Научная статья на тему 'АСТРАХАНСКАЯ ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СПЕЦШКОЛА №005 (1942 – 1943 гг.)'

АСТРАХАНСКАЯ ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СПЕЦШКОЛА №005 (1942 – 1943 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
745
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спецшкола / курсанты / оккупированная территория / special school / the cadets / occupied ter

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.Е. Гайсановская, В.Б. Убушаев

В статье рассматриваются вопросы организации Астраханской диверсионно-разведыва-тельной спецшколы (№ 005), ее боевые действия в период 1942 по 1943гг. Особое вниманиеобращено на основные задачи, которые ставились перед диверсионно-разведывательнымигруппами и партизанскими отрядами, засылаемыми в тыл противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTRAKHAN SABOTAGE AND RECONNAISSANCE SPECIAL SCHOOL NUMBER 005 (1942 – 1943)

The article concerns the questions of establishment of the Astrakhan sabotage and reconnaissance schools (№ 005), its military actions in the period 1942 to 1943. Special attention is given to the main tasks set up for the sabotage and reconnaissance groups and patrols sent behind enemy lines.

Текст научной работы на тему «АСТРАХАНСКАЯ ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СПЕЦШКОЛА №005 (1942 – 1943 гг.)»

2015 г. №2 (26)

УДК 37.014(470.47)

ББК L404.1(2 Рос. Калм.)

АСТРАХАНСКАЯ ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СПЕЦШКОЛА №005 (1942 - 1943 гг.)

А.Е. Гайсановская, В.Б. Убушаев

В статье рассматриваются вопросы организации Астраханской диверсионно-разведывательной спецшколы (№ 005), ее боевые действия в период 1942 по 1943гг. Особое внимание обращено на основные задачи, которые ставились перед диверсионно-разведывательными группами и партизанскими отрядами, засылаемыми в тыл противника.

ASTRAKHAN SABOTAGE AND RECONNAISSANCE SPECIAL SCHOOL NUMBER 005 (1942 - 1943)

A.E. Gaysanovskaya, V.B. Ubushaev

The article concerns the questions of establishment of the Astrakhan sabotage and reconnaissance schools (№ 005), its military actions in the period 1942 to 1943. Special attention is given to the main tasks set up for the sabotage and reconnaissance groups and patrols sent behind enemy lines.

Ключевые слова: спецшкола, курсанты, оккупированная территория.

Keywords: special school, the cadets, occupied territory.

Во второй половине лета 1942 года военная обстановка на всех рубежах советскогерманского фронта серьезно обострилась. Немецкая группа армий «Юг» была разделена на две группировки«А» и «В». Первая была нацелена на кавказское направление, вторая - на Сталинград. Между ними находилась «ничейная земля» - Калмыцкие и Сальские степи. Через нее открывался прямой путь к низовьям Волги, к городу Астрахани, который стал базой снабжения северо - кавказского и Сталинградского фронтов. Путь на Астрахань пролегал через столицу Калмыцкой республики - город Элисту.

Военные соединения группы армий «В», наступавшие на сталинградском направлении, с начала августа 1942 года стали вторгаться с юга части 52-го армейского корпуса, (командир генерал пехоты Отт) и с запада - части 40-го и 48го танковых корпусов, (командиры генерал танковых войск Гейр фон Швеппенбург и генерал- лейтенант Кемпф) на территорию Калмыцкой АССР. К середине августа 1942 года войска противника овладели и взяли под контроль стратегическую дорогу Ворошиловск- Дивное- Элиста - Сталинград и от Элисты на 140 км углубились на астраханском направлении [1, C.45-61].

Тяжелая обстановка сложившаяся на астраханском участке и вынуждало принимать меры, которые срочно предпринимало советское командование для защиты этого фронта. Партийные и государственные органы республики развернули активную работу, особенно со второй половины сентября 1942 года, по организации партизанской борьбы. В конце сентября на заседаниях бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) были утверждены командиры и комиссары партизанских отрядов Западного, Приютненского, Троицкого, Сарпинского, Долбанского, Улан- Хольского, Черноземельского, Кетченеровского улусов и города Элисты.

13

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

В результате этих мероприятий уже к концу октября 1942 года в тыл противника в улусы Калмыцкой АССР были отправлены 98 человек, обучены и находились в готовности к выступлению 120 человек, которых штаб 28-й армии полностью обеспечил вооружением, техническими средствами и обмундированием. На фоне общей готовности на первый план выходит работа диверсионно-разведывательной спецшколы №005. 18 сентября 1942 года командованием Сталинградского фронта, руководством Калмыцкой АССР и Астраханского округа, при активном содействии сотрудников НКВД Калмыцкой АССР, была организованна спецшкола №005 по подготовке разведчиков и подрывников в обучении курсантов, формировании диверсионно-разведывательных групп и заброске их на оккупированную немцами территорию Калмыцких и Сальских степей, в г. Астрахани (ул. Красная набережная, дом №71).

Спецшкола №005 была строго засекречена, о чем говорит ее номер с двумя нолями. Поэтому о ней нигде ничего, никогда не говорилось. Численность переменного состава этой спецшколы была определена в 300 человек курсантов. Этим же приказом начальником спецшколы №005 был назначен старший политрук Алексей Михайлович Добросердов, бывший секретарь Элистинского горкома ВКП(б). В кратчайший срок в Астрахани были созданы Штаб партизанского движения юга страны и при нем спецшкола №005.

Предполагалось, что для обучения и дальнейших действий в тылу врага, будут отбираться «лучшие» - физически развитые молодые люди (как юноши, так и девушки), имеющие высокий индивидуально - интеллектуальный уровень, из числа комсомольцев или коммунистов. Из них формировались элитные разведывательнодиверсионные группы и подразделения спецназначения. Курсанты Астраханской спецшколы №005 осваивали отечественное и трофейное оружие, способы минирования, подготовку всевозможных фугасов из подручных материалов, изучали тактику диверсионных действий и работы в условиях полного отрыва от баз снабжения и самостоятельности в принятии решений, а также действиям в условиях безлюдной степи.

На первых порах Астраханской спецшколе передали 40 бойцов Элистинского истребительного отряда. Дальнейшее формирование школы производилось в основном за счет комсомольцев Астрахани, а также за счет людей, эвакуированных из калмыцких улусов. Для полного укомплектования спецшколы личным составом ее начальнику было разрешено через разведывательный отдел штаба 28-ой Армии «провести набор из бойцов, командиров и политработников частей армии в количестве 30 человек, преимущественно из коренной национальности»2.

Курсанты спецшколы осваивали отечественное и трофейное оружие, способы минирования, подготовку всевозможных фугасов из подручных материалов, изучали тактику диверсионных действий и работы в условиях полного отрыва от баз снабжения и самостоятельности в принятии решений, а также действиям в условиях голой степи [3, C.123-127].

Аналогичное указание поступило и Военному совету 51-й армии. Подготовка курсантов проводилась по единой программе Центрального штаба партизанского движения. Курс подготовки был рассчитан на месяц, но в октябре- ноябре 1942 года остро встал вопрос о проведении диверсий в тылу врага, срок подготовки сократился до двух недель [2, C.9]. Во второй половине сентября 1942 года штаб Южного отдела ЦШПД и сформированная при нем Астраханская диверсионно-разведывательная

14

2015 г. №2 (26)

школа №005 начали действовать в срочном порядке. К концу сентября в тыл противника были заброшены более 300 человек.

Основными задачами, которые ставились перед диверсионно-разведывательными группами и партизанскими отрядами, засылаемыми в тыл противника, являлись:

а) организация борьбы широких масс населения, оставшихся на оккупированной территории, с немецкими захватчиками путем создания новых партизанских отрядов и диверсионных групп и руководство их работой;

б) создание препятствия в переброске войск противника путем минирования отдельных участков дорог противопехотными, противотанковыми минами и специальными фугасами;

в) уничтожение автотранспорта и обозов противника с боеприпасами, снаряжением и горючим;

г) истребление небольших по численности отрядов противника путем устройства засад, нападения на их стоянки и привалы;

д) уничтожение мостов через балки и колодцев, прилегающих к дорогам;

е) разрушение линий связи противника, узлов связи, отдельных раций, уничтожение офицеров связи и связных, захват документов противника и переправка их в штаб;

ж) тщательная разведка частей противника, их дислокации, численности, нумерации и вооружения, и передача этих сведений в штаб;

з) уничтожение предателей и изменников Родины, пособников фашистской армии;

и) организация препятствий вывозу противником из районов дислокации хлеба и скота путем нападения на транспорты и обозы;

к) захваченное продовольствие использовать на создание собственных баз и для раздачи населению. Остатки продовольствия должны были полностью уничтожаться [3, C.152-155].

Несмотря на тяжелейшие условия, за время боевых действий разведывательнодиверсионной группы на оккупированной территории Калмыкии сумели уничтожить около 300 солдат и офицеров германской армии, полицейских и старост. Они нанесли ощутимый материально- технический урон противнику путем минирования дорог, разрушения средств связи, что вызвало дезорганизацию в тылу врага. Всего за время существования Астраханской спецшколы №005 (с 18 сентября 1942 года, по 12 февраля 1943 года) в ней было подготовлено 540 человек. При этом 247 человек были направлены для обучения из Калмыкии. Предполагалось в январе 1943 года центр обучения диверсионных групп перенести в г. Элисту, но в связи с быстрым наступлением частей Красной Армии было принято решение об отказе от этих намерений, и о расформировании спецшколы №005.

За свое недолгое существование спецшкола №005, выпустила в ряды Красной Армии высококвалифицированные разведывательно-диверсионные группы: командиров и бойцов. Они внесли свой огромный вклад в дело разгрома немецко -фашистских войск на территории Калмыкии, тем самым приближая победу в войне над противником.

Список литературы

1. Максимов К.М.«Великая отечественная война: Калмыкия и калмыки. 2-е изд., доп.» М., 2010.

2. Калмыкия в партизанском движении 1941 - 1945гг. Документы и материалы. Элиста, 2006. С. 9.

15

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

3. Пятницкий В. И., Старинов И. Г. «Разведшкола № 005». М,2005.

4. Пятницкий В.И.; История партизанского движения. М. 2005.

5. Атуева В.З. Калмыкия в партизанском движении. Элиста, 2006.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.