Научная статья на тему 'Автомобильный транспорт в России в начале ХХ В. (по материалам города Тамбова)'

Автомобильный транспорт в России в начале ХХ В. (по материалам города Тамбова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
621
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / TRANSPORT / AUTOMOBILE / SOCIAL HISTORY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранова Елена Вячеславовна

Автор рассматривает в статье появление автомобиля как составляющей части транспортной сети города. Появление и развитие автомобильного движения Тамбова в начале ХХ в. было теснейшим образом вписано в социальную динамику модернизационных процессов русского провинциального города аграрной полосы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMOBILE TRANSPORT IN RUSSIA IN THE BEGINNING OF 20TH CENTURY (ON MATERIALS OF TAMBOV)

In article the author considers the car occurrence as part of a transport network of a city. Occurrence and development of automobile movement of Tambov in the beginning of 20th century have been closely entered in social dynamics modern processes of Russian country town of an agrarian strip of Russia

Текст научной работы на тему «Автомобильный транспорт в России в начале ХХ В. (по материалам города Тамбова)»

УДК 947

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА ТАМБОВА)1

© Елена Вячеславовна Баранова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры Отечественной истории, e-mail: baranka851@rambler.ru

Автор рассматривает в статье появление автомобиля как составляющей части транспортной сети города. Появление и развитие автомобильного движения Тамбова в начале ХХ в. было теснейшим образом вписано в социальную динамику модернизационных процессов русского провинциального города аграрной полосы России.

Ключевые слова: транспорт; автомобиль; социальная история; модернизация.

Городской транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме города, которая обслуживает процессы социально-экономической коммуникации, опосредованно влияет на изменение расселения населения. К началу XX в. в дореволюционной России городской транспорт включал в себя традиционные виды гужевого и водного транспорта. Автомобильный транспорт находился по существу лишь в процессе зарождения. Поэтому именно к этому времени относится выработка первых правил дорожного движения, технических требований к автомобилю, навыков владельцев машины.

Исторические работы, посвященные развитию отечественного автомобиля, носят в большей мере обзорный характер или специфический технический характер. Интерес представляют работы кандидата технических

1 Статья подготовлена в ходе реализации проекта Формирование транспортной инфраструктуры городов Тамбовской губернии в конце XVIII - начале XX в. 10-01-54510а/Ц.

наук Ю.А. Долматовского, ведущего конструктора гоночных автомобилей Л.М. Шугу-рова, историка техники В.И. Дубовского, кандидата экономических наук, специалиста в сфере экономики и организации перевозок А.Д. Рубца [1-4]. На сегодняшний момент наиболее проработанными представляются разделы, связанные с историей отдельных предприятий автомобильной отрасли. Исследования, освещающие целостное видение исторического процесса, не проведены, это позволяет говорить о необходимости развития данного направления [5].

Первоначально автомобиль в Российской империи был явлением исключительно городским. В Тамбове первые автомобили появляются в начале ХХ в. В 1907 г. было зарегистрировано уже 8 автомобилей [6]. Для сравнения в Санкт-Петербурге в это время насчитывалось уже 2, 6 тыс., в Москве -2,2 тыс., Киеве - 1 тыс., Харькове 0,8 тыс., Риге - 0,5 тыс. Наличие автомобиля являлось показателем статуса человека [7].

Автомобиль сразу стал объектом налогообложения для местного самоуправления.

В 1905 г. в Тамбове ввели сбор с автоматических экипажей по 1,5 руб. Сбор вносился владельцами автомобилей в кассу Городской управы ежегодно в течение января, сборами не облагались автоматические экипажи, принадлежащие казенным учреждениям [8].

Первоначально существовали лишь общеимперские предписания по отношению к автомобилю. Автомобили до начала своего движения записывались в особую реестровую книгу. Реестровые книги для записи находились в губернских правлениях или в управлениях градоначальников [9]. В Тамбове разрешение на управление автомобилем выдавалось Городской управой. Свидетельство на права выдавались после представления водителем двух фотографий и медицинского освидетельствования. В свидетельстве указывалось, что данный человек обладает зрением и слухом не ниже нормального (ношение очков разрешалось), крепкой нервной системой и надлежащим знанием в умении управлять машиной [9, с. 72].

Приобретающий допуск автомобиля на езду по городу отмечал имя, фамилию и местожительство владельца автомобиля. Кроме того, проситель описывал: а) вес и размер экипажа, б) наибольшую нагрузку на колеса, в) систему двигателя, г) число сил экипажа, д) материалы, употребляемые для получения энергии, е) количество и род прочих приборов, имеющихся в экипаже для его остановки, ж) назначение экипажа и способ освещения его в ночное время и количество фонарей.

Автомобиль подвергался повторному осмотру в случае замеченных недостатков и порчи по заявлению членов Управы, технического надзора или полиции. Свидетельство на право езды на автомобиле и выданный вместе с ним номерной знак действовали лишь один год и возобновлялись Городскою управой при вторичном освидетельствовании. Представление автомобиля к переосвидетельствованию было обязательно также при переделке двигателя или порче механизма автомобиля.

Представляют интерес требования к водителям. Так, разрешение на управление автомобилем выдавалось лицам обоего пола, не моложе 17-летнего возраста. Существовало два вида разрешения на вождение автомобиля: общее - предоставляло право управлять всяким автомобилем, и частное - автомоби-

лем, указанном в разрешительном билете. Разрешение выдавалось лицам, которые на испытании доказали умение управлять автомобилем, пользоваться всеми приборами и производить небольшие починки.

Достаточно четко в правилах были прописаны требования к самому автомобилю. Номер, под которым значился в Городской управе автомобиль, писался крупными цифрами на двух металлических дощечках белыми цифрами по темному фону. Дощечки с номерами прикреплялись одна спереди, а другая сзади автомобиля. Рядом с цифрами помещалась буква, размера цифры, которая менялась ежегодно, по которой можно было определить, на какой год выдан номер. Передний номер делался краской на радиаторе, при этом размер цифр был вдвое больше, чем на выданном номерном знаке. Номерные знаки так прикреплялись к автомобилю, чтобы они не могли повернуться, всегда должны были содержаться в чистоте и исправности, и во время езды не должны были закрываться. Присвоенный автомобилю номер запрещалось переносить на другой автомобиль.

Автомобиль, вес которого превышал 15 пудов, имел приспособление для движения задним ходом. Всякий автомобиль снабжался двумя тормозами-приборами, действующими независимо друг от друга. Лицам и фирмам, торгующим автомобилями, выдавался один переносной номер, оплачиваемый как один автомобиль в 12 л. с., для пробных поездок. Переносной номер прикреплялся к автомобилю только во время пробных поездок с покупателями.

Разрешение на управление автомобилем могло быть изъято Городской управой, если шофер был замечен в неосторожной езде или в управлении в нетрезвом виде [10].

С увеличением количества машин на дорогах Тамбова появилась необходимость уточнения общегосударственных правил на местном уровне. Поэтому в 1910 г. в Тамбове стало действовать «Обязательное постановление Городской думы о мерах безопасности и порядке движения на автомобилях». В первую очередь, правила были направлены на то, чтобы автомобили при эксплуатации не нарушали спокойствия жителей и не производили чрезвычайно много шума. Поэтому автомобиль признавался годным, если при осмотре он удовлетворял следующим требо-

ваниям: резервуары и трубы, предназначенные для взрывчатых или воспламеняющихся веществ, были устроены таким образом, чтобы из них не проникало наружу вещество, способное причинить взрыв, пожар и чрезмерный шум [10, л. 1].

Изменения в правила вносили и крупные события в жизни пореформенного города. Так, в 1914 г. в связи с намечавшимися Пи-тиримовскими торжествами в Тамбове возникла необходимость внесения поправок. В обращении городского головы к губернатору отмечалось, что в «настоящее время замечается все большее скопление в Тамбове пришлого люда, богомольцев. В Городскую управу часто обращаются с просьбой о выдаче новых номерных знаков для автомобилей. Между тем усиливающейся движение на автомобилях должно регулироваться новыми правилами, которые до сих пор еще не изданы Управой». В срочном порядке новое «Обязательное постановление о езде на автоматических экипажах в городе» вступило в действие 16 июля 1914 г. [11].

По новым правилам, автомобили должны были держаться середины улицы, ехать не быстрее 15 верст в час. На поворотах и переездах автомобили переходили на тихий ход, давая сигнал рожком переходящим или проезжающим улицу. С наступлением сумерек фонари у автомобиля должны были зажигаться. Освещение автомобильных фонарей обыкновенными свечами и со слишком большой силой света не допускалось.

Лицам, управляющим автомобилем, вменялось в обязанность уменьшать скорость движения автомобиля при проезде через мост или ворота, при поворотах из одной улицы на другую, на крытых спусках, при усиленном движении по улице. Ехать следовало, придерживаясь правой стороны улицы или середины, если этого требовали обстоятельства. Езда автомобилей вперегонку запрещалась. Управляющий автомобилем обязывался уступать дорогу: крестным ходам, похоронам и прочим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск, арестантским партиям и трамваю. При стоянках на улицах, управляющие автомобилем были обязаны останавливать двигатель, не оставлять машину без присмотра, становиться с автомобилем вдоль тротуаров, не загораживать ворот, проездов и входов [10, л. 3].

Помимо различных государственных и муниципальных постановлений, в начале ХХ в. стало издаваться большое количество сборников для начинающих водителей. Это являлось свидетельством возрастающей популярности данного вида транспорта. Приведем некоторые интересные советы из них.

1. Не покупать машину, если не в состоянии ее полюбить.

2. Машина, даром, что женского рода, вы должны прощать ей мелкие капризы.

3. Хулиганство нигде не противно как на автомобиле.

4. Никому не одалживайте вашу машину.

5. Когда при вынужденной остановке окружает Вас толпа, начинает над Вами изощрять свое остроумие, то будьте глухи и немы. Ничто не закаляет молодой характер, как эти остановки.

6. Причинив кому-либо вред, не удирайте, но подайте посильную помощь.

7. Ненавистники автомобилей толкуют только об ограждении обывателей от автомобилистов, а никто не говорит об ограждении автомобилиста от пьяных, от спящих извозчиков, от невзнузданных лошадей, от бросаемых камней [9, с. 116-119].

Забота о соблюдении спокойствия на городских улицах нередко вызывала спорные моменты. Так, в 1914 г. общество было взбудоражено «делом студента Асеева». Его судили за неосторожную езду по городу на автомобиле, испугавшем лошадь. Один из пунктов правил 1910 г. гласил, «заметив, что какая-либо лошадь пугается машины, автомобилист обязан был сдерживать ход и вообще принять меры к предупреждению не-счастия», другими словами, предоставлялось самим автомобилистам решать вопрос - что в данный момент лучше сделать: проехать ли мимо испугавшейся лошади или остановить автомобиль. Каждый автомобилист смотрел по-своему, и поэтому меры предосторожности принимались неодинаковые, в результате чего и случались несчастья, одно из которых едва не привело студента Асеева к пятидневному аресту [12].

Данный случай не был единичным в России. В руководстве П.К. Энгельмейера по автомобильному делу в начале ХХ в. отмечалось, что «часто сами кучера начинают так пугаться, что стегают лошадей». Оговаривалось, что «население местами добродушно, а

местами враждебно относится к автомобилю, готовы сделать всякую неприятность: поставить воз поперек дороги и т. п. Взрослые, если сами не бросают камни, то на Ваших глазах поощряют этих детей» [13].

Значение автомобильного транспорта было, прежде всего, оценено военными. Так, подъесаул Сибирского казачьего полка князь М.А. Накашидзе, один из первых энтузиастов моторизации русской армии, отмечал в 1902 г. важность автомобильного развития в России перед железнодорожным транспортом.

По правильному замечанию военного, в России, где как бы не расширяли магистральную сеть, всегда оставалось много районов вне железнодорожных сообщений, улучшение сообщения было крайне необходимо. Железная дорога вносила большие перемены в условия быта и торгового движения прилегающих районов, что влекло за собой разорение известной части населения. Применение же автомобиля отразилось бы на его экономическом положении ровнее.

М.А. Накашидзе отмечал и экономическое преимущество автомобильного транспорта перед железной дорогой. В большинстве районов с недостаточной развитостью производство рельсовых дорог не окупалось. Деятельность же автомобиля могла быть перенесена без значительных потерь. Глава Министерства путей князь Михаил Иванович Хилков признавал, что автомобили представляют самый подходящий способ сообщения на русских проезжих дорогах в виду больших расстояний, сравнительно редкой населенности, и иных неблагоприятных условий для лошадиной тяги [14].

Вплоть до Первой мировой войны индивидуальные средства передвижения (собственные выезды и извозчики) в объеме перевозок оставались основным видом городского транспорта [15]. Но, несмотря на малочис-

ленность автомобильного транспорта в начале ХХ в., именно в это время начинают осознаваться перспективы его развития и вырабатываться первые нормы и правила.

1. Долматовский Ю.А. Повесть об автомобиле. М., 1958.

2. Шугуров Л. Автомобильная Москва. Столетие 1902-2001. М., 2004.

3. Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы России (1896-1917 гг.). М., 1994.

4. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М., 2003.

5. Прокофьева Е.Ю. Историографический обзор истории отечественной автомобильной промышленности» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. № 2. 2009. С. 257-261.

6. Отчет Тамбовской Г ородской Управы за 1907 год. Тамбов. 1908. С. 31.

7. Шляхтинский К.В. Россия: гении и дороги из истории отечественного автомобилестроения. М., 2007. С. 123-128.

8. Отчет Тамбовской Г ородской Управы за 1905 год. Тамбов, 1906. С. 33.

9. Яворский П.К. Требования, которым должен удовлетворять автомобиль. Киев, 1913.

10. ГАТО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 5104. Л. 1-3.

11. Обязательные постановления Тамбовской городской Думы с 1876 года. С. 96.

12. Тамбовский край. 1914. № 29. 5 фев.

13. Энгельмейер П.К. Автомобиль, мотоциклет и моторная лодка. М., 1908. С. 105.

14. Накашидзе М.А. Автомобиль его экономическое и стратегическое значение для России. Спб., 1902.

15. Экономическая история России с древнейших времен до 1917 года / науч. ред. Л.М. Епифанова, Б.Ю. Иванов, А. А. Комзолова: в 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 578.

Поступила в редакцию 15.10.2010 г.

UDC 947

AUTOMOBILE TRANSPORT IN RUSSIA IN THE BEGINNING OF 2QTH CENTURY (ON MATERIALS OF TAMBOV)

Elena Vrncheslavovna Baranova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of f Russian History Department, e-mail: baranka851@rambler.ru

In article the author considers the car occurrence as part of a transport network of a city. Occurrence and development of automobile movement of Tambov in the beginning of 2Qth century have been closely entered in social dynamics modern processes of Russian country town of an agrarian strip of Russia.

Key words: transport; automobile; social history; modernization.

2б2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.