Научная статья на тему 'Аварийно-спасательные и специальные машины для оснащения формирований МЧС России'

Аварийно-спасательные и специальные машины для оснащения формирований МЧС России Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
9959
1088
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Виноградов А. Ю.

Для оснащения формирований МЧС России, отечественные предприятия предлагают свыше 40 образцов аварийно-спасательных машин различных типов и более 1 500 наименований инструмента, приборов, оборудования и имущества, в т.ч. и для комплектации АСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Виноградов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аварийно-спасательные и специальные машины для оснащения формирований МЧС России»

УДК 614.89

А.Ю. Виноградов к.т.н., член-корреспонденции РАЕН (генеральный директор НПЦ «Средства спасения»)

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ

Для оснащения формирований МЧС России, отечественные предприятия предлагают свыше 40 образцов аварийноспасательных машин различных типов и более 1500 наименований инструмента, приборов, оборудования и имущества, в т.ч. и для комплектации АСМ

А.Ю. Виноградов

Индустрия производства аварийно-спасательной техники в России начала развиваться в середине 90-х годов. Причиной послужило то обстоятельство, что к этому времени в стране завершилась коренная перестройка системы гражданской обороны (ГО) и было создано МЧС России. Одной из приоритетных целей научнотехнической деятельности Министерства на момент его образования было создание мобильных аварийно-спасательных формирований нового типа, основу которых составляли бы спасатели-профессионалы, оснащенные современными многофункциональными авиационными, автомобильными и инженерными комплексами, различным аварийноспасательным инструментом, средствами индивидуальной и коллективной защиты, специализированными приборами и оборудованием, средствами связи. Для практического достижения этой цели была разработана программа технического оснащения аварийно-спасательных формирований МЧС России.

На сегодняшний день разработкой, серийным производством и поставками аварийно-спасательной техники для формирований МЧС России и других министерств и ведомств, входящих в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), подразделений Корпуса сил государств

— участников СНГ занимается свыше 350 российских предприятий. Среди них лидирующее положение занимают специализированные машиностроительные предприятия, имеющие собственную научнопроизводственную базу, достаточную для самостоятельной разработки и серийного изготовления аварийно-спасательных машин различного типа (Научно-производственный центр «Средства спасения», производственные объединения «Пожтехника» и «Рыбинские моторы»). Кроме них имеются предприятия, осуществляющие экспериментальное, единичное и мелкосерийное производство («Комбитех», «Виват-Виктория», «Пожтехспас», «Тетис», «Спасательная техника», «Спрут» и др.), продукция которых также востребована на российском рынке аварийно-спасательных средств.

Среди вышеперечисленных организаций следует выделить Научнопроизводственный центр «Средства спасения», образованный в 1994 г. Основу центра составляют специалисты с фундаментальными знаниями в области практической и научно-технической деятельности системы ГО, пришедшие в коллектив из центрального аппарата и войск ГО, НИИ различных министерств и ведомств. Постоянная работа ученых и специалистов НПЦ «Средства спасения» над разработкой новых и совершенствованием выпускаемых аварийно-спасательных средств, с учетом замечаний и пожеланий работающих с ними спасателей, приводит к появлению новых уникальных образцов техники. За последние 5 лет по заказу МЧС России и самостоятельно в этой области выполнено свыше 30 значительных научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Приоритетным направлением в деятельности организации является разработка, экспериментальное и серийное производство аварийно-спасательных и специальных машин.

С 2000 г. НПЦ «Средства спасения» вошел в качестве головного научно-производственного предприятия в состав Федерального центра

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

науки и высоких технологий предупреждения и ликвидации ЧС.

На сегодняшний день, для оснащения формирований МЧС России, отечественные предприятия предлагают свыше 40 образцов аварийно-спасательных машин различных типов и более 1 500 наименований инструмента, приборов, оборудования и имущества, в т.ч. и для комплектации АСМ.

В соответствии с основными положениями «Концепции оснащения войск ГО РФ и сил МЧС России техникой» и «Программы вооружения войск ГО РФ», наиболее важным направлением технического обеспечения этих структур является разработка и создание АСМ, отвечающих следующим критериям:

• высокая универсальность или узкая специализация;

• высокая производительность при оказании помощи пострадавшим;

• быстрота развертывания;

• укомплектованность высокотехнологичным и надежным инструментом, оборудованием, снаряжением и средствами для оказания помощи пострадавшим;

• возможность экстренной доставки пострадавших в лечебные учреждения;

• обеспечение безопасного проведения аварийно-спасательных работ;

• высокая надежность шасси с запасом хода не менее 500 км;

• высокая скорость, проходимость и маневренность в различных дорожных и природно-климатических условиях;

• возможность автономной работы;

• комфортные условия обитаемости для экипажа;

• возможность перевозки различными видами транспорта.

При создании машин для спасателей отечественные предприятия-изготовители, в т.ч. и НПЦ «Средства спасения», строго следят за тем, чтобы их продукция отвечала всем вышеперечисленным требованиям.

По типу используемых автомобильных шасси все АСМ классифицируются на машины сверхлегкого, легкого, среднего, тяжелого и сверхтяжелого типа. В качестве базовых шасси при производстве аварийно-спасательных и специальных машин в основном используется техника российских производителей

— «ВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ», «ЗИЛ», «КамАЗ», «ПАЗ», но при этом возможно применение и автомобилей известных зарубежных марок, в том числе «Land Rover», «IVECO» и др.

Для оснащения выпускаемых аварийно-спасательных машин, в зависимости от их функционального назначения, используются следующие виды оборудования, инструмента и специальных средств:

• гидравлический аварийно-спасательный инструмент (марки «Медведь» или аналогичный);

• пневматический аварийно-спасательный инструмент;

• электромеханический инструмент;

• энергетическое оборудование;

• средства пожаротушения;

• оборудование для проведения пиротехнических работ;

• водолазное оборудование и снаряжение;

• приборы радиационной разведки;

• приборы химической разведки и газового контроля;

• средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

• осветительное оборудование;

• средства связи и специальной сигнализации;

• медицинские средства;

• оргтехника, мобильные компьютеры;

• экипировка спасателей.

В связи с растущей загруженностью транспортных коммуникаций крупных мегаполисов у специалистов МЧС России возникла потребность в малогабаритных и мобильных аварийно-спасательных транспортных средствах. В качестве АСМ сверхлегкого типа НПЦ «Средства спасения» разработал несколько мобильных аварийно-спасательных транспортных средств на базе мотоциклов «Урал» (рис. 1).

Рис. 1. Мотоцикл аварийно-спасательный МАСТС-45-01С

Следует отметить, что мотоцикл аварийно-спасательный МАСТС-45-01С был отмечен Золотой медалью 49-й Международной выставки инноваций, достижений и новых технологий «Эврика 2000» (г. Брюссель).

Для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ в зимний период времени, особенно в условиях распутицы и бездорожья, которые отличают лесотундровую местность, широко используются специальные транспортные средства на базе снегоходов российского производства «Рысь» и «Буран».

Еще одним из представителей данного класса машин является аварийно-спасательный автомобиль АСМ-41-01, разработанный на базе серийного полноприводного автомобиля ВАЗ-21310 (рис. 2). Он предназначен для экстренной доставки оперативных групп спасателей и специального оборудования в условиях плотной городской застройки, сельской местности, в районах высокогорья к зонах ЧС.

АСМ сверхлегкого типа также могут быть оборудованы на базе легковых автомобилей ВАЗ-2120,

Рис. 2. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01

УАЗ-31512 (-31514, -31519).

Основное предназначение АСМ сверхлегкого класса:

• рекогносцировка очагов ЧС;

• ликвидация последствий ЧС, возникших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) или аварий на коммуникациях;

• ликвидация бытовых ЧС в жилом или административном секторе;

• ликвидация локальных очагов ЧС на промышленных предприятиях.

АСМ сверхлегкого класса целесообразно использовать в составе передовых подразделений МЧС России в случае возникновения крупномасштабных ЧС.

АСМ легкого типа предназначены для оперативной доставки спасателей и специального оборудования к месту возникновения ЧС и технического обеспечения поисковых и аварийно-спасательных работ. АСМ этого класса могут использоваться для оказания медицинской помощи, обеспечения связи и оповещения, проведения химического и радиационного контроля окружающей среды и т.д. К их достоинствам следует отнести небольшие массу, габариты и высокую скорость передвижения.

Эти АСМ целесообразно использовать в городах для ликвидации последствий небольших по масштабам ЧС (ДТП на автодорогах, бытовые ЧС и др.). Кроме того, их можно использовать в составе первого эшелона группировки сил и средств формирований МЧС России для ведения рекогносцировки очагов ЧС, их общей разведки, обеспечения поисковых, спасательных и вспомогательных работ.

Среди аварийно-спасательных машин, принятых на оснащение МЧС России, в этом классе можно выделить машину АСМ-41-02 (рис. 3), изготовленную на базе серийного полноприводного автомобиля ГАЗ-27057.

АСМ-41-02 в грузопассажирском исполнении имеет кабину водителя, салон для экипажа и технический отсек, оборудованный стеллажами и выдвижными поддонами, на которых размещен комплект аварийно-спасательного оборудования, средства защиты экипажа, осветительное оборудование, медицинские средства, противопожарное оборудование, специальное оборудование и приборы.

Рис. 3. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02

Достаточно устойчивые ходовые качества машины и удачное размещение в ней оборудования позволяют быстро доставлять спасателей в район ЧС и рационально организовать их работу. Но недостаточная грузоподъемность шасси несколько ограничивает возможности автомобиля по доставке к месту ЧС необходимого количества оборудования, а небольшой дорожный просвет в сочетании с мягкой подвеской затрудняют эксплуатацию АСМ-41-02 в условиях бездорожья.

Благодаря своему малому весу и небольшим габаритным размерам многие АСМ сверхлегкого и легкого классов состоят на вооружении аэромобильных подразделений МЧС России (рис. 4).

Рис. 4. Погрузка АСМ-41-014 на борт транспортного самолета МЧС России

АСМ данного класса составляют основу автомобильного парка аварийно-спасательных машин поисково-спасательных формирований МЧС России и могут также выполняться на базе таких шасси, как ГАЗ-2752, ГАЗ-27527, УАЗ-3909(9), УАЗ-З962, Land Rover.

АСМ среднего класса предназначены для технического обеспечения более широкого диапазона поисковых, аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, которые выполняются преимущественно на объектах повышенного риска, в городах и других крупных населенных пунктах, на магистральных транспортных коммуникациях.

Среди машин этого класса следует особо отметить аварийно-спасательную машину АСМ-51-03 «Бизон» (рис. 5) на шасси повышенной проходимости.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 5. Аварийно-спасательная машина АСМ-51-03 «Бизон»

Высокая проходимость и маневренность машины обеспечивают оперативную доставку спасателей и специального оборудования к месту возникновения ЧС в тяжелых дорожных условиях за счет:

• полного привода и независимой торсионной подвески всех колес;

• механической бортовой трансмиссии (безмос-товая схема, дорожный просвет 450—560 мм);

• возможности блокировки всех колес;

• системы рулевого управления передних и задних колес с гидравлическими усилителями (минимальный радиус поворота — не более 8,5 м);

• наличия передачи, понижающей скорость движения машины до 1,6 км/ч.

Возможность выполнения широкого диапазона аварийно-спасательных работ при использовании этой АСМ достигается за счет использования в ней дополнительного оборудования в съемных контейнерах, а также быстрой замены части основного оборудования на стеллажах кузова-фургона в зависимости от объемов и характера выполняемых задач.

Компактность размещения, удобство доступа к оборудованию обеспечивается:

• рациональным размещением оборудования на трехярусных трехсекционных стеллажах вдоль бортов кузова-фургона и в центральной части в съемных контейнерах;

• конструкцией кузова-фургона, с горизонтальными двухстворчатыми люками, допускающими одновременный доступ ко всему оборудованию и наличием рабочих площадок с трапами для удобства снятия и установки оборудования и инструмента верхних ярусов стеллажей;

• наличием электротельфера на выдвижном монорельсе грузоподъемностью до 250 кг для погрузки и выгрузки тяжеловесного оборудования и съемных контейнеров.

Установленная на АСМ-51-03 «Бизон» телескопическая осветительная мачта с электрическим приводом подъема, опускания и поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях осветительного блока мощностью 2000 Вт обеспечивает освещение территории выполнения аварийно-спасательных работ заливающим светом.

Вышеперечисленные особенности позволяют

сделать вывод о том, что АСМ-51-03 «Бизон» с успехом может использоваться и при ликвидации последствий крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, отрицательное воздействие которых распространяется на крупные мегаполисы и объекты экономики межрегионального или федерального значения.

В основном, для этих задач следует использовать АСМ тяжелого и сверхтяжелого класса, которые предназначены для оперативной доставки дежурных смен спасателей из 7—9 человек и специального оборудования, обеспечения выполнения аварийноспасательных и других неотложных работ во втором эшелоне сил при наращивании усилий по ликвидации последствий ЧС.

С целью повышения мобильности и эффективности действий аварийно-спасательных формирований, МЧС России и войска ГО РФ в 2001 г. начали закупку аварийно-спасательных машин АСМ-48-03 «Спасатель» (рис. 6), созданных на базе шасси автомобиля КамАЗ-43118. Этот автомобиль, с удлиненной рамой, оборудован специальным кузовом-фургоном с обитаемым отсеком и отсеком для размещения укладки аварийно-спасательного оборудования, инструмента и приспособлений, электрогенераторной установкой, специальными светотехническими и громкоговорящими устройствами.

Рис. 6. Аварийно-спасательная машина АСМ-48-03 «Спасатель»

Аварийно-спасательная машина АСМ-48-03 «Спасатель» оснащена телескопической осветительной мачтой с ручным приводом и прожекторами общей мощностью 2000 Вт.

Аварийно-спасательные машины сверхтяжелого класса выполняются на автомобилях ГАЗ-34034 (36, 38).

В состав оборудования АСМ среднего, тяжелого и сверхтяжелого класса входят самые современные и высокоэффективные аварийно-спасательные средства отечественного и зарубежного производства, а по своим тактико-техническим возможностям они превосходят машины легкого типа более чем в 3—4 раза.

К отдельной группе техники МЧС России относятся оперативно-штабные машины и подвижные пункты управления.

Главной задачей оперативно-штабных машин (рис. 7) является обеспечение работы оперативных

групп, органов управления и оперативных штабов из 4—8 человек при ликвидации последствий ЧС, катастроф и стихийных бедствий.

Рис. 7. Оперативно-штабная машина АСМ-41-02ОШ

Оперативно-штабные машины могут производиться на базе ВАЗ-2131, ГАЗ-2705, ГАЗ-27057, ГАЗ-2752, ГАЗ-27527, УАЗ-3909, УАЗ-3962.

Подвижные пункты управления (рис. 8) предназначены для доставки, размещения, работы и отдыха оперативных групп управления (комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и др.) при ликвидации последствий крупных аварий (катастроф) и стихийных бедствий.

Рис. 8. Подвижной пункт управления ППУ-45-04

В отличие от оперативно-штабных машин, подвижные пункты управления способны длительное время полностью обеспечивать функциональную деятельность и бытовые условия руководства и личного состава АСФ из 4—5 человек (отдых, приготовление пищи и т.п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место среди аварийно-спасательных машин занимают автомобильные комплексы специального назначения: разведывательные машины, машины обеспечения пиротехнических работ, машины для обеспечения водолазных работ, пожарная техника, а также машины управления, специальной связи и оповещения.

Для обеспечения работ в районах техногенных ЧС, сопровождающихся загрязнением местности радиоактивными и аварийно химически опасными веществами (АХОВ), специалистами НПЦ «Средства

спасения» разработана целая серия машин специального назначения. В их состав входят: разведывательно-спасательные машины, машины радиационной и химической разведки, многоцелевые технические комплексы для локализации и ликвидации очагов радиоактивного и химического загрязнения, проливов и облаков АХОВ.

Машины радиационной и химической разведки могут быть оборудованы самыми современными средствами автоматизированного контроля и отображения обстановки на базе программно-аппаратных комплексов с использованием ГИС-технологий, портативными газосигнализаторами АХОВ на базе спектрометров ионной подвижности, способными осуществлять одновременную индикацию 15—17 видов АХОВ, в т.ч. и ОВ. Установленное в таких автомобилях оборудование способно также автоматически передавать обработанную информацию в вышестоящие пункты управления, осуществляя этот процесс в реальном режиме времени. Одна из таких машин АСМ-41-02МХР (рис. 9) в 2001 г. приняла участие в международных учениях по гражданской обороне, которые проходили в Швеции, получив при этом высокую оценку зарубежных участников этого мероприятия.

Рис. 9. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02МХР с автоматизированным рабочим местом оператора

Машины для обеспечения пиротехнических работ

используются для доставки специалистов-пиротех-ников, специального оборудования и имущества к месту обнаружения взрывоопасных предметов, обеспечения их поиска, извлечения и безопасной

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

транспортировки к месту уничтожения. Большая часть этих специальных машин изготавливается с использованием шасси автомобилей повышенной проходимости УАЗ-З969 и ГАЗ-27057. К ним могут быть отнесены также и средства для транспортировки робототехнических средств, предназначенных для обезвреживания или уничтожения взрывчатых предметов. Сегодня на вооружении у российских спасателей стоит машина обеспечения пиротехнических работ АСМ-41-02МПР, созданная на базе автомобиля ГАЗ-27057.

Машины для обеспечения водолазных работ изготавливаются на базе АСМ легкого (рис. 10), среднего и тяжелого классов.

Рис. 10. Аварийно-спасательная водолазная станция АСМ-45-02АСВС с размещенным оборудованием

Они предназначены для доставки к месту ЧС во-долазов-спасателей, водолазного оборудования, специального инструмента и имущества, необходимых для спасения пострадавших, оказания им неотложной доврачебной помощи, выполнения аварийных подводно-технических работ.

После включения в структуру МЧС России Государственной противопожарной службы были начаты работы по созданию новой пожарной техники, в т.ч. автоцистерн на базе специального автомобильного шасси АС-3848 и по серийному производству оперативно-штабных автомобилей (рис. 11), предназначенных для обеспечения деятельности выездных штабов пожаротушения.

Основным назначением машин управления, специальной связи и оповещения (рис. 12) является

Рис. 11. Оперативно-штабная машина АСМ-45-02ОШ

обеспечение органов управления административнотерриториальных единиц специальной связью (в т.ч. с использованием закрытых каналов связи), а также, при необходимости, осуществление руководства эвакуацией населения с использованием громкоговорящих установок.

Рис. 12. Подвижной узел связи ПУС-48-03

За рубежом созданием современных АСМ занимаются такие ведущие фирмы-производители специальных автомобилей, как IVECO Magirus (Германия, Италия, Франция); Rosenbauer International (Австрия); Almonte Fire Trucks Ltd., Dependable Emergency Vehicles, Superior Emergency Vehicles Ltd. (Канада); Emergency Service International, Fort Garry Fire Trucks, Road Rescue Inc. (США) и др.

В большинстве своем эти АСМ создаются по образцу пожарных машин и представляют собой алюминиевые модульные конструкции, установленные на базовом шасси с нишами и отсеками с закрывающими алюминиевыми шторками.

Все оборудование, необходимое для ликвидации последствий ЧС, размещается в автомобиле в соответствии со стандартами страны-изготовителя. При этом выдерживается принцип систематизации по целевому назначению и используется все пространство машины, в том числе и ниже линии рамы. Оборудование размещается в ящиках, поддонах, на полках, которые легко выдвигаются и опускаются на нужную высоту.

Для комплектов тяжелого оборудования предусмотрены выдвижные и отделяемые грузовые отсеки.

В некоторых автомобилях имеется ниша или отсек для съемного контейнера небольшой грузоподъемности, в других большегрузные контейнеры монтируются на саморазгружающихся АСМ. И те, и другие типы контейнеров с оборудованием на случай разных ЧС хранятся в местах дислокации.

Анализ зарубежных материалов показывает, что к работам по ликвидации последствий ЧС различных видов и масштабов привлекаются как малогабаритные (часто выполненные на базе легковых автомобилей) с малой массой автомобили, так и крупногабаритные большегрузные автомобили.

Легкие автомобили, имеющие небольшой набор аварийно-спасательного оборудования, являются автомобилями быстрого реагирования и прибывают на место ЧС в первую очередь. Эти автомобили часто сочетают в себе две функции:

• аварийно-спасательного и санитарного автомобиля;

• аварийно-спасательного и специального автомобиля с оборудованием для ликвидации последствий химических аварий;

• аварийно-спасательного автомобиля и пожарной автоцистерны.

По мнению западных специалистов, закупка, ремонт, техническое обслуживание одного такого автомобиля двухцелевого назначения обойдется потребителю дешевле двух отдельных автомобилей, на базе которых он может быть создан.

Тяжелые автомобили, имеющие большой набор оборудования, используются для ликвидации последствий крупных ЧС. Среди автомобилей этой группы можно выделить универсальные, с помощью которых можно выполнить широкий комплекс работ, включая работы по ликвидации последствий ЧС с разливом жидких нефтепродуктов, а также наводнений, и специализированные, применяемые в местах сильных пожаров в условиях большой задымленности, химических аварий, а также в случаях радиоактив-

ного загрязнения.

Такие автомобили часто оборудуются электрогенератором и световой мачтой. Помимо стандартного комплекта загрузки, включающего защитные средства, пожарное оборудование, спасательные средства и т.д., на этих автомобилях размещаются комплекты оборудования для удаления разливов жидких нефтепродуктов, средства спасания на водах и другие дополнительные средства.

Специализированные автомобили помимо стандартных оснащаются комплектами средств для ликвидации последствий химических аварий (приемными резервуарами, устойчивой к химическим веществам гидроарматурой и др.), комплектами защитных средств, измерительной аппаратурой для проведения работ в условиях радиоактивного загрязнения и т.д.

В заключение следует отметить, что в настоящее время ведущие российские и западные специалисты проводят большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации имеющихся и созданию новых образцов АСМ. Анализ этих исследований позволяет определить основные направления развития АСМ в ближайшее будущее: совершенствование конструкторских решений; повышение надежности отдельных узлов и систем;

обеспечение работоспособности автомобилей в условиях действия различных поражающих факторов ЧС;

повышение показателей проходимости автомобилей;

улучшение эргономических показателей; развитие систем дистанционного управления системами и приборами, поиск новых решений по вопросам укладки, извлечения, доставки к месту ЧС оборудования и средств;

создание автомобилей двухцелевого назначения; развитие автомобилей контейнерного типа.

Литература

1. Виноградов А.Ю. Аварийно-спасательные машины НПЦ «Средства спасения» — 10 лет на службе спасения МЧС России: Каталог «Пожарная безопасность», 2004.

2. Виноградов А.Ю. Современные аварийно-спасательные машины: Каталог «Пожарная безопасность», 2005.

3. Одинцов Л.Г., Парамонов В.В. Технология и технические средства проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ: Справочное пособие. — М.: НЦ ЭИАС, 2004 — 251.

4. Одинцов Л.Г., Запорожец А.И. Разработка технических средств для ведения аварийно-спасательных работ: Межотраслевой тематический каталог «Системы безопасности», 2004.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.