93'12

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕТЕКТОРОВ ЧАСТЕЙ ТЕЛА ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ЛЮДЕЙ

В СКОПЛЕНИЯХ

А. С. Петров, П. В. Мовчан

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: priboi08@gmail.com

Представлен пример использования детекторов границ для детектирования людей в скоплениях.

Ключевые слова: распознавание образов, терминал аэропорта, выделение частей человеческого тела, детекторы границ, AdaBoost.

USING BODY PART DETECTORS TO RECOGNISING PEOPLE IN CROWD

A. S. Petrov, P. V Movchan

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: priboi08@gmail.com

This paper presents an example of edge detectors to recognise people in crowd.

Keywords: pattern recognition, airport terminal, human body part recognition, edge detectors, AdaBoost.

На текущий момент в мире существует множество задач, в которых требуется обнаруживать людей в сложных сценах. Частным примером такой задачи является обнаружение людей в терминале аэропорта.

Разные задачи обладают различными требованиями к быстродействию и вычислительным мощностям. При решении ряда задач можно использовать более ресурсоемкий и медленный алгоритм, дающий при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.