Научная статья на тему 'Аутсорсинг путь к успешному развитию предприятий'

Аутсорсинг путь к успешному развитию предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЕДИНИЧНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кленчева Э. А.

Рассматриваются интерпритации понятия аутсорсинга, а также выявленные тенденции формирования и развития аутсорсинговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг путь к успешному развитию предприятий»

I.A.Chernyh, A.A.Drakin

The problems of innovation development of Russia: energy sector and its prospects

In this article, devoted to the questions of ecological valuation of innovation and investment projects, suggested the leading of compulsory valuation of ecological consequences of projects sales, which must be the integral part of project effectiveness analysis that precedes decision-making of expediency of its introduction. Today in Russia the holding of ecological audit is the voluntary case for each enterprise. On the international level ecological audit considered as the instrument of raising of investment appeal. In that way, the leading index of ecological valuation allows essentially prevent the possibility of the offensive of emergency situations, which will entail the considerable economic damage and the beginnings of zones of ecological disaster.

Keywords: basic innovations, the investment of innovations, an energy-saving technologies, the renewable energy sources, innovation gap.

УДК 005.591.43

Э.А. Кленчева, аспирант,8-903-697-65-17, Kl e@bk.ru,

(Россия, Тула, ТулГУ)

АУТСОРСИНГ — ПУТЬ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассматриваются интерпритации понятия аутсорсинга, а также выявленные тенденции формирования иразвития аутсорсинговых отношений.

Ключевые слова: аутсорсинг, единичное общественноеразделения труда.

Даже будучи шестой частью света, Россия не смогла избежать мирового финансового кризиса. За короткий промежуток времени резко снизились цены на нефть, фондовые биржи ушли в «красную зону», стоимость продукции металлургических гигантов падает, расходы на энергоносители растут. В свою очередь, банки поднимают процентные ставки и урезают кредитование. В подобных условиях любой бизнес находится в непростых условиях, столкнувшись с проблемами сокращения площадей и числа сотрудников. Своеобразным подспорьем для стабилизации ситуации в компаниях может стать использование аутсорсинга.

Термин «аутсорсинг» (outsourcing — out — внешний, source — источник) — англоязычный неологизм, появившийся в американских толковых словарях только в начале 80-х годов, но с тех пор прочно обосновавшийся в бизнес-лексиконе большинства европейских языков. В русском языке он начал понемногу использоваться со второй половины 90-х годов (в большом словаре В.К. Мюллера (1978 г.), в двухтомнике И.Р. Гальперина (1979 г.), в Новой иллюстрированной энциклопедии, изданной научным издательством «Большая российская энциклопедия» в 2001 г.), до этого в

англо-русских словарях советского и российского периодов он отсутствовал. И в «The American Heritage Dictionary of the English Language» было найдено следующее определение: «Аутсорсинг (Outsourcing) — оказание услуг или снабжение продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек».

В английском его антонимом стал более редкий термин «инсорсинг» (insourcing), и по аналогии были созданы термины «ауттаскинг» (outtasking; передача вовне отдельных задач организации) и «аутплейсмент» (outplacement; хитрый термин — вывод персонала за пределы фирмы — может означать все, что угодно, вплоть до банального увольнения). Предтечей термина «аутсорсинг» было гораздо более устоявшееся понятие «субконтрактация».

Все источники дают происхождение термина — outsourcing, что означает «за пределами», но дальнейшие толкования поражают разнообразием.

Можно встретить следующие определения:

- способ оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям;

- передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области;

- использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций;

- кооперация;

- использование временного работника без заключения с ним трудового договора при посредничестве специализированного агентства.

Действительно, под аутсорсингом можно понимать вынесение любых вспомогательных или даже основных бизнес-процессов за организационные и физические границы компании.

Специалисты уверены: практика аутсорсинга помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг и уменьшения рисков. Используя аутсорсинг второстепенных функций, компания-заказчик может сконцентрироваться на своей специфике. В отличие от субподряда аутсорсинг является стратегией управления компанией, а не просто видом партнерского взаимодействия, поскольку предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.

С 90-х годов XX в. аутсорсинг стал предметом систематических научных исследований. С этого времени и до сегодняшнего дня об актуальности темы практического использования аутсорсинга и теоретического

обоснования соответствующих управленческих решений свидетельствует постоянно возрастающее количество научных работ и публикаций как за рубежом, так и в России. Аутсорсинг является необходимой составной частью современных концепций менеджмента, действенным инструментом экономической практики и предметом изучения экономической науки.

Роль аутсорсинга в современных международных экономических отношениях постоянно возрастает. По оценке американской консультационной компании Dun & Bradstreet, объем контрактов на передачу по аутсорсингу третьим фирмам деловых операций — бухгалтерский учет, учет изменения складских запасов и движения товаров, управление базами данных, предоставление необходимой производственной мощности и др. — составил в 2000 г. во всех странах с рыночной экономикой 1 трлн долл., т. е. этот объем удвоился за 1997-2000 гг., в 2003 г. — уже 3 трлн долл., т. е. его объем утроился за 2000-2003 гг., и по оценкам он будет увеличиваться в среднем на 25 % в год. По данным Forrester Research, объем мирового рынка аутсорсинга в 2007 г. вырос на 12 %. По данным на 2008 г. международные исследовательские компании Gartner и Everest Research Institute оценивают рост мирового рынка аутсорсинга в 11,6 % в год.

В середине 80-х годов, по данным журнала «Инфо-Бизнес», публиковалось примерно шесть работ, весьма узкоспециальных, посвященных аутсорсингу, а в середине 90-х — более шестисот. Проводились и проводятся опросы предпринимателей по проблемам аутсорсинга. Вопросы развития аутсорсинга отразили в своих работах целый ряд российских ученых: Р. Аалдерс, Т. Алимова, В. Боков, А. Бордо, В. Вайнштейн,

А. Добронравов, С. Календжян, А.Н. Киселев, Д. Комиссаров, С. Лосев,

О. Мельник, П. Шеян. Данной проблематике также посвящены исследования зарубежных исследователей таких, как С. Баден-Фуллер, Д.Дж. Брюс, Л.П. Вилькокс, Дж. Волстром, К. Кетлер, Ф. Кимура, Дж. Кросс,

М.С. Лэдти, Д. Таргет, Д. Фиини, Г. Фитцджеральд, В. Хант, Дж.Б. Хейвуд, Дж. Хендри, П.Г. Хилмер и другие. Наиболее известной в мире организацией, объединяющей исследователей аутсорсинга, является Институт аутсорсинга (The Outsourcing Institute), основанный еще в 1993 г. в США Франком Дж. Кэсэйлом (Frank J. Casale). Среди рассматриваемых в настоящее время институтом аспектов аутсорсинга — страновая специфика аутсорсинговых отношений, стандартизация бизнес- процессов, аутсорсинг знаний (KPO — Knowledge Process Outsourcing). В 2005 г. была образована еще одна международная организация — Международная ассоциация профессионалов в области аутсорсинга — The International Association of Outsourcing Professionals (IAOP) — под руководством Майкла Ф. Корбетта (Michael F. Corbett), которая насчитывает уже около 40 тыс. участников-провайдеров, потребителей аутсорсинговых услуг, исследователей. IAOP создана независимая некоммерческая организация — Outsourcing Standards Board (OSB), которая проводит программы стандар-

тизации и сертификации. Так, первым этапом стало принятие в 2005 г. Кодекса стандартов этики и практики бизнеса профессионалов в области аутсорсинга. Затем в 2006 г. ОББ завершил работу по созданию Профессиональных стандартов аутсорсинга. В настоящее время организация продолжает совершенствовать интегрированные программы стандартизации аутсорсинговых процессов.

К сожалению, практически все исследователи, изучающие аутсорсинг, уделяют огромное внимание исключительно практической стороне вопроса, не выявляя причин возникновения и развития этого явления, а без этого невозможно выявить тенденции развития аутсорсинга, что, несомненно, является серьезным упущением.

Основной предпосылкой возникновения аутсорсинга является разделение труда, о котором говорил еще Адам Смит. И действительно, зачем компании выполнять самостоятельно то, что не является для нее основным видом деятельности, ради чего она не создавалась? Гораздо проще довериться другой компании, созданной специально для выполнения определенных функций. Дело в том, что разделение труда нужно трактовать не дословно, когда каждый выполняет одну узко специализированную работу, что в результате ведет к высокой фрагментарности бизнес-процессов компании. Разделение труда может быть не функциональным, а процессным. Основные процессы будут выполняться в компании, а обеспечивающие — отдаваться на аутсорсинг профильным организациям, для которых эти бизнес-процессы будут основными, а значит, им будет уделяться особенное внимание, они будут реализовываться качественно и профессионально.

Таким образом, аутсорсинг представляется не чем иным, как особым подвидом единичного общественного разделения труда. Форма единичного общественного разделения труда — явление, хорошо изученное с точки зрения теории и рождающая многообразие форм своего практического вопло -щения. При этом в абсолютном большинстве случаев имеется в виду разде-ление труда в рамках отдельного предприятия. Особенностью же аутсорсинга является то, что по своей природе (отпочковавшиеся части единого целого) и по характеру осуществления деятельности (выполнение задач, вспомогательных, но необходимых) — это единичное или внутрифирменное разделение труда (бухгалтерия, юридический отдел, автотранспортный цех и т. д.), а по совокупности организационных признаков — самостоятельная специализированная фирма. Поэтому можно считать аутсорсинг промежуточной (переходной) формой между формами частного и единичного ОРТ.

Таким образом, представляется, что явление, называемое аутсорсингом, не является качественно новым по своему содержанию экономическим процессом. Новой здесь является его форма и в этом смысле аутсорсинг можно считать инновацией, т. е. новшеством, качественно отличающимся от аналогов (других форм организации производства), приводящим к росту производительности труда в обществе.

Общественное разделение труда углубляется и расширяется, подстегиваемое набирающим силу НТП, а практика рыночной экономики дает новые формы организации производства. Поэтому вполне логично представить ситуацию, при которой крупные и успешные аутсорсеры часть своих производственных забот захотят переложить на плечи «товарищей по цеху», дав этим миру новую форму (или разновидность) общественного разделения труда и новую форму организации производства — «аутсорсинг аутсорсинга». Так, практика экономической жизни уже дает ростки аудита и консалтинга ауди-торских фирм, занимающихся финансовым аутсорсингом.

На сегодняшний день практически все крупные производители высокотехнологичного оборудования в мире сами формально не производят свои изделия полностью (а лишь на 20-30 %, а то и менее). Такие же фирмы, как Cisco, HP, Dell, предпочитают не иметь своих серийных заводов, а вкладывать средства в разработки по заказу и размещение производственных заказов на стороне. Тем не менее это не умаляет их достоинств: их продукты — лучшие в своем классе, именно они — лидеры продаж. А уж произведено в действительности это оборудование на заводах Flextronics или Solectron — покупателю все равно. Время, когда успех бизнеса определяли производственные мощности, прошло. Само производство — вещь вполне затратная и очень специализированная. Настоящие лидеры рынка в прошлом имели такие же проблемы, но, методом проб и ошибок разработав свои стратегии, смогли стать лидерами.

В наше непростое для бизнеса время аутсорсинг может совершить маленькое экономическое чудо: уменьшив расходы, одновременно усилить информационную и организационную составляющую компании. И, возможно, именно экономический кризис станет своеобразным стимулом, который изменит философию отечественного бизнеса и его отношение к инновациям и современным технологиям.

Библиографический список

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пос. М.: Инфра-М, 2006. 288 с.

2. Brown D., Wilson S. The black book of outsourcing: how to manage the changes, challenges, and opportunities. John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2005. P. 308.

3. Календжян C.O. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компании. М., 2003. С. 63.

E.A. Klencheva

Outsourcing as a Part of Innovation Russian Economy

The article considers the main interpretations of outsourcing and the revealed tendencies for the organizing and development of outsourcing relations.

Key words: outsourcing, solitary social division of labour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.