Научная статья на тему 'Автоматизированный испытательный комплекс для идентификации параметров асинхронных электродвигателей горных машин'

Автоматизированный испытательный комплекс для идентификации параметров асинхронных электродвигателей горных машин Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
76
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Завьялов Валерий Михзайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированный испытательный комплекс для идентификации параметров асинхронных электродвигателей горных машин»

-------------------------------------- © В.Г. Каширских, В.М. Завьялов,

2004

УДК 621.313.33:62-83

В.Г. Каширских, В.М. Завьялов

АВТОМА ТИЗИРОВАННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ГОРНЫХ МАШИН

Семинар № 18

Ту ежимы нагружения электроприводов

-МГ горных машин, во многом определяющие их надежность и производительность, зависят от многих факторов, в том числе и от параметров приводных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором (АД). Знание текущих значений параметров и переменных величин АД, характеризующих его состояние в процессе работы, необходимо для настройки и функционирования системы управления в случае применения регулируемого электропривода, а также для диагностики и защиты АД при его использовании в регулируемом и нерегулируемом электроприводе.

Управление только тогда будет эффективным, когда известны параметры и состояние объекта управления. Однако для АД, как правило, известны лишь каталожные данные, являющиеся усредненными для серии электродвигателей, в то время как для конкретного двигателя они индивидуальны и, кроме того, некоторые из параметров в процессе работы изменяются в широких пределах, например, активное сопротивление короткозамкнутого ротора может изменяться в 1,5 раза, поэтому для качественного управления требуется знать текущее значение параметров и состояние АД.

Эта задача существует также на заводах-изготовителях АД и ремонтных предприятиях для определения параметров каждого двигателя и проведения контроля качества продукции, в результате которого по отклонению реальных параметров и переменных от проектных значений можно выявить нарушения технологического процесса.

По просьбе ОАО «НИИ взрывозащищенных электрических машин» (г. Кемерово) на кафедре электропривода и автоматизации Куз-ГТУ разработан автоматизированный испыта-

тельный комплекс для решения этой задачи на основе моделирования динамических процессов АД с использованием теории обобщенной электрической машины, расширенного фильтра Калмана и рекуррентного метода наименьших квадратов [1, 2]. При этом информация о физических процессах в двигателе получается путем непрерывного измерения фазных токов и напряжений обмотки статора, а при работе АД со статической нагрузкой требуется также датчик частоты вращения ротора (при динамической нагрузке она вычисляется).

Для определения параметров и компонент вектора состояния математическая модель АД, основанная на уравнениях Парка-Горева, выражается уравнениями обобщенной электрической машины, которые затем представляются в дискретном виде, пригодном для использования расширенного фильтра Калмана или рекуррентного метода наименьших квадратов. Компьютерное моделирование на основе измеренных данных позволяет получать требуемые значения в реальном времени.

При статической нагрузке в реальном масштабе времени определяются активные сопротивления статора и ротора (Я!, Я2), индуктивность рассеяния статора (Ьст), индуктивности статора и ротора (Ьь Ь2), потокосцепления статора (¥[), ротора (Р2) и цепи намагничивания (¥ш), а при динамической нагрузке - активные сопротивления статора и ротора, потокосцеп-ление и частота вращения ротора (Р2, Ют), момент сопротивления на валу (Мс). В качестве исходных данных при этом используются параметры кривой намагничивания, момент инерции ротора (I) и индуктивность цепи намагничивания (Ьш), определяемые по результатам предварительной идентификации на основе ис-

АІ

Обработка данных, полученных при статическом режиме работы АД

1, Иі, Юг Lm

О

1, Иі

Обработка данных опыта холостого хода

и

її

І1, Иі

Обработка данных, полученных при динамическом режиме работы

Обработка данных опыта пуска "вхолостую"

т, L2ст €

& *

АД І1, Иі

Рис. 1. Структура вычислительной части программы

0а(1)

пытания АД на холостом ходе. Рассмотрим здесь лишь часть математического описания.

При динамической нагрузке математическая модель состояния АД имеет следующий вид:

Х(к+1) = / ( Х(к), и(к), а( к), V( к), к ) .

х - ^^'^0^2 рЮгК1К2Мс ]Г ;

/(х, и, а, V, £) =

/

Г2 ¥гр

/4 Щ 4

/,

/ К

К

Мс

К КЬ

Уга+\ —Ц' Гга~

К Н^Ь

-^г¥гр + РЧ¥2а+^^ 4 Ь2

і [ 3 4т 112 V

У(к) §(х(к), и(к), а(к), П(к), к)’

У = [и1а и1р1;

§(х, и, а, п, к) =

§2

К, Ьт

+ | 4 + К2 “Т | ІІС

4

44

4

,+ Р®г— ^2< 42

+ | 4 + К2 “Г |

Ь4 - ьт

4

где х - вектор состояния системы; и - вектор наблюдаемого входного сигнала; а - вектор параметров объекта; V - вектор входного неиз-меряемого шума; у - вектор наблюдаемого выходного сигнала; п - вектор помех измерений; и1а, и1/з - компоненты вектора напряжения статора; к = 0, 1, 2, ...

Экспериментальная проверка методов оценки параметров и состояния АД была произведена на испытательном стенде, включающем в себя асинхронный двигатель 4АХ90Ь4У3, нагрузочный генератор постоянного тока, блок датчиков, а также персональный компьютер с платой аналого-цифрового преобразователя ЛА2М2 и оригинальным программным обеспечением. Полученные данные подтвердили возможность оперативного опре-

Ил ив ис 1л 1в 1с

11а w Диффе-

Координатный преобразователь 1нз^

ренциатор

иіа

иір

11а

іір

ёИа/Л

Фильтр

Калмана

ёир/&

уіа

уір

Фильтр

Калмана

уша

ушр

Вычислитель тока ротора

Вычислитель

индуктивности

ротора

12а

12р

Ь2

1

Ьіо

у

Фильтр Калмана

Рис. 2. Структура процедуры обработки опыта холостого хода

деления параметров и состояния АД. Об эффективности методики можно судить по затратам времени на оценку: от 20 мс (потокосцеп-ление ротора) до 150 мс (активное сопротивление ротора), что вполне приемлемо для ее использования, например, в векторном управле-

■►Яі

\\11и

Vі?

■^■Ьіо

уша

ушр

Ь2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у2а

-► У2Р

-► Я2

нии, а также для создания подсистем защиты и диагностики электроприводов.

Программное обеспечение для реализации разработанных методов идентификации АД состоит из двух основных частей: измерительной, выполняющей измерение и сохранение данных о токах, напряжениях статора и частоте вращения ротора, и вычислительной, производящей обработку измеренных данных. Структура вы-

ш

ш

числительной части программы показана на рис. 1. Здесь 08(Дь К-2, Ь^, Ьь Ь2, ¥ь Т2, ¥т) и ©а(Я-1, Я2, ^2, ©г,, Мс) - векторы определяемых параметров при статическом и динамическом режимах работы АД, соответственно.

Полная структура всех вычислительных процедур является громоздкой, поэтому для примера здесь приведена лишь структура процесса идентификации АД, работающего в статическом режиме (рис. 2).

Исследование шумов измерительной системы показало, что их характеристики соответствуют требованиям, которые предъявляются к ним при использовании для оценок расширенного фильтра Калмана и метода наименьших квадратов.

Из всех оцененных величин АД с короткозамкнутым ротором непосредственному измерению доступны только активное сопротивление и индуктивность статора. Для этих параметров можно оценить погрешность их оценки, которая для активного сопротивления статора составила 0,3 % при статическом режиме работы и 3 % при динамическом режиме, а для полной индуктивности статора - 6,4 % для статического режима.

Непосредственное измерение остальных величин невозможно или затруднительно, поэтому для проверки работоспособности и точности полученных методов было использовано компьютерное моделирование на основе моде-

ли обобщенной электрической машины, заключающееся в расчете состояния АД с использованием его параметров, подводимого напряжения, и прикладываемого к ротору момента сопротивления методом Рунге-Кутта.

Далее, из результатов моделирования брались составляющие тока и напряжения статора и, где необходимо, частота вращения ротора, после чего производилось их сложение с шумом, аналогичным присутствующему в реальной измерительной системе, и на их основании производилась оценка параметров и состояния АД.

Сравнительный анализ показал, что отклонение данных, полученных при моделировании, от оцененных не превышает 3%, что подтверждает эффективность разработанных методов.

Таким образом, разработанные методы идентификации АД, структура и программное обеспечение вычислительных процедур могут быть использованы как основа для создания автоматизированных испытательных комплексов на заводах-изготовителях АД и ремонтных предприятиях, а также для создания системы мониторинга параметров и состояния АД в реальном времени с использованием полученной при этом информации для управления, защиты и диагностики асинхронных электроприводов горных машин.

----------------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ключев В.И Теория электропривода: Учебник для 2. Эйкхофф П. Основы идентификации систем

вузов.- М.: Энергоатомиздат, 1985.-560 с. управления. Оценивание параметров и состояния. -М.:

Мир, 1975.-560 с.

— Коротко об авторах ---------------------------------------------------------------------------

Каширских Вениамин Георгиевич. — кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой электропривода и автоматизации КузГТУ, г. К;емерово.

Завьялов Валерий Михзайлович — кандидат технических наук, доцент кафедры электропривода и автоматизации КузГТУ, г. К;емерово.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.