Научная статья на тему 'Автоматизация и виртуализация как характеристики устойчивости туристических корпораций нового поколения'

Автоматизация и виртуализация как характеристики устойчивости туристических корпораций нового поколения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
962
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА / TOURISM / INFORMATION FLOWS / TOURIST CORPORATION NEXT GENERATION MONITORING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сельскова О. А.

В статье рассматриваются вопросы связанные с применением в туризме информационных технологий и их дистрибутивных составляющих (системы резервирования, глобальные распределительные системы и др.), позволяющих не просто предоставлять услугу контрагенту или потребителю, но и формировать спрос, повышать эффективность и прибыльность туристской деятельности на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION AND VIRTUALIZATION AS THE CHARACTERISTICS OF THE NEW GENERATION OF TOURISM CORPORATIONS

The questions related to the application in the tourism information technologies and their distribution components (reservation systems, global distribution system races and much more) can not simply implement a counterparty or customer service, but also to generate demand, increase efficiency and profitability activity in the market.

Текст научной работы на тему «Автоматизация и виртуализация как характеристики устойчивости туристических корпораций нового поколения»

УДК379.85.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТОЙЧИВОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ КОРПОРАЦИЙ НОВОГО

ПОКОЛЕНИЯ

О.А. Сельскова1

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Старорусский филиал, 175202, Новгородская область, Старая Русса, Пищевиков пер. д. 8

В статье рассматриваются вопросы связанные с применением в туризме информационных технологий и их дистрибутивных составляющих (системы резервирования, глобальные распределительные системы и др.), позволяющих не просто предоставлять услугу контрагенту или потребителю, но и формировать спрос, повышать эффективность и прибыльность туристской деятельности на рынке.

Ключевые слова: туризм, информационные потоки, туристическая корпорация нового поколения, технология мониторинга.

AUTOMATION AND VIRTUALIZATION AS THE CHARACTERISTICS OF THE NEW GENERATION OF TOURISM CORPORATIONS

O.A. Selskova

St. -Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), Starorussky branch,

175202, Novgorod region, Staraya Russa, Pischevikov, 8

The questions related to the application in the tourism information technologies and their distribution components (reservation systems, global distribution system races and much more) can not simply implement a counterparty or customer service, but also to generate demand, increase efficiency and profitability activity in the market.

Keywords: tourism, information flows, tourist corporation next generation monitoring technology.

Одним из наиболее сильно повлиявших на трансформацию и организационной структуры, и производственный процесс в туристическом бизнесе явлением стал прогресс информационных технологий.

Туризм - информационно насыщенная деятельность. Существует немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации [2] .

Устройство туристической отрасли очень похоже на организацию любой другой экономической сферы деятельности.

Турагент - физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров. Туроператор - туристская организация, зани-

мающаяся комплектацией туров.

Здесь выделяется одна особенность -связующим центром, удерживающим различных производителей в рамках туристической отрасли, является информация. Именно информационные потоки, а не товары обеспечивают связи между производителями туристических услуг; они идут не только в виде потоков данных, но выступают также в форме услуг и платежей [1].

Можно выделить три характерные черты туризма. Во-первых, это - разнообразная и интегрированная торговля услугами. Во-вторых, это - комплексная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя.

Наконец, это - информационно насыщенная услуга. Поэтому туризм - как международный, так и внутренний - сфера растущего применения информационных технологий.

Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, те-

лефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не ту-рагентами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми ими. Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей.

Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом - ведь многие тур производители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга. Все это позволяет рассматривать туризм как высоко интегрированную услугу, что делает его еще более восприимчивым для применения информационных технологий в организации и управлении.

Автоматизация позволила туристическим корпорациям скачкообразно увеличить эффективность своей деятельности за счет:

• упрощения и удешевления, прежде всего связи, высокое качество которой жизненно необходимо для туристической деятельности;

• обеспечения максимального присутствия корпорации на потребительских рынках -автоматизированные и интернет-системы позволили корпорациям максимально приблизиться к своим клиентам, гарантировать доступ клиентов к своим информационным базам практически в любое время;

• роста скорости и эффективности обработки информации, объем которой в туристическом производстве колоссальный [5].

Для туристических компаний нового поколения характерны следующие черты:

• незначительная физическая структура. Материальные активы туристических компаний нового поколения не так велики, как ранее. Все большее значение в активах корпораций приобретают так называемые виртуальные или нематериальные активы - сайты, электронные биржи, брэнды и так далее;

• максимальное доверие коммуникационным технологиям, которые в предприятиях сферы нового поколения стали ядром корпоративной концепции. Технологии представляют собой инструмент, который позволяет выполнять работу, существенно облегчая ее организацию;

• мобильность работы - использование сетей коммуникаций существенно сокращает значение фактора физического места располо-

жения, в результате чего отпадает необходимость в том, чтобы команды и отделы находились в тесном физическом контакте друг с другом;

• отсутствие границ. Туристические компании нового поколения практически не ограничены, по крайней мере, они не ограничены так, чтобы клиенты или партнеры воспринимали их как отдельные, определенные законом или иными актами и регламентами компании;

• гибкость и реактивность - туристические предприятия нового поколения могут практически мгновенно формировать структурные группы, взаимодействие в которых необходимо для достижения актуальных в конкретный момент времени целей, а после также демонтировать все достижения функционирования этой структуры, благодаря низким эксплуатационным издержкам, а следовательно, и рискам, связанным с подобной реструктуризацией.

Наконец, важнейшей отличительной чертой туристических корпораций нового поколения является появление у них принципиально новой сферы своего присутствия - виртуальной.

Организации, существующие в виртуальном пространстве, характеризуются небольшими физическими средствами и зачастую рассредоточены. Их сила заключается в возрастающей способности к творчеству и гибкости, которые следуют из сетевого стиля организации. Менеджмент все более тяготеет к горизонтальной манере руководства (центр -периферия), а не к вертикальной (верх - низ). Отсутствие внешних границ компании означает, что она может получить известность достаточно быстро, тогда как вынесение вовне многих функций позволяет в большей степени сконцентрироваться на основном бизнесе.

Можно перечислить несколько основных черт работы в виртуальном пространстве:

• виртуальная работа менее специализирована и функциональна. В виртуальных организациях гораздо меньше функционального разделения труда, и сотрудники, как правило, выполняют больше разнообразных задач, которые связаны с реализацией конкретного проекта. Кроме того, большее количество задач распределено между сотрудниками;

• виртуальная деятельность в большей степени - работа менеджеров, чем исполните-

94

НИИТТС

Автоматизация и виртуализация как характеристики устойчивости туристических

корпораций нового поколения

лей. Сотрудники виртуальных организаций тратят больше времени на задачи, которые раньше считались прерогативой менеджеров. Отчасти это происходит в результате меньшего разделения труда и специализации, о чем говорилось выше;

• виртуальная работа требует больше навыков, в том числе и навыков работы с людьми. Это следует из двух предшествующих пунктов: сотрудникам виртуальных организаций необходимо большее навыков, чтобы выполнять несколько задач. Кроме того, большое значение приобретают навыки работы с людьми, такие как коммуникация и работа в сети;

• виртуальная работа более персонализирована. Сотрудники получают возможность применять собственные рабочие методики, соответствующие требованиям выполняемой работы, и наоборот;

• виртуальная работа требует большей персональной ответственности;

• виртуальная работа требует более высокого уровня мотивации.

Виртуальное пространство туристической корпорации формируется за счет объединения пространств воображения, технологий и культуры.

Пространство воображения не является уникальным для виртуальных компаний, по большому счету, любая успешная компания имеет пространство, в котором ее сотрудники проводят исследования, вводят новую продукцию, разрабатывают стратегию и анализируют варианты поведения.

Внутри пространства воображения формируется пространство технологии, создаваемое посредством технологических сетей организации и характеризуемое такими параметрами, как:

• протяженность и износостойкость самих сетей, в том числе пропускная способность, доступность и надежность;

• уровень мастерства персонала, поддерживающего сети и работающего в них.

Культура организации также формирует виртуальное пространство туристической корпорации, в котором определяются

потоки знаний.

Технологии хранения информации, например, базы или архивы данных, представляют собой другую существенную черту туристических организаций [4].

Технологии мониторинга и сканирования предназначены для исследования среды, в которой функционирует организация, с целью сбора и оценки информации.

Аналитические технологии предназначены для анализа наборов данных и предоставления информации в каталогизированном виде.

Данные технологии представлены в туристской индустрии (в том числе и в российской) во всем многообразии - от специализированных программных продуктов управления отдельной туристской фирмой до применения глобальных компьютерных систем. Наряду со сбытовой функцией информационные технологии предоставляют самую разнообразную информацию и рекламу

о фирме и ее услугах для клиентов и партнеров. Комплекс применяемых в туризме информационных технологий и их дистрибутивные составляющие (системы резервирования, глобальные распределительные системы и многое другое) позволяют не просто реализовать услугу контрагенту или потребителю, но и формировать спрос, повышать эффективность и прибыльность деятельности на рынке [3] .

Литература

1. “Бизнес в стиле фанк” К. Нордстрем; Й. Ридер-страле. Стокгольмская школа бизнеса в Санкт-Петербурге . http: //ariom.ru/litera/2003-html/funki/ funki.htm (дата обращения 12.03.2013).

2. Уткин Э.А., Эскиндаров М.А. Финансовопромышленные группы. - М.: Тандем. - 2008.

3. С. Лачинян «Организованный Покупатель». Электронная книга

4. Тарасов В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям. - М.: Тандем. - 2007. 238 с.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. -2007. 289 с.

1 Сельскова Ольга Андреевна - преподаватель Старорусского филиала СПбГУСЭ, тел. (81652) 5-28-75, Факс: (81652) 5-28-75, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.