Научная статья на тему 'Ассиметрия экономического развития регионов России: проблемы и стратегия регулирования'

Ассиметрия экономического развития регионов России: проблемы и стратегия регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РОССИЙСКИЙ СЕВЕР / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REGION / RUSSIAN NORTH / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкабарня И. С.

В работе использована предложенная Е.Березиковой и Е.Носковой методика комплексной оценки инновационного потенциала регионов. В результате определен индекс инновационного потенциала регионов Российского Севера и на его основе все регионы соотнесены по группам, соответствующим их инновационному рейтингу. Предложена система мер по стимулированию инновационной деятельности регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шкабарня И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASYMMETRY OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA: PROBLEMS AND MANAGEMENT STRATEGY

We used the proposed EA and the EA Berezikova Naskova methodology of integrated assessment of innovative potential of regions. As a result, the index is defined innovation capacity of regions of the Russian North, and on its basis, all regions are correlated in groups appropriate to their innovative rating. A system of measures to stimulate innovation regions.

Текст научной работы на тему «Ассиметрия экономического развития регионов России: проблемы и стратегия регулирования»

Принцип 8: способствовать рефлексии и оцениванию учащимися своего прогресса (развитие чувства компетентности).

Принцип 9: обеспечивать набор заданий для групп в целях создания условий для самостоятельной работы учащихся. Такое содействие нужно для того, чтобы избежать «ригидности» действий, речи, мыслей.

Принцип 10: стимулировать инициативу и творчество у учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике.

Принцип 11: способствовать действительному формированию субъектное, которая выражается в положительном отношении учащихся к школьным предметам, а также в целенаправленности, ответственности и самостоятель-

ности по отношению к познавательной деятельности.

Принцип 12: обеспечивать условия для такого климата в группе, который ведет к формированию социально-интегрированной личности учащихся. В этом смысле должен быть осуществлен синтез традиционных социальных ценностей и современных индивидуальных ценностей (уважение и внимание к индивидуальности учащегося, равноценность учащихся и учителя там, где это только возможно и т.п.).

Перечисленные педагогические принципы организации процесса образования вкупе с экономическими и управленческими задачами модернизации высшей школы, позволяют обосновать базовые основания реструктуризации как элемента модернизации высшей школы.

УДК 332.1

Шкабарня И. С. АССИМЕТРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

В работе использована предложенная Е.Березиковой и Е.Носковой методика комплексной оценки инновационного потенциала регионов. В результате определен индекс инновационного потенциала регионов Российского Севера и на его основе все регионы соотнесены по группам, соответствующим их инновационному рейтингу. Предложена система мер по стимулированию инновационной деятельности регионов.

Ключевые слова: регион, Российский Север, инновационная деятельность.

Северные территории играют ключевую роль в российской национальной экономике. Не вызывает сомнений тот факт, что Север имеет мировое значение в решении фундаментальных проблем развития Земли; это родина уникальных этнокультурных образований; территория с особыми производственными и социальными технологиями; энерго-экономическими и медико-физиологическими параметрами жизнедеятельности; основной источник природных ресурсов и валютных поступлений страны; важнейший экологический ресурс Земли; сфера геополитических отношений Российской Федерации.

На Севере России важными факторами среды бизнеса являются: значительный научно-технический, кадровый, инновационный потенциал региона; благоприятный предпринимательский климат; инновационная стратегия ведущих фирм региона [1].

В современных условиях устойчивое социально-экономическое развитие регионов связано с переходом на инновационный тип развития. Одним из элементов достижения поставленной цели является проведение постоянного мониторинга инновационного потенциала региона.

Инновационный потенциал региональной социально-экономической системы -совокупность ресурсных возможностей, технологических, коммерческих, управленческих компетенций для генерации, распространения и использования нововведений в целях модернизации экономики региона [3]. Уровень развития инновационного потенциала пребывает в постоянной динамике, которая может быть как позитивной, так и негативной, поэтому оценка инновационного потенциала должна представлять собой систематический анализ его составляющих. Сложность и многообразие характеристик различных аспектов

инновационного потенциала региона обуславливает наличие множества показателей, ни один из которых не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об инновационном потенциале. Поэтому для его оценки необходимо определить составляющие, измерить их и, таким образом, получить комплексную оценку инновационного потенциала.

В работе проведена комплексная оценка инновационного потенциала регионов Российского Севера, основанная на методике определения уровня социально-экономического развития территорий, используемая Фондом регионального развития для распределения финансовых средств. В результате определен индекс инновационного потенциала регионов Российского Севера и на его основе получен их инновационный рейтинг.

Значимость исследования инновационного потенциала определяется, с одной стороны, возрастанием роли специфических активов территории, связанных с научнотехнической деятельностью и образованием, а, с другой стороны, качественными сдвигами, обусловленными дифференциацией знаний по использованию технологий. Инновационный потенциал регионов предопределяет их дальнейшее развитие, и поэтому представляет интерес для формирования концепции инновационного развития регионов на среднесрочный и долгосрочный периоды. В перспективе будут развиваться те регионы, которые будут не только использовать передовые технологии, но и создавать их. Исследование иннова-

ционного рейтинга регионов особенно актуально в настоящее время, поскольку инновационный потенциал регионов реализуется далеко не в полной мере и имеются негативные тенденции в его использовании [2].

В расчет интегральной оценки инновационного потенциала регионов Севера были включены следующие показатели, сведенные в 4 группы:

- макроэкономические;

- инфраструктурные;

- кадровые;

- показатели результативности инновационной деятельности.

Все показатели, кроме удельных, были соотнесены с численностью экономически активного населения. Затем по каждому из базовых показателей строятся нормированные индикаторы (для приведения показателей в сопоставимый вид) по формуле:

Индекс = (Х-ХттУ(Хтах-Хтщ), где X - значение показателя; Хтах, Хтт - установленные максимальное и минимальное значения показателей (референтные точки).

Далее все полученные значения нормированных индикаторов суммировались по всем показателям по каждому региону и году, и получалась комплексная оценка инновационного потенциала региона в конкретном году.

Все регионы Российского Севера были отнесены к трем группам: с низким (III группа), средним (II группа) и высоким уровнем инновационного потенциала (I группа). Полученные оценки представлены на рисунке 1.

_______________ __________ 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2006

Красно ярский"край Мурманская область

Иркутская область -----

Хабаровским край

Республика Саха (Якутия) ------------

Камчатская область Магаданская область Архангельская область Ямало-Нене^ий АО

Республика Коми ;----

Сахалинская область 1 ■----------*

Таймырский АО щ 1--------------1

Чукотский АО Эвенкийский АО

Рис. 1. Комплексная оценка инновационного потенциала регионов Российского Севера в 2002-2008 гг.

Можно сказать, что в группу с низким уровнем инновационного развития в 2002-2005 гг. входят три региона (Эвенкийский, Таймырский и Чукотский автономные округа), Сахалинская область в 2004 г. перешла в группу регионов со средним уровнем инновационного потенциала. Это произошло за счет роста среднедушевых доходов населения (в 1,24 раза), инвестиций в основной капитал (в 2,14 раза), числа организаций, использующих Web-сайты (в 1,3 раза).

Во второй группе регионов (регионы со средним уровнем инновационного потенциала) на протяжении 2002-2005 гг. происходили изменения. В течение рассматриваемого периода в эту группу постоянно входили три региона (Архангельская область, Ямало-Ненецкий АО и Республика Коми). В 2003 г. из состава этой группы вышли Магаданская и Камчатская области и перешли в третью группу регионов. Этот переход можно объяснить ростом среднедушевых доходов населения (в 1,2 раза), количества организаций, ведущих подготовку аспирантов (в 1,33 раза), продукции, подвергшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренной (в 1,4 и 1,9 раза соответственно), затрат на технологические инновации (в 1,11 и 12,06 раза соответственно). В 2005 году Магаданская область перешла во вторую группу регионов, в то время как Камчатская область сохранила свое положение. В 2004 г. в эту группу, как уже говорилось, вошла Сахалинская область.

К группе с высоким уровнем инновационного потенциала в течение рассматриваемого периода постоянно относятся 5 регионов: Красноярский и Хабаровский края, Мурманская и Иркутская области, а также Республика Саха (Якутия). В основном это регионы, имеющие развитую научную инфраструктуру, высокую результативность научных исследований и разработок, достаточно хорошие масштабы и темпы распространения инноваций. В целом по этим показателям регионы этой группы опережают регионы II группы в 2,3 раза.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что относительные показатели инновационной активности регионов Севера отстают от среднего по Российской Федерации уровня. Российская статистика свидетельствует, что развитие научной и инновационной деятельности на Севере в последнее десятилетие характеризуется в основном негативными тенденциями — сокращением масштабов научных исследований,

снижением кадрового потенциала науки, деградацией научной инфраструктуры [4]. Высокие темпы экономического роста последних пяти лет, по оценкам экспертов, достигнуты в основном за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других изделий с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов.

Инновационный потенциал имеет определенную инертность, а его структура воздействует на конкурентоспособность региона как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Сложившийся инновационный потенциал регионов Российского Севера активно формировался во второй половине прошлого века одновременно с развитием городов, созданием крупных вузов и бурно развивающейся промышленностью. В постиндустриальных государствах крупные города меняют свою функциональную ориентацию. Из них «уходят» даже весьма современные промышленные отрасли и происходит концентрация ресурсов знаний. Эти тенденции в перспективе будут характерны и для регионов Севера.

В настоящее время на Севере сложились условия производственно-экономического отставания. Одной из причин этого является структурное и технологическое отставание отечественного производства от передового уровня современных западных производителей. Для преодоления этого отставания должны быть приняты чрезвычайные действия по подъему экономики Севера. Эти действия должны быть направлены на радикальное обновление технологии производства товаров и услуг. Только при этом условии возможно кардинальное снижение себестоимости, повышение потребительской ценности и качества продукции. Это обеспечит быстрый рост конкурентоспособности товаров, увеличение спроса и закрепление их на международном рынке.

Последовательность развития инновационных технологий в условиях рыночных отношений на Севере во многом зависит от потребностей регионов, которые связаны с обострением технических или иных проблем. Однако, вследствие большой разобщенности производительных сил, участвующих в создании новых технологий, процесс формирования инновационно-технологической цепочки осуществляется крайне медленно и нуждается в государственном регулировании и стимулировании. В этом плане создание особых экономических зон на Севере - исключительно актуальная задача.

В последние годы лишь отдельные регионы РФ стали создавать инновационные структуры: наукограды, технологические центры и парки, бизнес-инкубаторы, лизинговые фирмы, различного рода ассоциированные структуры, фонды содействия и т. п. Среди северных регионов в этом плане выделяются Мурманская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Большинству регионов Севера присущи такие недостатки в организации инновационной деятельности, как формализм и неадекватность современному состоянию экономики, некомплексный характер, ведомственная разобщенность, низкий уровень материально-технической базы, слабая подготовка кадров в части исследовательской и внедренческой работы, слабая защита интеллектуальной собственности, почти полное отсутствие венчурного финансирования и страхования рисков, инновационного проектирования и менеджмента.

Регионы Севера обладают значительным инновационным потенциалом, практически еще не реализованным. Его эффективное использование предполагает концентрацию ресурсов на поддержание относительно высокого образовательного уровня; развитие сети университетов, академических институтов и других государственных научных организаций, формирование нового научно-технического задела. Это должно способствовать созданию системы генерации знаний, стимулированию деловой активности, а в итоге -организации производства конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг.

Главное препятствие в развитии инновационных процессов - отсутствие связующих звеньев в цепочке «наука - производство» и слабость государственного регулирования внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в жизнь [5].

Для дальнейшего развития инновационного потенциала регионов Российского Севера необходимо создать соответствующие благоприятные условия для активизации инновационных процессов. Для этого должен быть разработан и реализован комплекс мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг. Эта задача должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных экономических агентов, какими являются инновационно-активные организации.

Важной проблемой является проблема выбора и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Реализовывая выбранные научные приоритеты, необходимо обеспечить рациональное использование и концентрацию имеющихся ресурсов (финансовых, трудовых). Это, в свою очередь, означает жесткое ограничение количества приоритетов. При этом все остальные исследования должны финансироваться в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).

Для достижения позитивных результатов инновационной деятельности необходимо наладить совместную работу органов исполнительной власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемкой продукции и услуг.

Сформированная к настоящему времени инновационная инфраструктура нуждается в совершенствовании и использовании новых инструментов, таких как:

- создание центров трансфера технологий, системы фондов начального финансирования инновационных проектов;

- стимулирование участников инновационного процесса на создание высокотехнологичной продукции;

- совершенствование системы подготовки кадров в области инновационного менеджмента;

- реализация системы мер по формированию инновационной культуры. Для активизации инновационных процессов необходимы:

- поддержка процессов интеграции российских компаний в мировой рынок посредством создания транснациональных компаний или участия в них;

- стимулирование развития малых и средних высокотехнологичных компаний. Таким образом, руководящей идеей перехода регионов на инновационный путь

развития является формирование экономики инновационного спроса, что обеспечивается ускоренным развитием перерабатывающих отраслей, усилением государственной поддержки, развитием инновационной инфраструктуры.

Библиографический список

1. Вишняков А. А. Социально-экономические условия для развития венчурного инвестирования в Республике Коми. - URL: http://www.syktsu.ru/ vestnik/2006/2006-l/10

2. Ковалев М. М. Инновационный потенциал регионов Беларуси: состояние и перспективы / М. М. Ко-

валев, А. А. Шашко. - ЦКЬ: http://www.economy.bsu.by/ pdf/articles/Kovalev/2004/133.pdf

3. Митрофанова И. В. Инновационный потенциал региона: проблемы формирования и использования / И. В. Митрофанова, А. С. Бендь // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Управление инновациями». - М. : Изд-во «Доброе слово», 2006. - С. 186 - 189.

4. Романова О. А. Структурная политика и стратегия развития (об использовании разработок Ю. В. Яременко в практических исследованиях экономики Уральского региона) / О. А. Романова, А. И. Татаркин // Проблемы прогнозирования. -2003. - № 4. - С. 37-51.

5. Север: наука и перспективы инновационного развития / отв. ред. В. Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2006.

УДК 330

Шкабарня И. С., Панфилов Ф. А. ПОЛИТИКА-ЭКОНОМИЧЕСКИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЫЛЫ АНАЛИЗА ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В статье осуществлён анализ хода выполнения Федеральных программ на основе синтезе политико-экономического и институционального подходов.

Ключевые слова: Федеральная программа, политико-экономический и институциональный подходы.

Целевые Федеральные программы в настоящее время являются инновационным государственным проектом, позволяющим формировать конкурентноспособность регионов в рамках общегосударственной экономической системы.

В современных условиях одной из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально-экономического развития регионов. Возникает задача разработки стратегий региональной конкурентоспособности, направленных на комплексное решение задач регионального развития, повышение уровня национальной конкурентоспособности.

С повышением уровня и качества жизни людей возрастает значение не только экономических, но и социальных, экологических и других аспектов конкурентоспособности регионов. Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации трех направлений региональной политики:

- стимулирования экономического развития путем создания новых центров роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

- координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

- сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и на территории каждого из них с помощью эф-

фективных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого потенциала всех регионов России.

Это достигается в результате проведения государственной региональной политики, нацеленной на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона путём преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества, через реализацию целевых Федеральных программ.

С помощью координации инфраструктурных инвестиций государства на основе Федеральных программ и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах решаются проблемы развития инфраструктуры в системе единого народнохозяйственного комплекса. Тем самым возникает оптимальный вариант для решения проблем повышения эффективности производства в условиях научнотехнической революции и противодействия мировому финансовому кризису.

Формирование конкурентоспособности регионов предусматривает определение и реализацию их конкурентного потенциала. Конкурентный потенциал региона обеспечивается тремя основными компонентами:

- уровнем социально-экономического развития региона, который обеспечивает достигнутый (исходный) уровень конкурентоспособности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.