объектами управляющей предметной среды: дис. в виде науч. доклада. М., 1993. 63 с.
6. Яценко И.И. Тяжелая атлетика: дальнейшие перспективы. М.: ФиС, 1999. 278с.
M. V. Hitrov, T.I. Subbotina
THEORETICAL PRECONDITION MANAGEMENT INTRAMUSCULAR COORDINATION WITH THE MAXIMUM TRACTION
In the article the expression of muscle strength, intramuscular coordination, means of dynamic additive mechanisms of motor ways of solving problems in traction is observed.
Key words: intramuscular coordination, traction, power supplements.
Получено 14.02.2012 г.
УДК 378.162
П.И. Образцов, д-р. пед. наук., проф., 8-903-637-62-25, [email protected] (Россия, Орел, ОГУ)
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Рассматриваются некоторые подходы к разработке и применению в вузе автоматизированного рабочего места преподавателя, а также предлагаются научнометодические подходы к его проектированию и конструированию.
Ключевые слова: преподаватель вуза, автоматизированное рабочее место, модульный принцип, базы данных.
В условиях информатизации образования функции педагога вуза значительно расширяются и усложняются. Характер труда его изменяется, все более приобретая проектировочную, организаторскую и консультативную направленность. При этом роль преподавателя не только остается ведущей, но и еще более усиливается. Это связано с тем, что педагогу необходимо осуществлять ее в новой педагогической среде, характеризующейся использованием современных информационных средств и расширением спектра воздействий на студентов через реализуемые им стратегию и тактику обучения. Ему приходится проектировать и конструировать информационную технологию обучения, разрабатывать на ее основе дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины (подробнее структура, содержание и особенности его создания описаны в Internet по адресу www.pavelobraztsov.narod.ru), обосновывать логику организации взаимодействия со студентами на коммуникативном уровне, определять формы, методы и критерии управления их познавательной деятельностью,
моделировать структуры и алгоритмы взаимодействия обучающихся с ПЭВМ, формировать педагогические тесты и тестовые задания для организации контроля и самоконтроля.
Для того чтобы решать названные задачи преподавателю, наряду с основами педагогики и психологии, необходимо: знать возможности компьютера в своей предметной области и обладать навыками работы с ним; иметь навыки управления познавательной деятельностью студентов как в дисплейном классе, так и в период их самостоятельной работы с ПЭВМ; уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал для его реализации в педагогических программных продуктах; в сотрудничестве с программистами или самостоятельно разрабатывать элементы дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины и т. п.
Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя все в большей степени приобретает творческий характер и требует от него совершенствования педагогического мастерства, значительных
интеллектуальных и временных затрат. В связи со сказанным, актуальной задачей следует считать избавление педагога от ряда нетворческих, трудоемких процессов и операций, занимающих сегодня значительную часть его рабочего времени. Решение этой задачи видится на пути разработки и применения в вузе автоматизированного рабочего места преподавателя (далее по тексту АРМ-П). В статье обоснуем некоторые подходы, которые, на наш взгляд, могут способствовать ее решению.
Построение АРМ-П целесообразно организовать по модульному принципу в виде своеобразных баз данных, обеспечивающих технологию ввода, систематизации, хранения и представления педагогу информации с использованием вычислительной техники. Они могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую и графическую информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом на компьютер в определенной, характерной для данной системы форме - формате). Действия по обработке информации, хранящейся в базах данных, обеспечиваются с помощью набора функций специального программного обеспечения - системой управления базами данных (СУБД). Систематизацию и поиск информации в соответствующих базах можно организовать по гибридному принципу с использованием как иерархической, так и реляционной ее структур. В первом случае в качестве классификационной основы можно использовать каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иерархического типа, во втором -каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т. п.), ее поиск осуществляется по какому либо из них или по любой их
комбинации. При этом СУБД предполагает наличие системы меню нескольких уровней вложенности, определяющую оптимальные маршруты формирования требуемой преподавателю информации, систему редактирования для внесения изменений в базы данных, систему формирования форм отчетности по выходным результатам, систему долговременного хранения вложенной информации. Их наличие позволяет хранить, извлекать, дополнять информацию на различных уровнях вложенности, обеспечивать защиту от несанкционированного доступа и удаление информации. В частности, в последнем случае речь идет о доступе к информации пользователей двух категорий -привилегированных, имеющих право вносить изменения в базы данных, и непривилегированных.
Таким образом, АРМ-П целесообразно рассматривать как совокупность модулей, каждый из которых содержит требуемую преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности информацию, и СУБД. Структурно в состав АРМ-П предлагается включить следующие модули: обучающегося, управления познавательной деятельностью обучающихся и поддержки принятия решений.
Модуль обучающегося представляет собой базу данных об основных личностных и значимых профессиональных качествах студента, которые могут быть востребованы преподавателем на этапе как проектирования информационной технологии обучения, так и ее реализации в вузе. Исходя из сказанного, целесообразно предложить следующую структуру модуля. Он может состоять из трех взаимосвязанных субмодулей, каждый из которых содержит строго определенные характеристики студента. Первый из них - субмодуль личности обучающегося - включает характеристики, отражающие социально-психологический, мотивационно-ценностный и
психологический уровни развития студента. Второй - субмодуль межличностного взаимодействия обучающегося - включает данные о развитии у него коммуникативных качеств, месте, которое он занимает в студенческом коллективе, его социометрическом статусе, характере межличностных отношений с сокурсниками. Третий - субмодуль учебнопознавательной деятельности обучающегося - содержит данные об уровне базовых и текущих знаний, навыков и умений студента, предысторию его обучения в вузе по циклам учебных дисциплин, которые им уже изучены или изучаются в настоящее время (итоговые оценки по всем дисциплинам по месяцам, семестрам, годам обучения, наличие задолженностей), характер его продвижения по соответствующим ступеням освоения содержания профессионального образования. Поскольку объем данных на каждого студента и их обработка очень велики, а последняя еще и трудоемка, следует считать целесообразным возложение обязанностей по
формированию первого и второго субмодулей на специалистов психологической службы вуза. Сбор требуемой информации можно осуществлять на основе мониторинга профессионального становления специалиста в учебном заведении. Для его реализации целесообразно организовать диагностику развития у студентов индивидуальнопсихологических и значимых профессиональных качеств личности. С целью получения наиболее достоверных результатов важно установить периодичность и частоту проводимой диагностики, перечень качеств личности обучающегося, подлежащих отслеживанию, методики их диагностирования, способы измерения и оценивания. Результаты диагностики заносятся в “Карту психологического обследования и изучения студента”, которая служит основой для формирования названных субмодулей.
Следует особо отметить, что формирование субмодуля личности студента носит динамический характер, заключающийся в том, что он периодически (как правило, каждый год) уточняется и корректируется. Причем основанием для этого служат не только результаты диагностики, проводимой специалистами психологической службы, но и наблюдения преподавателей, которые периодически должны обобщаться.
При формировании второго субмодуля целесообразно предусмотреть включение в его состав характеристик, которые позволяют преподавателю при реализации информационной технологии обучения учитывать уровень межличностных отношений в студенческих коллективах - лидеров, “изолированных”, наличие микрогрупп, типы их коммуникативных связей и т.п. В этом субмодуле могут быть представлены как персональные показатели на каждого студента -социометрический статус студента в коллективе, так и групповые показатели, например, индексы групповой сплоченности или разобщенности студенческой группы. Для получения такого рода информации целесообразно использовать методы парных сравнений, социометрии, референтометрии и др. Информация, содержащаяся в субмодуле, также периодически должна уточняться и корректироваться. Важно отметить, что она, как и в первом случае, носит конфиденциальный характер и поэтому доступ к ней должен быть строго ограничен.
Субмодуль учебно-познавательной деятельности обучающегося целесообразно формировать силами специалистов факультетов, т. е. теми лицами, которые занимаются сбором, обработкой, анализом и обобщением подобного рода информации.
Опора на использование в рамках АРМ-П описанного модуля обучающегося способствует обеспечению личностно-ориентированной модели образования студентов в вузе.
Обоснуем необходимость включения в состав АРМ-П двух других
модулей и их содержательное наполнение.
Включение в состав АПМ-П модуля управления познавательной деятельностью обучающихся имеет целью обеспечение преподавателя информацией, необходимой ему для реализации в учебном процессе соответствующей информационной технологии обучения. Исходя из этого, предлагается включение в его состав двух субмодулей - дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины и рейтинговой системы контроля и оценки знаний обучающихся.
Первый из названных субмодулей имеет специально встроенную в него систему управления познавательной деятельностью студентов и позволяет реализовывать ее с использованием соответствующих педагогических программных продуктов учебного назначения. Второй субмодуль может быть представлен в виде электронного журнала учета и контроля результатов обучения студентов. В качестве его основных достоинств необходимо указать следующие: во-первых, одновременного фиксирования результатов всех видов контроля, проводимых в учебных группах согласно тематическому плану и расписанию занятий, во-вторых, персонального учета успеваемости всех студентов с построением индивидуального рейтинга, в-третьих, вычисления не только итогового, но и промежуточного рейтинга любого обучающегося, в-четвертых, быстрого и оперативного внесения любых изменений, в том числе, в коэффициенты значимости того или иного вида контроля с одновременным пересчетом всех показателей рейтинга. В рамках данного субмодуля реализуется возможность оперативного отслеживания преподавателем результатов его педагогической деятельности и при необходимости внесения требуемых коррективов. Таким образом, этот элемент модуля управления познавательной деятельностью студентов принципиально отличается от субмодуля учебно-познавательной деятельности, описанного выше, поскольку позволяет отслеживать информацию об обучающихся не на стратегическом, а на оперативном уровне.
В процессе осуществления своей профессиональной деятельности преподавателю постоянно приходится руководствоваться целым рядом нормативных документов, которые определяют порядок организации учебного процесса в конкретном вузе, на кафедре, при изучении отдельных циклов дисциплин. Их поиск зачастую отнимает значительную часть рабочего времени педагога. Кроме этого, значительная часть нормативных документов, регламентирующих деятельность преподавателя, создается им самим и подлежат постоянному обновлению или коррекции. В частности, речь идет о личном плане работы преподавателя на месяц, планах проведения учебных занятий, планах проведения консультаций со студентами и т. п. Это также отвлекает преподавателя от продуктивной творческой деятельности.
Исходя из сказанного, считаем целесообразным включение в АРМ-П специального модуля поддержки принятия решений. По аналогии с предыдущими модулями он может состоять из двух субмодулей -соответственно рабочей документации по организации учебного процесса в вузе и на кафедре, а также рабочей документации по организации учебного процесса при изучении конкретной учебной дисциплины. В случае востребованности информации, содержащейся в данном модуле, преподаватель в режиме свободного выбора (сервисный режим) всегда может получить к ней доступ.
Обоснуем содержание каждого из названных субмодулей. В состав первого из них целесообразно включить, например, следующие нормативные документы: устав высшего учебного заведения; инструкции по нормированию основных видов работ преподавателя (учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной); инструкции по организации и проведению стажировок, преддипломной практике студентов; инструкции по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и др. В состав модуля могут быть включены текущие документы, регламентирующие деятельность преподавателя на том или ином временном отрезке. К ним, например, могут быть отнесены: расписание учебных занятий на текущий семестр, годовой план методической работы вуза, календарный месячный план учебного заведения, годовой и месячный планы работы кафедры, месячный индивидуальный план работы преподавателя и т. п. Следует заметить, что для всех документов, составление которых входит в компетенцию преподавателя, в составе названного модуля целесообразно иметь типовые бланки-заготовки, которые позволяют облегчить работу пользователю АРМ-П при повторном их заполнении.
В состав субмодуля рабочей документации по организации учебного процесса при изучении конкретной учебной дисциплины целесообразно включить всю документацию, которая может быть востребована преподавателем как на этапе проектирования и конструирования информационной технологии обучения, так и на этапе ее практической реализации. Это могут быть, например, ФГОСы ВПО; рабочая программа учебной дисциплины; тематический план и плановая таблица распределения учебного времени при ее изучении для всех специальностей и специализаций; технологическая карта изучения дисциплины; фондовые лекции, планы проведения семинарских и практических занятий, бланки-заготовки для их обновления; электронный банк литературных источников по дисциплине, имеющихся в учебной библиотеке, а также методическом кабинете кафедры; фонд тестовых заданий для контроля знаний студентов; наборы хрестоматийного материала, рекомендуемого студентам для подготовки докладов и сообщений на семинарских и практических
занятиях и т. п. Вместе с тем следует указать, что часть названных документов, как уже указывалось выше, в электронном виде представлена в составе дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, а это значит, что они могут быть востребованы преподавателем из другого модуля АРМ-П и не требуют дополнительного создания.
Обобщая сказанное, считаем, что разработка и использование АРМ-П будет способствовать повышению производительности профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации высшей школы.
P.I. Obraztsov
AUTOMATED WORK PLACE OF TUTOR
In the article the some accesses to the research and their applying in higher educational institution of automated work place of tutor and science-methodical approach to its designing and construction are observed.
Key words: tutor, automated work place, modular approach, database.
Получено 14.02.2012 г.
УДК 378.17:796.012.6:612.133
Х.М.Ляшенко, аспирант, ассистент, +7 -920-741- 48- 75, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
Ю.Л.Веневцева, д-р мед. наук., зав. кафедрой, (4872) 35-19-75, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
А.Х.Мельников, д-р мед.наук, проф., (4872) 31- 90 -78, meln [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЕ
Обучение на первых курсах вуза сопровождается напряженностью адаптации к учебному процессу, артериальное давление (АД) повышается у 54,5 % юношей и 20,4 % девушек. Нормализация АД на фоне улучшения психофизиологических показателей после 12-недельного курса тренировок аэробной направленности свидетельствовала об эффективности используемых физкультурно-оздоровительных технологий.
Ключевые слова: студенты, физкультурно-оздоровительные технологии, неустойчивое артериальное давление.
Введение. Обучение в вузе предъявляет к организму молодых людей 18-25 лет, имеющих специфические анатомо-физиологические