Научная статья на тему 'Автонавигационное картографирование в России и перспективы его развития'

Автонавигационное картографирование в России и перспективы его развития Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
279
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНАВИГАЦИОННАЯ КАРТОГРАФИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ / ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ / AUTONAVIGATION CARTOGRAPHY / TECHNOLOGY OF MAP CREATION / INITIAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дубровина Светлана Владимировна

Сфера автонавигационной картографии получила распространение в России около 15 лет назад, и за это время большое количество сил было затрачено на усовершенствование технологии создания карты и повышение качества как исходного материала, так и конечного продукта. Тем не менее все еще существуют важные задачи, которые требуют серьезной научной проработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTONAVIGATION MAPPING IN RUSSIA AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

The sphere of autonavigation cartography distributed in Russia about 15 years ago, and during this time a large number of forces was spent for improvement of technology of map creation and improvement of their quality, both an initial material, and the final product. Nevertheless still, there are important tasks that demand serious scientific study.

Текст научной работы на тему «Автонавигационное картографирование в России и перспективы его развития»

УДК 528.92

АВТОНАВИГАЦИОННОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Светлана Владимировна Дубровина

Московский государственный университет геодезии и картографии, 105064, Россия, г. Москва, Гороховский пер., 4, аспирант кафедры картографии, тел. (499)267-28-72, e-mail: dubrovina@cartlab.ru

Сфера автонавигационной картографии получила распространение в России около 15 лет назад, и за это время большое количество сил было затрачено на усовершенствование технологии создания карты и повышение качества как исходного материала, так и конечного продукта. Тем не менее все еще существуют важные задачи, которые требуют серьезной научной проработки.

Ключевые слова: автонавигационная картография, технология создания, исходный материал.

AUTONAVIGATION MAPPING IN RUSSIA AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

Svetlana V. Dubrovina

Moscow State University of Geodesy and Cartography, 105064, Russia, Moscow, Gorokhovskyi side-street, post-graduate student of Cartography Department, 4, tel.

(499)267-28-72, e-mail: dubrovina@cartlab.ru

The sphere of autonavigation cartography distributed in Russia about 15 years ago, and during this time a large number of forces was spent for improvement of technology of map creation and improvement of their quality, both an initial material, and the final product. Nevertheless still, there are important tasks that demand serious scientific study.

Key words: autonavigation cartography, technology of map creation, initial material.

Насегодняшнийдень, навигация - этонеобходимостьсовременнойжизни, требующая оперативности и точности. Пространственная навигация служит для решения задач, связанных с определением положений объектов и их управлением в пространстве и времени, становится одной из повседневных функций различных областей экономики и отраслей хозяйства. Современные технологии координатно-временного и навигационного обеспечения определяют экономическое и промышленное развитие страны, укрепляют ее оборону и национальную безопасность, стимулируют развитие научно-технической и инновационной деятельности.

Сферу автонавигационного картографирования в России можно разделить на две большие ниши - это созданиеавтонавигационного оборудования и программного обеспечения для целей автомобильной навигации и создание цифровых навигационных карт, которые затем интегрируются в то или иное программное обеспечение.

Вначале остановимся подробнее на том, что представляет собой первая большая ниша и какова история ее развития в нашей стране.

Российские навигационные системы контроля транспорта «ГЛОНАСС» начали формироваться в 1982 г., закончился этот период запуском спутника «Космос- 1413».Одновременно с формированием глобальной навигационной системы, в конце 1990-х гг. в России начал развиваться рынок автомобильной навигации.

Вначале на рынке большую часть автонавигационных систем составляли иностранные представители, такие, как ТелеАтлас (TeleAtlas), Навтек(Navteq), ставшие наследниками развивающихся технологий за рубежом. Преимуществом этих систем было то, что они имели устойчивую тенденцию развитие программного обеспечения, в том числе и сформировавшуюся систему пользовательского интерфейса, стабильную работу оборудования. Недостатком зарубежных производителей было то, что Российский рынок автонавигационных услуг не был в это время еще столь привлекателен для них, как сейчас, и в связи с этим картографический материал на территорию Российской Федерации не отличался детальностью и актуальностью. К тому же в то время официальные представительства этих компаний только начинали свою деятельность в России и поэтому у компания-производителей не было актуальных сведений о состоянии рынка этих услуг.

Одновременно началась работа по усовершенствованию программного обеспечения автомобильных навигационных устройств в соответствии с требованиями отечественного пользователя. Основными задачами являлись: создание максимально функционального интерфейса, упрощение представления функциональных возможностей (создание дружественного интерфейса), для того, чтобы автонавигационное устройство могло быть доступно для пользователя с различным уровнем технической подготовки. Благодаря тому, что Российские компании имели хорошее понимание менталитета отечественного пользователя и добились качества как электронных карт, так и программного обеспечения для автонавигационных устройств, на сегодняшний день они прочно занимают лидирующие позиции на рынке автомобильной навигации.

В начале 2000-х навигация начала стремительно развиваться в России, стали появляться отечественные компании-производители цифровой картографической продукции, а затем и устройств для автомобильной навигации. Изначально основным показателем качественных автонавигационных систем было качество картографического материала, поэтому каждый производитель стремился к совершенству именно с этой точки зрения - создать наиболее детальную и актуальную электронную карту для навигаторов. При этом подобные карты приходилось создавать с нуля, потому что в России в картографии до этого момента не существовало понятия «дорожный граф», «маршрутизация», за основу брались топографические карты наиболее крупных масштабов и на их основе создавали карты, необходимые для корректной работы навигационных устройств.

Постепенно качество автомобильных навигационных карт росло, пользователь продукции становился все более требовательным -недостаточно было иметь информацию о населенном пункте, хотелось проложить маршрут к своему дому, загородному участку, любимому месту отдыха.

В начале-середине 2000-х гг. на первый план по качеству картографических материалов и навигационного оборудования вышли такие Российские навигационный системы, как «Автоспутник» (ООО «Навигационные системы»), «СитиГид», «Навител» (ЗАО «Центр Навигационных технологий»). Для рынка отечественных производителей атвомобильной навигации было характерно абсолютно разные стратегии к созданию электронных карт для автомобильных навигаторов, в свою очередь создание программного обеспечения происходило примерно по одному пути - каждая компания разрабатывала программу, в том числе, интерфейс, исходя из собственного видения потребностей пользователей продукции.

На сегодняшний день рынок производителей автонавигационных систем слегка изменился, некоторые компании, такие, как ООО «Навигационные системы» («Автоспутник») прекратили свое существование, другие прочно заняли позиции -компания «Навиком» (официальный дистрибьютор компании Garmm в России).

Можно выделить две категории производителей цифровых карт для автомобильной навигации - это государственные компании, выполняющие федеральные государственные программы, а также коммерческие компании различной величины, которые могут быть как полностью российскими, так и иметь долю зарубежного капитала. Как правило, большая часть коммерческих компаний, занимающихся созданием цифровых карт для автонавигации, в то же время имеют подразделения по разработке навигационного оборудования и программного обеспечения для навигаторов.

К крупным государственным программам по созданию автонавигационных карт можно отнести проект по созданию цифровых навигационных карт открытого пользования на территорию Российской Федерации, который был запущен в 2009 г. Особенностью этого проекта было то, что под руководством Федеральной службы Государственной Регистрации, кадастра и Картографии «Росреестр» была создана единая система документации, регламентирующая весь процесс создания цифровых навигационных карт открытого пользования. В создании цифровых карт открытого пользования принимали участие большое количество фирм подрядчиков и субподрядчиков. В результате выполнения данного проекта появилась новая обширная картографическая база данных на территорию Российской федерации, которая в данный момент хранится в цифровом виде в Центральном Картографо-Геодезическом Фонде.

Особенностью создаваемого частными компаниями продукта является то, что, по сути, они производят и обновляют картографическую базу данных, которую затем приобретают заказчики и уже сами интегрируют в системы и сервисы, применяя при этом особые программные требования и

ограничения. К таким программным требованиям можно отнести распределение тематической информации цифровых навигационных карт по уровням масштабного ряда, а также определение уникального для каждого проекта состава тематических слоев. С финансовой точки зрения такие компании, как правило, обладают уникальными правами на свою продукцию и предоставляют компаниям-заказчикам различные виды лицензий (исключительные и неисключительные права) на использование картографической информации

В последнее время в России наряду с государственными проектами и коммерческими компаниями большое распространение получили открытые данные, создаваемые не профессиональными картографами, а любителями на добровольной основе. Из самых известных в России производителей открытых данных можно назвать проект OpenStreetMap, который осуществляется при поддержке нескольких коммерческих и некоммерческих сообществ, например, <^$1аЬ». Картографические данные OpenStreetMap представляют собой обширную картографическую базу данных, в которую входят различные картографические слои.

Несмотря на то, что данная сфера цифровой картографии получила распространение в России около 15 лет назад, и за это время большое количество сил было затрачено на усовершенствование технологии создания карты и повышение качества, как исходного материала, так и конечного продукта, все еще существуют проблемы, которые требуют серьезной научной проработки, например:

• Отбор элементов содержания по уровням масштабного ряда производится путем исключения целых классов объектов, что делает картографическую информацию плохо читаемой

• При переходе на более крупные уровни масштабного ряда не происходит переход от простых понятий к сложным. Такая генерализация позволяет вводить интегральные понятия и собирательные обозначения (за исключением объектов Р01 - точек интереса). [1]

• Наряду с тем, что не существует обоснованного количества объектов в слое, также отсутствует взаимосвязь слоев карты на разных уровнях масштабного ряда. Нет закономерности появления различных элементов на разных масштабах

• Не стандартизированы и унифицированы размеры условных знаков (гидрографии, дорожной сети), что непосредственно влияет на показатель графической нагрузки и вследствие этого на густоту.

• Графические условные знаки точек интереса (Р01) имеют одинаковый размер на протяжении всех уровней масштабного ряда, что приводит к перегрузке карты.

• При отборе объектов автонавигационной карты не учитывается показатель значимости в соответствии с особыми географическими и социально-экономическими условиями на территории Российской Федерации [2]

Для решения этих задач предлагается методика создания цифровых картографических основ для автонавигационных карт, в которой учитываются установленные в ходе исследования нормы показателей густоты и графической нагрузки, а также соотношения элементов основы карты и тематического содержания. Методика базируется на общей концепции камерального геоинформационного картографирования, разработанной на кафедре картографии Московского Государственного Университете Геодезии и картографии под руководством проф. Иванова А.Г.

[3]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Менно-ЯнКраак, ФерьянОрмелинг. Картография. Визуализация геопространственных данных. - М.: Научный мир, 2005. - С. 344

2. Дубровина С. В., Фокин И. Е. Анализ объектового состава навигационных карт на разных масштабных уровнях. Сборник статей по итогам научно-технических конференций: Приложение к журналу Известия вузов «Геодезия и аэрофотосъемка», № 6. - вып. 6, 2013. - С. 95-98.

3. Иванов А. Г., Крылов С. А. Концепция камерального геоинформационного картографирования // Сборник статей по итогам международной научно-технической конференции, посвященной 230-летию основания МИИГАиК. Выпуск 2. (в двух частях) -Ч.1. - М.: Изд-во МИИГАиК, 2009. (Приложение к журналу Изв. Вузов «Геодезия и аэрофотосъемка», № 6). - С. 136-138.

© С. В. Дубровина, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.