Научная статья на тему 'Ассоциативное поле гидронима Байкал в языковом сознании молодежи г. Улан-Удэ'

Ассоциативное поле гидронима Байкал в языковом сознании молодежи г. Улан-Удэ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / КОНЦЕПТ БАЙКАЛ / CONCEPT BAIKAL / ПОНЯТИЙНЫЕ / ОБРАЗНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ АССОЦИАЦИИ / NOTIONAL / FIGURATIVE AND EVALUATIVE ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жигачева Елена Сергеевна

Статья посвящена анализу результатов ассоциативного эксперимента, проведенного в студенческой среде г. Улан-Удэ, цель которого выявить и исследовать ассоциативное поле гидронима Байкал. Для проведения эксперимента составлена анкета и проведен опрос среди целевой группы; представлены количественные и качественные данные о респондентах (возраст, пол и образование); проведен частотный и логико-индуктивный анализ; выделены основные смысловые группы реакций; на основании семантической близости смысловые группы объединены в кластеры; осуществлена интерпретация и систематизация полученных данных; составлено ассоциативное поле гидронима Байкал (понятийные, образные и ценностные ассоциации). При изучении ассоциативного материала можно проследить, как социальные отношения моделируются в пространстве и времени, а также в четкой структурной неразрывности и зависимости от ключевого социального и геополитического объекта озера Байкал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hydronym Baikal associative field in lingual consciousness of Ulan-Ude students

The article reviews the analysis of the associative experiment results, conducted among the students of Ulan-Ude for the hydronym Baikal associative field research. To conduct the experiment we composed the profile and held the survey; gave quantitative and qualitative data about the respondents (age, gender, education), had quantitative and logical analysis determined basic groups of reactions; on the basis of semantic similarity united the reactions in clusters; interpreted and systematized the data; made the associative field of the hydronym Baikal (notional, figurative and evaluative associations). During the research of the associative material it is possible to see how social relations are modeled in space and time in the connection with key social and geopolitical object Lake Baikal.

Текст научной работы на тему «Ассоциативное поле гидронима Байкал в языковом сознании молодежи г. Улан-Удэ»

УДК 81-139

Ассоциативное поле гидронима Байкал в языковом сознании молодежи г. Улан-Удэ

© Жигачева Елена Сергеевна

аспирант кафедры немецкого и французского языков Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан -Удэ, ул. Сухэ-Батора, 16

E-mail: elena_zhigacheva@mail.ru

Статья посвящена анализу результатов ассоциативного эксперимента, проведенного в студенческой среде г. Улан-Удэ, цель которого — выявить и исследовать ассоциативное поле гидронима Байкал. Для проведения эксперимента составлена анкета и проведен опрос среди целевой группы; представлены количественные и качественные данные о респондентах (возраст, пол и образование); проведен частотный и логико-индуктивный анализ; выделены основные смысловые группы реакций; на основании семантической близости смысловые группы объединены в кластеры; осуществлена интерпретация и систематизация полученных данных; составлено ассоциативное поле гидронима Байкал (понятийные, образные и ценностные ассоциации). При изучении ассоциативного материала можно проследить, как социальные отношения моделируются в пространстве и времени, а также в четкой структурной неразрывности и зависимости от ключевого социального и геополитического объекта — озера Байкал.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, концепт Байкал, понятийные, образные и ценностные ассоциации.

Hydronym Baikal associative field in lingual consciousness of Ulan-Ude students

Elena S. Zhigacheva

postgraduate of Department of German and French languages, Buryat State University

16 Suche-Batora Str., Ulan-Ude 670000, Russia

The article reviews the analysis of the associative experiment results, conducted among the students of Ulan-Ude for the hydronym Baikal associative field research. To conduct the experiment we composed the profile and held the survey; gave quantitative and qualitative data about the respondents (age, gender, education), had quantitative and logical analysis — determined basic groups of reactions; on the basis of semantic similarity united the reactions in clusters; interpreted and systematized the data; made the associative field of the hydronym Baikal (notional, figurative and evaluative associations). During the research of the associative material it is possible to see how social relations are modeled in space and time in the connection with key social and geopolitical object — Lake Baikal.

Keywords: associative experiment, concept Baikal, notional, figurative and evaluative associations.

Ассоциативный эксперимент как один из методов экспериментальной психологии и психодиагностики широко применяется в психолингвистике. Согласно Н. В. Уфимцевой, ассоциативный эксперимент способствует выявлению языковых стереотипов, специфических черт менталитета, т. е. является эффективным способом доступа к языковому сознанию человека [5, с. 65]. В топонимических исследованиях ассоциативный метод применялся в работах О. С. Сабитовой, И. С. Карабулатовой, О. Н. Минюшовой, А. В. Су-перанской, Е. Л. Калининой, Г. С. Доржиевой и других. В нашей работе мы используем данные ассоциативного эксперимента как способа се-мантизации репрезентаций концепта, под которой мы, вслед за Е. М. Верещагиным и В. Г. Костомаровым, понимаем процедуру описания, направленную на выявление смысла, значения некоторой языковой единицы [1, с. 103].

В нашем эксперименте использована методи-

ка цепного-ассоциативного эксперимента, в котором участвовали 200 студентов вузов Улан-Удэ в возрасте от 17 до 25 лет. Мы учитываем мнение Ю. Н. Караулова о том, что к этому возрасту (17-21 год) формирование языковой способности в основном завершается, представители этой возрастной группы будут составлять активное ядро общества в ближайшие 10-15 лет [3, с. 192-193]. Испытуемые отвечали на одно слово-стимул - Байкал для выявления как общих ассоциаций для разных этносов, так и специфики восприятия современной молодежью окружающего мира через отношение к Байкалу. Время ответа было ограничено 3 минутами. При этом мы следовали указаниям Л. А. Городецкой, согласно которым отсутствие времени на размышление приводит к появлению большого количества типичных ответов, тогда как увеличение времени приводит к большему разнообразию ответов и появлению необычных и даже

уникальных ассоциаций [2, с. 35]. В ходе эксперимента было получено 1706 слов-реакций.

На основе анализа различных методик проведения ассоциативного эксперимента нами была разработана методологическая модель описания и классификации ассоциативных реакций. Во-первых, мы провели частотный и логико-индуктивный анализ полученных данных: названные реакции были ранжированы по частотности и выделены в смысловые группы, пригодные для дальнейшей статистической обработки. Во-вторых, мы провели кластерный анализ, в ходе которого объединили слова-ассоциации на основании семантической близости в более крупные кластеры, а уменьшение исходного количества переменных позволило организовать ассоциации в наглядные структуры. В зависимости от выполняемых ассоциативных действий респондентов кластеры разделены на три основных типа реакций: понятийные (энциклопедические и этимологические), образные (метафорические и интертекстуальные) и ценностные (описательные, общечеловеческие и региональные).

Понятийные ассоциации — это обобщенно репрезентируемые в сознании носителей языка организованные совокупности существенных энциклопедических признаков объекта. В нашем материале понятийные ассоциации («Байкал — озеро») являются самыми многочисленными (1044 реакции, 60%), что объясняется стремлением испытуемого ответить на общий вопрос «что это?». Слово-реакция «озеро», обозначающее тип географического объекта, встречается в большинстве анкет (в среднем 82%), что подтверждает тезис А. В. Суперанской о том, что «для имени собственного основное — это соотнесенность с предметом» [4, с. 262-263].

Дифференцированность энциклопедических понятийных ассоциативных реакций свидетельствует о значимости уникальных многомерных характеристик озера Байкал в сознании жителей Бурятии в соответствии с установками современной региональной лингвокультуры. Отличаются частотностью реакции, отражающие уникальность Байкала в сравнении с другими водными объектами: кластер «качество воды» насчитывает 200 единиц и включает подгруппы: «чистота воды» (99 ед., 9%), «пресность воды» (62 ед., 6%) и «прозрачность воды» (39 ед., 4%). Глубина озера и крупные размеры отмечены 117 и 63 респондентами соответственно (11% и 6 %), возраст Байкала выделен 49 респондентами (4,6%). Детальная параметризация Байкала как уникального географического объекта способствует дополнительному усилению аспектов ис-

ключительности и амбивалентности, в силу которых озеро является мировым достоянием ЮНЕСКО (32 ед., 3%) и чудом света (11 ед., 1%).

Детерминированность уникальности Байкала разнообразием флоры и фауны также становится культурно-значимой. Особенности фауны отметили 143 респондента (13,3%), указывая при этом как группу эндемичных видов в целом (21 ед., 2%), так и отдельные виды: омуль (57 ед., 5%), нерпа (50 ед., 5%), голомянка (5 ед., 0,4%) и другие, не встречающиеся ни в одном водоеме мира. Омуль является основным объектом промысла на Байкале, а байкальская нерпа — реликт третичной фауны, единственный представитель млекопитающих в озере и единственный в мире вид тюленя, который живет в пресной воде. Эстетическая привлекательность байкальской флоры была указана 90 респондентами (8,5%), информанты описывали таежные леса, растения Байкала, а также различные элементы байкальского пейзажа: 'природа' (23), 'пейзажи' (10), 'вода'(10), 'камни' (9), 'песок' (5), 'солнце' (5), 'закат' (3), 'тайга' (3), 'туман' (3). В приведенных реакциях ассоциативный фон реципиентов сформирован через визуализацию объекта. Дополнительные энциклопедические данные о том, что Байкал является объектом многих исследований и заповедной зоной, подлежащей охране, отметили 8 и 4 респондента соответственно (0,8% и 0,3%). Указанные реакции занимают периферийное положение в ассоциативном поле концепта.

Среди ключевых географических объектов Байкальского региона наиболее частотным кластером становится «Республика Бурятия» (28 ед., 2,6%), включая реакции 'буряты' и 'бурятская культура'. Республика Бурятия является ключевым транслятором байкальской культуры. Ряд информантов указывает на бурятскую этимологию гидронима Байкал (5 ед., 0,5%). Географический детерминизм региональной культуры также проявляется в 37 словах-реакциях, относящихся к наиболее известным географическим объектам Байкала (3,5%): остров Ольхон (15 ед., 1,4%), река Ангара (8 ед., 0,8%) и река Селенга (11 ед., 1%), которые можно назвать природными достопримечательностями озера Байкал. Названия туристических мест и баз (Байкальск, Максимиха, Турка, Байкальский прибой и др.) встречаются реже, хотя кластер «туризм» включает значительное количество реакций (37 ед., 3,5%). Возможно, данный факт объясняется отсутствием полноценной туристической инфраструктуры и предпочтением «ди-

кого туризма».

Образные ассоциации связаны с диалектическим единством чувственного и рационального в человеческом сознании. Устоявшимися метафорическими образами Байкала становятся «жемчужина» (25 ед., 16,9%) и «море» (46 ед., 28,7%) с использованием различных атрибути-вов: 'священное' (14), 'Сибирское' (4), 'славное' (3). Данные образы-сигнификаты являются номинативными и используются в устной речи, СМИ, художественной литературе, а потому становятся коммуникативно-значимыми и доминантными. Интересным примером этнического самосознания является красочный образ «колыбель кочевников», устанавливающий неразрывную связь между Байкалом и проживающими в этом регионе этносами. Диапазон варьирования схожих смыслов достаточно широк, приведем такие ассоциации, как «богатырь» (3 ед., 1,9%), «шаман» (1 ед., 0,7%), «Бухэ-Батор» (1 ед., 0,7%), «дедушка» (1 ед., 0,7%). Многие респонденты подчеркивают таинственность (8 ед., 5,1%) и значимость Байкала в мировом масштабе, его называют «сердцем Сибири» (2 ед., 1,4%) и «надеждой всего мира» (1 ед., 0,7%), а также обожествляют его, называя «Богом» (1 ед., 0,7%). Источники свидетельствуют о таинственных и необъяснимых явлениях, связываемых с сильной энергетикой, чудодейственными свойствами воды и гор (6 ед., 3,8%).

Самой частотной интертекстуальной реакцией становится кинофильм «На Байкал» (15 ед., 10,7%) — романтическая комедия, выпущенная на экраны в Бурятии в 2011 г. и получившая известность на региональном уровне. Ассоциативный фон респондентов формирует также ряд других художественных произведений — песня «Славное море, священный Байкал» (5 ед., 3,7%) и гимн Бурятии «Таежная, озерная, степная...» (2 ед., 1,4%). Проникновенное начало в образах демонстрирует интегральность регионального национального самосознания, высокий уровень патриотизма и чувство неразрывной связи между понятиями Родины и Байкала. Региональное миропонимание также характеризуется значительной степенью фольклоризации: известные песни первопроходцев-казаков на Байкале (3 ед., 1,9%), легенда о Байкале и дочери Ангаре (3 ед., 1,9%) и роман М. Жигжитова «Подлеморье» (2 ед., 1,4%) признаны респондентами в качестве основных произведений о Байкале. Как известно, одним из основных качественных признаков концепта является его темпоральность, т. е. определенность временной эпохи, в которой концепт формируется и функционирует. Возможно,

именно поэтому ассоциативный поиск приводит наших респондентов к акцентированию внимания на современном художественном фильме, а не на древних легендах и преданиях, что обусловливается сильным влиянием средств массовой информации на ассоциативный фон современной молодежи.

Ценностные ассоциации проявляются в значительном количестве описательно-оценочных суждений, подразделяющихся на две группы: описание внешних характеристик (174 ед., 36,2%) и «характера» озера (92 ед., 17,3%). Плюрализм ценностных описаний проявляется в разнообразных реакциях, где иерархизация ценностных ориентаций происходит следующим образом: Байкал признается, в первую очередь, «красивым» (105 ед., 20, 8%), что указывает на эстетическое восприятие озера и его пейзажей. Ассоциация «холодное озеро» (44 ед., 8,5%) аргументирована: температура воды редко поднимается выше 8-10 градусов, в некоторых местах — 15 градусов. В то же самое время Байкальская земля признается солнечной, практически 300 дней в году сопровождаются солнечной погодой (25 ед., 4,7%). Интегрирующим ядром описательных ценностей «характера» Байкала становится его переменчивость: Байкал одновременно «могущественный» (38 ед., 7,5%), «спокойный» (23 ед., 4,3%) и «суровый» (17 ед., 3,2%). Возможно, такое совмещение семантически противоположных ассоциаций объясняется непостоянством погоды на Байкале, которая определяет вектор развертывания ассоциативного фона.

Прагматизм массового сознания проявляется в наличии общечеловеческих ценностей эмоционально-психологического восприятия озера, где самым частотным кластером становится «отдых»: (140 ед., 26,7%), включающий подгруппы: 'рыбалка' (15), 'веселье' (10), 'друзья'(10), 'плавать' (10), 'шашлык' (9), 'буузы' (5), 'весело проводить время' (5), 'плов' (3), 'костер' (3), 'мангал' (3) и другие. Как следует из примеров, структура ценностного потенциала Байкала как места отдыха весьма дифференцирована: разнообразные инструментальные ценности составляют активное ассоциативное ядро. Кластеры «великий», «уникальный», «ценный» не так частотны, демонстрируя тем самым снижение востребованности гуманистических ценностей и возрастание потребительского спроса.

Современная экологическая ситуация на Байкале радикально ухудшается, многими экспертами признается критичной. Антропогенное воздействие на Байкал и его загрязнение, экологическая безопасность озера как одна из основ-

ных терминальных ценностей беспокоит 30 респондентов (5,7%), что меньше ожидаемого результата, так как средства массовой информации активно освещают происходящие в Байкальском регионе процессы, следовательно, респонденты хорошо осведомлены о насущных экологических проблемах. При этом в ответах информантов зафиксирована острая проблема последних месяцев — снижение уровня воды в озере, обсуждаемая многими политиками и СМИ (23 ед., 4,3%).

Регионально-субъективные характеристики проявляются в неразрывной связи Байкала с понятием Родина (10 ед., 1,9%), а также в оценочных характеристиках «любимый» (6 ед., 1,1%), «наш» (3 ед., 0,6%), «самый лучший» (3 ед., 0,6%). Байкал во многом является объединяющей константой духовного и социально-культурного начал в регионе, на его фоне культивируются ценности и жизненные приоритеты. Для респондентов Байкал — это светлые воспоминания из детства (4 ед., 0,7%).

Таким образом, нами рассмотрены три группы ассоциаций. Наибольшее распространение

получили понятийные и ценностные ассоциации. Респонденты стремились дать в первую очередь фактические энциклопедические знания об озере, затем свою оценку его пейзажей, климата и современной экологической ситуации. После этого информанты вспоминали образы Байкала, которые сформировались в их сознании под влиянием кинофильмов и художественной литературы, а также фольклорных традиций региона. В целом, по нашим наблюдениям, ассоциации к тополексеме Байкал выстраиваются по принципу: от общих, абстрактных, далеких от жизни ассоциаций к проявлению индивидуальных и эмоциональных переживаний, тесно связанных с ним.

Материал, полученный в результате эксперимента, представляет собой набор когнитивных признаков концепта Байкал в языковом сознании студенческой молодежи г. Улан-Удэ. Ассоциативный тест показал, как окружающая коммуникативная среда, в том числе тексты художественного дискурса, средств массовой информации, попкультуры и т. п., формируют ассоциативную систему наших современников.

Литература

1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. — М.: Русский язык, 1980. — 320 с.

2. Городецкая Л. А. Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях // Вестник Рос. коммуникативной ассоциации. — Ростов н/Д, 2002. — Вып. 1. — C. 28-37.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. — 264 с.

4. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 368 с.

5. Уфимцева Н. В. Сопоставительное исследование языкового сознания славян // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж, 2001. — С. 65-71.

References

1. Vereshchagin E. M., Kostomarov V. G. Lingvostranovedcheskaya teoriya slova [Lingual and geographical word theory]. Moscow: Russkij yazyk, 1980. 320 p.

2. Gorodetskaya L. A. Assotsiativnyj eksperiment v kommunikativnykh issledovaniyakh [Associative experiment in communication research]. Vestnik Possijskoj kommunikativnoj assotsiatsii. Vyp. 1 — Bulletin of Russian Communication Association. V. 1. Rostov-na-Donu, 2002. Pp. 28-37.

3. Karaulov Y. N. Russkij yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and lingual personality]. Moscow: Nauka, 1987. 264 p.

4. Superanskaya A. V. Obshchaya teoriya imeni sobstvennogo [General theory of proper names]. Moscow: LKI, 2007. 368 p.

5. Ufimtseva N. V. Sopostavitel'noe issledovanie yazykovogo soznaniya slavyan [Comparative research of the lingual consciousness of Slavic nations]. Metodologicheskie problemy kognitivnoj lingvistiki — Metodological problems of cognitive science. Voronezh, 2001. Pp. 65-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.