Аварийно-спасательные и другие неотложные работы Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

Научная статья на тему 'Аварийно-спасательные и другие неотложные работы' по специальности 'Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № 2 / том 3 /
Коды
  • ГРНТИ: 81.93 — Безопасность. Аварийно-спасательные службы
  • ВАК РФ: 05.26.01
  • УДK: 614.8
  • Указанные автором: УДК: 614.8

Статистика по статье
  • 3444
    читатели
  • 260
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Аннотация
научной статьи
по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Мажуховский Э. И.

Изложены принципы организации аварийно-спсасательных и других неотложных работ на региональном уровне РСЧС, а также технологии и способы ведения АСДНР.

Научная статья по специальности "Безопасность. Аварийно-спасательные службы" из научного журнала "Технологии гражданской безопасности", Мажуховский Э. И.

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Мажуховский Э. И.

Текст
научной работы
на тему "Аварийно-спасательные и другие неотложные работы". Научная статья по специальности "Безопасность. Аварийно-спасательные службы"

Научно-технические разработки
УДК 614.8
Э.И. Мажуховский
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ
Изложены принципы организации аварийно-спсасательных и других неотложных работ на региональном уровне РСЧС, а также технологии и способы ведения АСДНР
Э.И. Мажуховский
А ва
Дно
1\и
варийно-спасательные и другие неотложные работы — это совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту времени мероприятий, проводимых силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, по единому замыслу и плану, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации, локализации ЧС, подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия поражающих факторов и выполнения других неотложных работ, направленных на обеспечение спасения людей и действий спасателей.
Цель аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР)
— в возможно короткие сроки спасти и оказать помощь пострадавшим, локализовать источники поражения, снизить потери, материальный и экологический ущерб, создать условия для восстановления функционирования организаций и жизнедеятельности населения.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ на территории которых сложилась ЧС на основе разграничения их полномочий и ответственности.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в данной области при ЧС федерального и трансграничного характера.
Органы государственной власти субъектов РФ — при ЧС регионального и межмуниципального характера. Органы местного самоуправления — в своих организациях (объектах).
При недостатке своих сил и средств обращаются к вышестоящим органам за оказанием необходимой помощи. Успех проведения АСДНР достигается:
- заблаговременной целенаправленной подготовкой органов управления, сил и населения к действиям в условиях ЧС;
- быстрым реагированием органов исполнительной власти всех уровней, органов управления МЧС России и организаций на возникновение ЧС;
- организацией и проведением в короткие сроки первоочередных экстренных мероприятий по защите населения, территории и окружающей природной среды от ЧС;
- организацией и ведением эффективной и непрерывной разведки;
- принятием обоснованного решения на проведение АСДНР с учетом особенностей сложившейся ЧС и обстановки в очаге поражения, организацией его выполнения;
- сосредоточением основных усилий на выполнение мероприятий по защите населения, а также мероприятий, обеспечивающих ликвидацию ЧС с наименьшими потерями, в короткие сроки;
- применением эффективных способов и технологий ведения АСДНР;
- непрерывным, твердым управлением, поддержанием устойчивого взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил и проводимых мероприятий;
- непрерывным, до полного завершения, ведением АСДНР;
- высоким уровнем подготовки органов управления и сил к выполнению аварийно-спасательных работ в сложной обстановке, неуклонным выполнением спасателями мер безопасности.
Основные требования к организации АСДНР:
- максимально возможная оперативность реагирования на возникновение ЧС, ведение работ непрерывно до полного завершения ликвидации ЧС;
- создание группировки сил, организация работ, применяемые способы и технологии должны соответствовать складывающейся обстановке;
- быстрое реагирование на изменения обстановки;
- сосредоточение основных усилий, прежде всего, на защите населения, поиске и оказании первой помо-
щи пострадавшим;
- оказание в короткие сроки первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;
- организация и поддержание непрерывного и твердого управления ведением АСДНР, а также взаимодействия между органами управления и привлекаемыми силами;
- организация и поддержание всестороннего обеспечения действий сил в ходе ведения АСДНР.
Основы организации АСДНР на региональном уровне
Общий замысел организации АСДНР, применительно к возможным ЧС, определяется заблаговременно на основе прогнозирования и оценки возможной обстановки, объема предстоящих задач и имеющихся сил и средств для их выполнения.
На этой основе организуется целенаправленная подготовка к проведению АСДНР, включающая планирование, подготовку сил, создание необходимой материально-технической базы.
Под прогнозированием обстановки понимается научно-обоснованное определение риска возникновения ЧС, их масштабов и последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по ликвидации ЧС.
Прогнозирование и оценка возможной обстановки осуществляются расчетно-аналитическим методом с использованием ЭВМ.
Планирование ведения АСДНР осуществляется также заблаговременно и заключается в разработке, на основе комплексного анализа, оценки возможной обстановки и решения руководителя соответствующего органа исполнительной власти, комплекса мероприятий по защите населения, территории, организаций и окружающей природной среды от поражающих факторов ЧС, плана действия по предупреждению и ликвидации ЧС и защиты населения.
Основная цель заблаговременного планирования
— повысить готовность органов управления, сил и населения к действиям по ликвидации ЧС.
Эффективность заблаговременного планирования ведения АСДНР достигается разработкой проектов планов на научной основе, с учетом наличия сил и средств и их возможностей по выполнению планируемых мероприятий, периодическим уточнением в соответствии с изменением исходных данных обстановки, и замысла ведения АСДНР.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняется с возникновением ЧС на основе данных разведки и решения руководителя работ по ликвидации ЧС.
Опыт ликвидации ЧС показывает, что процесс организации и непосредственно ликвидации ЧС можно условно разделить на четыре основных этапа:
- принятие экстренных мер;
- организация ликвидации ЧС;
- непосредственно ведение АСДНР;
- обеспечение жизнедеятельности на пострадавшей территории (объектах).
Мероприятия первого этапа имеют цель уменьшить потери и разрушения и привести в готовность к
действиям спасательные силы.
Выполнение мероприятий в военное время начинается с получением данных о непосредственной угрозе нападения или по сигналу «ВТ», а в условиях ЧС природного и техногенного характера — с возникновением угрозы или непосредственно ЧС.
В ходе этого этапа осуществляются:
- оповещение об опасности (нападении);
- организация разведки и оценка сложившейся обстановки;
- введение в действие плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (плана ГО и защиты населения);
- приведение в готовность сил и системы управления; выдвижение сил и средств, прежде всего сил повышенной и постоянной готовности;
- приведение в готовность и занятие защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
- эвакуация населения;
- проведение экстренной медицинской профилактики, оказание необходимой помощи пострадавшим;
- проведение мероприятий по повышению устойчивости работы объектов;
- проведение АСДНР сохранившимися силами пострадавших объектов и населения;
Мероприятия второго этапа ликвидации ЧС — имеют цель организовать ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с конкретно-сложившейся обстановкой, наличием и возможностями имеющихся сил и средств.
В ходе второго этапа осуществляются:
- развертывание системы управления;
- оценка сложившейся обстановки на основе данных разведки и донесений подведомственных органов управления;
- принятие решения на ведение АСДНР силами и средствами постоянной повышенной готовности;
- постановка задач органам управления и силам;
- организация ведения АСДНР;
- организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил;
- управление выдвижением сил к очагам поражения.
Третий этап — непосредственно ведение АСДНР:
- ввод сил на участки (объекты) ведения работ;
- уточнение обстановки на участках (объектах) работ, уточнение способов и технологий ведения работ;
- ведение АСДНР;
- управление ведением работ;
- ликвидация возникшей ЧС;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим, эвакуация пострадавших из зоны ЧС;
- проведение мероприятий по всестороннему обеспечению работ;
- организация смены формирований.
На четвертом этапе ведения АСДНР — решаются задачи по жизнеобеспечению пострадавшего населения и восстановлению готовности сил.
Основные мероприятия координируются соответствующим КЧС и включают:
- временное размещение населения оставшегося
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
без крова;
- обеспечение водой, предметами первой необходимости и пищей;
- организацию учета и материальной помощи пострадавшим;
- проведение необходимых санитарно-гигиенических мероприятий и оказание медицинской помощи и трудоустройство;
- проведение первоочередных мероприятий по прекращению воздействия поражающих факторов;
- восстановление готовности сил и жизнедеятельности пострадавшей территории (организаций).
АСДНР организуются на основе решения руководителя работ по ликвидации ЧС.
Решение руководителя работ по ликвидации ЧС доводится до руководителей и органов управления подведомственных органов исполнительной власти и организаций, на территории и объектах которых возникла ЧС и руководителей сил, привлекаемых для проведения и обеспечения ведения АСДНР, которые принимают свои решения в соответствии с общим замыслом ликвидации ЧС и поставленными им задачами. Таким образом, достигается проведение работ на основе единого замысла и сокращение времени на организацию действий.
Основу решения составляет замысел ведения АСДНР, в котором определяется:
- где, в какие сроки и с какой целью сосредоточить основные усилия; группировка сил и средств; последовательность и способы выполнения задач;
- задачи подразделений (формирований), мероприятия которые необходимо выполнить в первую очередь;
- порядок выдвижения и ввода сил на участки ведения работ;
- режим работы, порядок смены подразделений;
- организация управления и взаимодействия при ведении АСДНР;
- организация обеспечения действий сил и жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и пострадавших.
Задачи подразделениям ставятся в ходе выдвижения или по прибытии их на рубеж развертывания, или на участки ведения работ. В первую очередь задачи ставятся силам, предназначаемым для ведения работ на участках, где сосредотачиваются основные усилия.
Задачи группировки ставятся на весь период ведения работ и уточняются на каждые сутки с учетом складывающейся обстановки, формированиям — на сутки или рабочую смену.
Организация АСДНР в значительной мере зависит от характера и масштабов ЧС.
АСР в очагах поражения (при ЧС регионального масштаба) включают:
- разведку маршрутов ввода и участков (объектов) ведения работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ;
- извлечение пострадавших из завалов и других опасных мест, оказание им первой помощи; эвакуа-
цию их из зоны поражения в медпункты;
- подачу воздуха и вскрытие заваленных защитных сооружений;
- оказание первой медицинской доврачебной (первой врачебной) помощи пострадавшим непосредственно в зоне ЧС, эвакуацию нуждающихся в медицинские учреждения;
- эвакуацию населения из зоны поражения в безопасные районы;
- санитарную обработку людей, обеззараживание территории и объектов.
Другие неотложные работы включают:
- локализацию аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения;
- прокладку путей маневра сил и эвакуации;
- укрепление конструкций угрожающих обрушением;
- ремонт и восстановление поврежденных линий связи;
- ремонт и ускоренное восстановление защитных сооружений и проведение других мероприятий, обеспечивающих беспрепятственное проведение АСДНР и защиту населения и территории в зоне ЧС.
В виду необходимости спасения пострадавших в возможно короткие сроки, непосредственно спасательные работы должны начинаться немедленно с выходом подразделений (формирований) на участки работ, не ожидая полного выяснения обстановки. Задачи сил и способы действий уточняются в ходе ведения работ.
Непрерывность и эффективность ведения АСДНР достигается: созданием группировки сил соответствующей сложившейся обстановке; устойчивым управлением; сосредоточением основных усилий в местах нахождения наибольшего скопления пострадавших и где им угрожает непосредственная опасность; проведением работ в режиме соответствующем сложившейся обстановке; полным и своевременным обеспечением действий спасателей.
Группировка сил должна соответствовать замыслу проведения работ и обеспечивать: развертывание их в короткие сроки, сосредоточение основных усилий на спасение людей и завершение работ в сроки, обеспечивающие выживание пострадавших в сложных условиях, возможность маневра силами и средствами.
Группировка для ведения работ в сложных условиях создается в составе двух-трех смен и резерва, а при крупных ЧС регионального масштаба может создаваться в составе нескольких эшелонов.
В сложной обстановке работы ведутся посменно, при этом продолжительность работы спасателей (включая время перерывов) не должна превышать 8 часов в сутки и устанавливается в каждом конкретном случае с учетом тяжести ведения работ и воздействия поражающих факторов. В ночное время продолжительность работы каждой смены уменьшается на 25 %. После окончания последней (в течение суток) рабочей смены спасателям предоставляется отдых не менее 7—8 часов.
Зона ведения аварийно-спасательных работ делится на участки и объекты работ. Формированию, с учетом
его возможностей, — назначается 1-2 объекта работ.
Для непосредственного ведения работ в сложной обстановке, на основе спасательных формирований и формирований механизации работ, могут создаваться механизированные спасательные группы.
Режим работы спасателей устанавливается исходя из тяжести работ. Общая продолжительность работ не более 12 часов в сутки.
Период интенсивной работы в ходе смены не должны превышать:
- при работе легкой и средней тяжести — 30 мин для каждого часа работы;
- при тяжелых работах — 3—5 мин в течение каждых 30 мин работы.
Время отдыха — не менее 12 часов в сутки.
Продолжительность отдыха в ходе работы:
15 мин — после каждых 45 мин работы;
3 часа — после рабочей смены.
В ночное время продолжительность смен уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается отдых.
При введении работ в средствах защиты продолжительностью до 4 ч в холодном и умеренном климате (+25 —25 0С), работы могут повторяться до трех раз в сутки, в жарком — до двух раз. Работы общей продолжительностью 6 ч — 2 раза в сутки.
Смена подразделений в ходе ведения работ осуществляется непосредственно на рабочих местах. Техника, как правило, не выводится, а передается сменяющему подразделению (формированию).
Первая смена создается из формирований пострадавших объектов и региональных сил постоянной готовности. Аварийно-спасательные работы прекращаются только по приказу руководителя ликвидацией ЧС.
Способы и технологии ведения АСДНР
Способы и технологии ведения АСДНР и спасения пострадавших в условиях конкретной ЧС определяются на основе данных разведки и оценки обстановки непосредственно на местах нахождения пострадавших.
Технология — совокупность приемов проведения работ по спасению.
Способ — метод спасения.
Непосредственно спасение пострадавших, локализация и ликвидация воздействия поражающих факторов ЧС осуществляются с использованием типовых способов и технологий их выполнения, уточненных соответственно сложившейся обстановке, виду ЧС, наличию и возможностям сил и средств спасателей.
Каждому виду ЧС свойственны свои способы и технологии ведения АСДНР.
Можно выделить четыре основных этапа спасения пострадавших при ЧС:
- поиск пострадавшего;
- деблокирование пострадавшего (прекращено воздействие поражающих факторов);
- оказание пострадавшему первой медицинской помощи;
- эвакуация пострадавшего из зоны опасности в медицинские учреждения, оказание первой врачеб-
ной помощи.
В зависимости от наличия сил, средств и обстановки поиск пострадавших может вестись:
- сплошным визуальным обследованием;
- с использованием специально обученных собак;
- с использованием специальных приборов.
Для деблокирования пострадавших из завалов применяются три основных способа:
- последовательная разборка завала;
- устройство лаза в завале;
- устройство галереи в грунте под завалом.
Деблокирование пострадавших с верхних этажей
зданий осуществляется:
- по сохранившимся лестницам;
- с использованием спасательных средств (веревок, поясов, лестниц-штурмовок);
- с использованием канатных дорог и спасательных рукавов.
Спасение пострадавших в других видах ЧС осуществляется с применением соответствующих способов и технологий ведения работ.
Ведение аварийно-спасательных работ осуществляется непрерывно до спасения последнего человека или обнаружения всех погибших и прекращения воздействия поражающих факторов и требует высокого напряжения сил спасателей и организации бесперебойного обеспечения.
Для сохранения работоспособности спасателей, как отмечалось выше, работы ведутся посменно, в определенном режиме. Кроме того, осуществляется комплекс мероприятий по прекращению и ослаблению воздействия поражающих факторов и специальной обработке, а также организуется жизнеобеспечение спасателей (питание, отдых, медицинская помощь, материально-техническое обеспечение).
Для обеспечения своевременного, организационного и эффективного проведения АСДНР организуется система управления — это совокупность функционально связанных органов управления, пунктов управления, систем связи оповещения, комплексов средств автоматизации, систем и средств сбора, обработки и передачи информации.
Управление заключается в целенаправленной деятельности руководителей и органов управления по руководству силами, при приведении их в готовность, развертывании и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по единому плану, с наиболее эффективным использованием возможностей по защите населения, территории и объектов окружающей природной среды.
Управление строится по территориальному принципу и базируется на существующих территориальных подсистемах РСЧС.
Управление ведением АСДНР включает:
- непрерывный сбор, анализ обстановки;
- принятие решений на действия;
- планирование действий;
- постановку задач подчиненным;
- организацию и поддержание взаимодействия;
- оказание помощи подчиненным в выполнении
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
поставленных задач;
- контроль выполнения поставленных задач.
Управление ведением АСДНР в зависимости от условий обстановки осуществляется с пунктов управления.
Для осуществления управления непосредственно в районе ЧС создаются подвижные пункты управления. Порядок развертывания пунктов управления определяется в каждом конкретном случае, с учетом характера ЧС.
Медицинское обеспечение ведения АСДНР организуется на основе двухэтапной медицинской эвакуации силами и средствами спасателей и учреждениями медицины катастроф.
На первом этапе медицинской эвакуации оказывается первая медицинская, доврачебная и первая врачебная помощь.
Первая медицинская помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи пострадавшему по его обнаружении и деблокировании непосредственно спасателями с использованием табельных и подручных средств, применительно к полученным травмам и состоянию пострадавшего. Основная цель этой помощи — спасание жизни пострадавшего и организация его эвакуации в медицинский пункт.
Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи — 3 мин с момента обнаружения пострадавшего.
При обнаружении пострадавшего в первую очередь необходимо определить жив ли он, если определяются два признака жизни из трех (сознание, пульс, дыхание) при реагировании на свет зрачка — оказывается первая медицинская помощь.
Доврачебная (первая врачебная) помощь — оказывается фельдшером (врачом) медпункта формирования; основная цель первой врачебной помощи — устранение последствий поражения, непосредственно угрожающих жизни пострадавшего, подготовка его к эвакуации в медучреждение, производится медицинская сортировка.
Оптимальный срок оказания первой врачебной помощи — 4—6 часов с момента получения травмы.
На втором этапе медицинской эвакуации в медицинских учреждениях оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь.
Пункты сбора пострадавших развертываются непосредственно в зоне ведения АСДНР, вне непосредственного воздействия поражающих факторов, а медицинские пункты (отряды первой медицинской помощи) — на границе воздействия поражающих факторов.
Специализированные учреждения медицины катастроф развертываются вне зоны поражения. Первая медицинская и первая врачебная помощь спасателям, в случае их ранения или поражения, оказывается по этой
же схеме.
В целях предотвращения возникновения эпидемий проводится противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия.
Организация других видов обеспечения ведением АСДНР
Для обеспечения ведения АСДНР заблаговременно организуется их всестороннее обеспечение, включающее: тыловое (медицинское и материальное), техническое специальное (инженерное, РХБ защиту, противопожарное и морально-психологическое, гидрометеорологическое).
Материальное обеспечение организуется за счет резервов материальных ресурсов, создаваемых заблаговременно всеми органами исполнительной власти, решениями соответствующих органов исполнительной власти. При необходимости в установленном порядке привлекаются средства из госрезерва по решению Правительства РФ.
Для непосредственного обеспечения развертываются пункты питания и материально-технического обеспечения.
Остальные виды обеспечения организуются соответствующими организациями, их силами и средствами в соответствии с планом действия по предупреждению и ликвидации ЧС и защиты населения и решением руководителя работ по ликвидации ЧС.
Организация финансового обеспечения
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в зависимости от характера ЧС, является расходным обязательством Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципального образования. Организации участвуют в ликвидации ЧС, независимо от их организационно-правовых форм собственности, за счет их собственных средств.
Вывод. Существующая система организации и ведения АСДНР в основном обеспечивает решение задач по защите населения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Однако, в виду возрастания угроз природного и техногенного характера, изменений в системе экономики, системе собственности и сферах ответственности за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникает необходимость проведения дальнейших исследований проблемы организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях рыночных отношений и применения современных способов и технологий ведения АСДНР.
Литература
1. Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Части 1, 2, 3, 4. — М.: ВНИИ ГОЧС, 2000, 2001, 2003.
2. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх