Научная статья на тему 'АВС-анализ как инструмент оперативного планирования основной деятельности организаций'

АВС-анализ как инструмент оперативного планирования основной деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2054
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / АВС-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковина С.С., Фурсова С.В.

Оперативное планирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия за счет своевременности планирования хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков, а также контроля за их осуществлением. Оперативное планирование особенно эффективно в ведении управленческого учета движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия на всех стадиях финансового цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морковина С.С., Фурсова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВС-анализ как инструмент оперативного планирования основной деятельности организаций»

38 (293) - 2012

Анализ видов экономической деятельности

УДК 338.2

АВС-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

С. С. МОРКОВИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов E-mail: tс-sveta@mail. ru Воронежская государственная лесотехническая академия

С. В. ФУРСОВА,

старший преподаватель кафедры менеджмента и управления персоналом E-mail: fsv-77@mail. ru Воронежский институт инновационных систем

Оперативное планирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия за счет своевременности планирования хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков, а также контроля за их осуществлением. Оперативное планирование особенно эффективно в ведении управленческого учета движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия на всех стадиях финансового цикла.

Ключевые слова: планирование, оперативное планирование, АВС-анализ.

Обоснованием деятельности организации как на этапе ее создания, так и на этапе развития является планирование [2]. Система планирования -важное средство повышения эффективности управления предприятием в изменившихся условиях

функционирования отечественной экономики. При этом оперативное планирование - один из инструментов решения этой задачи.

Для промышленных предприятий имеет значение следующая дифференциация планирования: стратегическое, тактическое, оперативное (оперативно-календарное или оперативно-производственное) и бизнес-планирование. В работе [3] выделяются:

- стратегическое планирование как видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения нового состояния;

- перспективное планирование, призванное определять общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач;

- оперативное планирование, представляющее собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода (например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т. п.). Одним из видов оперативного планирования выступает бизнес-планирование, предназначенное для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия, в частности инноваций, для реализации которых требуются крупные инвестиции.

Под системой оперативного планирования производства в экономической литературе принято понимать совокупность различных методик, технологий плановой работы, характеризующихся степенью централизации, объектом регулирования, составом календарно-плановых показателей, порядком учета и движения продукции [1-4].

Отметим, что оперативное планирование производства является завершающим звеном плановой работы предприятия. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений по данным оперативного учета и контроля. Особенностью оперативного планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения [4].

Для промышленных предприятий оперативно-производственное планирование решает задачи организации равномерной, ритмичной, взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия и обеспечения своевременного выполнения планового задания при экономном расходовании ресурсов. Оно складывается из календарного планирования и диспетчирования и предполагает:

- разработку прогрессивных календарно-плано-вых нормативов движения производства;

- составление оперативных планов и графиков для цехов, участков, бригад и рабочих мест и доведение их до непосредственных исполнителей;

- оперативный учет и контроль за ходом производства, предупреждение и выявление отклонений от предусмотренных планов и графиков и обеспечение стабилизации хода производства [5].

Роль календарного планирования для промышленного предприятия трудно переоценить, именно

благодаря ему происходит распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями. Исходными данными для разработки календарных планов предприятия служат годовые объемы выпуска продукции, трудоемкость выполняемых работ, сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических планов предприятия [1].

Следует отметить, что оперативное планирование существенно зависит от вида экономической деятельности и масштабов деятельности предприятия.

В условиях рыночного хозяйствования и возрастания конкуренции увеличивается потребность в оперативном планировании деятельности предприятий как сегментов экономики на рынках соответствующих видов экономической деятельности. Не являются исключением и предприятия мебельной промышленности.

Работа мебельной промышленности направлена на удовлетворение спроса в различных видах мебели (как по номенклатуре, так и по ассортименту). Росту спроса на мебель в России способствует увеличение строительства. Это стимулирует российских производителей мебели к расширению ассортимента мебели с учетом потребительского спроса и финансовых возможностей различных групп населения. В последние годы в производство мебели стали активно внедряться передовые технологии, осуществлялась модернизация производства, стали более активно применять новые материалы и эффективные методы труда. Это существенно отразилось на установившейся системе планирования.

Мебельный рынок в России является одним из самых конкурентных, где представлены и работают как крупные мебельные фабрики, так и множество небольших предприятий-производителей. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АПМДПР), главными центрами мебельного производства считаются Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа (далее - ФО). Однако в Центральном ФО, включающем 18 субъектов РФ, более 80 % производства мебели сосредоточено лишь в трех субъектах РФ: Московской области (48,9 %); Воронежской области (11,2 %); городе

Москве (20,3 %). Это объясняется тем, что в указанных субъектах РФ расположены мебельные предприятия, которые развивали свое производство на базе предприятий, действовавших до периода перестройки.

Сегодняшнее состояние крупных предприятий отражают данные диаграммы на рис. 1, содержащей объемы продаж мебели ведущих российских производителей: ОАО МК «Шатура», ОАО «Ангстрем», ОАО «Мебель Черноземья», ОАО «Дятьково-ДОЗ».

Рассматривая мебельное производство с позиции конкурентоспособности, следует отметить, что ведущая роль в ее обеспечении отводится системе оперативного планирования. Для большинства предприятий мебельной промышленности характерен серийный тип производства, что предполагает выпуск продукции небольшими партиями, ориентированными на определенный сегмент рынка (географический, ценовой и др.). При этом от скорости перенастройки производства на выпуск новых видов продукции и частоты изменений продуктовой линейки зависят как объемы производства и продаж, так и многие другие, не менее важные показатели (ритмичность, трудоемкость, а также доля рынка, отводимая продукции предприятия, количество инноваций и др.).

В мебельном производстве распространены различные системы оперативного планирования, определяемые такими факторами, как тип производства, специализация, структура производимой продукции. В то же время выбор той или иной системы оперативного планирования в условиях рынка определяется главным образом структурой спроса на мебельную продукцию.

В последние годы наибольшее распространение в системе оперативного планирования на предприятиях мебельной промышленности получил

7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000

0

метод АВС-анализа. Этот метод является простым и в то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты, требующие первостепенного внимания, что особенно актуально при дефиците управленческих ресурсов.

Также АВС-анализ - важный инструмент управления товарооборотом. В его основе лежит принцип Парето (20/80), согласно которому пятая часть (20 %) всего количества объектов дает примерно 80 % общего результата, а вклад остальных 80 % объектов составляет только 20 % [2]. Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, на которые приходится малая часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.

В этой связи АВС-анализ позволяет выделять группы товаров, которые являются для производственного предприятия наиболее важными, поскольку обеспечивают значительную часть товарооборота, а следовательно, и большую часть доходов. Распределение номенклатурных групп мебели производится по категориям А, В, С:

- группа А - важнейшая ассортиментная группа мебели, обеспечивающая до 80 % результата;

- группа В - средняя по важности ассортиментная группа мебели, дающая 13-15 % результата;

- группа С - проблемная ассортиментная группа мебели, приносящая 7-5 % результата. Однако концентрация усилий мебельного предприятия на производстве товаров А не означает, что ассортиментные группы В и С можно упускать из виду. В то же время по этим группам ведется упрощенный складской учет, а также ограничиваются приобретение запасов и хранение товарно-материальных ценностей на складах предприятия, что позволяет минимизировать затраты.

□ «Шатура»

□ «Дятьково-ДОЗ»

□ «Ангстрем»

■ «Мебель Черноземья»

Рис. 1. Динамика выручки крупных мебельных компаний ЦФО (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) за 2008-2010 гг. согласно годовым отчетам предприятий, млн долл. США

Применение АВС-анализа позволяет установить, какими товарами предприятию предпочтительнее заниматься. Важно отметить, что при использовании АВС-анализа плановой службой предприятия реализуются следуюшие этапы:

1. Определение цели и объекта анализа. Этот этап является ключевым. Важно понимать, что АВС-анализ не является самоцелью, это всего лишь инструмент, который при умелом обращении способен дать определенный результат. Отметим, что цель анализа в ряде случаев работы предприятий сводится к ответу на вопрос о дифференциации товаров (на категории А, В, С) и установлению товарной динамики.

2. Выявление факторов, определяющих номенклатуру спроса и дифференциацию товарных групп мебели. Этот этап неразрывно связан с первым, при его реализации традиционно применяются экспертные оценки, благодаря которым удается установить степень влияния отдельных факторов и выявить наиболее значимые для товарного предложения и спроса на мебельные группы.

3. Формирование информационного массива для анализа. Современные информационные системы позволяют сформировать требуемый массив информации, который объединяет сведения различных географических сегментов, рынков продукции, рынков покупателей в разрезе ассортиментных групп, что особенно актуально для товаров, подверженных сезонному спросу (в том числе и мебели).

4. Ранжирование объектов анализа (А, В, С). Ранжирование товаров производится в порядке убывания в общем объеме производства и продаж с учетом значимости влияющих факторов. Этот этап реализуется путем расчета нарастающего итога доли объекта (товара) в общем количестве в процентах от вклада этих объектов в общий результат в процентах.

Группировка товаров становится возможной при условии применения одного из следующих методов: эмпирического метода; метода суммы; дифференциального метода; метода многоугольника; метода касательных; метода петли.

5. Заключительный этап. Его цель - интерпретация результатов для принятия управленческих решений.

Последовательность реализации АВС-анализа на примере мебельных предприятий в виде алгоритма приведена на рис. 2.

Отметим, что на мебельных предприятиях процедура проведения АВС-анализа в рамках

внедрения оперативного планирования носила и продолжает носить коллегиально-совещательный характер, что делает процедуру управления товарными запасами субъективной.

Однако требования рынка заставили менеджмент ряда крупных предприятий обратить внимание не только на доходность продукции и стабильность продаж, но и на другие параметры, связанные с организацией производства, переналадкой оборудования, продуктовой линейкой и т. д. Исследование движения со складов продукции предприятия и ритмичности производства позволило обосновать выделение четырех ассортиментных групп производственных товаров:

- ассортиментная группа продукции категории А - приносящая основной доход;

- ассортиментная группа продукции категории В -менее востребованная, но присутствующая в складской программе;

- ассортиментная группа продукции категории С -заказываемая в соответствии с конкретными пожеланиями клиентов;

- ассортиментная группа продукции категории О -неликвидная, невостребованная, которая не приносит дохода и замораживает оборотные средства компании.

Безусловно, мебельное производство характеризуется наличием значительного количества новшеств, а инновационные продукты появляются достаточно регулярно (в среднем 5-6 раз в год), однако эти категории формируются за рамками АВС-анализа и поэтому не рассматриваются, а по мере выведения их на рынок относятся к той или иной ассортиментной группе товаров.

Исходя из этого, считаем возможным для оценки значимости в производстве той или иной ассортиментной группы продукции использовать характеристики товаров со значениями, представленными в табл. 1.

Отметим, что значимой характеристикой мебельного производства является рентабельность производимой продукции, так как от ее уровня зависит само присутствие товаропроизводителя на конкурентном рынке.

Следующими важными характеристиками деятельности мебельного предприятия являются частота отгрузок продукции и ритмичность производства. Изменение во всех вышеназванных показателях может служить сигналом о возможных трудностях при планировании продаж на производстве. Для

Цель анализа и объекта

___________А_____________

£

V

Товарные номенклатуры

Формирование информационного массива для анализа

Ассортимент групп товаров А, В, С

Товары по географическому сегменту

л

Интерпретация результатов и управленческие решения

Оптимизация складских помещений

Оптимизация торгово-производственной сети

Оптимизация инструментов стимулирования сбыта

Рис. 2. Алгоритм последовательности реализации АВС-анализа на мебельных предприятиях

Таблица 1

Характеристики товарных групп в системе оперативного планирования производства

мебельной продукции

Характеристика Распределение по товарным группам

А В С

Объем продукции, % 50 25 5

Соотношениеплана(П) ифакта(Ф)запускапродукции Ф>П Ф = П Ф<П

Рентабельность продукции, % > 45 45-20 19-5

Загрузка в производстве, % > 70 15-25 < 5

Частота отгрузок Регулярная (устойчивый спрос) Прерывистая (от случая к случаю) Разовая

сохранения производственного равновесия используются такие специализированные механизмы, как увеличение страховых запасов, исключение из производства продукции, продажи которой подвержены большим колебаниям [2].

Считаем, что в системе оперативного планирования и при проведении анализа продаж мебельной продукции может быть использован комбинаторный подход, опирающийся на комбинацию из трех букв: ВСА

или ААС, при этом для каждого буквенного индекса должны быть предусмотрены ограничения по частоте отгрузки, рентабельности и ритмичности работы производства, определяемые уровнем переналадки оборудования. Согласно предлагаемому аналитическому подходу значения трех метрик (рентабельность продукции, ритмичность производства и частота отгрузок - выбытия) определяют плановые объемы производства мебельной продукции (рис. 3.).

Частота отгрузок -вы бытия

Рис. 3. Комбинации ключевых индикаторов (А, А', А» -

Рассмотрим несколько комбинаций ассортиментных групп по результатам анализа мебельного производства. Отнесение мебельной продукции к низкорентабельной, но регулярно отгружаемой в категорию А означает, что покупатели и заказчики всегда могут рассчитывать на наличие этих изделий на складе, поскольку их отсутствие влечет за собой неудовлетворенный спрос, понижение качества обслуживания и, возможно, потерю клиентов.

Представим в табл. 2 распределение группы товаров АВС по признакам.

Продукция с комбинацией ВАА' может быть идентифицирована как часто отгружаемая, высокодоходная продукция со значительными объемами выбытия со склада. Целесообразно отнести данную комбинацию продукции к категории А и в последующем связать с ней прогноз продаж, планы закупок сырья, страховые запасы и прочие мероприятия по постоянному обеспечению товарных запасов на складе.

Продукция с комбинацией ВВ'А - часто отгружаемая, но со средними показателями по доходности и объемам выбытия, что позволяет отнести эту комбинацию товара к категории В.

Таблица 2

Дифференцированные ассортиментные группы мебели

Комбинации ассортиментных групп Группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АА'А"; АА'В; АА'С; АА'В'; АА'С'; АА'В"; АА'С" АС'В" А

ВВ'А; ВВ'А"; ВВ'С; ВВ'С' ВВ'С" В

СС'А, СС'В; СС'В'; СС'В"; СС'С" С

Продукция с комбинацией АС'С - редко отгружаемая, но, так как показатели дохода высоки (А), то речь идет о дорогой продукции со значительной наценкой, производимой преимущественно на заказ (ритмичность С и частота отгрузок С'). В этой связи возможно отнести ее в ассортиментную группу С и ограничить ее объемы на складе. Однако, если спрос на продукт начнет расти и увеличится частота отгрузок, то при проведении очередного АВС-анализа товар с такой комбинацией получит индекс ВАС или даже ААС, что повлияет на отнесение этого продукта по комбинаторному подходу к группе В. Это означает формирование на складе некоторого

запаса и своевременное удовлетворение спроса. Товар с комбинаци-уровень индикатора) ей АС» В» согласно ме-

тодическому подходу -это недорогая, малодоходная и востребованная продукция, серийно производимая предприятием. На основе проведенного анализа ассортимента ее следует отнести к категории А, поскольку, во-первых, клиенты рассчитывают на постоянное наличие такого товара на складе, а во-вторых, покупают его, как правило, в дополнение к самым высокодоходным продуктам.

Однако в мебельном производстве присутствуют и неликвиды, т. е. низкодоходная и не пользующаяся спросом продукция. Такой продукт в ассортиментной группе обозначается индикатором О (АВСО, СОВА и т. д.).

Известно, что мебельная продукция имеет сезонный пик продаж, который приходится на август -сентябрь и на декабрь: за это время случается как подъем, так и спад продаж мебельной продукции. В результате краткосрочные тенденции не оказывают решающего влияния на формирование общей картины продаж, при этом отследить постоянное возрастание или снижение их объемов за шесть месяцев достаточно просто.

Апробация аналитического подхода в оперативном планировании выполнена на базе мебельного холдинга, она позволила дополнить разработки, внеся поправки с учетом сезонности продаж.

На первом этапе оперативного планирования составляется общий план продаж продукции по всем каналам производства. Он формируется с учетом финансовых планов товародвижения в фактических ценах. Далее объем производства конкретизируется по трендам продаж за ряд пред-

А'

шествующих лет с поправкой на сезон и возможного расширения торговых представителей с учетом готовой продукции на складах всех направлений (филиалы, торговые точки и т. д.). В системе оперативного планирования по каждому существующему и предполагаемому каналу сбыта устанавливаются нормы запасов готовой продукции на складах и оборачиваемость запасов, с учетом чего осуществляется планирование отгрузок готовой продукции в разрезе направлений сбыта.

Для каждого вида мебельной продукции существует нормативный запас в днях продаж по всем каналам товародвижения, который не является постоянной величиной и зависит от разных факторов, таких как:

- во-первых, продолжительности производственного цикла изготовления изделия отдельных ассортиментных групп;

- во-вторых, прогноза объемов производства и продаж, определяемого спросом на мебельную продукцию в географических сегментах;

- в-третьих, состояния инфраструктурного окружения в каналах товародвижения продукции мебельного производства.

Ввиду корректировки на норматив оборачиваемости запасов осуществляется планирование производства мебельной продукции в разрезе ассортиментных групп.

В практике работы мебельных предприятий ситуация с оперативным планированием производства на 1 мес. складывается следующим образом: оперативный план производства на месяц разбивается на производственные недели, при этом фактические объемы производства в первую неделю совпадают с плановым.

Начиная со второй недели в плановые программы вносятся корректировки с учетом заказов, поступивших в предшествующий период, что приводит к

4 1

нарушению ритмичности производства и изменению в цепи - поставка сырья - заказ производства

Изменения в системе оперативных планов негативно отражаются на загрузке оборудования (рис. 4).

В противном случае, когда нормативный запас меньше фактического, принимается решение о наращивании объемов производства и увеличении объемов запуска.

Важно отметить, что при наличии значительных резервов производственных мощностей решение подобной задачи не представляет трудностей для производственного предприятия, в то же время наличие ограниченных производственных ресурсов и максимальная загрузка имеющихся мощностей могут поставить под сомнение увеличение объемов производства продукции ассортиментных групп мебели.

Для решения подобных ситуаций система оперативного планирования должна опираться на результаты АВС-анализа.

Применение в системе оперативного планирования дифференцированных ассортиментных групп позволяет сгладить диспропорции в производстве продукции.

Для обеспечения ритмичности запуска-выпуска изделий по каждой ассортиментной группе (АВС) устанавливается среднее значение объема производства (натуральное и стоимостное выражение) по результатам тренда за предыдущий месяц с поправкой на сезонность.

По результатам выполненных расчетов устанавливается необходимый размер складских запасов. Рассчитанный объем отправляемой на склад продукции позволяет обеспечить максимальную загрузку оборудования, минимизацию затрат на переналадку техники и оборудования, перестройку технологии, сэкономить не только временные затра-

Сменность работы оборудования, смен 2

1 -

0

□ Февраль ■ Март

□ Апрель

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

Рис. 4. График загрузки основного производства мебельного предприятия (по данным предприятия)

3

ты, но и существенно увеличить объем производства плановой продукции - до максимума.

Из изложенного можно сделать следующие выводы:

- предприятия мебельной промышленности являются ведущими в лесопромышленном секторе и во многом определяют уровень развития всего сегмента экономики;

- в условиях динамичных изменений на конкурентном рынке и усиления экспансии зарубежных производителей возрастает роль оперативного планирования в системе менеджмента предприятия;

- действенным инструментом оперативного планирования выступает АВС-анализ, применение которого позволяет повысить ритмичность производства, минимизировать затраты на переналадку оборудования, нарастить объемы производства, максимально загрузить оборудование по времени и мощности;

- применение АВС-анализа в мебельном производстве отличается специфичностью аналитических процедур, предопределяемой особенностями этого вида экономической де-

ятельности (сезонность производства и продаж, высокая материалоемкость продукции, отсутствие ведущего оборудования и др.); - выделение дифференцированных групп мебели позволяет акцентировать производственные возможности предприятия на наиболее рентабельных и пользующихся стабильным спросом изделиях, обеспечивать оптимизацию складских площадей мебельного предприятия.

Список литературы

1. БухалковМ. И. Внутрифирменное планирование: учебник. М.: ИНФРА-М., 1999.

2. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. 16-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2008.

3. Ильин А. И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. 7-е изд., испр. и доп.. Минск: Новое знание, 2006.

4. Макаренко М. В., Махалина О. М. Производственный менеджмент: учеб. пособие М.: Приор, 1998.

5. Организационное управление: учеб. пособие / Н. И. Архипова, В. В. Кульба, С. А. Косяченко и др.; под ред. Н. И. Архиповой. М.: Приор, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.