Научная статья на тему 'Автоматизация учета, как метод повышения эффективности финансового контроля строительства олимпийских объектов МВД России'

Автоматизация учета, как метод повышения эффективности финансового контроля строительства олимпийских объектов МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суглобов А.Е., Жиляков А.П.

В статье определены субъекты, осуществляющие ведомственный финансовый контроль строительства олимпийских объектов МВД России, с описанием системы их взаимодействия. Автором приведены социально-экономические перспективы внедрения информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля, основанной на специализированной автоматизированной информационной системе ведомственного контроля с возможностью применения интеллектуальных технологий поддержки принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суглобов А.Е., Жиляков А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация учета, как метод повышения эффективности финансового контроля строительства олимпийских объектов МВД России»

44 (185) - 2012 УДК 657.1:338

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ МВД РОССИИ

А. Е. СУГЛОБОВ,

доктор экономических наук,

профессор кафедры

финансов и экономического анализа

E-mail: a_suglobov@mail. ru

А. П. ЖИЛЯКОВ,

соискатель кафедры

финансов и экономического анализа

E-mail: jap27101986@mail. ru

Московский университет МВД России

В статье определены субъекты, осуществляющие ведомственный финансовый контроль строительства олимпийских объектов МВД России, с описанием системы их взаимодействия. Авторами приведены социально-экономические перспективы внедрения информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля, основанной на специализированной автоматизированной информационной системе ведомственного контроля с возможностью применения интеллектуальных технологий поддержки принятия управленческих решений.

Ключевые слова: ведомственный финансовый контроль, автоматизация учета, эффективность контроля, олимпийские объекты.

Высшее руководство страны уделяет первостепенное внимание безусловному обеспечению готовности спортивных объектов к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (далее - Олимпиада-2014). Не меньшее внимание уделяется созданию инфраструктуры безопасности при проведении Олимпиады-2014.

Так, на совещании 11 мая 2012 г., посвященном ходу подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи, Президент Российской Федерации Владимир Путин обратил особое внимание на объекты безопасности: «Прошу принять исчерпывающие меры к безусловному выполнению ранее взятых на себя обязательств как заказчиками, так и проектными строительными организациями. Должен быть задействован весь арсенал предусмотренных законом и договорами инструментов для строгого соблюдения графика работ, включая финансовую ответственность. Строгое требование соблюдения сроков работ в полной мере распространяется и на создание инфраструктуры безопасности. На такие объекты необходимо обратить особое внимание, графики проектирования и строительства этих объектов должны быть исполнены безусловно» [11].

Министерство внутренних дел РФ определено Правительством Российской Федерации ответственным исполнителем по строительству олимпийских объектов безопасности. Согласно соглашению об осуществлении контроля за строительством олимпийских объектов с Государственной корпорацией по

строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее -«ГК «Олимпстрой») ответственным исполнителем от МВД России выступает Управление организации капитального строительства Департамента тыла МВД России (далее - УОКС ДТ МВД России) [3, 9, 10].

Анализ расходов федерального бюджета на подготовку и проведение 0лимпиады-2014 показал, что на долю МВД России в 2012 г. приходится около 1,5 % от общего объема расходов федерального бюджета на эту цель. Освоение выделенных бюджетных средств в размере 2 379,9 млн руб. для МВД России как ответственного исполнителя является важной задачей текущего года. От эффективного использования этих средств зависит уровень обеспечения безопасности и правопорядка в период подготовки и проведения 0лимпиады-2014 [1, 2].

Данная зависимость повышает актуальность контрольных функций проверяющих ведомственных субъектов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усиление контроля за использованием государственных средств [4, 7].

Система ведомственного контроля строительства олимпийских объектов МВД России представлена на рис. 1. В качестве фактора понижения уровня коррупции в системе МВД России авторами предложено осуществлять усиленный контроль сотрудникам Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ (ГУСБ МВД России) за должностными лицами подразделений, которые уполномочены организовывать строительство олимпийских объектов безопасности.

Большое количество субъектов ведомственного контроля и отсутствие их четкого взаимодействия часто приводят к неэффективности контрольных мероприятий, отвлечению контролируемых субъектов от выполнения своих непосредственных функциональных обязанностей, что в целом сказывается на процессе и сроках строительства. Создать надежную систему взаимодействия субъектов контроля, а также распределить выполняемые ими функции авторам представляется возможным с помощью использования современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Суть данной идеи заключается во внедрении информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля МВД России путем создания специализированных территориально распределенных автоматизированных информационных систем ведомственного контроля на базе новых и перспективных информационных технологий, в том числе интеллектуальных технологий поддержки принятия управленческих решений.

Внедрение информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля МВД России позволит повысить результативность деятельности контролирующих субъектов по оценке эффективности и соблюдения целевого использования бюджетных средств, оптимизировать административные процессы по организации функционирования органов внутренних дел, а также унифицировать процедуры учета, хранения и предоставления

■ - ГУСБ МВД России

Рис. 1. Система ведомственного контроля строительства олимпийских объектов со стороны МВД России

информации для принятия рационализаторских управленческих решений.

В информационно-телекоммуникационную систему ведомственного контроля МВД России могут включаться различные программно-технические компоненты (ПТК), направленные на выполнение одной из приоритетных задач Министерства внутренних дел РФ - защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности во время проведения крупных массовых мероприятий международного уровня, например:

• ПТК «Координация подготовки и проведения встречи глав государств и правительств стран -участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» 2012 года в городе Владивостоке» (ПТК «АТЭС-2012»);

• ПТК «Координация подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани» (ПТК «Универсиада-2013»);

• ПТК «Контроль за строительством олимпийских объектов МВД России в городе Сочи» (ПТК «Олимпиада-2014»);

• ПТК «Координация подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года» (ПТК «ЧМ-2018»).

Создание информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля МВД России позволит решить следующие задачи:

1) совершенствование интегрированной универсальной транспортной среды связи между контрольными подразделениями органов внутренних дел и подразделениями, непосредственно вовлеченными в организацию и исполнение мероприятий по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности во время проведения крупных массовых мероприятий международного уровня;

2) совершенствование информационно-технологического обеспечения органов внутренних дел путем создания специализированных территориально распределенных автоматизированных информационных систем;

3) повышение эффективности деятельности ведомственных контролеров по оценке эффективности и соблюдения целевого использования бюджетных средств;

4) уменьшение уровня коррупции посредством перехода к электронному документообороту и исключения личных контактов между взаимодействующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на организацию и выполнение мероприятий по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности во время проведения крупных массовых мероприятий международного уровня;

5) обеспечение необходимого уровня информационной безопасности при информационно-телекоммуникационном обеспечении органов внутренних дел.

Реализация указанных задач позволит создать на базе информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля МВД России инструментально-технологическую инфраструктуру, которая на функциональном уровне позволит выполнить ряд важных перемен.

Во-первых, формализовать и оптимизировать административные процессы по организации эффективного функционирования органов внутренних дел. Указанную функцию предполагается реализовать в первую очередь за счет использования единой системы электронного документооборота и делопроизводства между взаимодействующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на организацию и выполнение мероприятий по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности во время проведения крупных массовых мероприятий международного уровня.

Во-вторых, регламентировать и унифицировать процедуры учета, хранения и выдачи информации, используемой для организации и в процессе непосредственного осуществления оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел, уполномоченных на организацию и выполнение мероприятий по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности во время проведения крупных массовых мероприятий международного уровня.

Указанную функцию предполагается реализовать путем осуществления следующих основных положений:

все подразделения органов внутренних дел, уполномоченные на организацию и выполнение мероприятий по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности во время проведения крупных массовых мероприятий международного уровня, выполняют разные функции, но при этом используют единую систему учета и отчетности; системы учета и отчетности подразделений органов внутренних дел, уполномоченных на организацию и выполнение мероприятий по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности во время проведения крупных массовых мероприятий

международного уровня, образуют общую систему учетно-аналитического пространства, которая является основным источником информации, используемой для принятия оперативных управленческих решений (рис. 2); консолидированная информационная система учета и отчетности включает в себя определенные сегменты, соответствующие уполномоченным подразделениям ОВД и руководящим должностным лицам МВД России, в зависимости от компетенции конкретного подразделения или должностного лица в пользование предоставляется определенный сегмент информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля МВД России с индивидуальными полномочиями (рис. 3); информационно-телекоммуникационная система ведомственного контроля МВД России

Подразделение МВД России, выступающее государственным заказчиком

Подразделение МВД России, курирующее определенное направление деятельности

Территориальное подразделение ОВД,

выполняющее определенный вид деятельности

Финансово-экономическое подразделение МВД России, территориального ОВД

Начальник Департамента

Заместитель министра

Руководство МВД России

Контрольно-ревизионное подразделение МВД России, территориального ОВД

Рис. 2. Автоматизированная учетно-аналитическая система МВД России НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Подразделение МВД России, выступающее государственным заказчиком

Подразделение МВД России, курирующее определенное направление деятельности

СЕГМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ МВД РОССИИ

Руководство МВД России Начальник Департамента Л

Заместитель министра Ц

Министр Л

Возможность ввода первичных учетных данных, оперативной справочной информации

Возможность ведения учета и заполнения отчетности

Возможность запроса «Аналитические сведения, формирование и получение отчетных материалов»

Возможность запроса «Прогнозируемые результативные показатели»

Руководитель

Аналитик

Возможность запроса «Предлагаемые управленческие решения и их вероятные последствия»

Исполнитель

Руководитель

Главный ревизор

Ревизор

Территориальное подразделение ОВД,

выполняющее определенный вид деятельности

Л Руководитель Финансово-экономическое

л Аналитик подразделение МВД России, территориального ОВД

Л Исполнитель

Контрольно-ревизионное подразделение МВД России, территориального ОВД

Рис. 3. Полномочия подразделений ОВД и руководящих должностных лиц МВД России по пользованию сегментами информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля МВД России

оснащена функцией поиска и обнаружения информационных ресурсов и услугами по их обработке.

Для понимания функционирования информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля МВД России рассмотрим один из ее возможных компонентов - ПТК «0лимпиада-2014», представляющую собой специализированную автоматизированную информационную систему, образованную путем интеграции универсальной транспортной среды связи между следующими подразделениями органов внутренних дел:

1) Управление организации капитального строительства Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел РФ (УОКС ДТ МВД России) является структурным подразделением ДТ МВД России, организующим и участвующим в строительстве, реконструкции олимпийских объектов МВД России [9, 10];

2) Учетно-расчетный отдел ДТ МВД России (УРО ДТ МВД России) является структурным подразделением ДТ МВД России, осуществляющим

расчеты с поставщиками, исполнителями, подрядчиками за поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с заключенными государственными контрактами по строительству олимпийских объектов МВД России;

3) Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел РФ (УБКМ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ (ЦА МВД России), осуществляющим координацию деятельности подразделений органов внутренних дел, которые выполняют мероприятия по подготовке и проведению 0лимпиады-2014 [5];

4) Организационно-аналитический департамент Министерства внутренних дел РФ (ОАД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением ЦА МВД России, определяющим общую стратегию в сфере борьбы с преступностью, охраны обществен-

Рис. 4. Информационно-телекоммуникационная система ведомственного контроля строительства олимпийских объектов МВД России

ного порядка и обеспечения общественной безопасности, выработки комплексных управленческих решений в органах внутренних дел, 1) выполняющих мероприятия по подготовке и проведению 0лимпиады-2014, и контроля за их исполнением [6];

5) Контрольно-ревизионное управление Министерства внутренних дел РФ (КРУ МВД Рос- 2) сии) является самостоятельным структурным подразделением ЦА МВД России, осуществляющим ведомственный (последующий) финансовый контроль за целевым и эффективным 3) использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей органов внутренних дел, осуществляющих 4) мероприятия по подготовке и проведению 0лимпиады-2014 [7];

6) Департамент по финансово-экономической 5) политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел РФ (ФЭД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением ЦА МВД России, про- 6) водящим анализ эффективности бюджетных

расходов органов, организаций и подразделений системы МВД России, уполномоченных на организацию и проведение Олимпиады-2014, оценку результативности деятельности финансово-экономических подразделений [8].

Создание ПТК «Олимпиада-2014» как информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля МВД России проводится путем реализации комплекса научных, организационных, технических, технологических и организационно-штатных мероприятий, а также подготовки необходимых нормативных правовых актов и методических материалов.

Внедрение ПТК «Олимпиада-2014» преобразует представленную (см. рис. 1) систему ведомственного контроля строительства олимпийских объектов МВД России в следующий вид (рис. 4).

Внедрение информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля строительства олимпийских объектов МВД России позволит, в частности:

повысить эффективность деятельности подразделений органов внутренних дел, связанных с организацией строительства олимпийских объектов МВД России за счет совершенствования информационного обеспечения; оптимизировать кадровую численность сотрудников путем автоматизации учетно-ана-литической системы и создания электронного документооборота;

рационализировать затраты министерства на содержание сотрудников, их материально-техническое обеспечение и командировочные расходы;

обеспечить требуемый уровень контроля за эффективностью и соблюдением целевого использования бюджетных средств; обеспечить прозрачность и открытость всего процесса организации строительства олимпийских объектов МВД России на всех этапах инвестиционно-строительного цикла; повысить доступность, достоверность, своевременность, точность, конфиденциальность

учетно-аналитического массива информации для контролирующих субъектов и руководства министерства;

7) повысить оперативность принятия управленческих решений в области организации строительства олимпийских объектов безопасности;

8) рационализировать деятельность сотрудников, непосредственно осуществляющих организацию строительства олимпийских объектов МВД России путем избавления от необходимости представления информации, документов, пояснений и отчетов контролирующим субъектам, что позволит выполнять свои служебные обязанности более целостно и конкретно. Внедрение предложений по автоматизации

учета и повышению степени использования информационных ресурсов обеспечит практических сотрудников органов внутренних дел новыми электронными сервисами, что повысит эффективность деятельности ОВД в целом. Дальнейшее использование инновационных технологий позволит оптимизировать процесс организации информационного взаимодействия как внутри системы МВД России, так и с органами государственного управления различных уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные выше экономические последствия внедрения информационно-телекоммуникационной системы ведомственного контроля строительства олимпийских объектов МВД России являются существенным вкладом в достижение одной из основных функций государства в сфере деятельности органов внутренних дел - обеспечение реальной, гарантированной защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, собственности, интересов общества и государства от преступных и противоправных посягательств, что особенно важно в период проведения Олимпийских игр.

Список литературы 1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 07.10.2011 № ЗАМ-23/01 на проект

федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». URL: http://www. ach. gov. ru/ru/expert/before.

2. Итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году и основные направления деятельности в 2011 году. URL: http://www. ach. gov. ru/ru/revision/reports-by-years.

3. О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-Ф3 (ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012).

4. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 15.01.2011).

5. Об утверждении положения об управлении по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 25.06.2011 № 724.

6. Об утверждении положения об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 27.06.2011 № 727.

7. Об утверждении положения о Контрольно-ревизионном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 18.07.2011 № 844.

8. Об утверждении положения о Департаменте по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 22.06.2011 № 704.

9. Приложение № 5 к приказу Департамента тыла МВД России от 22.09.2011 № 15.

10. Приложение № 10 к приказу Департамента тыла МВД России от 22.09.2011 № 15.

11. Совещание о ходе подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи. 11.05.2012. URL: http://президент. рф/news/15297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.