Научная статья на тему 'Аутсорсинг как механизм реализации муниципальных социальных функций'

Аутсорсинг как механизм реализации муниципальных социальных функций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / АУТСОРСИНГ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / MUNICIPAL SOCIAL FUNCTIONS / OUTSOURCING / MUNICIPAL TARGET / MUNICIPAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гянджаева С. И.

В статье рассмотрены перспективы и подходы к применению аутсорсинга как механизма муниципального социального управления. Продемонстрированы основные преимущества и сферы применения аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outsourcing as a mechanism of realization of municipal social functions

The article discusses perspectives and approaches to the application of outsourcing as a mechanism of municipal social management and demonstrates its main advantages.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг как механизм реализации муниципальных социальных функций»

имуществом данного подхода является эффект масштаба, недостатком — сложности управления.

Централизованный подход—управление политикой аутсорсинга в рамках единой уполномоченной организации в рамках муниципального образования (управление по осуществлению муниципального заказа продукции и услуг). Преимуществом является единая политика аутсорсинга, недостатком — отсутствие индивидуального подхода и гибкости.

Децентрализованный подход — независимое создание индивидуальных стратегий использования аутсорсинга для каждого органа.

Выбор того или иного подхода к проведению аутсорсинга зависит от его целей, условий, затрат. К основным направлениям аутсорсинга можно отнести повышение качества исполнения функций и снижение издержек на исполнение функций.

Опыт показывает, что органы и организации, использовавшие аутсорсинг в направлении «повышение качества исполнения функций», были более успешны в достижении своих целей.

Следует выделить следующие преимущества аутсорсинга как механизма реализации муниципальными образованиями социальных функций:

1. Повышение эффективности осуществления процессов социального развития территории.

2. Эффективный контроль издержек, создание потенциала для их снижения, в т. ч. сокращения капитальных затрат.

3. Сокращение административного и управленческого потенциала путем:

— экономии средств (стоимость услуг аутсорсинга гораздо ниже, чем затраты на построение собственной структуры или привлечение дополнительных кадров. С зарплаты собственных работников необходимо отчислять налоги и взносы в фонды);

— экономии рабочих мест (создание собственной структуры требует дополнительных офисных площадей, оргтехники, канцтоваров, справочно-правовых систем, лицензионного ПО);

— постоянной безотказной работы (собственным работникам необходимо предоставлять ежегодный отпуск, отпуска по временной нетрудоспособности. Организация-аутсорсер работает постоянно);

— экономии времени (наличие инфраструктуры, технологий и специалистов позволяет сокращать временные издержки);

— возможности детального закрепления качества запрашиваемых результатов и ответственности исполнителя в договоре аутсорсинга.

— привлечения лучших практик в сфере социального развития населения;

— доступа к более современным технологиям (при тех же или меньших затратах);

— увеличения адаптивной способности к условиям внешней среды.

— повышения качества исполнения функций путем концентрации на основных функциях в условиях бюджетных или временных ограничений, высоких требований по качеству услуг.

— гибких отношения в системе «заказчик-исполнитель», возможность корректировки отношений.

— возможности перезаключения договора аутсорсинга с другой организацией.

— отсутствия временных ограничений.

В отличие от муниципального заказа, аутсорсинг представляет собой не четко регламентированное разовое мероприятие, а развивающееся долгосрочное сотрудничество, причем только в этом случае можно говорить о его положительном эффекте.

Для успешного применения данной технологии в российских органах муниципальной власти необходимо учитывать не только встречающиеся в мировой практике ограничения и трудности при использовании аутсорсинга, но и специфику российских условий, в том числе такие ограничения, как низкий уровень развития рынка услуг, несовершенство законодательства, низкая административная культура российской бюрократии. Поскольку в настоящее время в российской практике муниципального управления для привлечения независимых организаций к выполнению отдельных видов работ используется механизм муниципальных закупок, то аутсорсинг может осуществляться через размещение муниципального заказа, то есть через финансирование потребностей органов муниципальной власти в работах и услугах, необходимых для осуществления функций управления. Данный механизм не является достаточно гибким, что в свою очередь обуславливается пробелами и ограничениями, вызванными характером бюджетного процесса и содержащимися в законодательстве о муниципальных закупках. Во многом развитие аутсорсинга сдерживается также отсутствием методической базы по реализации аутсорсинга, закрепленной в нормативных правовых актах. Фактически органы власти продолжают решать задачи по обеспечению своей деятельности за счет собственных сил, используя аутсорсинг на несистемной основе.

Безусловно, аутсорсинг может быть использован как механизм реализации муниципальными образованиями социальных функций. Формирование системы аутсорсинга позволит не только повысить качество и доступность оказываемых услуг, но и будет способствовать развитию организаций и предприятий, специализирующихся в социальной сфере, что увеличит количество рабочих мест, и в целом создаст дополнительные положительные социально-экономические эффекты в муниципальном образовании.

Литература

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд года».

3. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах Одобрена распоряжением правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

4. Амелин Д., Дороговцев А. Аутсорсинг в муниципальном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 1. — С. 73-79.

5. Дубинин М.А., Советов П.М. Аутсорсинг, частно-государственное партнерство, частно-муниципальное партнерство // http:// pdt.vscc.ac.ru

6. Система муниципального управления / под ред. Зотова, — М.: 2005.

организационно-методические основы обеспечения продовольственной БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА*

И.Н. Корабейников,

заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета,

кандидат экономических наук kin_rambler@rambler.ru

К.В. Штудент,

доцент кафедры экономики агробизнеса и внешнеэкономических связей Оренбургского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук skv60@rambler.ru

В статье уточнены теоретические основы и гарантии развития элементов системы обеспечения продовольственной безопасности региона, описан механизм совершенствования ее организационно-экономических отношений. Предложен методический подход для определения приоритетов развития системы обеспечения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, регион, методический подход

УДК 332 ББК 65.32

В последнее время все больше внимания уделяется проблемам обеспечения продовольственной безопасности мирового сообщества, отдельных стран и регионов. Под «продовольственной безопасностью» понимается ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни [1]. В тексте «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» написано, что любое государство обязано обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода [2].

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации обозначены задачи ее обеспечения независимо от изменения внешних и внутренних условий хозяйствования государства [3]:

• своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

• устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

• достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

• обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Продовольственная безопасность является одной из составляющих экономической безопасности. Показательным является определение, данное Л.И. Абалкиным: «экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [4]. Как верно отметили В.В. Криворотов и А.В. Калина, в данном определении можно выделить три основных характеристики, которые можно отнести к экономике региона [5]:

• экономическая безопасность, в первую очередь, определяется независимостью экономики региона и ее возможностями проводить относительно самостоятельную экономическую политику;

• экономическая безопасность обеспечивается только в стабильно работающих и устойчивых экономических системах;

* Работа выполнена в рамках Гранта РГНФ-Урал (проект № 11-12-56007).

• экономическая безопасность может поддерживаться только в регионах, способных к обновлению и совершенствованию, то есть постоянно развивающихся.

Стоит отметить, что в обеспечении безопасности именно экономический аспект является превалирующим. Так, по мнению В.И. Назаренко, как и по представлению ряда других исследователей, продовольственная безопасность носит системный характер, потому что является объединением целого ряда задач и проблем, и только их решение позволит подойти к пониманию и, главное, к разрешению этой сложной и весьма острой проблематики. При этом многие компоненты данной системы зависят от состояния соответствующих подсистем, так что в целом задача является не только системной, но и иерархической по своему характеру, и только с пониманием всех этих проблем она определяется как продовольственная безопасность, с учетом многосторонности и сложности решения всей совокупности задач [6]. Экстраполируя рассуждения автора можно сказать, что проблема продовольственной безопасности региона, прежде всего, состоит в способности субъекта самостоятельно, за счет внутренних ресурсов покрывать свои потребности в продовольствии и сводить к минимуму импорт. Эту проблему часто смешивают с вопросом об экономической безопасности в целом. Однако, несмотря на всю важность продовольственной безопасности, она далеко не исчерпывает весь комплекс и систему экономической безопасности.

По нашему мнению, процесс эффективного комплексооб-разования и развития интеграционно-производственных связей лежит в основе современной продовольственной безопасности. На необходимость и перспективность комплексообразования в современных условиях указывают А.Г. Гранберг [7], Ю.А. Гаджиев [8], Д.С. Богданов [9], К.Г. Бородин, С.А. Неганов, А.П. Берестов [10] и другие ученые. Принципы, положенные в основу выделения подкомплексов: производство сравнительно однородной конечной продукции, связанной с использованием определенного вида сельскохозяйственного сырья; наличие интеграционных вертикалей; единый экономический интерес, определенный целью — конкретная продукция для потребителя; разрешение социальных проблем.

Выделение приоритетных направлений в решении проблемы продовольственного обеспечения, ориентация на конечные результаты привели к необходимости выделения в составе продовольственного комплекса продуктовых подкомплексов. Выделение межотраслевых подкомплексов агропромышленного комплекса как ценообразующих систем, их организационное и экономическое обособление отвечают реальной действительности и позволяют нам [11]:

• упорядочить представление о сложном множестве вертикальных и горизонтальных, внутренних и внешних связей изучаемой системы;

• качественно раскрыть сущность целостности рассматриваемой системы, имея в виду единство целого, сочетаемого с

Рис. 1. Система обеспечения продовольственной безопасности региона (на примере молочно-продуктового подкомплекса АПК)

существованием внутри этого целого совокупности частей, каждая из которых, в свою очередь, может представлять собой иерархическую систему с присущей ей совокупностью свойств;

• изучить данное целое в его развитии и находить в этом развитии причинные связи.

Опишем особенности обеспечения продовольственной безопасности региона на примере молочно-продуктового подкомплекса АПК. Молочно-продуктовый подкомплекс можно представить в виде системы взаимосвязанных подсистем (производства, переработки, реализации и потребления молочной продукции), объединенных по секторам (приоритетным направлениям собственной деятельности) (рис. 1) [12].

Использование системного подхода в изучении обеспечения продовольственной безопасности позволило классифицировать факторы, влияющие на эффективность развития регионального молочно-продуктового подкомплекса АПК, которые можно разделить на две большие группы: факторы, являющиеся общими для всего сельскохозяйственного производства; факторы, являющиеся специфическими и относящиеся к системам молочного подкомплекса АПК. Факторы, являющиеся специфическими и относящиеся к системе молочно-продуктового подкомплекса АПК, можно разделить по признаку принадлежности к той или иной системе подкомплекса: факторы подсистемы производства молока, подсистемы животноводства; факторы подсистемы переработки и хранения молока; факторы, подсистемы реализации молочной продукции; факторы, определяемые потребностями и предпочтениями в системе потребителей молочной продукции. Более детально с особенностями влияния данных факторов можно ознакомиться в наших монографиях [12] и [13].

Следует отметить, что в последнее время система реализации продукции эволюционирует в новые торговые форматы [14]. Данные форматы обладают не только достаточной организационной и финансовой самостоятельностью, но и определяют некоторые «правила игры» на региональном уровне, такие как:

• работа с ограниченным набором перерабатывающих предприятий;

• работа с перерабатывающими предприятиями, которые находятся за пределами региона;

• использование в собственной работе методов, обеспечивающих высокую финансовую устойчивость торговых предприятий, и другие.

С другой стороны, на эффективность развития молочнопродуктового подкомплекса влияет благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в регионах России [11]. Однако на состояние регионального рынка молочной продукции в настоящее время негативно воздействуют следующие факторы социально-экономического развития региона, которые могут усугубить негативные тенденции в молочно-продуктовом подкомплексе [15, 16]:

• низкая покупательная способность большинства категорий граждан;

• значительная дифференциация в уровне жизни в городах и сельской местности, а также между различными слоями населения;

• неразвитость рыночной инфраструктуры регионов;

• ухудшение демографической ситуации;

• высокая продовольственная зависимость от импорта;

• наличие иных негативных тенденций в экономике регионов.

Для России сегодня характерны перепады в доходах и потреблении, их дифференциация и нестабильность в различных сферах и по социальным группам, а это снижает стимулы к труду, усугубляет кризисные процессы, нарушает равновесие спроса и предложения, ведет к падению розничного товарооборота. Рассчитанная эластичность продовольственных товаров по доходу населения в Оренбургской области в 2002-2011 гг. позволила выявить, что молочная продукция относится к совокупности эластичных продовольственных товаров (коэффициент эластичности — 1,09). Отрасли, производящие эластичные товары, вынуждены выбирать инновационный путь развития, так как их опережающий рост в период общего подъема экономики может резко смениться глубоким спадом в кризисные времена. Поэтому производителям и переработчикам молочной продукции необходимо стать базисом инновационного развития сельскохозяйственного производства и переработки и быть флагманами данных процессов, тем более это обусловлено насущной экономической необходимостью.

При этом обеспечение продовольственной безопасности в регионе необходимо рассматривать как исключительно ответственный процесс, который при развитии отрицательных тенденций будет иметь достаточно серьезный негативный социальноэкономический результат и может привести к формированию социальной напряженности.

Исходя из содержания возможных социальных последствий развития экономики, представленных в монографии Ж.А. Ермаковой [17], было сформулировано содержание социальных гарантий продовольственной безопасности развития молочно-продуктового подкомплекса. Предложенное понимание содержания каждого типа гарантии дает возможность говорить об их определенной соподчиненности и взаимозависимости, которые можно, по аналогии с пирамидой мотивации А. Мас-лоу, представить в виде пирамиды социально-экономических гарантий при обеспечении продовольственной безопасности региона (рис. 2).

«Пирамидальное» представление означает, что каждый последующий уровень опирается на усилия и достижения предыдущего. Социально-экономические гарантии общества будут действительными при действиях государства и предпринимателей, являющихся собственниками основных фондов и генераторами региональных изменений. Индивид, конечно, может самостоятельно приспосабливаться к последствиям негативного влияния системы обеспечения продовольственной безопасности региона, но будут существовать и личности, психологические, физиологические и иные свойства которых не позволят им преодолеть негативные и воспринять в полной мере положительные последствия развития продовольственной безопасности при всех усилиях государства и общества [18]. Однако такие крайности не влияют на превалирование осуществления комплексной и постоянной работы государства и предпринимателей. На обеспечение гарантий населения будут оказывать влияние географические, территориальные и иные факторы. Все это требует региональной конкретизации и уточнения мер по созданию системы социально-экономических гарантий и механизмов их обеспечения. Таким образом, предлагаемая система социальных гарантий будет повышать эффективность институтов продовольственной безопасности.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация, когда гарантии производственно-экономической результативности функционирования предприятий молочной переработки и торговых организаций реализуются за счет гарантий сельхозпредприятий и населения региона, показывает ущербность такого развития. Не могут реализовываться принципы продовольственной безопасности, когда сельское хозяйство региона «задавлено».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.