Научная статья на тему 'Автомобильный транспорт как предмет совершения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта'

Автомобильный транспорт как предмет совершения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1392
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СRIMES AGAINST TRAFFIC SAFETY AND TRANSPORT OPERATION / CRIME OF THE TRANSPORT / SUBJECT OF THE CRIME / MOTOR VEHICLES / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришин Константин Дмитриевич

В статье на основе анализа правовых источников и научных публикаций проводится исследование криминологических аспектов преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Автомобильный транспорт рассматривается в качестве предмета преступлений данной категории. Сформулированы предложения по внесению изменений в статью 264 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD TRANSPORT AS A SUBJECT OF CRIMES AGAINST TRAFFIC SAFETY AND TRANSPORT OPERATION

In article on the basis of the analysis of legal sources and scientific publications carried out the study of criminological aspects of crimes against traffic safety and transport operation. Road transport is considered in the context of the subject of crimes in this category. Formulated proposals for amendments to article 264 of the criminal code, clarifying and generalizing the terminology.

Текст научной работы на тему «Автомобильный транспорт как предмет совершения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта»

К.Д. Гришин,

УМВД России по г. Севастополю

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ПРЕДМЕТ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

ROAD TRANSPORT AS A SUBJECT OF CRIMES AGAINST TRAFFIC SAFETY AND TRANSPORT OPERATION

В статье на основе анализа правовых источников и научных публикаций проводится исследование криминологических аспектов преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Автомобильный транспорт рассматривается в качестве предмета преступлений данной категории. Сформулированы предложения по внесению изменений в статью 264 УК РФ.

In article on the basis of the analysis of legal sources and scientific publications carried out the study of criminological aspects of crimes against traffic safety and transport operation. Road transport is considered in the context of the subject of crimes in this category. Formulated proposals for amendments to article 264 of the criminal code, clarifying and generalizing the terminology.

Реализация целевых ориентиров программных документов стратегического планирования, в частности Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» [1], требует постоянного совершенствования организационных и правовых механизмов, задействованных в этом процессе. Одним из основных показателей программы является количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения, по-прежнему существенными факторами, влияющими на данный показатель, остаются преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, в результате которых ежегодно на дорогах страны погибает до десяти тысяч человек [2, 3]. При этом анализ статистических данных свидетельствует об имеющихся проблемных вопросах в области раскрытия и расследования преступлений данной категории. Так, по данным МВД России, в 2016 году органами внутренних дел на 51,8% меньше, чем в 2015 году, раскрыто преступлений прошлых лет, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств [4]. Судебная статистика показывает, что на фоне увеличения в 2,4 раза в 2016 году по сравнению с 2015 годом (с 42 599 до 101 759) количества уголовных дел данной категории в 2016 году в 1,75 раз увеличилось количество уголовных дел, возвращенных судами прокурору для устранения недостатков в порядке статьи 237 УПК РФ [5].

Проведенный автором экспертный опрос и анкетирование сотрудников следственных подразделений однозначно свидетельствуют о

необходимости уточнения в первую очередь криминологической характеристики транспортных преступлений с целью дальнейшей разработки типовых методик их расследования.

Объективная криминологическая характеристика преступлений, в том числе против безопасности движения и эксплуатации транспорта, невозможна без однозначного и полного определения предмета преступления, которое в настоящее время не является устоявшейся правовой конструкцией. Понятие предмета преступления как объекта материального мира (информации), через который непосредственно осуществляется посягательство на объект преступления, предложено М. П. Бикмурзиным [6. — С. 8]. Н. В. Вишнякова обязательным признаком предмета преступления называет наличие охраняемых уголовным законом общественных отношений по защите материальных или идеальных благ, на которые направлено преступное воздействие [7. — С. 12]. И. В. Кузнецов предлагает относить к предмету преступления лишь ту часть объектов общественных отношений, которая имеет физический характер, является материальным образованием (в отличие от идеальных явлений или духовных ценностей) [8. — С. 12]. А. Ж. Иманалиева подчеркивает свойство предмета преступления вступать в различные связи и отношения одновременно в роли следообразующего и следовоспринимаю-щего объекта [9. — С. 18].

Обобщая приведенные взаимодополняющие точки зрения, отметим, что систематизация уголовно-наказуемых деликтов по предмету преступления имеет важное практическое значение. Ведь

именно свойство предмета как объекта материального мира оставлять следы физического воздействия позволяет определять те критерии, которые будут иметь значение для последующей систематизации преступлений по определенным типовым признакам. Таким образом, классификация преступлений по схожему предмету, очевидно, позволит на стадии как выявления преступления, так и его расследования применить типовые методические наработки и в конечном итоге повысить эффективность противодействия преступности.

По мнению составителей комментариев к Уголовному кодексу Российской Федерации под редакцией Г. А. Есакова [10], транспорт и объекты транспортной инфраструктуры являются общим предметом преступлений большинства статей главы 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», а именно таких статей, как 263, 263.1, 264, 264.1, 266, 267, 268, 271, 271.1.

Далее приведем мнение А. И. Коробеева, который предлагает классифицировать отмеченные преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта в зависимости от видов транспорта, то есть фактически в зависимости от особенностей предмета преступления (в авторскую классификацию не вошли составы ст. ст. 263.1, 264.1, 271.1, как принятые позже проведенного исследования, и виды транспорта в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №2 195-ФЗ [11]). По его мнению, транспортные преступления подразделяются на преступления в сфере безопасного функционирования:

- железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта;

- дорожно-транспортных средств;

- механических транспортных средств [12. — С. 65].

Предложенная А. И. Коробеевым классификация транспортных преступлений вытекает из семантического анализа диспозиций статей главы 27 УК РФ. Так, в наименовании статьи 263 УК РФ указаны такие виды транспорта (в действующей редакции УК РФ), как железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный, метрополитен.

Понятие отмеченных видов транспорта также нашло закрепление в ряде нормативных правовых актов, например, таких как: Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 23.05.2017 № 611 «О воздушных судах авиации общего назначения, относимых к транспортным средствам в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности»», Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N° 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», Федеральный закон от 14.06.2012

№ 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» и др., что позволяет однозначно идентифицировать данные виды транспорта.

Понятие «механическое транспортное средство» отражено в примечании 1 к ст. 264 УК РФ и с учетом диспозиции пункта 1 этой статьи включает в себя следующие наименования транспортных средств: «автомобиль», «трамвай», «другие механические транспортные средства», к которым отнесены «трактора», «самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины», «транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право».

Для того чтобы выявить полный перечень «механических транспортных средств», обратимся к смежным правовым нормам, а именно — к законодательству РФ о безопасности дорожного движения. Полагаем, что законодатель прежде всего под таковым подразумевал Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ст. 25 которого устанавливает категории и подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право [13]. Помимо отмеченных в ст. 264 УК РФ транспортных средств в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» к механическим транспортным средствам можно отнести мотоциклы, троллейбусы, мопеды и легкие квадрициклы, трициклы и квадрициклы.

Специальное право требуется также для осуществления управления тракторами, самоходными дорожно-строительными и иными самоходными машинами. Под самоходными машинами понимаются и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие определенные характеристики двигателя [114].

Анализ иных нормативных правовых документов, помимо отмеченных, дает основания полагать об отсутствии единого понятийного аппарата в области транспортной безопасности и, в частности, неоднозначности понятия «механическое транспортное средство».

Так, нормативный акт Правительства РФ [15] и ведомственный приказ МВД России [16], определяющие порядок государственной регистрации некоторых видов транспортных средств на территории Российской Федерации, оперируют понятием «автомототранспортные средства», фактически совпадающим по смыслу с понятием «механические транспортные средства», только в суженном (на основании технических характери-

стик двигателя) виде. Правила дорожного движения Российской Федерации, наоборот, формально расширяют понятие «механических транспортных средств» до всех транспортных средств, приводимых в движение двигателем [17], в связи с чем отметим, что в такой формулировке к ним можно отнести, например: подвижной состав железнодорожного транспорта и метрополитена, плавсредства морского и внутреннего водного транспорта, воздушные летательные аппараты, которые также приводятся в движение двигателем. Кроме того, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения [18] обязывают регистрировать в ГИБДД РФ именно «механические транспортные средства», а не «автомо-тотранспортные средства», как это указано в Постановлении Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомо-тотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» [15].

Далее, следуя классификации транспортных преступлений, предложенной А. И. Коробеевым, предположим, что к «дорожно-транспортным средствам» он относит транспортные средства, не попадающие под понятие механических транспортных средств, но являющиеся участниками дорожного движения, например гужевые повозки, велосипеды. В связи с этим обратимся к судебной практике. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 [19], в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 22, судам разъяснено, что «лица, управлявшие транспортными средствами, не относящимися к указанным механическим транспортным средствам (например, велосипедами), и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ» [20]. Однако никакие другие дорожно-транспортные средства, кроме механических и перечисленных в статье 263 УК РФ, не могут являться предметом совершения других преступлений, предусмотренных главой 27 УК РФ, что еще раз подтверждает неоднозначность терминологии в исследуемой сфере.

Полемизируя с А. И. Коробеевым по факту возможности отнесения дорожно-транспортных средств к предмету транспортных преступлений, предусмотренных главой 27 УК РФ, отметим, что понятие «дорожно-транспортные средства» напрямую не прописано в диспозициях статей этой главы и с целью уяснения смысла данного понятия требует обращения к иным нормативным источни-

кам. Так, термином «дорожно-транспортные средства» оперируют нормы международного права, регулирующие порядок международных перевозок грузов [21, 22]. В связи с этим можно говорить не об имплементации норм международного права, а скорее об особенностях перевода. Так, например, ГОСТы Р ИСО 26262-№-2014 «Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность» идентичны международным стандартам ISO 26262-№:2011 «Road vehicles — Functional safety». Отметим, что в международном праве помимо термина «road vehicles» (дорожно-транспортные средства) употребляется термин «motor vehicles» (автотранспортные средства).

Как спорный вопрос классификации А. И. Коро-беева отметим, что вызывает сомнение сама возможность сведения в одной классификации видов транспорта и видов транспортных средств, которые соотносятся как общее и частное. Виды транспорта (железнодорожного, воздушного, водного) помимо транспортных средств (в том числе дорожных, механических и т.д.) включают в себя транспортную инфраструктуру и другие функциональные элементы.

Подводя промежуточный итог исследования, подчеркнем, что нами проведен анализ терминологии, относящейся к видам транспорта и транспортных средств как предмету совершения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, на основании которого можно прийти к выводу о необходимости применения в нормах уголовного права более уточненного понятия вида транспорта (наравне с видами транспорта, перечисленными в статье 263 УК РФ), включающего в себя: дорожно-транспортные средства, механические транспортные средства, автотранспортные средства, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право и др. Для обобщающего понятия автор предлагает использовать термин «автотранспортные средства».

Понятие автомобильного транспорта и автотранспортных средств (транспортных средств автомобильного транспорта) используется в терминологии Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [23]. Так, в статье 5 ФЗ «О транспортной безопасности» отмечено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочего посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве. Кроме транспортных средств автомобильного транспорта, ФЗ «О транспортной безопасности» к транспортным средствам отнесены: воздушные, морские суда, суда, используемые на внутренних водных путях, железнодорожный подвижной состав, транспортные средства городского наземного электриче-

ского транспорта. То есть фактически все транспортные средства, которые являются предметом преступлений главы 27 УК РФ.

Термин «автомобильный транспорт» также используется в федеральном законодательстве РФ, регулирующем организацию и лицензирование пассажирских перевозок [24, 25]. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7 данный термин несет смысловую нагрузку, обозначающую самостоятельный вид транспорта, наравне с железнодорожным, воздушным и водным [26].

Понятие «автомобильный транспорт» используется в терминологии смежных отраслей права, например транспортного права. Так В. А. Егизаров считает, что существует «пять основных видов транспорта — железнодорожный, морской, воздушный, речной и автомобильный» [27. — С. 4], что фактически закреплено Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 395 (п. 1) [28].

Возвращаясь к криминологической сущности понятий «автомобильный транспорт» и «автотранспортные средства», выделим отдельные научные исследования, в которых используются эти термины в контексте предмета совершения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Так, С. Н. Мешалкин рассмотрел проблемы квалификации преступлений, связанных с нарушением правил безопасности движения на автомобильном транспорте [29. — С. 47], А. А. Смирнов, исследуя криминологическую характеристику и уголовно-правовые меры противодействия дорожно-транспортным преступлениям, особо отмечал, что общий риск гибели наиболее выражен при передвижении именно автомобильным транспортом, относя его к наиболее существенному предмету преступлений по ст. 264 УК РФ [30. — С. 49], А. А. Шелудяков проанализировал уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта [31].

Таким образом, следует придти к окончательному выводу, что автомобильный транспорт и автотранспортные средства являются самостоятельными предметами совершения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наряду с видами транспорта, указанными в ст. 263 УК РФ, и с целью уточнения понятийного аппарата, включающего в себя дорожно-транспортные средства, механические транспортные средства, автотранспортные средства, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, наиболее целесообразно для обобщающего понятия использовать термин «автотранспортные средства».

В связи с этим предлагается:

1. Внести изменения в название ст. 264 УК РФ, изложив его в следующей редакции: «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств».

2. Ч. 1 ст. 264 УК РФ изложить в следующей редакции: «1. Нарушение лицом, управляющим автотранспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — ...».

3. Примечание 1 ст. 264 УК РФ — исключить.

ЛИТЕРАТУРА

1. О федеральной целевой программе : постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. — URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.05.2017).

3. Официальный сайт МВД России. — URL: https://мвд.рф (дата обращения: 12.05.2017).

4. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

— URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 12.05.2017).

5. Бикмурзин М. П. Предмет преступления : теоретико-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2005. — 30 с.

6. Вишнякова Н. В. Объект и предмет преступлений против собственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2003. — 26 с.

7. Кузнецов И. В. Понятие и виды предметов преступлений в уголовном праве России : автореф. дис. ... кан. юрид. наук. — Челябинск, 2007.

— 26 с.

8. Иманалиева А. Ж. Проблемы криминалистического учения о предмете преступления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004. — 28 с.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Г. А. Еса-кова. — М. : Проспект, 2017.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности : федеральный закон от 27.07.2010 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

12. Коробеев А. И. Транспортные преступления.

— СПб., 2003. — 406 с.

13. О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) : постановление Правительства РФ от 12.07.1999 № 796 // СПС «КонсультантПлюс».

15. О государственной регистрации автомо-тотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 // СПС «КонсультантПлюс».

16. О порядке регистрации транспортных средств (вместе с «Правилами регистрации авто-мототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним») : приказ МВД России от 24.11.2008 № 1001 // СПС «КонсультантПлюс».

17. О Правилах дорожного движения : постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // СПС «КонсультантПлюс».

18. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения : постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // СПС «КонсультантПлюс».

19. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 // СПС «Кон-сультантПлюс».

20. О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 22 // СПС «КонсультантПлюс».

21. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Заключена в г. Женеве 14.11.1975). — М., 1993.

22. О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций : решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза // СПС «Кон-сультантПлюс».

23. О транспортной безопасности : федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

24. Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

25. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

26. Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — № 5.

27. Егиазаров В. А. Транспортное право : учебник. — 8-е изд., доп. и перераб. — М. : Юс-тицинформ, 2015.

28. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 // СПС «КонсультантПлюс».

29. Мешалкин С. Н. Уголовно-правовые аспекты предупреждения дорожно-транспортных преступлений : теория и практика : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2001. — 182 с.

30. Смирнов А. А. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия дорожно-транспортным преступлениям: статья 264 УК РФ : дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 152 с.

31. Шелудяков А. А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.