УДК 821.111
Г.Ю. Галиева
студент, кафедра английской филологии, Елабужский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.С. ФИЦЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»
Аннотация. Данная статья посвящена творчеству великого американского писателя Френсиса Скотта Фицджеральда. Целью статьи является анализ автобиографических мотивов в его романе «Великий Гэтсби», который по праву считается лучшим произведением писателя. Актуальность нашей статьи вытекает из возросшего в настоящее время интереса к творчеству Ф.С. Фитцджеральда как одного из величайших писателей XX века. Основное содержание нашей работы составляет исследование автобиографических мотивов в романе, с опорой на автобиографические статьи Ф.С. Фицджеральда и сборник его писем. В заключении нами делается вывод о том, что в процессе анализа романа «Великий Гэтсби» можно проследить образ личности самого писателя и его видение мира.
Ключевые слова: Фицджеральд, автобиографические мотивы, «Великий Гэтсби».
L.U. Galieva, Yelabuga Institute Kazan Federal University
AUTOBIOGRAPHICAL FEATURES OF F.S. FITZGERALD'S NOVEL «THE GREAT GATSBY»
Abstract. The article is devoted to Francis Scott Fitzgerald's works. The purpose of the article is to analyze the autobiographical features of F.S. Fitzgerald's novel «The Great Gatsby». Much attention is given to the research of autobiographical features in the novel, which is carried out with the help of some autobiographical essays, written by F.S. Fitzgerald, as well as the collection of his letters. The conclusion drawn is as follows: it is possible to restore the writer's personality and worldview, while analyzing his novels.
Keywords: Fitzgerald, autobiographical features, «The Great Gatsby».
Автобиографическая тема очень важна в творчестве любого писателя, так как ее раскрытие предполагает отражение в произведениях событий, пережитых самим автором. Личность как социальный феномен, продукт исторического развития общества и как носитель социальных свойств человека является концептуальным центром любого произведения [8]. Автор создает персонажей, описывает их жизненный путь часто на основе событий, произошедших в его собственной жизни. В любом художественном произведении всегда присутствует автобиографическое представление созданной писателем личности в форме монолога либо посредством автобиографического жанра самого произведения. Постичь художественное произведение и понять представленные в нём образы личностей - значит стать конгениальным автору, вступить с ним в общение, в диалог на равных.
Исследователь Н. Богомолов отмечает, что «автобиографичность - общая черта литературы, ее степень выраженности в произведении различна, и в каждом отдельном случае перед исследователями возникает особая проблема, для решения которой необходимо прибегать к самым разнообразным методам изучения - от источниковедческих до психоаналитических». Он считает, что главной задачей автобиографического анализа является соотнесение реальностей действительной и художественной [2].
Великий американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940 гг.) вошел в историю как летописец «века джаза», то есть периода американской истории с момента окончания Первой мировой войны до Великой американской депрессии 1930-х годов. Характеризуя это время, писатель говорит о «жажде наслаждений, охватившей всю страну и о погоне за удовольствиями» [5, с. 4]. В центре почти всех его произведений - успешные богатые мужчины или прекрасные женщины, окруженные роскошью и вниманием. Фицджеральду удалось изобразить мир высшего общества настолько точно и ярко, что он завоевал славу писателя, преклоняющегося перед богачами.
Большинство же критиков считало его лишь певцом «века джаза», воспевающим забавы молодых миллионеров и вызывающим у молодежи тягу к «сладкой жизни» и желание внешне подражать привлекательным «прожигателям» жизни [4, с. 33]. На первый взгляд творчество писателя и вправду производит такое впечатление. Однако для того, чтобы хорошо понять реальные предпосылки написания художественных произведений, необходимо прежде проанализировать биографию автора. Подобный анализ стал возможен после выхода в свет в 1945 году серий эссе «Крах» (The Crack-Up) и ряда прежде неопубликованных писем Фицджеральда.
Начиная с первого романа «По эту сторону рая» (1920 г.) и до неоконченного, посмертно опубликованного «Последнего магната» (1941 г.), растет критическое отношение Ф.С. Фицджеральда к богатым. Вуаль внешнего блеска и роскоши их жизней, по мере развития сюжета каждого произведения автора, приоткрывается, демонстрируя равнодушное и испорченное скукой и пресыщенностью лицо высшего света.
Роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» был опубликован в апреле 1925 г., работу же над этим произведением автор начал с 1923 г. На создание величайшего из своих творений Фицджеральда вдохновила история о прогремевшем на весь Нью-Йорк деле Фуллера-Макги. Этот нью-йоркский маклер объявил себя банкротом, но, как выяснило следствие, руководство фирмы Фуллера-Макги незаконно использовало средства своих акционеров для рискованной биржевой игры. В 1922 г. Фицджеральд провел лето на Лонг Айленде - по соседству с виллой Фуллера, чем объясняется повышенный интерес писателя к этому делу. Указанный эпизод позволяет провести безусловную аналогию Гэтсби с Фуллером.
Исследователь Гиленсон Б.А., анализируя роман, отмечает его компактность, отсутствие лишних деталей, лаконичный стиль и тональность, хороший ритм повествования, искусно выстроенные диалоги и разнообразные языковые приемы. Важным представляется также реализация авторской позиции не через прямые комментарии, а посредством всего художественного строя романа. Гиленсон пишет: «Невероятно удачно был подобран угол зрения на события: рассказчик в большей мере свидетель, чем участник событий. Таким образом, читатели могут смотреть на события не так, как герои, а находясь на более высокой точке обзора» [3, с 387].
Прототипом Гэтсби является сам писатель. Начиная с описания детства героя, невозможно не заметить автобиографических черт в романе. Родителей Гэтсби, как и семью самого автора, вечно преследовали неудачи и бедность. «Гэтсби у меня в сердце. Какое-то время я его потерял, но теперь я знаю, что он со мной снова, - пишет Фицджеральд в своём письме Пер-кинсу. - Образ Гэтсби нечеток, потому что сначала он был задуман как один мой знакомый, а потом превратился в меня» [7].
Сюжет романа «Великий Гэтсби», который по праву называют вершиной творчества писателя, в значительной степени повторяет обстоятельства знакомства писателя со своей будущей женой. Как и главного героя романа, Фицджеральда забирают на фронт, как только США вступает в войну, однако ему так и не удается принять участие в военных действиях. В 1917 году писателя отправляют в военный лагерь в Алабаме. Во время прохождения службы Фицджеральд знакомится с Зельдой Сейер - прототипом Дейзи Бьюкенен. Подобно Гэтсби, Фрэнсис Скотт проводит с любимой все лето. Как и Гэтсби, Фицджеральду невероятно везет: после публикации своего первого романа, уже на следующий день он просыпается богатым и знаменитым.
Основная идея «Гэтсби» - развенчание несправедливости, при которой бедный молодой человек не может жениться на любимой, но богатой девушке. «Эта тема всплывает во мне снова и снова, потому что я пережил ее», - пишет сам Фицджеральд [1]. Сцены вечеринок в доме Джея Гэтсби ярко вырисовываются на страницах «Великого Гэтсби», вероятно, как отражение того образа жизни, который молодая чета Фицджеральдов вела свои первые совместные годы. В газетах жизнь писателя зачастую описывали как непрекращающийся карнавал: яркие, экстравагантные наряды, толпа случайных гостей, море джина, сумасшедшие выходки, сканда-
лы, безудержное веселье. Фраза Фитцджеральда - «не знаю, настоящие ли мы с Зельдой люди или персонажи моих книг» - станет позже доказательством неразделимости и жизненной, и вымышленной реальностей. Спустя годы, в письме своей дочери Фицджеральд признает их брак с Зельдой - женщиной, «воспитанной для безделья», - величайшей своей ошибкой.
Осознавая, что вся его жизнь - есть борьба за жизнь близких, за право создавать литературные шедевры, в то время как другие баловни судьбы погрязают в скуке и сомнительных развлечениях, Фицджеральд не только не соглашался, что богачи - «такие же люди», но иногда приходил к заключению, что они, в некотором смысле, - «вовсе не люди» [9].
Отдельные критики считают, что даже несмотря на то, что Гэтсби - прототип самого писателя, Фицджеральд отнюдь не показывает его в качестве положительного персонажа. К примеру, писатель не раз в романе обращает внимание на сомнительный и даже на преступный способ заработка Гэтсби. В отличие от главного героя произведения, сам автор добился популярности и богатства с помощью труда и своего писательского таланта. По этой причине автор называет главного героя «великим» с иронией: ведь большая часть его жизненной энергии, стремлений и воли была потрачена на заработок денег и на недостойную его женщину [10]. «Когда я мог считать достигнутыми главные свои цели - любовь и деньги, когда прошло первое опьянение непрочной славой, передо мной открылись целые годы, которые я был волен растрачивать и о которых, по совести, я сожалею», - пишет Фицджеральд в статье «Ранний успех» [5, с. 38]. Он признается, что погоня за деньгами погубила не только Гэтсби, но и его самого.
Всегдашний выбор любого писателя - либо «писать хорошо», писать для души, либо писать «плохо», писать ради денег, - приводит в результате к попытке оседлать обоих коней сразу. В данном случае, Фицджеральд не является исключением, и автобиографический роман «Великий Гэтсби» представляет собой своеобразную культурно-личностную саморефлексию писателя. Роман не просто создает образ цельной личности писателя, он олицетворяет собой те формы взаимодействия автора с миром, которые являются для него наиболее актуальными и значимыми.
Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что данное художественное произведение не просто связано с самораскрытием личности на фоне определённого историко-культурного контекста, но и играет в творческой биографии писателя ключевую роль. Тесно переплетенная с автобиографией, поливариантная авторская философия творчества отражает сложную многоплановую реальность человеческой жизни [6].
Вышесказанное свидетельствует об уникальности творческого видения писателя Ф.С. Фитцджеральда и о преемственности общей для литературного процесса XX века автобиографической традиции, со свойственным ей сплавом как индивидуальных, так и общечеловеческих черт и свойств личности.
Список литературы:
1. Американская трагедия Фицджеральда [Электронный ресурс]. URL: http://www.tabmag.ru/page1.php?n=113&r=53&id=2212 (дата обращения: 21.03.2014).
2. Богомолов Н.А. Автобиографическое начало в раннем творчестве М. Кузмина: статья первая // Блоковский сборник XII. Тарту, 1993. С. 131-146.
3. Гиленсон Б.А. История литературы США: уеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.А. Гиленсон. М.: Академия, 2003. - 704 с.
4. Засурский Я.Н. Американская литература XX века / Я.Н. Засурский. М.: Наследие, 1997. 831 с.
5. Зверев А.М. Френсис Скотт Фицджеральд. Портрет в документах. Письма. Из записных книжек. Воспоминания / А.М. Зверев. М.: Прогресс, 1984. 344 с.
6. Казакова Ю.К. Традиции магического реализма в романе Даниэля Кельмана «Измеряя мир» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30), ч. 1. С. 98-101.
7. Колесникова Н.Б. Роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» [Электронный ресурс]. URL: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/kolesnikova-gatsby.html (дата обращения:
21.10.2013).
8. Самарская Е.Г. Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Москва, 2008.
9. Старцев А.И. Ф.С. Фицджеральд и очень богатые люди: статья из книги «От Уитмена до Хемингуэя» [Электронный ресурс]. URL: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/starcev-ocen.html (дата обращения: 21.10.2013).
10. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби; Последний магнат; Рассказы / Ф.С. Фицджеральд. М.: Художеств. лит., 1990. 335 с.
11. Френсис Скотт Фицджеральд [Электронный ресурс] // Wikipedia, свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фицджеральд,_Фрэнсис_Скотт (дата обращения:
21.03.2014).