Научная статья на тему 'Автоматизация процесса опроса заинтересованных сторон при формировании компетентностной модели выпускника'

Автоматизация процесса опроса заинтересованных сторон при формировании компетентностной модели выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE MODEL / THE STAKEHOLDERS / THE FORMATION OF SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слугина Н. Л., Сидорова Е. Ю.

В статье представлены предложения по автоматизации процесса опроса заинтересованных сторон при формировании компетентностной модели выпускника. В качестве средства автоматизации предлагается создание информационного портала, основное назначение которого сбор мнений заинтересованных сторон, первичная обработка данных и получение обратной связи по представленным результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATE SURVEY THE VIEWS OF STAKEHOLDERS THE FORMATION OF THE GRADUATE COMPETENCE MODEL

The article offers suggestions for process automation survey of stakeholders in the formation of the competence model of the graduate. As a means of automation proposed creating an information portal is mainly to collect the views of stakeholders, initial data processing and receiving feedback on the presented results.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процесса опроса заинтересованных сторон при формировании компетентностной модели выпускника»

Реализация программы деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников осуществляется поэтапно.

Первый этап - организационно-прогностический включает в себя изучение учителем начальных классов научно-методической основы организации педагогического процесса с данной категорией детей. Учитель: изучает индивидуальные особенности учащихся младшего школьного возраста и условия их воспитания в семье; устанавливает с ними адекватное педагогическое взаимодействие; прогнозирует направления профилактической и коррекционной работы; координирует воздействие на ребенка различных образовательных, медицинских, правоохранительных, культурно-досуговых учреждений.

Второй этап - содержательно-процессуальный предполагает целенаправленную организацию деятельности учителя по профилактике отклоняющегося поведения учащихся младшего школьного возраста, а именно: организует формирование ценностных ориентаций; включает детей в социально-значимую и социально-одобряемую деятельность; организует коррекционную и нормативно-правовую помощь специалистов; создает условия для развития познавательных интересов; организует досуг младших школьников.

На третьем этапе - аналитико-корректирующем учителем: проводится анализ мониторинга уровня воспитанности школьников; корректируются направления программы в соответствии с результатами диагностики; обобщается опыт профилактической деятельности; создаются центры помощи семье в воспитании ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников обеспечивается использованием методов: психолого-педагогической диагностики, коррекционные и социально-реабилитационные.

Методы психолого-педагогической диагностики позволяют определить уровень развития личности младших школь-

Библиографический список

ников, выявить детей группы риска, определить систему взаимодействия родителей и детей, выявить проблемы в формировании личности ребенка, условиях его социализации.

Коррекционные методы способствуют полноценному психическому и личностному развитию ребенка на основе создания оптимальных психолого - педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Социально-реабилитационные методы связаны с организацией мотивации и осмыслением деятельности, организуют позитивную среду социализации, создают ситуацию успеха и укрепляют положение ребенка в коллективе, оказывают влияние на формирование личностных черт школьника, предупреждают рецидивы отклонений в поведении.

Результатом реализации разработанной модели является сформированость адаптивной социально направленной личности учащегося младшего школьного возраста.

Исходя из такого понимания конечного результата разработанной модели были определены критерии и уровни сформиро-ванности адаптивной социально направленной личности учащегося младшего школьного возраста.

Критериями сформированности адаптивной социально направленной личности учащегося младшего школьного возраста являются: овладение навыками учебной деятельности; сформированность ценностных ориентаций; развитие коммуникативной толерантности; формирование нравственных мотивов поведения.

Содержание критериев и уровней сформированности адаптивной социально направленной личности учащегося младшего школьного возраста представлено в таблице 1.

В ходе проведенного теоретико-прикладного исследования [3], разработанная модель прошла свою успешную апробацию и может быть применена в реальной образовательной практике в качестве эффективного инструмента деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения учащихся младших классов общеобразовательной школы.

1. Амосов, Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев, 1965.

2. Якиманская, И.С. Построение модели личностно ориентированного обучения. - М., 2001.

3. Романова, А.В. Деятельность учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004.

Bibliography

1. Amosov, N.M. Modelirovanie mihshleniya i psikhiki. - Kiev, 1965.

2. Yakimanskaya, I.S. Postroenie modeli lichnostno orientirovannogo obucheniya. - M., 2001.

3. Romanova, A.V. Deyateljnostj uchitelya nachaljnihkh klassov po profilaktike otklonyayuthegosya povedeniya mladshikh shkoljnikov: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2004.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 378.147

Sugina N.L., Sidorova E.U. AUTOMATE SURVEY THE VIEWS OF STAKEHOLDERS THE FORMATION OF THE GRADUATE COMPETENCE MODEL. The article offers suggestions for process automation survey of stakeholders in the formation of the competence model of the graduate. As a means of automation proposed creating an information portal is mainly to collect the views of stakeholders, initial data processing and receiving feedback on the presented results.

Key words: competence, competence approach, competence model, the stakeholders, the formation of skills.

Н.Л. Слугина, ст. преп. каф. Информационных систем и прикладной информатики Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: Nina.eberzina@vvsu.ru; Е.Ю. Сидорова, ст. преп. каф. Информационных систем и прикладной информатики Владивостокского

гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: Evgeniya.Sidorova@vvsu.ru

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОПРОСА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА

В статье представлены предложения по автоматизации процесса опроса заинтересованных сторон при формировании компетентностной модели выпускника. В качестве средства автоматизации предлагается создание информационного портала, основное назначение которого - сбор мнений заинтересованных сторон, первичная обработка данных и получение обратной связи по представленным результатам.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, компетентностная модель, заинтересованные стороны, формирование компетенций.

Одной из основных задач компетентностного, а также личностно-ориентированного подходов является задача выстраивания образовательного процесса в контексте субъектного опыта студентов. В этом контексте особенно значимым представляется выявление такого перечня умений, компетенций в будущей профессиональной деятельности, который соответствует ожиданиям студентов, а также потребностям рынка труда, соответствия требованиям работодателей.

Ключевыми понятиями компетентностного подхода являются результаты обучения и компетенции. Компетенция - обозначение образовательного результата, динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, личностного развития выпускников; компетенцию они обязаны освоить в процессе подготовки, после завершения части или всей образовательной программы [1]. Компетентностная модель выпускника - это модель будущей эффективной работы, социального взаимодействия и адаптируемости ко многим контекстам [2]. Компетентностная модель представляет собой совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели и задачи, а также перечень результатов обучения, ожидаемых после завершения образовательной программы. Перечень ожидаемых результатов обучения описывается в виде пакета компетенций, которые обязан освоить каждый выпускник этой программы [1].

При формировании компетентностной модели выпускника, которая может стать основанием для подготовки высокопрофессионального будущего специалиста, необходимо учитывать мнения всех заинтересованных сторон. К заинтересованным сторонам мы относим преподавателей, студентов, выпускников, работодателей.

Компетентностный подход, имея задачей формирование компетенций, должен быть адекватно понят основными субъектами образования: преподавателями и студентами. Педагогические результаты образования связаны с приобретением новых профессиональных компетенций студентами. Именно им, как основным субъектам образования важно сделать верный выбор, который составит основу их профессионального будущего [3]. Создание условий для формирования и развития компетенций является основной задачей преподавателей, поэтому необходимо учитывать их представления о составе компетенций, необходимых выпускникам. Однако, ситуация диагностики компетенций осложняется тем, что каждый преподаватель во главу угла ставит те профессиональные компетенции, которые связаны с преподаваемыми им дисциплинами [3].

Учет мнения выпускников и представления работодателей позволит повысить адекватность компетентностной модели потребностям рынка труда. Выпускники, которые работают по специальности, могут сопоставить результаты обучения с опытом

адаптации и профессионального развития в выбранном направлении деятельности, что может способствовать расширению компетентностной модели за счет выявления недостающих компетенций. Проведенные исследования мнения работодателей показали, что их представления о том, что должны уметь делать выпускники значительно отличаются от требований стандартов профессионального образования [4]. Для того чтобы повысить конкурентоспособность выпускников необходимо учитывать запросы работодателей при формировании компетент-ностной модели.

Обобщенный алгоритм формирования компетентностной модели выпускника с учетом представлений заинтересованных сторон представлен на рис. 1.

На первом этапе происходит формирование перечня компетенций по выбранному направлению подготовки на основании федерального государственного образовательного стандарта и учета представлений заинтересованных сторон. Для целей выявления компетенций на основе представлений заинтересованных сторон предлагается использовать методы анкетирования и опроса [1-3]. Составляются списки основных работодателей; выпускников, работающих в соответствующей области профессиональной деятельности; преподавателей, ведущих профессиональные дисциплины и студентов старших курсов. Затем оформляется анкета для каждой группы заинтересованных лиц, производится рассылка анкет и сбор результатов. В анкету (опросник) включаются вопросы, направленные на формулировку респондентами компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и выявления технологий, методов и средств, которыми должен владеть выпускник [3; 4].

На втором этапе производится анализ результатов, выявление важнейших компетенций, отмеченных большинством респондентов. Затем выделенные компетенции разделяются на группы, составляется пакет компетенций, который включается в ком-петентностную модель. При данном подходе формируется модель конкурентоспособного на рынке труда выпускника, так как в ней учитываются мнения всех заинтересованных лиц: студентов, преподавателей, выпускников и работодателей.

Одной из проблем данного подхода к формированию ком-петентностной модели выпускника является организация процесса сбора мнений заинтересованных сторон и обработка полученных данных. На данный момент основными способами взаимодействия с респондентами являются рассылка, а затем сбор анкет и опросников по электронной почте и/или на бумажных носителях. Обработка полученных данных производится вручную на основе контент-анализа. Составляется полный список сформулированных компетенций и названных технологий, методов и средств; выявляются наиболее часто встречающиеся, которые затем разделяются по группам. Группы выделяются

Формирование перечня компетенций ФГОС ВПО ППС Выпускники Работодатели Студенты

Анализ, обработка компетенций

Разделение компетенций на группы

Формирование компетентностной модели

Рис. 1. Обобщенный алгоритм формирования компетентностной модели выпускника

Таблица 1

Разделы информационного портала, предназначенного для сбора мнений заинтересованных сторон при формировании компетентностной модели выпускника

Раздел Содержание Назначение

Материалы Содержит два подраздела с соответствующими документами: федеральные образовательные стандарты и профессиональные стандарты Для ознакомления с соответствующими документами

Опрос / Анкетирование Анкеты и опросники для каждой группы заинтересованных лиц по различным направлениям профессиональной подготовки. Для сбора мнений о компетенциях, технологиях, методах и средствах, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Список компетенций по группам Результаты опросов, представленные в виде списка компетенций и списка необходимых технологий, методов и средств разделенных по группам заинтересованных лиц и по виду компетенций. Представление полученных в результате опроса данных и получение обратной связи по сформированным спискам компетенций и технологий.

Обратная связь Форма обратной связи с полями для ввода комментариев, вопросов и т.д. Сбор комментариев, отзывов, вопросов от пользователей портала.

Рис. 2. Группы компетенций

на основании смысловых единиц, связанных с характером компетенций на базе стандартов [3; 4]. Основными недостатками данной технологии являются большие затраты времени на сбор и обработку данных, потеря данных, а также отсутствие возможности представить полученные результаты и мнения всех групп заинтересованных сторон для обсуждения и получения обратной связи.

Решению данной проблемы и устранению выявленных недостатков может способствовать автоматизация процесса опроса мнений заинтересованных сторон и обработки данных. В качестве средства автоматизации предлагается разработка и создание информационного портала, основным назначением

которого будет являться сбор мнений заинтересованных сторон, первичная обработка данных и получение обратной связи по представленным результатам. В состав такого информационного портала должны быть включены разделы содержащие: анкеты для проведения опроса, результаты опроса, форум для обсуждения результатов, форму обратной связи. Примерные разделы информационного портала, их содержание и назначение представлены в таблице 1.

При входе в раздел «Опрос/Анкетирование» должны быть представлены поля для выбора направления обучения и категории пользователя (выпускник, работодатель, студент, преподаватель). После выбора нужных значений выводится соответствующая анкета, заполнив которую можно отправить данные на обработку.

Первичная обработка данных должна включать разделение предложенных компетенций и технологий по группам. Группы компетенций представлены на рис. 2.

Общепрофессиональные и профильно-специализированные компетенции также могут быть разделены на группы в зависимости от вида профессиональной деятельности на основании стандартов [4].

В разделе «Список компетенций» у пользователя должна быть возможность просмотра компетенций по выбранному направлению профессиональной подготовки. Компетенции разделенные по группам, представленным на рис. 2, должны выводиться в нижеследующих формах.

• Общий список компетенций, сформированный с учетом мнений всех групп заинтересованных сторон.

• Списки компетенций, сформированные отдельно по каждой группе заинтересованных сторон: студенты, преподаватели, выпускники, работодатели.

Для получения обратной связи по представленным спискам для пользователей должна быть реализована возможность определения рейтинга, для того, чтобы прочитав, оставить комментарии к каждой компетенции, открыв соответствующую форму.

Информационный портал для сбора мнений заинтересованных сторон может быть внедрен в структуру web-представительства вуза. Создание такого портала позволит автоматизировать процесс опроса мнений заинтересованных сторон и обработки полученных данных и повысить качество формируемой компе-тентностной модели выпускника.

Библиографический список

1. Лисицына, Л.С. Методология проектирования модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ: методич. пособ. - СПб., 2009.

2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методич. пособ. - М., 2006.

3. Слугина, Н.Л. Элементы гуманитарных технологий ситуационного центра для выявления компетенций, необходимых бакалавру прикладной информатики // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4 [Э/р]. - Р/д: http: www.science-education.ru/104-6767

4. Слугина, Н.Л. Повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий на базе центра компетенций / Н.Л. Слугина, В.М. Гриняк // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5 [Э/р]. - Р/д: http://www.science-education.ru/ 105-7246

Bibliography

1. Lisicihna, L.S. Metodologiya proektirovaniya moduljnihkh kompetentnostno-orientirovannihkh obrazovateljnihkh programm: metodich. posob. - SPb., 2009.

2. Bayjdenko, V.I. Vihyavlenie sostava kompetenciyj vihpusknikov vuzov kak neobkhodimihyj ehtap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: metodich. posob. - M., 2006.

3. Slugina, N.L. Ehlementih gumanitarnihkh tekhnologiyj situacionnogo centra dlya vihyavleniya kompetenciyj, neobkhodimihkh bakalavru prikladnoyj informatiki // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 4 [Eh/r]. - R/d: http: www.science-education.ru/104-6767

4. Slugina, N.L. Povihshenie urovnya podgotovki kadrov v oblasti sovremennihkh informacionnihkh tekhnologiyj na baze centra kompetenciyj / N.L. Slugina, V.M. Grinyak // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 5 [Eh/r]. - R/d: http://www.science-education.ru/105-7246

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 371.4(075.8)

Bazelyuk V.V. SOLUTION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PROBLEMS IN THE PROCESS OF CONFLICT MANAGEMENT TRAINING OF FUTURE TEACHERS. The article deals with the bases in solving professional pedagogical problems in the process of conflict management training of future teachers. The author discloses the essence, structure, requirements for development, forms and types of professional pedagogical tasks of the given problem.

Key words: solution of professional pedagogical problems, types of tasks: reproducing, logical, searching, exploratory, creative.

В.В. Базелюк, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск,

E-mail: bazeluk_vladimir@mail.ru

РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье дано научное обоснование решению профессионально-педагогических задач будущими учителями в процессе конфликтологической подготовки. Раскрыты: сущность, структура, требования к разработке, виды и типы профессионально-педагогических задач в аспекте рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: решение профессионально-педагогических задач, типы задач: воспроизводящие, логические, поисковые, исследовательские, творческие.

В структуре конфликтологической подготовки профессионально-педагогические задачи отражены в ее процессуальном компоненте. Данный компонент представлен системой профессионально-педагогических задач, самостоятельно решаемых студентами в результате целенаправленного управления за ходом учебного процесса со стороны преподавателя, характеризующегося правильным выбором и сочетанием взаимосвязанных форм, методов, средств организации обучения и оценкой преподавателем (самооценкой студентами) результативности их решения на основе взаимосвязанных форм и методов контроля знаний и умений студентов.

Решение профессионально-педагогических задач является важнейшим элементом взаимосвязи между методологией, теорией, методикой и практикой конфликтологической подготовки будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов.

Правильное решение системы профессионально-педагогических задач студентами способствует осмыслению, закреплению, систематизации знаний и овладению способами их добывания, обеспечивает формирование умений и развитие творческого мышления в области разрешения педагогических конфликтов.

В настоящее время учеными активно разрабатывается понятие «профессионально-педагогическая задача» (Г.Д. Бухарова, Б.З. Вульфов, Л.В. Кондрашова, Ю.Н. Кулюткин, Т.М. Курлен-ко, Е.Ю. Никитина, Н.Ю. Посталюк, М.М. Поташник, Л.Ф. Спирин, Л.М. Фридман, М.Л. Фрумкин, Н.М. Яковлева и др.) применительно к профессиональной подготовке будущего учителя.

Профессионально-педагогическая задача рассматривается в самом общем виде «как результат осознания субъектом профессиональных действий и принятия их к исполнению» [1. с. 50].

Анализ научных работ по данной проблеме позволил согласиться с точкой зрения Н.М. Яковлевой [1], которая определяет профессионально-педагогическую задачу как результат осознания будущим учителем необходимости выполнения профессиональных действий в условиях задачной системы, где

профессиональные действия включают потребность - мотив -цель - способ - результат.

Решить профессионально-педагогическую задачу - «значит построить мысленно или письменно ориентировочную основу деятельности в виде прогноза и потом выполнить эту деятельность» [2. с. 27].

Структура процесса решения профессионально-педагогической задачи включает следующие действия: ознакомление с задачей, анализ задачи, конструирование способа решения задачи, осуществление решения задачи, анализ и контроль результата.

Вслед за Е.Ю. Никитиной мы рассматриваем профессионально-педагогическую задачу как технологическую составляющую подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов, «что дает нам возможность подойти к построению процесса обучения студента с двух позиций, первая из которых затрагивает систему профессионально-педагогических задач и заданий, вторая касается непосредственно содержания образования» [3. с. 161] в области разрешения педагогических конфликтов.

Решение профессионально-педагогических задач является эффективным способом подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов, так как:

- «задача дает возможность обеспечить личностно-ориентированный характер содержания и технологий учебных занятий;

- задача выступает и как способ задания цели обучения, и как дидактическое средство ее достижения;

- решение студентами задач, объединенных в систему, ведет к развитию у них способности синтезировать знания и овладевать способами их добывания;

- задача выступает в качестве промежуточного звена между теорией и самостоятельной профессионально-педагогической деятельностью будущего педагога, что позволяет заранее преобразовать и интегрировать учебные знания при изучении различного блока дисциплин в высшей педагогической школе» [3. с. 160].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.