RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2014 VOL. 11 # 4
УДК 159.99
АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ОЦЕНКИ И СВОЙСТВА
Шейнов Виктор Павлович
Проанализированы результаты зарубежных исследований ассертивного поведения, касающихся его связей с привлекательностью субъекта, локусом контроля, самоопределением и принятием им решений.
Установлено, что люди, обладающие высокой ассертивностью, чаще заявляют о себе в положительном ключе, нежели люди с низкой ассертивностью, выше оценивают уровень своего комфорта, пользу для общества и важность ассертивного поведения. Собственная оценка своей внешности статистически значимо влияет на ассертивность индивидов: высокая ее повышает, низкая - понижает.
Восприятие ассертивного поведения женщин может отличаться от восприятия ассертивного поведения мужчин. Женщины с высокой ассертивностью оцениваются как менее привлекательные, в сравнении с женщинами средней ассертивности; наиболее низкие оценки они получают от испытуемых женского пола. Оценки ассертивности женщин мужчинами - потенциальными партнерами для свиданий - оказались положительными в противоположность неудобствам, которые женщины могут испытывать из-за своего ассертивного поведения в деловых и профессиональных ситуациях. Интерналы ведут себя более ассертивно, чем экстерналы, причем для мужчин эта взаимосвязь высокозначима.
Подтверждена связь между самоопределением учащихся и ассертивностью в целом и с ее компонентами: настойчивостью и большей инициативой. Выявлены статистически значимые корреляции между ассертивностью и качеством жизни, самоопределением, самоэффективностью.
Индивиды с высокой ассертивностью успешнее справляются с распознаванием ситуации и ориентацией в проблеме, с нахождением оптимальных решений, и уверены в том, что умеют лучше других находить их. Ассертивные индивиды показали более высокую мотивацию к критике, чем индивиды неассертивные, а высокоассертивные более уверенно заявили о своих способностях к критике и о ее полезности.
Автором предложена надежная и валидная методика измерения ассертивности.
Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, оценка, привлекательность, локус контроля, самоопределение, гендерная
идентификация, принятие решений, зарубежные исследования, измерение ассертивности.
Ассертивность и ассертивное поведение
«Ассертивность - это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям» [1, с. 40].
За 60 лет изучения ассертивности зарубежными психологами получено множество интересных результатов по различным ее аспектам. Мы проанализируем те из них, в которых исследовались привлекательность и локус контроля субъекта, его самоопределение и принятие им решений.
В этих исследованиях, в частности, установлено, что люди, обладающие высокой степенью ассертивности, чаще заявляют о себе в положительном ключе, нежели люди с низкой ассертивностью [11, 28], выше оценивают уровень своего комфорта и пользу для общества [6], важность ассертивного поведения [23].
Ассертивность является одним из компонентов социальной компетентности. Ассертивное поведение относится к способности выражать свои собственные права, а также положительные и негативные чувства, отклонять нежелательные просьбы, просить других о помощи, давать людям возможность действенно справиться с социальной тревожностью, а также адаптации в социальной жизни [21].
Физическая привлекательность и ассертивность
Были проведены исследования с целью проверки гипотезы, заключающейся в том, что физически привлекательные женщины являются более ассертивными, нежели физически непривлекательные. Физически привлекательные и физически непривлекательные женщины сравнивались путем анализа их реакции на невежливое поведение со стороны экспериментатора. В проведенном Д. Джексоном и Т. Хьюстоном [32] исследовании было установлено, что физически привлекательные женщины быстрее пытаются скорректировать невежливое поведение экспериментатора.
Полученные данные согласуются с предполагаемой взаимосвязью между физической привлекательностью и ассертивностью. Однако в их исследовании прослеживалась лишь незначительная тенденция к тому, что физически привлекательные женщины набрали более высокие показатели при измерении ассертивности.
В статье Д. Кэмпбелла с соавторами [13] изучалась связь ассертивности и физической привлекательности женщин и мужчин. В методике Д. Джексона
ВЦ^ДЫ Р$УСН01_0в!СА1_ JOURNAL • 2014 У01_. 11 # 4
и Т. Хьюстона [32] присутствовала переменная фрустрации, которая оказывала негативное влияние на испытуемых, поэтому исследование Д. Кэмпбелла с соавторами было нацелено на устранение этого влияния.
Испытуемых студентов снимали на видеокамеру в то время, когда они отвечали на двусмысленный вопрос. Их комментарии позволили оценить ход разговора, продолжительность ответов, интенсивность речи и общую ассертивность. Студенты заполнили опросник, выявляющий их самооценку ассертивности. Четверо экспертов - две женщины и двое мужчин - оценивали физическую привлекательность каждого испытуемого путем просмотра видеозаписи каждого из них и выставляли оценки по шкале от «очень привлекательного» до «очень непривлекательного».
Средний показатель надежности данных общей ассертивности составил г = 0.71 (с^ = 60) и привлекательности г = 0.83 (с1И = 61). Коэффициенты корреляции Пирсона были использованы для того, чтобы определить взаимосвязь между соответствующими переменными величинами, проанализировав мужчин и женщин по отдельности.
Более привлекательные женщины разговаривали не так долго, чем менее привлекательные женщины (г = - 0.43, с1И = 39, р < 0.02), поскольку чувствовали себя более уверенными и не видели причины доказывать свою точку зрения. К тому же, физически привлекательные женщины говорили быстрее, чем те, которых оценили как менее привлекательных (г = - 0.37, с1И = 39, р < 0.002). Для испытуемых женского пола не было статистически значимой зависимости между физической привлекательностью и интенсивностью речи, общей ассертивностью и собственной оценкой ассертивности. Лишь одно соотношение, которое заслуживает особого внимания, было выявлено у мужчин, принявших участие в эксперименте: обнаружилась тенденция к тому, что физически привлекательные мужчины отвечали более кратко, чем менее привлекательные мужчины (г = - 0.40, СИ = 19, р < 0.08). Для субъектов мужского пола между физической привлекательностью и какими-либо другими показателями ассертивности не было выявлено значительной разницы.
Два вывода данного исследования являются схожими с теми, которые сделали Д. Джексон и Т. Хьюстон [32]: а) заслуживающее внимания соотношение между физической привлекательностью и некоторыми показателями поведенческих реакций ассертивности для субъектов женского пола; б) незначительная тенденция физически привлекательных женщин демонстрировать более высокий показатель ассертивности.
Наконец, в исследовании Ф. Икиз [31] установлено, что собственная оценка своей внешности статистически значимо влияет на ассертивность индивидов: высокая ее повышает, низкая - понижает.
Ассертивность и привлекательность
Положительное влияние физической привлекательности на возникновение ассертивного поведения вызывает вопрос: взаимно ли это влияние, т. е. способствует ли ассертивность привлекательности?
Рядом авторов [21, 29, 46] было установлено, что ситуационные переменные являются важными детерминантами ассертивного поведения и его восприятия. При изучении полоролевых стереотипов следует учитывать, что восприятие ассертивного поведения женщин может отличаться от восприятия ассертивного поведения мужчин, т. к. ассертивность считается для женщин не столь желательной, как для мужчин [10, 47].
В проведенных экспериментах изучалось значение ассертивности для женщин в межличностных отношениях, при этом большинство исследований посвящено ассертивности в деловых операциях и на рабочем месте. Оценка привлекательности и психологической адаптации ассертивных женщин была меньшей по сравнению с оценкой пассивно-зависимых женщин [18]. В другом исследовании женщины с высокой ассертивностью (члены совета факультета) также были расценены как менее привлекательные (и менее образованные!), нежели женщины средней ассертивности. Важно отметить, что женщины с высокой ассертивностью получили более низкие оценки лишь от испытуемых женского пола [33].
Д. Халл и Х. Шредер [30] описали случаи негативного восприятия женщин, которые вели себя ассертивно в деловом общении (например, возвращали покупки или отказывались от них, несмотря на уговоры продавцов): их считали агрессивными, доминирующими и неприятными.
Для девушек свидания и установление отношений с противоположным полом являются важными вопросами и представляют собой ту сферу, где женщины традиционно играют более пассивную роль. В своем исследовании Д. Липтон и Р. Нельсон [34] пришли к выводу, что сегодня при знакомствах и встречах более ассертивная роль может приносить больше пользы: мужчины и женщины, которые часто ходят на свидания, отличаются от тех, кто редко встречается с противоположным полом лучшими навыками завязывать знакомство.
Оценки ассертивности женщин в процессе их взаимодействия с мужчинами - потенциальными партнерами для свиданий - оказались положительными в противоположность неудобствам, которые женщины могут испытывать из-за своего ассертивного поведения в деловых и профессиональных ситуациях [18, 30, 33].
В работе Линды Пендлетон [36] при исследовании аттракции и реакций на ассертивность у женщин в процессе их социального взаимодействия с мужчинами были сформулированы пять отдельных предположений.
Ви$Б!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2014 V0L. 11 # 4
Заключение Р. Лао с соавторами [33] о том, что женщины со средней степенью ассертивности вызывали большую симпатию в профессиональной среде, легло в основу первого предположения, согласно которому женщина с умеренной степенью ассертивности и в других случаях вызовет большую аттракцию, чем другие женщины. Второе предположение, основанное на мнении, что наибольшее отклонение от традиционных гендерных ролей приводит к максимальным неудобствам, состояло в том, что агрессивная женщина вызовет наименьшую степень аттракции. Исследования предвзятого отношения женщин в отношении других женщин [24, 40] и точка зрения П. Чеслера [14], считающего, что женщины больше мужчин подвержены угрозам со стороны женщин с нетрадиционной моделью поведения, привели к третьему предположению, согласно которому испытуемые мужского пола отреагируют более положительно на ассертивную женщину, чем испытуемые женского пола. Четвертое предположение состояло в том, что андрогинные испытуемые продемонстрируют лучшую реакцию на ассертивную женщину, нежели испытуемые с четко выраженной гендерной идентификацией; пятое предположение сводилось к тому, что испытуемые с четко выраженной гендерной идентификацией продемонстрируют лучшую реакцию на не-ассертивную женщину, чем андрогинные испытуемые.
В приводимом исследовании Линды Пендлтон [38] студентам мужского (п = 178) и женского (п = 239) пола были показаны видеозаписи с участием женщины, выполняющей функцию психологического стимула и демонстрирующей пассивное, слабо ассертивное, ассертивное и агрессивное поведение в отношении мужчины в процессе их непродолжительного взаимодействия. Испытуемые, которые ранее прошли диагностику на гендерную идентичность (полоролевой опросник Сандры Бем), сразу же после просмотра записи оценили свою аттракцию в отношении женщины, выполняющей функцию стимула. В конечный анализ данных были включены лишь те испытуемые (п = 278), баллы которых, согласно опроснику С. Бем, позволили отнести их либо к андрогинному типу, либо к какому-либо гендерному типу. Результаты показали, что значительно большую степень аттракции вызывают женщины с ассертивным и слабо ассертивным поведением, нежели женщины с другим типом поведения. При этом испытуемые как мужского, так и женского пола в качестве наименее привлекательных выделили пассивных и агрессивных участников. Полоролевая идентификация испытуемых (их принадлежность к андрогинному типу или к какому-либо гендерному типу в своих личных характеристиках) не оказала существенного влияния на результаты аттракции в отношении помощников, выполнявших функцию стимула.
Таким образом, по крайней мере, среди американских студентов, женщины, которые придерживаются во взаимодействии с мужчинами традиционной
пассивной роли, могут получить как от мужчин, так и от женщин более негативные оценки, нежели менее традиционные ассертивные женщины.
Неожиданным результатом оказалось отсутствие существенных различий в степени аттракции для андрогинных испытуемых и испытуемых с четкой гендерной идентификацией. В соответствии с предыдущим результатом, согласно которому люди с менее выраженной гендерной идентичностью склонны поддерживать более либеральные определения гендерных ролей [20, 50], исследователь ожидала, что андрогинные испытуемые покажут в большей степени положительную реакцию на ассертивную женщину, нежели испытуемые с четкой гендерной идентификацией. Для реакции субъектов на неассертивную женщину также предполагалось взаимодействие полоролевой идентификации и типа ассертивной роли и ожидалось, что испытуемые с четкой гендерной идентификацией продемонстрируют большую аттракцию, нежели андрогинные испытуемые.
Данное предположение не подтвердилось в ходе исследования. Это может отражать тот факт, что современные (американские) студенты демонстрируют общее одобрение ассертивного поведения у женщин в их взаимодействиях с мужчинами, независимо от того, описывают ли студенты себя при помощи понятий, характерных для стереотипных гендерных ролей.
Таким образом, отсутствие существенных различий между оценками испытуемых мужского и женского полов подтверждает, что студенты, в целом, допускают ассертивное поведение женщин в общении с мужчинами. Вполне возможно, что некоторые иные характеристики испытуемых могут повлиять на расположенность к данному аспекту межличностного поведения женщин, но переменные, изученные в данном исследовании, т. е. гендерная идентификация и пол, не показали существенного влияния.
Ассертивность и локус контроля
М. Симан и Дж. Эванс [49] изучали связь между локусом контроля и ас-сертивным поведением. Предполагалось, что интерналы будут действовать согласно своим ожиданиям и проявлять ассертивность. В отличие от них, экстерналы, которые не ожидают, что их действия принесут им пользу, могут показать меньшую склонность к ассертивному поведению. Авторы изучили процесс поиска информации пациентами тубдиспансера. Их результаты показали, что интерналы находили больше весьма интересующей их информации о здоровье, нежели экстерналы.
У. Дэвис и Дж. Фарес [19] пришли к схожим выводам, отметив, что интерналы извлекали больший объем информации и в неоднозначной ситуации. В другом исследовании Дж. Фарес [37] установил, что интерналы с большей эффективностью используют полученную информацию. Вместе взятые, данные
ВЦ^ДЫ Р$УСН01_0в!СА1_ JOURNAL • 2014 У01_. 11 # 4
исследования легли в основу суждения о том, что интерналы ведут себя более ассертивно, чем экстерналы.
В последующих исследованиях было показано, что интернальность связана с высокой ассертивностью - у студентов [8, 27] и учащихся медицинских учебных заведений [45].
Указанные исследования уделяли мало внимания потенциальным различиям между мужчинами и женщинами относительно связи между локусом контроля и ассертивностью. Поскольку ассертивное поведение женщин традиционно не поощрялось [9], вполне вероятно, что связь между убеждениями и поведением может проявляться у женщин не так последовательно, как у мужчин. Вследствие этого, целью исследования Е. Кули и Ж. Новицкого [17] было сравнение представителей мужского и женского пола касательно связи между представлениями о локусе контроля и ассертивным поведением.
В отличие от испытуемых женского пола, в этом исследовании для представителей мужского пола была обнаружена высокозначимая взаимосвязь между интернальностью и ассертивностью.
В ряде исследований оценена связь между уровнями ассертивности и локусом контроля учащихся начальных и средних классов и их успеваемостью.
Некоторые исследователи установили, что ассертивность оказывает положительное влияние на успеваемость. Однако другие обнаружили, что ассертивность не оказывает никакого влияния на успеваемость [5, 12, 50, 53].
Ассертивность и самоопределение
Р. Альберти и М. Эммонс [5] обратили внимание на связь между самоопределением и ассертивностью в качестве факторов, которые позволяют людям справляться с ежедневными жизненными трудностями и проблемными ситуациями.
И ассертивность, и самоопределение развиваются в человеке с молодости, потому обратимся к результатам исследований их связи, начиная с подростковой стадии социализации личности.
Исследования подтвердили связь между самоопределением учащихся и ассертивностью в целом [36] и с ее компонентами: настойчивостью в преодолении трудностей, связанных со школой [26]; большей инициативой и настойчивостью в поиске более подробной информации, касающейся их будущего [25].
Кроме того, более высокие уровни самоопределения и автономии связаны с позитивным самоощущением, в то время как более низкие уровни самоопределения и автономии связаны с чувством депрессии, связанной с промедлениями в разрешении важных жизненных ситуаций, таких, как поиск работы [48, 51].
Целью исследования Лауры Нота с соавторами [36] было изучение отношения между ассертивностью, самоопределением, эффективностью убеждения и качеством жизни с особым акцентом [20] на удовлетворенность жизнью. Авторы выбрали этот набор показателей, основываясь на предыдущих исследованиях о том, что эти факторы важны для успеха в жизни и что среди подростков (14-16 лет) девочки подвергаются большему управлению со стороны взрослых, чем мальчики и более старшие подростки (17-19 лет) [35]. Поэтому в их анализе учитывался пол и возраст как потенциально влияющие переменные.
В указанном исследовании выявлены статистически значимые корреляции между ассертивностью и качеством жизни, самоопределением, самоэффективностью. Оценки самоопределения статистически значимо положительно коррелировали с самоэффективностью, убеждением в правильности выбора при принятии решения, умением справиться с трудной ситуацией, завершением начатых мероприятий, а также с ассертивностью и удовлетворением собственной жизнью и школой.
Важно, что корреляция между самоопределением и самоэффективностью, а также между самоопределением и ассертивностью была сильно выраженной, а более высокие уровни самоопределения среди старших подростков связаны с их более высоким уровнем ассертивности.
Приведенные здесь исследования над итальянскими подростками [36, 37] показали также, что ассертивность и эффективность убеждения развиваются с возрастом и достигают своего наивысшего уровня среди подростков старшего возраста - вероятно, в связи с их опытом и появлением возможности укоренить данные убеждения и способности.
Ассертивность, принятие решений и критика
Было проведено исследование [15] по определению эффективности ассертивного поведения в ситуациях, требующих отказа индивида от чьей-либо просьбы. Целью данного исследования было сравнение когниций (моментов осознавания и принятия решения), применяемых в подобной ситуации людьми с низкой и высокой ассертивностью. Результаты показали, что индивиды с высокой ассертивностью успешнее справляются с распознаванием подобной ситуации и ориентацией в проблеме.
На последнем этапе эксперимента участникам предложили список выходов из ситуации, одни из которых были эффективными, другие - нет. Результаты показали, что высокоассертивные индивиды лучше распознавали те решения, которые приводили к положительному результату.
При этом высокоассертивные индивиды были уверены в том, что они умеют лучше других находить эффективные решения.
Ви$Б!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2014 V0L. 11 # 4
В исследовании С. Пиккинин с коллегами [41] ассертивные индивиды показали более высокую мотивацию к критике, чем индивиды неассертив-ные. Высокоассертивные испытуемые заявили более уверенно, как о своих способностях к критике, так и о положительных результатах, вытекающих из критики.
Однако эти мотивационные различия не сказываются на качестве критики. Оба типа людей (ассертивные и неассертивные) с одинаковой эффективностью высказывают критику.
Предыдущие исследования [42, 43] также показали схожие результаты.
Ассертивная критика - это комплексный внутриличностный навык, который вырабатывается на опыте. Тем не менее, ему можно научить [40, 41]. Более того, это навык, которому учащиеся хотят обучиться. Исследования Е. Кули [17] показали, что это один из основных навыков, которые люди хотят развить в себе.
О методике измерения ассертивности
Подавляющее большинство приведенных в данной статье экспериментальных результатов получено зарубежными исследователями с помощью теста ассертивности С. Ратуса [44], надежность и валидность которого установлена в англоязычном социуме. Нами показано [4], что имевшиеся аналогичные русскоязычные тесты ассертивности ненадежны и невалидны, поэтому предложена авторская методика измерения ассертивности, доказана ее надежность и валидность, и с ее помощью получен (и представлен) ряд новых результатов [4]. По мнению автора, использование этой методики создает дополнительные возможности для экспериментальных исследований ассертивности в русскоязычном социуме [2, 3].
Выводы
1. Положительная оценка субъектом своей внешности повышает ассер-тивность его поведения.
2. Интерналы ведут себя более ассертивно, чем экстерналы.
3. Женщины с высокой ассертивностью поведения могут получать более низкие оценки привлекательности преимущественно от других женщин.
4. При знакомствах и встречах ассертивное поведение женщин может принести им больше пользы.
5. Женщины могут испытывать трудности из-за своего ассертивного поведения в деловых и профессиональных ситуациях.
6. Гендерная идентификация и пол не влияют на отношение к ассертив-ному поведению женщин при их общении с мужчинами.
7. Существует связь между ассертивностью и самоопределением, оценкой качества жизни и самоэффективности.
8. Высокоассертивные индивиды имеют преимущество в нахождении оптимальных решений.
Литература
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
B. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
2. Шейное В. П. Ассертивность и психологическое здоровье // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения - 2013». - СПб., 2013. -
C. 371-373.
3. Шейное В. П. Возрастные и гендерные факторы ассертивности // Системная психология и социология. - 2014. - № 10.
4. Шейное В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. - 2014. -№ 2. - С. 107-116.
5. Alberti R. E., Emmous M. L. Your perfect right. - California: Impact, 2001.
6. Alden L., Cappe R. Nonassertiveness: Skill deficit or selection evaluation? // Behavior Therapy. - 1981. - no. 12. - pp. 107-114.
7. Alisinanoglu F. ^ocuklarin denetim odagi ile algiladiklari anne tutumlari arasindaki ilij kinin incelenmesi. [A study on the relationship between childrens' locus of control and the perception of mother attitudes] // Türk Egitim Bilimleri Dergisi. - 2003. - no. 1. - pp. 97-107.
8. Appelbaum A. S., Tuma J. M., Johnson J. H. Internal-external control and assertiveness of subjects high and low in social desirability // Psychol. Report. - 1975. - 37. - pp. 319-322.
9. Bloom L. Z., Coburn K., Pearlman J. The New Assertive Woman. - N. Y.: Dell, 1976.
10. Broverman I. K., Broverman D. M., Clarkson F. E. Sex-role stereotypes and clinical judgments of mental health // J. Consult. and Clin. Psychol. - 1970. -no. 30. - pp. 1-7.
11. Bruch M. A. A task analysis of assertive behavior revisited: Replication and extension // Behavior Therapy. - 1981. - no. 12. - pp. 217-230.
12. Bulu§ M. Ergen ögrencilerde denetim odagi ve yalnizlik düzeyi ilijkisi [The relationship between locus of control and loneliness level in adolescents]. izmir: Dokuz Ey-lul University, 1996.
13. Campbell L., Simpson J. A., Boldry J. G. Perceptions of conflict and support in romantic relationships: The role of attachment anxiety // Journal of Personality and Social Psychology. - 2005. - no. 88. - pp. 510-531.
14. CheslerP. Women and Madness. - N. Y.: Doubleday, 1972.
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2014 VOL. 11 # 4
15. ChiauzziE., Heimberg R. G. Legitimacy of request and social problem solving: A study of assertive and nonassertive subjects // Behavior Modification. -1986. - no. 10. - pp. 3-18.
16. CooleyE. L.,Nowicki J.S. Locus of control and assertiveness in male and female college students // The Journal of Psychology. - 1984. - no. 117. - pp. 85-87.
17. Cooley M. L. Interests of assertiveness trainees // Journal of Counseling Psychology. - 1979. - no. 26. - pp. 173-175.
18. Costrich N., Feinstein J., Kidder L. When stereotypes hurt: Three studies of penalties for sex-role reversals // J. Exper. Soc. Psychol. - 1975. - no. 11. -pp. 520-530.
19. Davis W. L., Phares E. J. Internal-external control as a determinant of information-seeking in a social influence situation // J. Personal. - 1967. -no. 35. - pp. 547-561.
20. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. - 1999. - 125. - pp. 276-302.
21. Eisler A. M., Hersen M., Miller P. M. Situational determinants of assertive behaviours // J. Consult. and Clin. Psychol. - 1975. - no. 43. - pp. 330-340.
22. Ellis L. J., Bentler P. M. Traditional sex-determined role standarts and sex stereotypes // J. Personal and Soc. Psychology. - 1973. - 25. - pp. 28-34.
23. Fiedler D., Beach I. R. On the decision to be assertive // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1978. - no. 46. - pp. 537-546.
24. Goldberg P. Are women prejudiced against women? // Transaction. - 1968. -no. 5. - pp. 28-30.
25. Guay F., Sene'cal C., Gauthier L. Predicting career indecision: A self-determination theory perspective // Journal of Counseling Psychology. -2003. - no. 50. - pp. 165-177.
26. Hardre P. L., Reeve J. A motivational model of rural students' intentions to persist in, versus drop out of, high school // Journal of Educational Psychology. - 2003. - no. 95. - pp. 347-356.
27. Hartwig W. H., Dickson A. L., Anderson H. N. Locus of control and assertion // Psychol. Report. - 1980. - no. 46. - pp. 1345-1346.
28. Heimberg R. G., Chiauzzi E., Becker R. E. Cognitive mediation of assertive behavior: An analysis of the self-statement patterns of college students, psychiatric patients, and normal adults // Cognitive Therapy and Research. -1983. - no. 7. - pp. 455-463.
29. Hess E. P., Bridgwater C. A., Bornstein P. H. Situational determinants in the perception of assertiveness: Gender-related influences // Behav. Ther. -1980. - no. 11. - pp. 49-58.
30. Hull D. B., Schroeder H. E. Some interpersonal effects of assertion, non-assertion, and aggression // Behav. Ther. - 1979. - no. 1. - pp. 20-28.
31. Ikiz F. E. Self-perceptions about properties affecting assertiveness of trainee counselors // Social Behavior and Personality. - 2011. - no. 39 (2). -pp. 199-206.
32.Jackson D. J., Huston T. L. Physical attractiveness and assertiveness // The Journal of Social Psychology. - 1975. - no. 96. - pp. 79-84.
33. Lao R. C., Upchurch W. H., Corwin B. J. Biased attitudes toward females as indicated by ratings of intelligence and likability // Psychol. Report. - 1975. -no. 37. - pp. 1315-1320.
34. Lipton D. N., Nelson R. O. The contribution of initiation behaviors to dating frequency // Behav. Therapy. - 1980. - no. 11. - pp. 59-67.
35. Mortesen C. D. Optimal human relations: The search for a good life. - New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2008.
36. NotaL., SoresiS., FerrariL. A Multivariate Analysis of the Self-Determination of Adolescents // Journal of Happiness Studies. - 2011. - Vol. 12. - no. 2. -pp. 245-266.
37. Nota L., Soresi S., Ferrari L. "Quanta fiducia ho in me?" Validazione di uno strumento per l'analisi delle credenze di efficacia a proposito della gestione delle decisioni scolastico-professionali ["How much confidence do I have in myself?" An instrument for the analysis of school-career selfefficacy] // Testing Psicometria Metodologia. - 2005. - no. 12. - pp. 35-54.
38. Pendleton L. Attraction responses to female assertiveness in heterosexual social interactions // The Jou rnal of Psychology. - 1982. - no. 111. -pp. 57-65.
39. Phares E. J. Differential utilization of information as a function of internal-external control // J. Personal. - 1968. - no. 36. - pp. 649-662.
40. Pheterson G., KieslerS., Goldberg P. Evaluation of the performance of women as a function of their sex, achievement, and personal history // J. Personal. and Soc. Pychol. - 1971. - no. 19. - pp. 114-118.
41. Piccinin S., McCarrey M., Fairweather D. Impact of Situational Legitimacy and Assertiveness-related Anxiety Discomfort on Motivation and Ability to Generate Effective Criticism Responses // Current Psychology: Developmental 9. Learning Personality. Social Spring. - 1998. - Vol. 17. -no. 1. - pp. 75-92.
42. Piccinin S., McCarrey M., Weiburn K. Impact of treatment adherence intervention on a social skills program targeting criticism behaviors // Canadian Journal of Counselling. - 1992. - no. 26. - pp. 107-121.
43. Piccinin S., McCarrey M., Welburn K. J. Short versus long term gains of a cognitive-behavioralsocial skills program targeting the giving and receiving of criticism // Current Psychology: Research & Reviews. - 1990. -no. 9. - pp. 385-395.
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2014 VOL. 11 # 4
44. Rathus S. A. A 30-item schedule for assessing behavior // Behavior Therapy. -1973. - 4. - pp. 298-406.
45. Replogle W. H., O'Bannon R. M, McCullough P. W. Locus of control and assertive behavior // Psychol. Report. - 1980. - no. 47. - pp. 769-770.
46. Rich A. R., SchroederH. E. Research issues in assertiveness training // Psychol. Bull. - 1976. - 83. - pp. 1081-1096.
47. Rosenkrantz P., Vogel S., Bee H. Sex-role stereotypes and self-concepts in college students // J. Consult. Cl in. and Psychol. - 1968. - no. 32. -pp. 1081-1096.
48. Ryan R. M., DeciE. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. -2000. - no. 55. - pp. 68-78.
49. Seeman M., Evans J. W. Alienation and learning in a hospital setting // Amer. Sociolog. Rev. - 1962. - 27. - pp. 772-783.
50. Serin N. B., ve Derin R. ilkô gretim ôgrencilerinin kiçilera-rasi problem çôzme becerisi algilari ve denetim odagi duzeylerini et-kileyen faktôrler [The factors affecting primary school students' perceptions of interpersonal problem solving skills and the levels of locus of control] // Uluslararasi insan Bilimleri Dergisi. - 2008. - no. 8. - pp. 1-18.
51. SoenensB., VansteenkisteM. Antecedents and outcomes of self-determination in three life domains: The role of parents' and teachers' autonomy support // Journal of Youth and Adolescence. - 2005. - no. 34. - pp. 589-604.
52. Spence J. T., Helmreich R., Strapp J. Ratings of self and peers on sex-role attributes and their relation to self-esteem and conceptions of masculinity and femininity // J. Personal. & Soc. Psychol. - 1975. - 32. - pp. 29-39.
53. Tegin B. Universite ôgrencilerinin atilganlik davranij ve egilimlerinin cinsiyet ve fakulte degijkenleri açisindan incelenmesi [Analyzing assertiveness level of university students through gender and other variables] // Psikoloji Dergisi. - 1990. - no. 7. - pp. 21-31.
54. Uzun D. Resmi ve ôzel okulôncesi egitim kurumlarinda gôrev yapan ôgretmenlerin ôzsaygi ve denetim odagi aras indaki ilijkilerin karjilajtirilmasi [Comparison of relations between self-esteem and locus of control for teachers in public and private preschool education]. - Ankara: Hacettepe University, 2002.