Научная статья на тему 'Атрибуция рождения рекламы в Италии'

Атрибуция рождения рекламы в Италии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2531
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕКЛАМЫ / ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ РЕКЛАМЫ / РОЖДЕНИЕ РЕКЛАМЫ / ADVERTISING HISTORY IN ITALY / FOREIGN ADVERTISING HISTORY / ADVERTISING ORIGINS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якутина Елена Николаевна

Итальянская реклама мало изучена в нашей стране и интересна для современного исследователя с точки зрения событий и процессов мировой значимости, среди которых рождение рекламы и первенство упоминаний о рекламе в мировой истории автору представляются невыясненными. Автор обозначает содержание первого этапа становления и формирования рекламы и ее институтов в Италии от зарождения до конца XIX в., анализирует изучение истории итальянской рекламы в России, уточняет ошибочные факты, приводит ключевые события, характеризующие начальный этап развития рекламы в Италии, дает комплексное представление о средствах рекламы, основных рекламных персонажах и первых попытках государственного регулирования рекламных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attribution of the Birth of Advertising in Italy

The author analyzes the state of the history of Italy’s advertising studying in Russia, justifies the controversial facts, and indicates the content of the first stage of birth and formation of advertising and its institutions from its origins to the end of 19th century. The author did suggest division into periods of the initial stage of advertising in Italy, did cite key events in each of the periods, and has given a comprehensive understanding of the means of advertising, the main characters and the first attempts at state regulation of advertising processes.

Текст научной работы на тему «Атрибуция рождения рекламы в Италии»

УДК 659.1(091)

Атрибуция рождения рекламы в Италии

Е. Н. Якутина

Московский гуманитарный университет

Итальянская реклама мало изучена в нашей стране и интересна для современного исследователя с точки зрения событий и процессов мировой значимости, среди которых рождение рекламы и первенство упоминаний о рекламе в мировой истории автору представляются невыясненными. Автор обозначает содержание первого этапа становления и формирования рекламы и ее институтов в Италии — от зарождения до конца XIX в., анализирует изучение истории итальянской рекламы в России, уточняет ошибочные факты, приводит ключевые события, характеризующие начальный этап развития рекламы в Италии, дает комплексное представление о средствах рекламы, основных рекламных персонажах и первых попытках государственного регулирования рекламных процессов.

Ключевые слова: история итальянской рекламы; история зарубежной рекламы; рождение рекламы.

По мнению автора, ценными достижениями, привнесенными Италией в общемировой процесс развития рекламы, являются: упоминание о рекламе в истории, государственное управление рекламой, «шоковая» реклама, гендерная реклама. Исследование этих явлений уточняет представления о взаимодействии рекламы и общества, об их взаимопроникновении и взаимовлиянии. Развиваясь, реклама переходит от форм коммуникации традиционного типа к более интенсивным и мощным. Итальянская реклама также постепенно меняла свои формы и функции, прошла периоды зарождения, «прекрасную эпоху» начала XX в., «черное двадцатилетие» фашизма, послевоенное восстановление и зарождение системы управления рекламой, бурный рост 1980-х гг., период преодоления ситуации экономических трудностей в начале 1990-х и реставрацию в конце XX в. В силу исторических условий функционирования, реклама

© Якутина Е. Н.

в Италии даже сегодня не полностью компенсировала значительную задержку в эволюции по сравнению с другими развитыми странами, однако к концу XX в. этот разрыв значительно сократился. История рекламы в Италии имеет уникальные особенности. Она принесла профессиональному сообществу находки и персонажей, которые составили достойный, новаторский, а порой и неповторимый вклад в мировой рекламный процесс.

Исследование рекламы и процессов, с ней связанных, в исторической ретроспективе в отдельно взятых странах, а конкретно в Италии, обслуживает потребности очень широкой аудитории корпоративных специалистов в области коммуникации и всех тех, кто заинтересован в изучении механизмов, воздействующих на эволюцию общества. Рекламная деятельность в обособленной национальной системе Италии по различным причинам не изучалась

в России. Рассмотрим историю зарождения и развития рекламы с предполагаемого некоторыми итальянскими исследователями начала.

Среди авторов, проводивших специальные исследования истории зарубежной рекламы, были В. В. Ученова, Н. Богачева, Е. Л. Головлева, Н. Пли-ский, Л. В. Корнилов и Н. Б. Фильчи-кова (см.: [1; 2; 3; 4; 5; 6]). В частности, В. В. Ученова приводит некоторые факты существования рекламы в Древнем Риме, средневековой Венеции, включая их в трактовку понятия «протореклама», а также говорит о начале издания газет и журналов, создании первых агентств в европейских странах, из которых выделяет Англию, Францию, США и Германию. Строго говоря, история Древнего Рима и последующих государств, возникавших на Апеннинском полуострове, не является историей итальянского национального государства, образованного, как известно, в 1861 г. Истории рекламы именно в Италии В. В. Ученова не затронула.

Значительный вклад в развитие отечественной науки о зарубежной рекламе внесла Е. Л. Головлева, в работах которой расширяется историческое знание зарубежной рекламы, общеевропейского процесса рекламной деятельности и межкультурной коммуникации (см.: [2; 7]). Прослеживая формирование мирового рекламного пространства, Е. Л. Головлева рассматривает развитие европейской рекламы, упоминает «известный в мировой литературе каталог Альда Мануция, вышедший в Венеции в 1541 г., и признанный учеными в ряду других издательских каталогов первым рекламным носителем» [8, с. 61—62], а также напоминает, что «торговый знак Мануция (дельфин, обвивающий якорь, и девиз "Festina lente" / поспешай медленно) стал наиболее знаменитым

среди типографов, которые стали выдавать собственную продукцию за издания Мануция» [2, с. 16—17].

Головлева приводит первое упоминание о деятельности прототипов адресных бюро в Европе, относящееся к Италии XV в., а также добавляет, что газетные листки вышли сначала в Италии (Avviso) и Германии (Zeitung) (см.: [2, с. 19]).

Слово «газета» произошло от названия итальянской монетки gazetta, ей обычно расплачивались за новостной листок в Венеции. Также многие авторы убеждены, что в Италии, а именно в Венеции, возникла специальность «новостного писателя».

Другие авторы, пишущие о каталоге Мануция, датируют первое его издание 1498 г. (см.: [9; 10]), и в этом случае описанный Е. Л. Головлевой факт о первом из списков «Libri venales Venetis, Nurembergoe et Basileoe» 1500 г. подлежит корректировке в части первенства.

Известен факт о появлении печатного станка И. Гутенберга и первого издания Сивиллиной книги в 1445 г. Есть множество ссылок на появление в Италии типографии в 1465 г., второй после германской. Затем типографское дело получило дальнейшее распространение в Европе (см.: [4, с. 35]).

Остальные исследовательские работы, а также те, в которых появляется глава об истории зарубежной рекламы, не привносят нового фактического материала и являются, по сути дела, простым повторением уже опубликованного (см.: [11; 12; 13; 14; 15; 16]). Труд «История мировой рекламы» [17] не содержит сведений по истории рекламы в Италии, в нем полностью отсутствуют зарубежные источники.

Период зарождения рекламы в своей стране изучали А. Валери, Д. Виллани, В. Коделуппи, П. Папакристо, Д. Питтери,

Дж.-Л. Фалабрино, Дж.-П. Чезерани (см.: [18; 19; 20; 21; 22]), рассматривая в основном процессы и события ХХ в.

В Италии в конце XVII — начале XVIII в. имели место ранние формы газет, содержащих текстовую рекламу (ridarné). Считается, что наиболее старинные объявления на полуострове вышли в 1691 г. в «Protogiornale Veneto Perpetuo» — альманахе, опубликованном в Венеции. В нем содержалась информация о религиозных и гражданских праздниках, помилованиях, индульгенциях, шествиях, рынках, ярмарках, списках паромов и катеров, которые были приведены в город. Интересной была реклама духов для самых богатых дам в Венеции: характер аромата связывался с авторитетом королевы Венгрии, парфюмера герцога Орлеанского или двора Версаля, в то время считавшегося лучшим в Европе. Фигура свидетеля — знаменитого человека, который придает престиж изображению продукта в целях его продажи, — была, таким образом, использована еще в начале истории рекламы. Это явление в последующем повторялось: коронованные особы всей Европы — от английской королевы Виктории до царя России — соглашались содействовать продвижению разнообразных продуктов.

XVIII веку принадлежат малоуспешные попытки издавать листки объявлений (листок «Foglio di notizie del commercio», который появился в Риме в 1772 г., не выдержал и года существования) и рекламные газеты некоторых направлений (например, «Gazzetta Veneta» Гаспаро Гоцци (Gasparo Gozzi), 1760 г.). Первая итальянская газета XVIII в. «Diario no tizi oso», состоящая из информации коммерческого характера и объявлений малой рекламы, также просуществовала недолго.

В Италии развитие рекламы в печати (réclame) получило значительный импульс вследствие развития экономики, определившей во второй половине XIX в. вторую индустриальную революцию. Фигура продавца рекламного пространства была введена фармацевтом из Бре-шии Атиллио Манзони (Attilio Manzoni). Он создал в 1863 г., с компаньонами Абрами (Abrami) и Сандри (Sandri), первую итальянскую концессию «A. Manzoni & C.», которая быстро приобрела наиболее важный статус на рынке и продолжает сегодня с успехом работать в Италии. В Милане компания прежде всего занялась оптовой торговлей химическими и фармацевтическими товарами. Но Манзони интуитивно предположил, что его компания может получить значительное преимущество при централизованных закупках рекламного пространства в печати, и задумал использовать итальянские журналы для продвижения, тем более что он эксклюзивно представлял в Италии товары разных фармацевтических, в том числе иностранных фирм. Так, начиная с 1870 г. Манзони расширил свою рекламную концессию, предлагая поставщикам многие газеты и журналы. В течение десяти лет он работал с «Corriere della Sera», организованной в 1876 г. В 1888 г. Манзони имел торговые площадки (помимо Милана) в Риме, Неаполе, Генуе, Париже и Лондоне. Для работы с французскими дилерами он был вынужден нанять «творческих» сотрудников, которые создавали объявления для клиентов о продаже рекламной площади. Таким образом, в 1888 г. он мог разрабатывать первые национальные кампании. В прессе Италии появились его кампании: для минеральных вод «Fiuggi» и «Santa Caterina Valfurva».

К концу XIX в. итальянские экономические, политические и религиозные газеты и еженедельники наполняли,

как правило, последнюю полосу (четвертую обложку) многочисленными рекламными объявлениями. До Второй мировой войны выражение «четвертая страница» обозначало маленькие объявления.

В 1886 г. немецкое общество «Haasen-stein & Vogler» открыло итальянский филиал — дилер «Unione pubblicità italiana» (UPI). Так же как и открытая в 1945 г. «Società per la pubblicità Italia» (SPI), UPI стала настоящей креативной студией. Она приобрела известность в 3G^ гг. XIX в., и с самого начала существования UPI считается наиболее важной итальянской «фабрикой» рекламных кампаний.

Первый иллюстрированный итальянский журнал «Illustrazione Italiana», основанный в 1873 г., был выполнен в черно-белом формате. Наряду с новыми цветными изданиями: «Scena illustrata» (1891 г.), «Tribuna illustrata» (1893 г.) и «Domenica del Corriere» (1899 г.), — это было эффективным информационным средством для нового буржуазного слоя населения, средством показа рекламных объявлений. Позже появились первые итальянские журналы, специально ориентированные на женскую аудиторию: «Èva», «Grazia», «Gioia» и «Annabella» (затем преобразованная в «Anna» и в A»).

В Италии и в других западных странах в процессе интенсивного развития урбанизации за счет переселения больших крестьянских масс быстро увеличиваются в размерах города. Афиши занимают центральное место в рекламной коммуникации. Организация расклейки афиш начала развиваться в последние десятилетия XIX в. В 1874 г. парламент одобрил налог «sopra le insegne e qualsiasi forma di avviso о indirizzi relativi all'esercizio di professioni, industrie, commerci» [19, с. 3] который относился к «рисункам

и в любой форме оповещениям об адресе, относящимся к деятельности профессий, отраслей промышленности, торговли». В 1881 г. Антонио Монтор-фано (Antonio Montorfano) основывает в Генуе специализированное общество управления городскими рекламными пространствами. В 1896 г. произошло его слияние с конкурирующим обществом «Valcarenghi», что дало жизнь главному предприятию размещения и рекламы «Impresa generale di affissioni e pubblicitá» (IGAP), быстро ставшему самым важным на рынке и способствовавшему широкому распространению афиш в итальянском контексте.

Все более широкое использование новых быстрых транспортных средств, таких как трамвай на тяге мулов (Мадрид, 1871 г.), научило жителей осматривать плакаты более основательно. В свою очередь тот же трамвай стал носителем экспозиции плакатов, одновременно с так называемыми людьми-сэндвичами, т. е. людьми, которые ходили по улицам, неся рекламные щиты впереди и сзади себя. В этот период расширился объем рекламируемых товаров, умножились места, в которых стала появляться реклама. Это дало начало процессу постепенного вторжения рекламы в городские и социальные пространства.

На основании приведенного обзора изложим хронологию ключевых событий начального этапа становления рекламы в Италии:

— 1465 г. — появление в Италии типографии;

— 1498 г. — издание каталога А. Мануция;

— конец XVII — начало XVIII в. — развитие ранних форм газет, содержащих текстовую рекламу (ridarne);

— 1691 г. — публикация наиболее старинных на полуострове объявлений

в альманахе «Protogiornale Veneto Perpetuo» (Венеция);

— начало XVIII — начало XIX в. — создание технических предпосылок для развития рекламы;

— середина XIX в. — формирование рекламных процессов в Италии;

— 1863 г. — основание «A. Manzoni & C.», первой итальянской рекламной концессии Аттилио Манцони (Attilio Manzoni) в г. Брешия;

— 1873 г. — издание цветных иллюстрированных журналов («Illustrazione Italiana»);

— 1874 г. — установление налога на афиши;

— 1886 г. — развитие рекламных газет, появление профессии писателя рекламных текстов (копирайтера), проведение первых национальных кампаний — для минеральных вод «Fiuggi» и «Santa Caterina Valfurva». Образование первых национальных рекламных (творческих) агентств (UPI).

Данные о значимости становления рекламы в Италии предлагаем использовать для чтения курсов по истории рекламы.

Литература

1. Богачева Н. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. М.: Межведомственный совет по рекламе при Мин-торге СССР, 1981. 22 с.

2. Головлева Е. Л. Международная реклама: история и современность. М.: Изд-во Моск. гу-манит. ун-та, 2010. 159 с.

3. Плиский Н. Реклама, ее значение, происхождение и история. Примеры рекламирования. СПб.: Изд-во Ф. В. Щепанского, 1894. 184 с.

4. Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы: Детство и отрочество. М.: Смысл, 1994. 96 с.: ил.

5. Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 447 с. (History of advertising).

6. Корнилов Л. В., Фильчикова Н. Б. От глашатая до неона. М.: Знание, 1978. 126 с.

7. Головлева Е. Л. Реклама в современном западном обществе: культурно-исторический аспект. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. 234 с.

8. Renouard Ant. Aug. Annales de l'Imprimerie des Aldes, ou Histoire des Trois Manuce et de leurs Editions. 3e éd. T. 2. Paris: Renouard, 1834. 317 p.

9. Кацпржак Е. И. История письменности и книги. М.: Искусство, 1955. 356 с.: ил.

10. Куприянова Т. Г. История книжного дела в Европе. М.: МГУП, 2010. Гл. 3: Книжное дело в ранний период книгопечатания || Центр дистанционного образования МГУП: [Электронный ресурс] | Московский государственный университет печати. Опубл.: 23.05.2011. Об-новл.: 25.05.2011 URL: http:||hi-edu.ru|e-books| xbook797|01|part-004.htm (дата обращения: 27.05.2017).

11. Джефкинс Ф. Реклама | Пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 543 с.

12. Музыкант В. Л. Реклама. [2-е изд.]. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2013. 208 с.

13. Ромат Е. В., Сендеров Д. В. Реклама: теория и практика. 8-е изд. СПб.: Питер, 2013. 512 с.

14. Трушина Л. Е. История отечественной и зарубежной рекламы. М.: ИТК «Дашков и К», 2011. 248 с.

15. Уперов В. В. Реклама: ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы и средства || Гермес. Торговля и реклама: сб. | Ред.-сост. Б. М. Матвеев. СПб.: Аллегория; Санк-Петербург оркестр, 2004. С. 361—473.

16. Щепилова Г. Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010. 455 с.: ил.

17. Березовая Л. Г. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра». М.: Ипполитов, 2008. 672 с.: ил.

18. Ceserani G.-P. Storia della pubblicità in Italia. Roma; Bari: Laterza, 1988. 320 p.

19. Codeluppi V. Storia della pubblicità italiana. Roma: Carocci, 2013. 182 p. (Le sfere).

20. Effimera e Bella : Storia della pubblicità italiana | A cura di : G. Falabrino. Roma: Silvana, 2001. 384 p.

21. Archeologie della pubblicità: alle origini della pubblicità moderna | A cura di : P. Papakristo, D. Pitteri. Napoli: Liguori, 2003. 264 p. (Metropolis).

22. Valeri A. Pubblicità italiana: storia, prota-gonisti e tendenze di cento anni di comunicazione. Milano: Ed. del Sole 24 Ore Anno, 1986. 239 p.

23. Головлева Е. Л. Реклама в формировании современных коммуникативных практик (на материалах США, Западной Европы, Японии). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. 224 с.

Якутина Елена Николаевна — доцент кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета. E-mail: yakutinaelena@gmail.com

Статья поступила после доработки 22 июля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.