Научная статья на тему 'Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности'

Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
582
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ДЕТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АУДИОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / CHILDREN / MIDCHILDHOOD / AUDIOMOTOR REACTIONS / ANXIETY LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канжина Н. Н., Грибанов Анатолий Владимирович

В работе рассматриваются результаты исследования аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности, полученные при помощи компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Обнаружены достоверные отличия в выполнении аудиомоторных тестов у детей с повышенным уровнем тревожности по факторам «Общая тревожность в школе», «Страх в ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» теста Филлипса и детей контрольной группы. Показано, что повышенный уровень тревожности связан с уменьшением среднего времени простой и сложных реакций, а также их компонентов. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 07-06-00622a).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIOMOTOR REACTIONS IN CHILDREN OF MIDCHILDHOOD WITH DIFFERENT ANXIETY LEVEL

Results of audiomotor reactions in children of midchildhood with different anxiety level received by means of computer complex for psychophysiological studies КПФК-99 PSYCHOMAT are examined in the article. Firm differences have been revealed in audiomotor tests completed by children in control group and children with higher anxiety level according to the Philips test factors: General anxiety at school, Fear for quiz situations, Fear not to meet others' expectations. It is shown that higher anxiety level is connected with average time reduction of simple and complex reactions as.

Текст научной работы на тему «Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности»

УДК 612.821.8-053.5

аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности*

© 2009 г. Н. Н. Канжина, А. В. Грибанов

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Сенсомоторные реакции являются важнейшим видом в группе двигательных реакций на конкретные воздействия. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений, а процесс выполнения движений сопровождается уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации [8].

Сенсомоторные реакции связаны с такими психофизиологическими понятиями, как «скорость реакции», «время реакции». Показатели сенсомоторных реакций являются индикатором многих психофизиологических процессов, отражая особенности развития высших психических функций [2, 3, 5, 8].

Большинство исследователей говорят о связи времени сенсомотор-ных реакций с динамикой нервных процессов. Также отмечается, что время реакции является показателем, характеризующим не только особенности нейродинамики, но и оперативную память, визуальное мышление, личностные установки испытуемого [5, 7]. В литературе описывается взаимосвязь параметров сенсомоторных реакций с показателями интеллекта [4, 6]. Сенсомоторные тесты используются в диагностике пограничных психических расстройств и нарушений психического развития у детей. Показано влияние средовых факторов и индивидуальных особенностей испытуемых на время реакции [7].

В то же время сведения о взаимосвязи показателей сенсомоторных тестов и эмоционального состояния, в частности переживания напряжения, беспокойства, озабоченности, тревоги в конкретной стрессовой ситуации, немногочисленны. На эмоциональное состояние в ситуации обследования оказывают влияние индивидуальные особенности испытуемых, в первую очередь наличие тревожности как устойчивого образования. Целью данной работы было выявление особенностей выполнения сенсомоторных тестов детьми младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности.

Методика исследования

В исследовании принимали участие учащиеся 2—4 классов общеобразовательной школы. Всего было обследовано 139 детей в возрасте 9—11 лет.

Исследование аудиомоторных реакций было проведено с помощью компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат», разработанного ВНИИ медицинского приборостроения РАМН. В нашей работе были использованы следующие методы обследования:

*Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 07-06-00622а).

В работе рассматриваются результаты исследования аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности, полученные при помощи компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Обнаружены достоверные отличия в выполнении аудиомоторных тестов у детей с повышенным уровнем тревожности по факторам «Общая тревожность в школе», «Страх в ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» теста Филлипса и детей контрольной группы. Показано, что повышенный уровень тревожности связан с уменьшением среднего времени простой и сложных реакций, а также их компонентов.

Ключевые слова: дети, младший школьный возраст, аудиомоторные реакции, уровень тревожности.

1. «Простая сенсомоторная реакция». Позволяла оценить скорость простых (без выбора формы ответа) сенсомоторных реакций на подаваемый стимул (в качестве стимула использовался звуковой сигнал).

2. «Сложная сенсомоторная реакция на звук». Позволяла оценить скорость реакций, детерминированных видом стимула. В качестве стимула использовались звуковые сигналы трех тональностей.

3. «Сложная сенсомоторная реакция на слово». Стимулами являлись слова, предъявляемые из динамиков.

Анализировались следующие показатели: среднее время реакции, среднее латентное время реакции, среднее моторное время реакции и количество ошибок (для сложных реакций).

Уровень тревожности у обследуемой группы детей оценивался с помощью теста Филлипса, предназначенного для изучения уровня и характера тревожности, связанного со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Оценка уровня тревожности производится по 8 факторам. В данной работе мы рассматриваем взаимосвязь характеристик аудиомоторных реакций с показателями тревожности по факторам: «Общая тревожность в школе» (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы); «Страх в ситуации проверки знаний» (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей); «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок). Как показало исследование, высокие показатели тревожности по этим факторам оказывают наибольшее влияние на поведение и деятельность ребенка в ситуации обследования.

По каждому фактору выделялась группа детей с повышенным уровнем тревожности, эти дети составили экспериментальную группу. В контрольную группу были включены младшие школьники с нормальным уровнем тревожности по данному фактору. Результаты выполнения сенсомоторных тестов анализировались по каждому фактору отдельно.

Статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи компьютерной программы SPSS 12.0 for Windows. Вычислялась одномерная описательная статистика для каждого из исследуемых показателей, производилась оценка распределений признаков на нормальность. Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп испытуемых использовался критерий t Стьюдента и его непараметрические аналоги.

Результаты и обсуждение

Исследование показало, что у детей, имеющих высокую школьную тревожность, в сравнении с детьми контрольной группы среднее время простой реакции на звук достоверно ниже, это достигается в

первую очередь за счет существенного уменьшения латентного времени (р < 0,05) (табл. 1). По всем остальным показателям также имеется тенденция к уменьшению времени реакции (как общего времени, так и его латентного и моторного компонентов), но различия не достигают существенных значений. При выполнении тестов на сложные реакции дети с высокой школьной тревожностью допускали больше ошибочных реакций, чем испытуемые контрольной группы. Различия в количестве ошибок при оценке сложной реакции на звуковой стимул достоверны (р < 0,05).

Таблица 1

Время аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем тревожности по фактору «Обшая тревожность в школе» (М ± т)

Показатель Общая тревожность

Повышенный уровень тревожности (n=49) Нормальный уровень тревожности (n=90)

Простая сенсомоторная реакция на звук, среднее время, мс 513,84± 21,94 583,19± 20,43*

Простая сенсомоторная реакция на звук, среднее латентное время, мс 281,96± 12,49 317,72± 11,66*

Простая сенсомоторная реакция на звук, среднее моторное время, мс 231,88± 12,77 265,47± 13,13

Сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее время, мс 1167,08± 44,99 1223,81± 38,43

Сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее латентное время, мс 681,82± 31,94 721,50± 26,83

Сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее моторное время, мс 485,27± 24,08 502,31± 22,1

Сложная сенсомоторная реакция на звук, количество ошибок, шт. 2,69± 0,30 2,12± 0,21*

Сложная сенсомоторная реакция на слово, среднее время, мс 1048,79± 29,66 1087,11± 20,75

Сложная сенсомоторная реакция на слово, среднее латентное время, мс 640,37± 17,06 652,58± 15,11

Сложная сенсомоторная реакция на слово, среднее моторное время, мс 408,43± 20,18 434,53± 15,29

Сложная сенсомоторная реакция на слово, количество ошибок, шт. 0,79± 0,17 0,60± 0,10

Примечание. Достоверная разница в показателях между группами: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

У детей, испытывающих страх в ситуации проверки знаний, достоверно меньше, чем у школьников контрольной группы, общее время как простой (р <

0,001), так и сложных аудиомоторных реакций на звук (р < 0,05) и на слово (р < 0,01) (табл. 2). Время и моторного, и латентного компонентов простой сенсомоторной реакции на звук в группе тревожных

детей существенно меньше, чем у испытуемых с нормальной тревожностью. Моторное время сложных реакций на звук и слово у тревожных детей также достоверно меньше (р < 0,05). Количество ошибок при выполнении теста на сложную аудиомоторную реакцию на слово практически одинаково в обеих группах, а количество ошибочных реакций на звук больше в группе детей, испытывающих страх в ситуации проверки знаний.

Таблица 2

Время аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем тревожности по фактору «Страх в ситуации проверки знаний» (М ± т)

Показатель Страх в ситуации проверки знаний

Повышенный уровень тревожности (п=95) Нормальный уровень тревожности (п=44)

Простая сенсомоторная реакция на звук, среднее время, мс 523,18± 15,89 635,52± 32,50***

Простая сенсомоторная реакция на звук, среднее латентное время, мс 292,48± 9,5 332,39± 18,44*

Простая сенсомоторная реакция на звук, среднее моторное время, мс 230,69± 8,45 303,14± 23,05**

Сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее время, мс 1156,64± 30,91 1305,66± 63,04*

Сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее латентное время, мс 689,06± 23,9 747,34± 39,91

Сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее моторное время, мс 467,58± 16,50 558,32± 37,11*

Сложная сенсомоторная реакция на звук, количество ошибок, шт. 2,6±0,26 1,93±0,34

Сложная сенсомотор-ная реакция на слово, среднее время, мс 1043,15± 19,44 1139,36± 31,77**

Сложная сенсомотор-ная реакция на слово, среднее латентное время, мс 638,45± 13,26 669,48± 22,04

Сложная сенсомотор-ная реакция на слово, среднее моторное время, мс 404,69± 13,93 469,89± 22,9*

Сложная сенсомоторная реакция на слово, количество ошибок, шт. 0,66± 0,11 0,68±0,13

Примечание. Достоверная разница в показателях между группами: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

В группе детей, имеющих повышенную тревожность по фактору «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», также наблюдается тенденция к уменьшению времени аудиомоторных реакций, латентных и моторных компонентов реакций (табл. 3). Имеют достоверные различия среднее время сложной реакции на звук (р < 0,05) и среднее время

сложной реакции на слово (р < 0,01). Уменьшение времени сложной реакции на слово достигается за счет существенного сокращения времени моторного компонента реакции по сравнению с группой школьников, имеющих нормальную тревожность (р < 0,01). Отмечается также несколько большее количество ошибок у тревожных детей при выполнении теста на различение тональности звуков.

Таблица 3

Время аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем тревожности по фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (М ± т)

Показатель Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Повышенный уровень тревожности (п=66) Нормальный уровень тревожности (п=73)

Простая сенсомотор-ная реакция на звук, среднее время, мс 541,73±22,46 574,12±21,26

Простая сенсомоторная реакция на звук, среднее латентное время, мс 297,80±12,01 311,73±12,87

Простая сенсомоторная реакция на звук, среднее моторное время, мс 243,92±12,30 262,40±14,72

Сложная сенсомотор-ная реакция на звук, среднее время, мс 1149,92±38,61 1252,53± 43,53*

Сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее латентное время, мс 676,98±26,76 735,11±30,93

Сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее моторное время, мс 472,94±21,18 517,42±25,03

Сложная сенсомоторная реакция на звук, количество ошибок, шт. 2,55±0,31 2,25±0,28

Сложная сенсомотор-ная реакция на слово, среднее время, мс 1026±20,46 1115,75± 25,79**

Сложная сенсомотор-ная реакция на слово, среднее латентное время, мс 641,33±15,00 654,55±17,15

Сложная сенсомотор-ная реакция на слово, среднее моторное время, мс 385,65±14,11 461,21± 18,50**

Сложная сенсомоторная реакция на слово, количество ошибок, шт. 0,65±0,13 0,68±0,12

Примечание. Достоверная разница в показателях между группами: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Анализ результатов исследования выявил тенденцию к увеличению скорости простой и сложных аудиомоторных реакций, а также всех их компонентов у детей, имеющих повышенный уровень тревожности по разным факторам теста Филлипса. Возможно, это свидетельствует о том, что ситуация обследования и тревога, возникающая у некоторых детей в этой ситуации, имеют мобилизующее влияние, улучшая

скоростные характеристики деятельности. Стимулирующее влияние состояния тревоги на некоторых детей уже было описано в литературе [9].

В то же время отмечается увеличение количества ошибок у детей с повышенной тревожностью в тесте на сложную аудиомоторную реакцию на звук, в котором необходимо было различать тональности звуков (он вызвал наибольшие затруднения у младших школьников), это подтверждает постулат о том, что состояние тревоги оказывает негативное влияние на результаты сложной деятельности [1, 9]. При выполнении более легкого теста оценки сложной реакции на слово увеличения количества ошибочных реакций не зафиксировано.

В результате исследования было выявлено, что наибольшие отличия во времени реакций по сравнению с контрольной группой обнаруживаются в группе детей, имеющих высокие оценки по фактору «Страх в ситуации проверки знаний». Ситуация обследования (как ситуация проверки возможностей, достижений) является наиболее тревогогенной для детей именно этой группы и в наибольшей степени влияет на их эмоциональное состояние, сказывается на результативности их деятельности. Тревожные школьники опасаются не справиться с заданием, ошибиться, поэтому стараются мобилизовать все силы, чтобы достичь наилучшего результата [9].

Таким образом, исследование показало, что существует связь между склонностью к переживанию тревоги в ситуации обследования и скоростью аудиомоторных реакций. Тревожные дети продемонстрировали меньшее время аудиомоторных реакций (как простой, так и сложных), чем школьники с нормальным уровнем тревожности. В первую очередь это касается моторного компонента реакций, то есть состояние тревоги оказывает стимулирующее влияние на скорость выполнения деятельности. При этом можно отметить ухудшение качества выполнения сложных заданий (увеличение количества ошибочных реакций).

Список литературы

1. Астапов В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов.

- СПб. : Питер, 2004. - 224 с.

2. Бойко Е. И. Время реакции человека / Е. И. Бойко.

— М. : Медицина, 1964. — 440 с.

3. Грибанов А. В. Особенности психомоторных качеств у мальчиков при синдроме дефицита внимания с гиперак-

тивностью / А. В. Грибанов, Е. А. Гусева, А. В. Канжин // Экология человека. — 2006. — № 10. — С. 29—34.

4. Грибанов А. В. Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторные организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / А. В. Грибанов, А. В. Канжин, Ю. А. Иорданова, И. С. Депутат // Экология человека. - 2008. - № 4. - С. 28-32.

5. Ендриховский С. Н. Время сенсомоторной реакции в современных психофизических исследованиях / С. Н. Ендриховский, А. М. Шамшинова, Е. Н. Соколов, Л. И. Нестерюк // Сенсорные системы. - 1996. - Т. 10, № 2. - С. 13-29.

6. Зайцев А. В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А. В. Зайцев, В. И. Лупандин, О. Е. Сурнина // Физиология человека. - 1999. - Т. 25, № 6. - С. 34-37.

7. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.

8. Никандров В. В. Психомоторика / В. В. Никандров.

- СПб. : Речь, 2004. - 104 с.

9. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.

AUDIOMOTOR REACTIONS IN CHILDREN OF MIDCHILDHOOD WITH DIFFERENT ANXIETY LEVEL

N. N. Kanzhina, А. V. Gribanov

Pomor State University named afterM. V. Lomonosov, Arkhangelsk

Results of audiomotor reactions in children of midchildhood with different anxiety level received by means of computer complex for psychophysiological studies КПФК-99 “PSYCHOMAT” are examined in the article. Firm differences have been revealed in audiomotor tests completed by children in control group and children with higher anxiety level according to the Philips test factors: “General anxiety at school”, “Fear for quiz situations”, “Fear not to meet others’ expectations”. It is shown that higher anxiety level is connected with average time reduction of simple and complex reactions as.

Key words: children, midchildhood, audiomotor reactions, anxiety level.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация:

Грибанов Анатолий Владимирович — доктор медицинских наук, профессор, директор Института развития ребенка ПГУ им. М. В. Ломоносова

Адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3

Тел.: (8182) 21-38-71

E-mail: [email protected]

Статья поступила 13.02.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.