Научная статья на тему 'Автоматизация приема и контроля бюджетной отчетности, предоставляемой в Федеральное казначейство'

Автоматизация приема и контроля бюджетной отчетности, предоставляемой в Федеральное казначейство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волобуев А. А.

В статье рассказывается об опыт Закрытого акционерного общества «Авикомп Сервисез» в области автоматизации финансово-казначейских технологий. Решения компании «Авикомп Сервисез» по автоматизации государственных финансов внедрены и эксплуатируются в Министерстве финансов РФ, Федеральном казначействе, Департаменте финансов города Москвы, Московском городском фонде обязательного медицинского страхования. Программные решения компании позволяют автоматизировать большой спектр деятельности финансово-казначейских органов, а именно: планирование бюджетов и прогнозирование, казначейское исполнение бюджетов, составление и свод бюджетной отчетности, проведение анализа исполнения бюджетов и мониторинг эффективности деятельности финансово-казначейских органов. Специалисты компании в роли консультантов аналитиков принимали участие в проектах мирового банка по созданию и реформированию финансовых структур Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства финансов Республики Молдова, Министерства финансов Республики Азербайджан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волобуев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация приема и контроля бюджетной отчетности, предоставляемой в Федеральное казначейство»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРИЕМА И КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ В ФЕДЕРАЛЬНОЕ

КАЗНАЧЕЙСТВО

А. А. ВОЛОБУЕВ, руководитель проекта по сопровождению иразвитию ППО в ЦА ФК, компания «Авикомп Сервисез»

Опыт закрытого акционерного общества «Авикомп Сервисез» в области автоматизации финансо-во-казначейскихтехнологий составляет около 15 лет, т. е. компания успешно работает в этом направлении с момента создания Казначейства России.

Решения компании «Авикомп Сервисез» по автоматизации государственных финансов внедрены и эксплуатируются в крупных государственных структурах, таких как:

• Министерство финансов РФ;

• Федеральное казначейство;

• Департамент финансов города Москвы;

• Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. Программные решения компании позволяют

автоматизировать большой спектр деятельности финансово-казначейских органов, а именно: планирование бюджетов и прогнозирование, казначейское исполнение бюджетов, составление и свод бюджетной отчетности, проведение анализа исполнения бюджетов и мониторинг эффективности деятельности финансово-казначейских органов.

Помимо создания автоматизированных информационных систем специалисты компании в роли консультантов-аналитиков принимали участие в проектах мирового банка по созданию и реформированию финансовых структур других государств, как например:

• Министерство финансов Республики Узбекистан;

• Министерство финансов Республики Молдова;

• Министерство финансов Республики Азербайджан.

Одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений деятельности компании

«Авикомп Сервисез» является участие в модернизации и развитии существующих автоматизированных информационных систем Федерального казначейства.

В центральном аппарате Федерального казначейства на базе решений «Авикомп Сервисез» автоматизированы следующие основные технологические процессы:

• операционные;

• отчетные;

• сводно-аналитические.

Целью настоящей статьи является описание решения, автоматизирующего текущие процессы приема и контроля бюджетной отчетности, предоставляемой в Федеральное казначейство, проблем, выявленных при осуществлении этих процессов, а также рассмотрение вариантов решения этих проблем.

Технология приема и обработки

бюджетной отчетности, представляемой в центральный аппарат Федерального казначейства

Одна из наиболее важных задач компании — автоматизация обработки всей бюджетной отчетности, поступающей в Федеральное казначейство. Для ее решения компания совместно со специалистами Федерального казначейства реализовала технологию автоматизированного приема и обработки бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность поступает в Федеральное казначейство в виде электронных файлов в соответствии с утвержденными требованиями к форматам:

• от УФК — посредством ведомственной электронной почты;

• от финансовых органов субъектов РФ — посредством открытой электронной почты на общедоступный почтовый ящик.

Обработка бюджетной отчетности включает:

• контроль отчетных форм на соответствие требованиям форматов. В зависимости от требований ФК и установленной технологии обработки отчетности этот контроль может быть различной степени: жесткий — когда при наличии хотя бы одной ошибки не загружается весь отчет; нежесткий — когда загружаются все отчетные данные, не содержащие ошибок. Результаты форматного контроля направляются по электронной почте в виде протоколов контроля (рис. 1);

• логический контроль отчетных форм по контрольным соотношениям. Доведение результатов контроля до финорганов субъектов РФ осуществляется по электронной почте или в целях оперативности по каналам телефонной связи.

Прием отчетов и форматный контроль

Сформированные в результате форматного и логического контролей протоколы в электронном виде отправляются из ФК в УФК и финансовые органы (рис. 2).

Импорт отчетов в базу данных и проведение логического контроля

Рис.2

Проблемные вопросы автоматизации обработки бюджетной отчетности

Специалистам компании известны проблемы и вопросы, возникающие при приеме и обработке отчетности в ЦА ФК. Стоит разделить эти проблемы по отношению к отчетности УФК, отчетности финансовых органов и общие проблемы и вопросы.

Рис. 1

Существует несколько видов логического контроля: внутридокументальный (между данными одной отчетной формы), междокументальный (между несколькими отчетными формами, представленными одним источником отчетности), внешний контроль, который разделяется на разные типы:

• контроль данных между источниками представления отчетности одного типа (например, между отчетными данными различных, например УФК-1 — УФК-2);

• контроль между отчетными данными источников представления отчетности разных типов (например, контроль между отчетными данными ФО и УФК, между отчетными данными ГРБС и УФК);

• контроль с данными операционного управления ФК (например, УФК-1 — АС ЦАФК).

Вопросы и проблемы при обработке бюджетной отчетности УФК

Наиболее важным вопросом, на наш взгляд, является своевременность получения протоколов контроля отчетности. В этом отношении следует выделить следующие аспекты:

• технологические — в целях унификации программных платформ с января 2008 г. была проведена миграция программного обеспечения по обработке отчетности УФК на единую платформу программного по обработке всей бюджетной отчетности (в т.ч. финансовых органов и ГРБС). Потребовалось определенное время, чтобы совместно со специалистами Федерального казначейства отработать технологии приема и обработки отчетности;

• организационные — связанные, например, с переводом УФК на новые адреса электронной почты;

• технические — доставка отчетности по закрытым каналам происходит с определенной задержкой из-за технических возможностей.

В настоящее время организационно-технологические вопросы отработаны. В соответствии с регламентом работы в процессе сопровождения приема и обработки бюджетной отчетности файлы с отчетными формами оперативной отчетности, поступившие до 17.00 (мск время), обрабатываются в день приема. В тот же день отправляются протоколы импорта и внутридокументального контроля; файлы периодической отчетности, поступившие до 16.00 (мсквремя), также обрабатываются в день приема. В тот же день отправляются протоколы импорта и внутридокументального контроля. Файлы, поступившие после 17.00 для оперативной и 16.00 для периодической отчетности, обрабатываются на следующий день.

Второй проблемой является сложность в понимании протоколов логического контроля отчетности.

Алгоритмы контроля отчетных данных в настоящее время представляют собой не просто расчет и проверку итоговых сумм, а достаточно сложные и разнообразные методики проверки данных. Вследствие этого формализация алгоритмов контроля их визуальное представление в протоколах контроля представляют определенную сложность для понимания со стороны специалистов субъектов РФ, представляющих отчетность. Для решения данного вопроса в протоколы контроля добавлена колонка с комментариями, которая заполняется специалистами Федерального казначейства, разъяснениями сущности каждой проверки в терминах, доступных сотрудникам.

Вопросы и проблемы при обработке бюджетной отчетности финансовых органов субъектов РФ

В первую очередь следует выделить проблемы, связанные с форматами бюджетной отчетности.

Специалисты нашей компании получают информацию о нечеткости формулировок и неполноте примеров в требованиях к форматам файлов. Следует отметить, что форматы электронных файлов отчетности поэтапно приводятся к унифицированному виду и наполняются содержанием, присущим именно требованиям к форматам передачи отчетной информации. В текущем году Управлением бюджетного отчета и отчетности (УБУО) проведено совещание с разработчиками программного обеспечения по формированию сводов и представлению отчетности в ФК, на котором разработчиками программного обеспечения (представителями компаний «Парус» «1С», «Финтех» и другими), специалистами по бюджетному учету и отчетности были высказаны

замечания к требованиям и форматам бюджетной отчетности.

Специалисты компании учли все замечания и совместно со специалистами Управлением бюджетного отчета и отчетности и Управления информационных систем Федерального казначейства сформировали новый вариант требований к форматам. В первую очередь были разработаны новые требования к отчетности ГРБС. Принципиальное отличие от предыдущих требований заключается в том, что сами требования предназначены для разработчиков программного обеспечения и содержат только техническую информацию. Для разработчиков программного обеспечения более детально прописан порядок реализации требований по аналогии с порядком заполнения полей платежных поручений. К требованиям прилагается альбом отчетных форм, в котором приведены примеры и показаны возможные варианты заполнения каждой из указанных форм.

Проект требований был отправлен всем заинтересованным разработчикам, получены замечания, и окончательный вариант был утвержден ФК. Новый вариант требований в сочетании с альбомом форм послужит хорошим подспорьем специалистам, отвечающим за свод и формирование бюджетной отчетности в регионах.

В ближайшее время проект подобных требований будет сформирован для отчетности финансовых органов и отправлен для ознакомления в финорганы и разработчикам программного обеспечения. Форматы для отчетности финансовых органов будут в том же ключе, что и действующие, меняются только их логическая составляющая и направленность.

Основные изменения в новых требованиях следующие.

1. В требованиях приведены шаблоны форм отчетности. Ячейки отчетных форм пронумерованы (1 — 5) или указаны ссылки на справочники.

2. Примеры в требованиях содержат не конкретные значения, а ссылки на ячейки (рис. 3).

3. Примеры с возможными вариантами заполнения отчетных форм приведены в альбоме отчетных форм, который прилагается к требованиям.

Другой проблемой, которая решалась нами совместно со специалистами Федерального казанчейс-тва в текущем году, является производительность программного обеспечения при приеме годовой отчетности. Проблемы и нарекания со стороны работников финансовых органов вызывал процесс приема и контроля годовой отчетности. Это связано с большим объемом данных и, соответственно, контролем при обработке бюджетной отчетности.

Новые требования к форматам файлов отчетности

Код формы по ОКУД 0503163

Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета

Код раздела, подраздела функциональной классификации расходов по БК Утверждено на год Разница между уточненной бюджетной росписью и законом (решением) о бюджете, ъ/^о. Причины изменений

законом (решением) о бюджете, руб. уточненной бюджетной росписью, руб.

-----

со 2 3 <Ь 5

Итого

ТБ=01

Рис. 3

По этому вопросу совместно с Управлением информационных систем Федерального казначейства проведены программно-технические работы по оптимизации процессов импорта и контроля отчетности — выполнены работы по оптимизации программного обеспечения и одновременно наращена мощность технических средств — серверов баз данных ФК. Это позволит в будущем ускорить процесс обработки годовой отчетности.

Общие вопросы и проблемы при обработке бюджетной отчетности

Разработчики программного обеспечения зачастую подвергаются критике за несвоевременность и неточность реализации требований нормативно-правовых актов. Однако часто новая нормативная документация создается без учета того, что впоследствии ее требования должны быть реализованы в программном обеспечении. Например:

• создаются новые формы отчетности, неоднозначно трактуемые и по заполнению, и по возможности их автоматизированного свода (к примеру, пояснительные записки, содержащие как цифровую, так и текстовую информацию, автоматизированный свод которой невозможен);

• имеются неоднозначности и нелогичность в иерархии кодов бюджетной классификации. При формировании новых нормативных актов

следует обязательно привлекать специалистов по информационным технологиям, как, например, это делается в ФК, где проекты приказов в обязательном порядке согласовываются с УИС.

Другим проблемным вопросом является вопрос о кодах бюджетной классификации.

В последнее время (особенно #% последние год-два) происходит

частое изменение кодов бюджетной Рдт=А1 классификации (КБК). При этом в

вид=3 процессе доработки программного

ИСТ=А2 . _

# обеспечения возникают большие сложности, когда принципиально меняется разрядность или состав кодов. Здесь уместно использовать международный опыт, продумать

руководителе! и заранее определить разрядность

Гл. бухгалтер=22 КОДОВ ИСХОДЯ ИЗ буДуЩИХ ПОТреб-Иcпoлнитeль=ZЗ

Тел =г4 ностей.

# Кроме того, необходимо ука-ппо=гз зать и на следующую проблему,

# которая связана с данным вопро-

##

сом. Отсутствует однозначность в указаниях о порядке и времени начала применения новой бюджетной классификации. Этот вопрос особенно актуален для бюджетной отчетности, которая представляется на регламентную дату. И здесь необходимо четко и однозначно определять область распространения и регламентную дату отчетности, начиная с которой необходимо учитывать изменения в КБК.

Перспективы автоматизации обработки бюджетной отчетности в Федеральном казначействе

До конца текущего года планируется внедрение системы автоматической обработки (без участия оператора или сотрудника ФК) отчетности — прием, импорт, контроль отчетных форм планируется возложить на программу. Система в автоматическом режиме будет осуществлять прием по электронной почте, импорт в базу данных с проведением форматного контроля, выполнение логического контроля и отправку протоколов контроля. Система будет проходить опытно-промышленную эксплуатацию на оперативной ежедневной отчетности УФК и далее внедрена для обработки периодической отчетности УФК и финансовых органов.

Планируется, что система обеспечит сокращение времени обработки отчетности и избавит от возможных неточностей и ошибок при обработке отчетности оператором или пользователями. Проведение опытно-промышленной эксплуатации системы планируется до конца 2008 г. По результатам будет принято решение по внедрению системы для обработки отчетности финансовых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.