Научная статья на тему 'Автоматизированная система поддержки послепродажного обслуживания продукции с открытой программной архитектурой'

Автоматизированная система поддержки послепродажного обслуживания продукции с открытой программной архитектурой Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
335
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Горшков П.С., Кромин В.А., Потемкин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система поддержки послепродажного обслуживания продукции с открытой программной архитектурой»

систему Android версии 4.0 и выше и занимает значительно снизить объем потребляемого интермало место на накопители. Оптимизации запросов нет трафика и обеспечивают комфортную работу не и выбранный формат ответов, а также настраивае- только в сетях 3G, но и в сети EDGE. мые параметры обновления базы данных позволяют

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексей Голощапов. Google Android. Программирование для мобильных устройств БХВ-Петербург 2011г. ISBN: 978-5-9775-0562-8.

2. Рето Майер. Программирование приложений для планшетных компьютеров и смартфонов. Эксмо 2011г. ISBN: 978-5-699-50323-0

3. Брайн Харди, Билл Филлипс. Программирование под Android. Издательство: Питер, 2014г. ISBN: 978-5-496-00502-9.

4. Герберт Шилдт. Java 8: Полное руководство. Издательский дом "ВИЛЬЯМС" 2012г. ISBN: 978-58459-1759-1.

5. JSON форматирование и валидатор JSON-P/JSONP Validator. [Электронный ресурс] URL: http://www.json-p.org/ (дата обращения: 11.03.2015).

УДК 004.415.2

Горшков П.С., Кромин В.А., Потемкин А.В.

ООО «Экспериментальная мастерская НаукаСофт», Москва, Россия

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ С ОТКРЫТОЙ ПРОГРАММНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ

Поддержание летной годности воздушных судов и послепродажное обслуживание в эксплуатации -составная часть стратегий развития авиастроительной и транспортной отраслей. Сегодня в России назрела необходимость разработки и разворачивания эффективной системы послепродажного обслуживания авиатехники с учетом практического опыта ее разработчиков, производителей и экс-плуатантов.

Анализ мирового опыта в области послепродажного обслуживания современной гражданской авиатехники позволяет сделать следующие выводы: во-первых, мировые лидеры самолетостроения уже давно не продают "просто самолеты" и "сопутствующие сервисы" [1]. Они предлагают заказчикам интегрированный и функционально полный комплекс самых современных инструментов, технологий и сервисов для осуществления бизнеса в сфере авиационных перевозок. Во-вторых, информационные системы и технологии сегодня перестают быть просто инструментами и становятся базисными системообразующими платформами для эффективной эксплуатации и обслуживания современной авиационной техники. Эти технологии составляют основу систем послепродажного обслуживания ведущих самолетостроительных корпораций мира. В российской практике, по мнению большинства специалистов, для достижения стратегической цели проникновения на мировой рынок гражданской авиатехники и захвата его существенной доли простого копирования зарубежного опыта в сфере послепродажного обслуживания на уровне отдельных КБ и самолетостроительных заводов сегодня явно не достаточно. Нужны прорывные стратегические решения, определяющие облик интегрированной системы поддержки послепродажного обслуживания авиационной техники будущего.

Анализ текущего состояния интегрированной логистической поддержки авиатехники в России выявил ряд характерных черт. Основные виды затрат эксплуатантов сегодня представлены тремя направлениями, связанными с простоем авиатехники, материально-техническим обслуживанием и финансированием обучения и повышения квалификации авиационного персонала. При формировании заказов на приобретение воздушных судов отечественного производства авиакомпании-перевозчики сегодня выдвигают отечественным поставщикам ряд условий, которые выполняются поставщиками самолетов иностранного производства, в частности, обоснование показателей, характеризующих различные направления затрат в эксплуатации: расчета нормочасов, надежности и других. Кроме того, существующая система послепродажного обслуживания серийно производимой в России авиатехники отличается присутствием на этом рынке большого количества малых компаний, особенно, в области материально-технического обслуживания, наличием запчастей низкого качества и, зачастую, неизвестного происхождения. Для решения

всех этих проблем необходимо создание и внедрение в эксплуатацию автоматизированной системы поддержки послепродажного обслуживания продукции, способной обеспечить организацию и целенаправленный контроль интегрированной логистической поддержки воздушных судов.

Основными задачами автоматизированной системы поддержки послепродажного обслуживания продукции (АС ППОП) являются:

обеспечение материально-технического снабжения организаций-эксплуатантов авиатехники и поставки качественных запчастей;

управление обучением и повышением квалификации персонала;

предоставление услуг оператора при взаимодействии с существующими центрами ТО и ремонта;

организация взаимодействия разработчиков авиатехники с эксплуатантами;

ведение и использование базы эксплуатационной документации.

Для решения поставленных задач необходимо чтобы система удовлетворяла следующим требованиям:

Функциональные требования представлены в виде диаграммы вариантов использования на рисунке 1.

обеспечивать ролевой доступ к информационным и программным ресурсам системы;

предоставлять организации-эксплуатанту оперативный доступ к информационным ресурсам системы;

организовывать оперативное оповещение орга-низаций-эксплуатантов обо всех изменениях, связанных с техническими особенностями эксплуатации продукции;

обеспечивать поддержку организаций-

эксплуатантов по техническим вопросам эксплуатации продукции в режиме on-line;

предоставлять организации-эксплуатанту доступ к актуальной эксплуатационной, ремонтной и иной документации на продукцию предприятия;

предоставлять организации-эксплуатанту возможность организации документооборота по продукции предприятия;

обеспечивать информационный обмен между ор-ганизацией-эксплуатантом и производителем с целью поддержания актуального состояния сведений по продукции;

организовать обмен данными с эксплуатирующей организацией по контролю характеристик и параметров функционирования продукции;

организовывать систему ведения рекламационной работы в интерактивном режиме;

организовывать систему ведения заказов деталей и сборочных единиц в интерактивном режиме;

обеспечивать взаимодействия с внешними информационно-справочными и информационно-аналитическими системами на различных уровнях представления данных;

осуществлять сбор, верификацию и валидацию данных от распределенных разнородных неавторизованных источников на основе ресурсно-ограничительного подхода[2].

Нефункциональными требованиями, предъявляемыми к системе, являются:

система должна быть web-ориентированной для организации удаленного доступа организаций-эксплуатантов;

On-line поддержка эксплуатактов

Доступ к зксп л ут а ц и о н н о и документации

Ведение электронных дея продукции

Вз а им од ейст н не с внешними ИСС

Доступ к информационным ресурсам

Прием и обработка данных от разнородных неавторизованных источников

Формирование

заявок на поставку Д СЕ

Информационное оповещение

Формирование документации продукции

Организация реклама цион н ой работы

Кон т рол ь э ксп л ут а цион н ых показателей продукции

Рисунок 1 - Диаграмма вариантов использования АС ППОП

шеЬ-браузер

О-

HTTP

Интерфейсный уровень

<3

Javascript

Сервис управления асинхронными запросами обработки данных

web-cepaep

РНР

Прикладной программыный сервис (модуль)

Операционный уровень

СУБД

501

SOPA-сервис

-О-

SOAP

Внешняя

система I

Уровень Бнешних систем

Внешняя

система К

Рисунок и - Компонентная архитектура AU ШИЛ!

система должна быть спроектирована как открытая информационная система для обеспечения возможности интеграции с внешними информационно-аналитическими системами;

система послепродажного обслуживания продукции должна иметь сервис-ориентированную архитектуру для обеспечения возможности расширения функциональности.

Для удовлетворения нефункциональных требований, предъявляемых к системе, предлагается следующая компонентная архитектура, созданная на основе принципов построения открытых систем [3][4] (рисунок 2).

Предложенная компонентная архитектура включает в свой состав следующие уровни:

Интерфейсный уровень - обеспечивает ввод исходных данных и вывода результатов выполнения прикладных задач;

Операционный уровень - обеспечивает обработку данных и функционирование прикладных программных модулей;

Уровень внешних систем - обеспечивает взаимодействие сервисов операционного уровня с внешними информационно-аналитическими системами.

Каждый уровень предложенной архитектуры должен содержать набор web-сервисов для реализации функциональности уровня.

Взаимодействие между уровнями осуществляется посредством прикладных сервисов, используя следующие протоколы передачи данных:

HTTP (HyperText Transfer Protocol) - протокол передачи гипертекста;

SOAP (Simple Object Access Protocol) - основанный на XML (Extensible Markup Language -язык разметки) протокол, предназначенный для обмена структурированными сообщениями в распределенных информационных системах. SOAP устанавливает стандарт взаимодействия «клиент-сервер» и регламентирует, как должен осуществляться вызов, передаваться параметры и возвращаемые значения.

Применение предложенной архитектуры обеспечивает:

Расширяемость - позволяет расширять набор используемых модулей путем разработки новых ППМ или путем расширения функциональных возможностей имеющихся ППМ;

Интероперабельность - позволяет осуществлять интеграцию с внешними информационно-

аналитическими системами на различных уровнях представления данных.

Переносимость - позволяет беспрепятственно осуществлять изменение аппаратной платформы функционирования АС.

Предложенная концепция построения АС ППОП была апробирована при разработке автоматизированной системы поддержки послепродажного обслуживания продукции «Октава-НС». Целью АС ППОП «Октава-НС» является повышение эффективности поддержки обслуживания продукции предприятия в гарантийный и послегарантийный периоды жизненного цикла. Компонентная архитектура АС «Октава-НС» представлена на рисунке 3.

Для работы с данной АС предусмотрены следующие роли пользователей:

Эксплуатант - представитель эксплуатирующей организации;

Оператор - представитель предприятия производителя продукции, организовывающий взаимодействия с эксплуатантами;

Наблюдатель - представитель предприятия производителя продукции, отслеживающий изменение информации в АС;

Администратор - представитель предприятия производителя продукции, реализующий функции администрирования АС.

В зависимости от выданных прав доступа пользователи АС имеют возможность работы со следующими прикладными программными модулями:

«Авторизация и организация доступа» - предназначен для идентификации пользователя и обеспечения механизма доступа к информационным ресурсам системы. Помимо классической аутентификации при помощи пары логин и пароль, предусмотрен метод аутентификации пользователей с применением аппаратных ключей RuToken. Применение данного метода позволяет повысить степень защиты АС от несанкционированного доступа к информационным и программным ресурсам АС;

«Личный кабинет» - предназначен для отображения сводной информации по эксплуатирующей организации и используемой продукции предприятия, а также для организации доступа к различным разделам системы;

«Поиск информации» - предназначен для поиска информации по всем разделам системы;

«Подписка и рассылка» - предназначен для организации подписки пользователей на новостную рассылку системы по определенным разделам системы и тематикам;

«Новости» - предназначен для организации новостной ленты системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Журнал событий» - предназначен для организации и ведения системы контроля действий пользователей системы;

«Пользователи» - предназначен для администрирования пользователей системы.

«Help-desk» - предназначен для поддержки клиентов предприятия в режиме on-line по срочным и текущим техническим вопросам эксплуатации продукции предприятия;

«Библиотека ЭД» - предназначен для доступа эксплуатирующей организации к актуальной эксплуатационной документации на продукцию предприятия;

«Рекламации» - предназначен для организации и ведения рекламационной работы в электронном виде с возможностью создания электронных отчетов за квартал, полугодие, год. Пользовательский интерфейс данного ППМ представлен на рисунке 4;

«Каталог комплектующих единиц» - предназначен для организации и ведения каталога комплектующих единиц продукции предприятия, а также для организации системы приема заказов на комплектующие единицы в электронном виде Пользовательский интерфейс данного ППМ представлен на рисунке 5;

«Шаблоны документов» - предназначен для формирования эксплуатационных и отчетных документов в электронном виде. Пользовательский интерфейс данного ППМ представлен на рисунке 6;

«Электронный формуляр изделия» - предназначен для ведения формуляра изделия в режиме online;

«Анализ эксплуатационной информации» - предназначен для анализа дампов эксплуатационной информации изделия, а также представления результатов анализа в графической форме. Пользовательский интерфейс данного ППМ представлен на рисунке 7;

«Дистанционная система обучения» - предназначен для организации системы дистанционного обучения различных категорий пользователей системы.

Предложенная концепция позволила реализовать «Октава-НС» как АС ППОП с открытой программной архитектурой. Однако, отдельной детальной проработки требуют вопросы связанные с приемом, обработкой и накоплением информации от распределенных источников неавторизованных в данной системе. Успешное внедрение АС ППОП «Октава-НС» на предприятиях авиационной промышленности показало, что использование данной АС позволяет повысить разделение финансовой ответственности за проектно-производственные и постпроизводственную стадии жизненного цикла продукции, а также сформировать единый узнаваемый бренд поставщика в сфере сервисной поддержки продаваемой авиатехники.

] web-браузер

Javascript

О-

HTTP

Интерфейсный уровень

Сервис управления асинхронными запросами обработки данных

PHP

APACHE

Операционный уровень

СУБД PostgreSQL

Авторизация и организация доступа

Пользователи

Шаблоны документов

Рекламации

Журнал событий

I Электронный формуляр изделия

Личный кабинет

Библиотека ЭД

Каталог ком пл екту кз щих единиц

Help-desk

Дистанционная система обучения

Поиск информации

Подписка и рассылка

Ноности

Анализ эксплуа т а цион н ой информации

О

SQL

Справочная информация

АСУ предприятия

SOAP

SAP R3

Уровень внешних систем

Рисунок 3 - Компонентная архитектура АС «Октава-НС»

ir Рекламации

Ш Список рекламационных акгой

¿J Сояпн гь рккЛлчнционный ЯК1

(НО HWíeo'lle CMiVt Дма свет и

1315 1АИ-4ЬО-МС Небольшой дефект а rawepe сгорания Треи^ина в теадогюенчеехш отверстии Требуется гарантийная заиемэ

test C54M9SJF4785. 'АИ >4 SO-MC EESSa Е

123 CWÜ»6Jf 4У8&. 'АИ-450-МС Небольшой дефект о гаыере сгорания Трещина в тетаяапнсстм отверстии Требуете» гарантийная иыеиа

fl4Q5Sßjr.4765, 'АИ-150-МС ПшЮММ Пе&ШЬШЙЯ ЗймкнкГь месйиэдиыо нее КЗЕД Ш

330 12i'12.2fl1V«S

фыифып 334 фынфыя

314 Россия 412-12 316 Нксия ЯЬ-1-1

G48-59SJF4T85,' АИ-450ЛЮ Небольшой дефетл в лаиере сгорании Треирна в тетшилмесиж отверстии ТреОуетс и гарантийная миена

G46WÄJH ÍS& i1 АИ-tSQ-WC Пол1ММ «rftirnui» Памеингп несЛлздиип mit

G4B5!X1JF47651АИ-450 МС I МЛгслышн Дефкп в Muept; тирания IfHtiqiiHn и гпшпаимкши Швйрсши ГркГг^^Тся (и|мнгиннля idutH.i

Ё£8Г84Г05 i ЛИ-450 MC Дефект реэьбь»

cUüüKJUVSü i аи-imak: не работает ылуи

Рисунок 4 - Пользовательский интерфейс ППМ «Рекламации»

■¿Г Каталог мпасных частей

■_■ Загрузить каталог В£ Загрузить прайса г Классификатор

¿3 МОДУ'1И ДВИГАТЕЛЯ ПЕЛ

Ней» * ОЦ4>6Т1Л1.О9ЛЯЦО61?П1О»11Ц03

в нд ««.Гц«тор» тиун, ацияновова-ю бЗДшйови-Ю]

9 Кв>ТЯ- рябги^ ГО&ф-ЛА СТ>Г№44Н Модуль 04(4 36Т1 .(I]_£р).010- ]0 Ы7П 1<«ГЛП 10]

@ корпус ММПМНТДО С прОО ли™ мшу т. сщвзгонвгвв-м о1ГО1«о»>1о]

9 В.] -, вянтапятора с от срой Нод.'ь ОЭ£«3?011М1СО- |«1! &}7П1О9{0П-1ПО1]

нвяу.% «{МЛмчйвО-М М№МК№ИЯ

9 к.оыгрксср ннэпого дахни Чаду* а-[6370НКм>К>Л №№0000-10011

в Устройство реоорсмп»ое Нод>"ь 13[6г?21>«0СС1>К01 63ШНОООО-1001]

в <горлнк* с ел тал Нед,'». ЩЫбОКЮОСО' До| ЫбОХОПО- Ц»1) в (Чгар |вд нсйуь 1![бзйно2оп>ии2 бйоадгохмой]

9 корпус (ЛОР туремм Мод -Ь |1Х«604ПЭШ> 1001 БЭфСЙОЭППО- 1001|

гнй мадль 1Й(63ЫЧ«О1»]ОО1 тновооиш]

# Загрузить СМДНОИДУПЫЧЛС СКИДКИ

Л Карточка запасной части * > Главным модуль Модуль 14

ГгШтьп моцу»ь Модуль и «53?0(М 1003

КОДДСЕ

Цена '9« 5

Рисунок 5 - Пользовательский интерфейс ППМ «Каталог комплектующих единиц»

;=Е Шаблоны документов

/ Проскогр документов

5 Печ#»ь НаМад

ТЕХНИЧЕСКИЙ

Настоящий теоюттий ш сосгзыгк _ прот.гчгIгл*м -жгплуатируюютЯ

П руиэпол Пс "им орпгвдш по дораоопам

произведены раооты на гаделшх.

И укшШЮй работы состажиет_чыо®е*о1асоа

Рисунок б - Пользовательский интерфейс ППМ «Шаблоны документов»

Анализ полетной информации

Л Просмотр результата

Г [Шриш построены по ЗДГруЖС!Н1ШМ длигым

001И наиии и, 14 он» 1м:,г.'1.'Л1.1)1 1шгя

(ю 113

гездП с опт «УаОй34ь-Йба ЦЧ «Й5и1| сопГ

14 !!4Я Г! И4ПИ' I

I Ч 39* 1Т Ж*.1 ■

I Г М-ГГМЯ ! ?.«» 1Т • ?.«4 1' да 'I --В* 11 01

Рисунок 7 - Пользовательский интерфейс ППМ «Анализ эксплуатационной информации»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. О. Поспелова, «Послепродажное обслуживание авиатехники: с учетом мирового опыта». (Обзор конференции "Послепродажное обеспечение эксплуатации о поддержание летной годности авиационной техники"). АвиаПорт. 2008 г.

2. Горшков П.С. «Ресурсно-ограничительный метод исследования сложных информационных систем».г. Пенза; Труды симпозиума «Надежность и качество» 2008г.

3. В.А. Сухомлин, Введение в анализ информационных технологий (Курс лекций), М: "Радио и связь", 2002. - 352 с.

4. Горшков П.С., Халютин С.П., Омельченко В.П., Подлесских А.А. «Открытая информационная система поддержки расчетов в электроэнергетических системах». г.Сочи; Сборник материалов международной научно-технической конференции «КБД Инфо-2011», 2011 г.

5. Потёмкин А.В., Горшков П.С., Халютин С.П. Методика синтеза структурных схем системы электроснабжения воздушных судов. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2 013. Т. 1. С. 318-321.

6. Горшков П.С. Ресурсно-ограничительный метод исследования сложных информационных систем, г. Пенза; Труды симпозиума «Надежность и качество» 2008г.

УДК 004.415.2

Горшков П.С., Казьмин О.О.

ООО «Экспериментальная мастерская НаукаСофт», Москва, Россия

РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ИМИТАЦИОННЫЙ СТЕНД С ОТКРЫТОЙ ПРОГРАММНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ ПОЛУНАТУРНОЙ ОТРАБОТКИ УЗЛОВ

И АГРЕГАТОВ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Введение

Бортовое оборудование летательных аппаратов представляет собой совокупность узлов и агрегатов, к качеству и надежности которых предъявляются строгие требования, что обусловлено режимом эксплуатации указанных компонентов. Их соответствие заданным требованиям устанавливается при помощи натурных испытаний. Натурные испытания безусловно необходимый и важный этап в процессе создания новых узлов и агрегатов, но для сокращения временных и материальных затрат применяется полунатурные испытания, которые представляют собой исследование управляемых систем на моделирующих комплексах с включением в состав модели реальной аппаратуры [2, 6]. Наряду с реальной аппаратурой в замкнутую модель входят имитаторы воздействий и помех, математические модели внешней среды и процессов. Полунатурные испытания проводятся на стендах, в которые входят тестируемые устройства (как в единственном числе, так и наборы устройств), вычислительные машины с программными моделями и средства обмена данными между ними. Отличительной особенностью известных стендов является привязка к конкретной модели оборудования, которое проходит испытания. Другими словами, под каждую модель устройства создается

отдельный испытательный стенд. В случае испытания набора узлов и агрегатов воздушного судна ("Железная птица", [1]) имитационный стенд создается под тот набор оборудования, который используется в отдельно взятой модели самолета. Современными требованиями к создаваемому стенду являются:

наличие единого информационного пространства, к которому могут быть подключены различные модели и устройства;

соблюдения единого временного режима;

наличие поддержки распределенного моделирования;

удаленный доступ к стенду.

Единое информационное пространство позволяет расширять его функциональные возможности без перепроектирования программного обеспечения. Соблюдение единого временного режима реального времени подразумевает, что выполнение операции, произведенное вне установленных временных рамок, считается ошибкой системы и является недопустимым. Данное требование переносится также и на программную модель подобной системы, в следствие чего традиционно имитационные стенды полунатурной отработки не создаются с распределенной архитектурой и территориально находятся у производителей тестируемых объектов.

Выбор модели

Выбор тестируемого узла

Оператор

Выбор режима полета

Ввод начальных параметров модели

Запуск испытания

Распределенное моделирование ЛД

Рисунок 1 - Варианты использования имитационного стенда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.