Е. В. Лютик
АТЛАС «ЦЕНТРОВ ОБЩЕСТВА ИНОСТРАННЫХ МИССИЙ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
(на примере Вьетнама)
Работа представлена кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В. Н. Колотое
Статья посвящена анализу карт, разработанных обществом Иисуса в ХУ1—ХУ11 вв., и основана на источниках из архивов Института Азии и Общества Иностранных Миссий (Париж).
Ключевые слова: Общество Иностранных Миссий, орден Иезуитов, миссионеры.
E. Lyutik
ATLAS “OF THE CENTRES OF THE FOREIGN MISSIONS SOCIETY”
AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE CATHOLIC CHURCH IN SOUTH-EAST ASIA
(by the example of Vietnam)
The article is devoted to the analysis of maps developed by the Society of Jesus in the 16th-17th centuries and is based on the sources from the archives of the Asia Institute and the Foreign Missions Society (Paris).
Key words: Foreign Missions Society, order of the Jesuits, missionaries.
Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты, Почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой.
Лучше то, что ведет и приводит к цели.
Игнатий Лойола
С конца XV в. католические миссионеры начинают активно «осваивать» новые страны Азии и Африки. Важное место в их деятельности отводилось составлению подробных географических карт неведомых ранее стран и территорий.
В 1890 г. во Франции в Париже был опубликован атлас «Центров Общества Иностранных Миссий», изданный широко известным историком Общества Иностранных Миссий Адриеном Лонэйем (Adrien Launay). Он является автором таких книг, как «Общая история Общества Иностранных Миссий», «Древняя и современная история Аннама (Тонкин и Кохинхина)», «Наши миссионеры», «Святые мученики Общества Иностранных Миссий» и пр. [2; 3; 4; 5].
Атлас создан на основании карт португальских миссионеров XVI в. и доработан-
ных карт Общества Иностранных Миссий ХУП-Х1Х вв.
В XVI в. португальские миссионеры проникали и закреплялись во Вьетнаме, Камбодже, Бирме, Сиаме. В каждой стране в зависимости от конкретных условий католические миссионеры использовали разные методы. Французское Общество Иностранных Миссий было создано в 1658 г. и очень активно действовало во второй половине XVII в. Центр миссионерской деятельности Общества Иностранных Миссий в странах Индокитая находился в столице Сиама - Аютии [1, с. 50].
В данном атласе всего представлено 27 очень подробных цветных карт стран Азии, с указанием центров Общества Иностранных Миссий, городов, где проживают христиане, столиц французских или английских владений, на карту детально нанесены пути сообщения, будь то большие или сельские дороги. В атласе кроме общей карты центров Общества Иностранных Миссий в Азии имеются карты следующих регионов: Кохинхины - 3 карты, Тонкина - 2 карты, карты провинций Китая:
Гуандун, Гуанси, Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань - 3 карты, а также Пондишери (Индия), Майсур (Южная Индия), Бирмы - 2 карты, карты Сиама, Малакки, Камбоджи, Тибета, Маньчжурии, Кореи и Японии.
Кроме детально разработанных цветных карт, к каждой из них приложены комментарии, включающие в себя информацию о географическом положении, климате, политическом устройстве, о местном населении и историческая справка, а также особо выделена информация
о добываемых полезных ископаемых в этих странах. Отдельным пунктом стоит информация об истории проникновения христианства и непосредственно португальских миссионеров и позже французских миссионеров Общества Иностранных Миссий в каждый регион, более того, на общей карте Общества Иностранных Миссий автор дает нам цифры обращенных в католичество по странам и регионам, в конце суммируя эти цифры.
На каждой из карт очень подробно нанесено: резиденции епископов, местонахождение миссионеров в стране, месторасположение католиков, где находится глава колонии, а также, как было сказано выше, нанесен четкий план больших и малых дорог страны.
Из этих детально составленных карт мы можем видеть, насколько досконально миссионеры изучали страны, в которых они находились. Данные карты из стран, где они составлялись, передавались в Центр Общества Иностранных Миссий в Париже, где в последующее время и хранились. Они имели не только ознакомительный характер, как об этом пишет во введении к атласу сам автор, но, на наш взгляд, и военный характер. Зная, в каких городах можно было ожидать поддержки со стороны подготовленных миссионерами католиков, армия, рассчитывая на дополнительную помощь, могла вторгнуться в такую страну.
Более подробно нам бы хотелось рассмотреть карты Вьетнама. Прежде всего на себя обращает внимание построение комментариев к картам, одинаково сохраняющиеся для всех стран.
Каждой карте предшествует очень подробное описание, которое включает в себя описание границ данного региона, физическая география и пр. Однако нам хотелось бы остановиться на описании более интересных, на наш взгляд, пунктов, которые были интересны и иезуитам. Одним из первых пунктов стоят «полезные ископаемые». Так, например, к карте Южного Тонкина мы находим подробное перечисление таких ископаемых, как медь, железо, сталь, цинк, каменный уголь. После подробного перечня полезных ископаемых, которые могли бы вызвать интерес, идет не менее подробное описание растительного и животного мира. На территории Южного Тонкина XIX в. произрастали рис, табак, иньям, стручковый перец, имбирь, сахарный тростник, чай, как отмечали миссионеры, уступающий по своему качеству китайскому. Как мы можем видеть, растительный мир Южного Тонкина того времени практически не отличался от современного. Из животного мира кроме современных животных хотелось бы отметить носорогов, которых в настоящий
№ Страна Общее число католиков, обращенных ОИМ на 1889 г.
1 Пондишери 206 350
2 Коимбатур 28 040
3 Майсур 30 000
4 Южная Бирма 20 727
5 Северная Бирма 3497
6 Сиам 18 200
7 Полуостров Малакка 12 582
8 Камбоджа 17 433
9 Западная Кохинхина 56 000
10 Восточная Кохинхина 17 773
11 Северная Кохинхина 19 932
12 Южный Тонкин 71 846
13 Западный Тонкин 200 000
14 Гуандун 28 852
15 Гунси 1249
16 Гуйчжоу 16 623
17 Юньнань 10 221
18 Западная Сычуань 38 800
19 Восточная Сычуань 31 539
20 Северная Сычуань 18 000
21 Тибет 1204
22 Маньчжурия 13 126
23 Корея 15 416
24 Северная Япония 25 534
25 Центральная Япония 2185
26 Южная Япония 10 026
ИТОГО 915 157
момент во Вьетнаме в дикой природе больше не осталось.
Миссионеры в своих трудах особенно щепетильно подходили к цифрам, читая их доклады, порой создается впечатление, что они подсчитывали в стране абсолютно все. Так, например, очередным пунктом в описании региона идет этнический состав населения в Южном Тонкине к концу XIX в., к этому времени население в регионе составляло 2 млн человек, преимущественно аннамцы, среди которых были и китайские торговцы, и европейцы. Кроме всего прочего, миссионеры описывают организацию управления Южного Тонкина, которая для нас не представляет большого интереса.
Особого внимания заслуживают пункты с подробнейшим описанием месторасположения христианских поселений и истории распространения католичества в данном регионе, а также верований и культов, практикующихся в Южном Тонкине того времени. Наиболее распространенным на тот момент в Южном Тонкине был культ Конфуция, основными приверженцами которого являлись ученые. Буддизм, как это отмечали миссионеры, был смешан с суевериями, среди которых необходимо выделить культ предков и культ духов-хранителей. Эти культы, что небезынтересно, отправлялись, по мнению миссионеров, прежде всего дикими племенами. Среди вышеуказанных религий и культов особое место занимало католичество.
На конец XIX в. в Южном Тонкине, по сведениям миссионеров, насчитывалось 71 846 католиков. Евангелизация Южного Тонкина началась с XVII в. португальскими иезуитами, дело которых продолжило Общество Иностранных Миссий, основанное в 1658 г. [2, ‘Tonkin’].
В каждом описании региона отдельным пунктом выделено описание гонений на католиков, организованных правительством страны. Так, например, в разделе история католичества в Южном Тонкине мы встречаем любопытный, на наш взгляд, факт, описывающий восстание католиков. Вслед за экспедицией Франсиса Гарнье 1873 г. в Тонкин конфуцианцами было организовано нападение на
католиков, вследствие которого, как пишут миссионеры, было убито и сожжено более 2200 католиков. Однако вскоре миссионеры смогли организовать сопротивление гонениям. К концу XIX в. в Южном Тонкине был
1 епископ, 22 миссионера, 59 местных отцов,
2 семинарии с 160 учениками, 58 школ с 2410 учениками и 72 000 католиков [2, ‘Tong-King méridional’].
Комментарии к другим картам Вьетнама построены в целом по той же схеме и содержат соответствующие сведения и цифры. Так, например, в Западной Кохинхине был 1 епископ, 52 миссионера, 42 отца - выходца из местного населения, 189 церквей, 1 семинария с 150 учениками и 110 школ с 7236 учениками и 56 000 католиков. Отметим особо, что в районе Сайгона еще в середине XIX в. был построен широкоизвестный собор Сайгонской Богоматери.
В Восточной Кохинхине насчитывалось
1 епископ, 25 миссионеров, 14 отцов - выходцев из местного населения, 1 семинария с 54 учениками, 10 школ с 472 учениками и 17 773 католика.
Северная Кохинхина - 1 епископ, 20 миссионеров, 26 отцов - выходцев из местного населения, 58 церквей, 2 семинарии с 51 учеником, 34 школы с 920 учениками и 19 932 католика.
Западный Тонкин - 2 епископа, 43 миссионера, 97 отцов - выходцев из местного населения, 3 семинарии с 355 учениками, 425 церквей и 200 000 католиков.
Карты 1889 г. подводят итоги более чем трехвековой деятельности христианских миссионеров и показывают нам, что миссионеры нашли эффективные, действенные способы укоренить христианство среди вьетнамского населения и, несмотря на периодические гонения, количество католиков постепенно увеличивалось. Хотя условия проповеди христианства на Севере и Юге страны были различны, католические общины появились на всей территории Вьетнама.
Для исторического развития Вьетнама последних четырех столетий характерны проблемы распространения христианства, существования католических общин, в неко-
торых случаях прямая поддержка католиками ской церкви напрямую главе католиков всего
французского завоевания и французской адми- мира Папе Римскому, которые окончательно
нистрации, подчинение католической вьетнам- не решены и в настоящее время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берзин Э. О. История католической церкви в странах Юго-Восточной Азии. М., 1966. 320 с.
2. Launay A. Atlas des missions de la société des missions-étrangères. Paris, 1890.
3. Launay A. Histoire ancienne et moderne de l’Annam (Tong-King et Cochinchine). Paris, 1884.
4. Launay A. Histoire générale de la Société des Missions-étrangères. Paris, 1894. 3 t.
5. Launay A. Les bienheureux martyrs des missions-étrangeres. Paris, 1929. 537 p.
REFERENCES
1. Berzin E. O. Istoriya katolicheskoy tserkvi v stranakh Yugo-Vostochnoy Azii. M., 1966. 320 s.
2. Launay A. Atlas des missions de la société des missions-étrangères. Paris, 1890.
3. Launay A. Histoire ancienne et moderne de l’Annam (Tong-King et Cochinchine), Paris, 1884
4. Launay A. Histoire générale de la Société des Missions-étrangères. Paris, 1894. 3 t.
5. Launay A. Les bienheureux martyrs des missions-étrangeres. Paris, 1929. 537 p.