Научная статья на тему 'Астроном города Болгара Мас’уди аль-Булгари'

Астроном города Болгара Мас’уди аль-Булгари Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАР / ЗОЛОТАЯ ОРДА / МУСУЛЬМАН / АСТРОНОМИЧЕСКИЕ / МАС'УДИ / BULGAR / MUSLIM / ASTRONOMICAL / GOLDEN HORDE / MASUDI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давлетшин Г.М.

В статье, на основе разнородных источников, описываются развитие в городе Болгар астрономических знаний, обслуживающие не только нужды мусульманских обрядов, но обогатившие астрономическую науку всего мусульманского мира с наблюдениями в стационарных обсерваториях не только в Болгарах, но и в северных широтах. Одним из ярких представителей булгарской астрономии был Мас’уди аль-Булгари.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTRONOMER OF THE CITY BOLGARA OF MAS''UDI OF AL-BULGARI

In the article, on the basis of heterogeneous sources, describes the development of the city of Bulgarians of astronomical knowledge, serving not only the needs of the Muslim rites, but enriched the astronomical science in the Muslim world observations in the stationary observatories not only to the Bulgarians, but also in the Northern latitudes. One of the brightest representatives of the Bulgarian astronomy was Masudi, al-Bulgari

Текст научной работы на тему «Астроном города Болгара Мас’уди аль-Булгари»

УДК 947.0

Г.МДавлетшин АСТРОНОМ ГОРОДА БОЛГАРА МАС'УДИ АЛЬ-БУЛГАРИ

В статье, на основе разнородных источников, описываются развитие в городе Болгар астрономических знаний, обслуживающие не только нужды мусульманских обрядов, но обогатившие астрономическую науку всего мусульманского мира с наблюдениями в стационарных обсерваториях не только в Болгарах, но и в северных широтах. Одним из ярких представителей булгарской астрономии был Мас'уди аль-Булгари.

Ключевые слова: Болгар, Золотая Орда, мусульман, астрономические, Мас'уди

GamirzanMirgazjanovichDavletshinASTRONOMER OF THE CITY BOLGARA OF MAS'UDI OF AL-BULGARI

In the article, on the basis of heterogeneous sources, describes the development of the city of Bulgarians of astronomical knowledge, serving not only the needs of the Muslim rites, but enriched the astronomical science in the Muslim world observations in the stationary observatories not only to the Bulgarians, but also in the Northern latitudes. One of the brightest representatives of the Bulgarian astronomy was Masudi, al-Bulgari.

Keywords:Bulgar, muslim, astronomical, Golden Horde, Masudi

В средние века в странах мусульманского мира, в том числе в Волжской Булгарии и в Золотой Орде, астрономия была одной из наиболее развитых и популярных естественных наук. Развитию астрономических знаний способствовала необходимость точного определения сторон света и времени для совершения обрядов мусульманской религии. Намазы совершались в точно определенном астрономическом времени.

Эти вопросы были весьма актуальны для города Болгар, который располагался в Среднем Поволжье - на «северном форпосте» (В.В. Бартольд) исламского мира. Краткость ночи летом в этом регионе создавала большие затруднения для совершения всех пяти намазов, становилась причиной различных суждений и споров. Примечательно, что некоторые путешественники посещали данный регион исключительно с целью наблюдения этого явления. Одним из таких путешественников был знаменитый Ибн Батута (1304-1377)[10, с. 296-297], оставивший потомкам свои записи.

Города, разрушенные войсками Бату хана, впоследствии были быстро восстановлены. Восстановление Болгара было обусловлено, прежде всего, политическим обстоятельством - здесь, после завершения Бату ханом западного похода, располагалась его ставка. В городе в 1240-е гг. началась чеканка золотоордынских монет (продолжалась до 30-х годов XIV в.). Во второй половине XIII - первой половине XIV вв. его территория расширилась до 900 тыс. кв.м. Административный центр болгарского улуса превратился в один из важных экономических, культурных и научных центров Золотой Орды [7, с. 194-195].

В Золотой Орде получили большое развитие искусство и наука. В специальных трактатах звездочеты делали определенные теоретические обобщения. Автором одного из них, судя по данным Хаджи Халифа, был Кемаледдинат-Туркмани, который в городе Гулистан в 755 (1354) г. написал комментарии на астрономическое сочинение известного хорезмийского ученого Махмуда ибн Омар ал-Чагмини «Избранные» из астрономии» [10, с.463]. Имя другого золотоордынского астронома - Уруса Ходжи - зафиксировано на надгробном памятнике конца XIV в. в Крыму. На массивном могильном камне имелась надпись: «Могила покойного астролога Урус Ходжи, сына Хасана» [1, c.152-159].

Памятник завершает полушарие, куда выбитыточечные углубления, как пишет московский искусствовед С.Ю.Червонная, «совокупность которых воспринимается как плеяда звезд на небесном куполе» [11, с.115].

Активный исследователь золотоордынских городов Л.Л. Галкин в статье, специально посвященной астрономическим знаниям в Золотой Орде, на основе исследования рисунков на золотоордынских монетах и изучения состояния астрономической науки в сопредельных и дальних странах, с которыми Золотая Орда поддерживала тесные связи, приходит к выводу о том, что «в Улусе Джучи, по меньшей мере, с эпохи хана Узбека проводились астрономические наблюдения, устанавливалось положение точки весеннего равноденствия на эклиптике для данного времени. Наряду с наличием немногих находок астрономических инструментов это позволяет допустить, что астрономические взгляды в Золотой Орде находились на уровне астрономических знаний и представлений своего времени» [3, с.171-184]. В золотоордынских городах, в том числе и в Болгаре, найдены остатки астрономических инструментов и следы

обсерваторий [4, с. 69-75].

Информация о больших достижениях астрономов Золотой Орды запечатлена в художественных произведениях поэтов и писателей. Это, прежде всего, Саиф Сараи (1321-1396), который в своем бессмертном произведении «Сухайль и Гульдурсун» (имя парня и девушки) как бы невзначай, как о совершенно естественном, обычном явлении, пишет, что девушка - героиня поэмы крутится около своего возлюбленного, как Земля вокруг Солнца [9, с. 280].

Другой поэт - Кутб - в своем произведении «Хосров и Ширин» (1342 г.) пишет о далеких мирах, о том, что каждая звезда - это особый мир, между ними - большие расстояния, а во Вселенной существует вечное движение. Одна глава поэмы так и называется: «Движение во Вселенной» [8, с.27-30].

Между тем в Европе только спустя двести лет пришли к подобным научным открытиям. Однако европейское общество во главе с католической церковью по-другому реагировало на эти открытия. Труд Николая Коперника (1473-1543) подвергся долгому запрету и забвению. Джордано Бруно (1548-1600) за это открытие поплатился своей жизнью.

Как известно, в исламе совершению намазов точно в определенное время придавалось чрезвычайно большое значение. Поэтому практически повсеместно в мусульманском мире, начиная с XI века, при крупных мечетях появилась специальная должность хранителя времени, которую занимали астрономы. При соборной (джами) мечети Болгар также имелась должность хранителя времени. В первой половине XIV в. эту должность занимал известный астроном Мас'уди.

Видный арабский ученый, географ, историк и энциклопедист Ибн Фадлаллах ал-Омари (1301-1349) писал, что такие приборы, как астролябия, секстант, квадрант, использовались в золотоордынском Болгаре для наиболее точного определения времени: «Один из известнейших городов его (Кипчака, т.е. Золотой Орды - Г.Д.) - Болгар; самая короткая ночь его (делится) на 4 1/2 часа. Хасан Ар-Руми рассказывает (следующее): «потом я расспросил об этом» Мас'уди, определителя времени (молитв) в Болгаре. «Мы исчислили ее, - сказал он, - посредством астрономических инструментов и нашли, что оно (длится) 4 1/2 часа с небольшим. Что касается «касабы» Акикула, то мы (и там) делали наблюдения над ним и нашли, что самая короткая ночь там (длится) 3 1/2 часа» [10, с. 237].

Вместе со своими учениками астроном Мас'уди, используя приборы типа астролябии, квадранта, секстанта, вел наблюдения за небесными светилами в 700 верстах от Болгара, на севере, в районе Акикула-Афикула. В последние годы пермскими археологами исследовано Рождественское городище (по средневековым арабским источникам "касабаАфикул")—важным раннегородским центром Предуралья, где жили булгары-мусульмане [2, с. 109-133].

Мас'уди умел заранее вычислять место и время таких астрономических явлений, как затмение солнца, луны, появление комет, движение планет и т.д. Ученые из мусульманских центров не имели возможности выполнять такую работу для северных широт. Упомянутый Ибн Фадлаллахом ал-ОмариМас'удБулгари был не только «определителем времени», но и известным астрономом своей эпохи. Об астрономических наблюдениях, производимых звездочетами г. Болгара на севере в 700 верстах, имеются и другие свидетельства, источники (например, турецкого библиографа XVII в. Хаджи Халифа) [12, с.789].

Одна из практических задач мусульманских астрономов заключалась в определении в населенном пункте направления на Мекку. Для решения этой задачи использовались методы, разработанные греческими и индийскими астрономами, особенно сферическая тригонометрия. Важно отметить, что в Болгаре практически все общественные сооружения: мечети, мавзолеи, здания благочестия, бани - были построены с точным учетом сторон света.

Таким образом, Мас'уди является известным ученым-астрономом золотоордынской эпохи -первой половины XIV в., он проживал в Болгаре - в административном центре болгарского улуса, исполнял обязанности астронома при соборной мечети. Это период расцвета Золотой Орды (период Волжской Булгарии в истории завершается 1236 годом). Благодаря его изысканиям, в рассмат-риваемый период золоордынский город Болгар был одним из центров мусульманского мира по точному астрономическому определению времени путем наблюдения за небесными светилами.

Литература

1. Акчокраклы О. Старо-крымские 1. Akchokrakly O. Staro-krymskienadpisi (poraskopkam надписи (по раскопкам 1928 г.) // 1928 g.) // IzvestijaTavricheskogoobshhestvaistorii, arheologii i

Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Симферополь, 1929. Т. III (60). С. 152—159.

2. Белавин А.М., Иванов В.А. Восход золотого полумесяца над восточной Европой (начальные этапы утверждения ислама в Урало-Поволжье). Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 135 с.

3. Галкин Л.Л. Археологические свидетельства астрономических знаний Улуса Джучи // Историко-астрономические исследования. Вып. XIX. М.: «Наука», 1987. С. 171-184.

4. Давлетшин Г.М. Астрономические знания и инструменты в Золотой Орде. // Наследие ислама в музеях России: изучение, атрибуеия, интерпретация: материалы научно-практической конференции 3-4 декабря 2009 г. -Казань: Изд-во МО иН РТ, 2010. -С. 69-75.

5. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). Казань: Таткнигоиздат, 2004. С.296-302.

6. История татар с древнейших времен в семи томах. Т. II Волжская Булгария и Великая степь. Казань, 2006. С.170-171.

7. История татар с древнейших времен в семи томах. T.III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII -середина XV в. - Казань, 2009. С.194-195.

8. Котб. ХесрэYвэ Ширин. Казан: "МэгарифНэшрияты, 203. 367.

9. СараиСэйф. Гелестан. Лирика. Дастан. - Казан: Татар. Кит. Ншр., 1999. 296 с.

10. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: В 2 т. Т.1. СПб., 1884. С. 296.

11. Червонная С.Ю. Мусульманская эпиграфика (резные надгробные камни) в Крыму. - Татарская археология. - 1997. - № 1. - С. 107 - 128.

12. Kurat A.N. Bulgar // IslamAnsiklopedisi. Istanbul, 1920.

jetnografii. Simferopol', 1929. T. III (60). S. 152—159.

2. Belavin A.M., Ivanov V.A. VoshodzolotogopolumesjacanadvostochnojEvropoj (nachal'nyejetapyutverzhdenijaislama v Uralo-Povolzh'e). Ufa: Izd-vo BGPU, 2011. 135 s.

3. Galkin L.L.

Arheologicheskiesvidetel'stvaastronomicheskihznanijUlusaDzhuchi // Istoriko-astronomicheskieissledovanija. Vyp. XIX. M.: «Nauka», 1987. S. 171-184.

4. Davletshin G.M. Astronomicheskieznanija i instrumenty v ZolotojOrde. // Nasledieislama v muzejahRossii: izuchenie, atribueija, interpretacija: materialynauchno-prakticheskojkonferencii 3-4 dekabrja 2009 g. - Kazan': Izd-vo MO iN RT, 2010. - S. 69-75.

5. Davletshin G.M.

Ocherkipoistoriiduhovnojkul'turypredkovtatarskogonaroda (istoki, stanovlenie i razvitie). Kazan': Tatknigoizdat, 2004. S.296-302.

6. Istorijatatar s drevnejshihvremen v semitomah. T. II VolzhskajaBulgarija i Velikajastep'. Kazan', 2006. S.170-171.

7. Istorijatatar s drevnejshihvremen v semitomah. T.III. UlusDzhuchi (ZolotajaOrda). XIII - seredina XV v. - Kazan', 2009. S.194-195.

8. Kotb. HesraYvaShirin Kazan: "MagarifNashrijaty, 203. 367.

9. SaraiSajf. Gelestan. Lirika. Dastan. - Kazan: Tatar. Kit. Nshr., 1999. 296 s.

10. Tizengauzen V.G. Sbornikmaterialov, otnosjashhihsja k istoriiZolotojOrdy: V 2 t. T.1. SPb., 1884. S. 296.

11. ChervonnajaS.Ju. Musul'manskajajepigrafika (reznyenadgrobnyekamni) v Krymu. - Tatarskajaarheologija. -1997. - № 1. - S. 107 - 128.

12. Kurat A.N. Bulgar // IslamAnsiklopedisi. Istanbul, 1920.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.