Научная статья на тему 'Аспирантура в информационном пространстве вуза'

Аспирантура в информационном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / «ЭЛЕКТРОННЫЙ ЭКСПЕРТ» / ВУЗОВСКАЯ ИЕРАРХИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / КАФЕДРА / РЕКТОРАТ / РЕГЛАМЕТ / РOST –GRADUATE DEPARTMENT / “ELECTRONIC EXPERT” / (UNIVERSITY ADMINISTRATION) ORDER OF RELATIONS (ACTIONS ALGORITHM) / INFORMATION FLOWS / UNIVERSITY INFORMATION SPACE / UNIVERSITY HIERARCHY / UNIVERSITY INFORMATION STRUCTURE / EDUCATIONAL PROGRAM / PERFORMANCE DISCIPLINE / DEPARTMENT / RECTORATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болочагина Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются вопросы оптимизации организационных отношений отдела аспирантуры с аспирантами, кафедрами, со всеми отделами вуза, ректоратом, а также с вышестоящими организациями за счет внедрения электронно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSTGRADUATE COURSE DEPARTMENT IN THE UNIVERSITY INFORMATION AREA

The article is devoted to the issues of organizational relationship between the postgraduate course department and other university subdivisions as well as superior bodies. Matters of adoption of electronic communications are being considered.Keywords: postgraduate course, university information area, information flows, electronic expert, university hierarchy, organizational structure, educational component structure, educational programme of postgraduate course, implementation standard.

Текст научной работы на тему «Аспирантура в информационном пространстве вуза»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

УДК: 004 ББК:30

Болочагина Т.Н.

АСПИРАНТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Bolochagina T.N.

THE POSTGRADUATE COURSE DEPARTMENT IN THE UNIVERSITY

INFORMATION AREA

Ключевые слова: аспирантура, информационные потоки, информационное пространство вуза, «электронный эксперт», вузовская иерархия, информационная структура вуза, образовательная программа, исполнительская дисциплина, кафедра, ректорат, регламет.

Key words: рost -graduate department, information flows, university information space, “electronic expert”, university hierarchy, university information structure, educational program, performance discipline, department, rectorate, (university administration) order of relations (actions algorithm).

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы оптимизации организационных отношений отдела аспирантуры с аспирантами, кафедрами, со всеми отделами вуза, ректоратом, а также с вышестоящими организациями за счет внедрения электроннокоммуникационных технологий.

Abstract: the article is devoted to the issues of organizational relationship between the postgraduate course department and other university subdivisions as well as superior bodies. Matters of adoption of electronic communications are being considered.Keywords: postgraduate course, university information area, information flows, electronic expert, university hierarchy, organizational structure, educational component structure, educational programme of postgraduate course, implementation standard.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий для обеспечения организационного процесса вуза требует новой структуризации вузовских подразделений, уточнения взаимосвязей между ними.

Задача определения места аспирантуры и оптимизация связей с другими субъектами вузовской иерархии вызвана также и тем, что использование новых технологий в деятельности субъекта «аспирантура» предполагает существенное увеличение документооборота. Поэтому особенно важно оптимизировать систему взаимодействия с тем, чтобы компьютеризация как безусловная черта информационного общества не приводила к увеличению трудозатрат.

Исследования ученых из США в 90-е годы показали, что главная цель любой научно-технической революции - повышение производительности труда - не достигается

компьютеризацией до тех пор, пока эти технологии не будут охватывать весь производственный цикл. Отмечалось, что, поскольку информационно-коммуникационные технологии в масштабах экономики первоначально внедрялись в коммерческие операции, не проникая вглубь производственного процесса, то и эффект в виде роста производительности общественного труда не был внушительным. Эта же проблема возникает и на микроуровне. До тех пор, пока в любом процессе не будет создана единая программа функционирования всех элементов той или иной системы, значительного результата в виде роста эффективности деятельности не будет. На данный момент как через субъективные ощущения участников любой организационной системы, так и объективно (рост информационного потока, количества задач, стоящих пе-

ред отделами, службами) отмечается увеличение трудозатрат, причем алгоритмы обработки информации меняются так часто (нет стабильности), что адаптация к новым условиям делается затруднительной. Это приводит к психоэмоциональным перегрузкам при внешней облегченности труда. Т.е. трудозатраты фактически растут. Выход из этого противоречия видится в выработке единой программы взаимодействия всех подсистем любой организационной системы.

В случае с образовательным учреждением все подразделения, отделы, управления должны оптимизировать взаимодействия друг с другом, в т.ч. и по вертикали. Не имея возможности влиять на структуры, находящиеся вне информационного поля учебного заведения, следует, изучив основные информационные потоки «сверху», используя метод корреляции, заложить в систему своих взаимоотношений основные вопросы, поступающие «сверху».

Базовым уровнем организационной структуры «аспирантура - вуз» является уровень «аспирантура -кафедра» в лице аспирантов, их научных руководителей, заведующих кафедрами. Так, к наиболее типичным вопросам, которые должны решать кафедры, относятся:

- заявки на госбюджетные места с указанием предполагаемых научных руководителей;

- участие в работе приемных комис-сий4 в т.ч. по приему вступительных и кандидатских экзаменов;

- утверждение тем диссертаций аспирантов;

- аттестация аспирантов;

- представления кандидатур аспирантов к именным стипендиям;

- разработка программ вступительных экзаменов;

- разработка дополнительных программ кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам;

- участие в разработке образовательной программы по соответствующей специальности научных работников;

- разработка рабочих программ дисциплин, входящих в образовательную программу подготовки аспиранта;

- проведение педагогической практики;

- организация научно-исследовательской работы аспиранта;

- обсуждение научных докладов аспирантов по теме диссертации;

- предварительная защита диссертации.

Эти отношения исходные, основополагающие. Для координации этой работы, оперативного решения всех вопросов и своевременной передачи информации в отдел аспирантуры кафедры должны иметь конкретных ответственных за реализацию организационного уровня «кафедра - аспирантура».

Аспирантура, кроме исходного для себя субъекта взаимоотношений - кафедры -постоянно вступает в отношения с такими структурными подразделениями как: управление организации учебного процесса (УОУП), научно-исследовательский отдел (НИО), диссертационные советы (ДС), научно-техническая библиотека (НТБ), отдел качества образования (ОКО), административно-кадровое управление (АКУ), финансово-экономическое управление (ФЭУ), отдел документационного обеспечения (ОДО).

Наверху иерархии находятся ректорат, ученый совет, научно-технический совет. Взаимодействия с ректоратом аспирантура осуществляет непосредственно через проректора по науке и инновациям. Отдел получает распорядительные документы, выполняет все распоряжения и поручения, идущие от руководителей и советов, готовит приказы и отчеты. Тем самым осуществляется кругооборот всех взаимосвязей, возникающих в информационном поле «вуз

- аспирантура».

Оптимизация связей между субъектами отношений «вуз - аспирантура» предполагает наделение одного работника отдела аспирантуры функциями «электронного эксперта» для формирования ежедневной информации в электронном виде, передачи ее в соответствующие структурные подразделения, обеспечение обратной связи, анализ информации, доведение ее до руководителя отдела для принятия решений.

В функции «электронного эксперта» входит изучение информации с сайтов Министерства образования и науки РФ, учре-

дителей, Российского статистического управления и других правительственных органов.

В условиях динамичного электронного руководства вузами со стороны Минобрнауки России необходимо не только на вузовском уровне, но и на уровне такого подразделения как аспирантура, ежедневное изучение приказов, распоряжений, регламентов. «Электронный эксперт» должен быть подготовленным для работы в тех программах, по которым Минобрнауки России требует решения своих заданий.

Систематическая работа «электронного эксперта» позволит точно определить место аспирантуры в данном информационном пространстве в каждый момент времени. В противном случае снижается результативность работы аспирантуры, т.к. из-за большого количества новых документов существенно сокращается время на реальные взаимоотношения, прежде всего с главным субъектом - аспирантом.

Оптимизация информационной среды «аспирантура - аспирант» предполагает систематическое обновление странички, занимаемой аспирантурой на сайте университета, что позволяет формировать информационную и исполнительскую дисциплину аспиранта. Так, например, решение аспирантами очень простого вопроса - утверждения темы диссертации на кафедре и доведения информации до отдела аспирантуры - традиционно занимает у отдела до двух недель. Подготовка к аттестации на НТС, проведение ее и окончательное оформление индивидуальных планов аспирантов растягивается на 1,5 -2 месяца, что свидетельствует об отсутствии оптимальных форм работы на уровне «аспирантура - аспирант» и в то же время о низкой исполнительской дисциплине аспирантов. Приходится устанавливать контакты и в форме электронных сообщений, и в форме телефонных разговоров по нескольку раз, что является непозволительной тратой времени.

Оптимизация информационного пространства аспирантуры предполагает разработку алгоритмов установления связей с каждым подразделением вуза по всем плановым вопросам функционирования аспирантуры. Так, например, решение вопроса

ежегодного приема в аспирантуру предполагает установление отношений с ректоратом по вопросу получения от учредителя или непосредственно от Министерства образования РФ контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру на следующий учебный год. Одновременно выстраиваются отношения с кафедрами в лице заведующих или ответственных за работу с аспирантами и докторантами по получению заявок кафедр на количество госбюджетных мест с указанием форм обучения, научных специальностей, научных руководителей, фамилий поступающих в аспирантуру и докторантуру. На основании полученных данных отделом аспирантуры проводится анализ эффективности работы предполагаемых научных руководителей, количества аспирантов на текущий момент. Информация передается проректору по НИ и кафедрам. Это важно при принятии решений приемной комиссией о допуске к вступительным экзаменам и тем более при зачислении. Причем уже на стадии подачи заявок кафедрами отделом аспирантуры доводится до кафедр мнение ректората о возможном количестве выделяемых бюджетных мест и претендентах на научное руководство. Т.е. обеспечивается «прозрачность» в распределении мест между кафедрами, количества аспирантов у научных руководителей. Информация размещается на сайте, что позволяет получить отделу аспирантуры реакцию всех заинтересованных в данном вопросе и внести высказанные мнения на обсуждение приемной комиссии, решение которой является основанием для подписания ректором приказа о допуске к вступительным экзаменам.

Проекты приказов о составах комиссий по приему вступительных экзаменов также проходят экспертизу у членов приемной комиссии. Сами приказы выставляются на сайт электронного документооборота, а также на страничку аспирантуры университетского сайта. Одновременно выставляется расписание вступительных экзаменов.

Ход вступительных экзаменов также отражается на сайте, что позволяет поступающим точно оценить свое положение. По мере сдачи последнего вступительного экзамена каждый поступающий может рас-

считать проходной балл и свои претензии на бюджетное место. Решение приемной комиссии практически не может войти в противоречие с мнением поступающих.

Отношения между отделом аспирантуры, кафедрами и учебным отделом по формированию расписаний вступительных и кандидатских сессий оптимизируются в случае выставления на сайт проектов расписаний. Получаемая с кафедр обратная связь выявляет все неточности, рекомендации, что обеспечивает консенсус.

Оперативное размещение информации снимает проблему открытости и обеспечивает оптимизацию связей между всеми участниками каждого организационнотехнологического процесса.

Одним из центральных вопросов организационного процесса в аспирантуре является обеспечение учебного процесса. Приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. №1365 в 2011 г. утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), ставшие обязательными при разработке учебных планов подготовки аспирантов по каждой научной специальности. Не умаляя значения стандарта в любой сфере жизни человека и общества, нельзя не учитывать, что в данном случае речь идет о стандарте в особой сфере деятельности - творческой. Наука, которой занимается аспирант, это творчество.

Регламентация образовательной составляющей 27-ю зачетными единицами неоправданна. Практически два года аспиранты три - четыре дня в неделю осваивают дисциплины для подготовки к кандидатским экзаменам. Освоение образовательной составляющей в части аудиторной работы (как правило, в высшей школе они составляют 50% от общего числа часов) трудноразрешимо. Несмотря на значительное увеличение с 1 сентября 2012 г. размера стипендии аспирантам, обучающимся по приоритетным направлениям подготовки аспирантов, ее величина остается ниже прожиточного минимума, что делает неизбежным совмещение учебы в аспирантуре с работой. Большинство аспирантов - наиболее способные молодые люди и поэтому весьма

востребованы как специалисты. И даже если занятия проводятся в вечернее время, возможность их посещения очень затруднительна.

Необходимость совершенствования структуры образовательной программы обусловлена также и тем, что организация аудиторных занятий для малочисленных потоков (подготовка по специальным дисциплинам, как правило, осуществляется с небольшим количеством аспирантов) -чрезвычайно затратное дело. Опыт работы дает основание считать, что для оптимизации образовательной и научно-исследовательс-кой составляющих подготовки аспирантов, необходимо:

- сократить аудиторную нагрузку до 20% от общей часовой нагрузки на образовательную составляющую;

- превратить аудиторные часы в реальные научные семинары, конференции;

- пересмотреть учебные планы всех научных специальностей в направлении унификации факультативных дисциплин: выделить математический цикл, программно-компьютерный и гуманитарный.

Поскольку разработка образовательной составляющей основной образовательной программы послевузовского профессионального образования предполагает участие нескольких кафедр, то перед отделом аспирантуры стоит задача координации действий этих кафедр. Информационнокоммуникационные технологии позволяют через отдел аспирантуры провести своеобразную методическую конференцию, в ходе которой можно обсудить предложения всех участвующих кафедр и выработать решение о перечне дисциплин, входящих в программу, о соотношении часов, выделяемых на аудиторную и самостоятельную работу аспирантов, о преподавателях, работающих по каждой дисциплине, о формах проведения аудиторных занятий и формах контроля за освоением дисциплин.

В силу того, что обсуждение программ подготовки аспирантов проходит с помощью электронных технологий, то в данной методической дискуссии могут принять участие и главные субъекты - аспиранты, мнение которых не может не учитываться.

Отдел аспирантуры результаты обсу-

ждения кафедрами образовательных программ послевузовского профессионального образования доводит до научнотехнического совета. По утвержденному перечню дисциплин соответствующие кафедры разрабатывают рабочие программы.

Основываясь на федеральных государственных требованиях окончательное решение по каждой образовательной программе и рабочим программам принимается ученым советом вуза и утверждается ректором.

Отдел аспирантуры выступает структурирующим звеном в отношениях «аспирант - кафедра», «кафедра - кафедра», «кафедра - научно-технический совет», «кафедра - ученый совет». В усложняющемся информационном потоке обеспечение связей между всеми субъектами отношений по поводу оптимизации структур образовательных программ по всем научным специальностям подготовки аспирантов в вузе, возможно за счет активной профессиональной работы «электронного эксперта» по алгоритму, разработанному руководителем отдела аспирантуры. При этом на каждой кафедре должны быть выделены ответст-

венные за работу с аспирантами, которые и реализуют отношения кафедры с отделом аспирантуры. Это «информационные эксперты» кафедр.

Алгоритмы взаимодействия аспирантуры со всеми отделами должны быть разработаны, согласованы и учтены в работе соответствующих отделов. Необходим помесячный, понедельный, ежедневный план работы отдела аспирантуры, исходящий из типовых задач, решаемых отделом. В свою очередь отдел аспирантуры также должен знать, планировать все типичные потоки заданий от кафедр, других отделов, служб, ректората.

Отделу аспирантуры следует создать регламент основных видов работ с кафедрами и отделами, довести их до своих «агентов» с тем, чтобы они внесли в свои регламенты работу с отделом аспирантуры.

Точно разработанные регламенты всех субъектов отношений, четко скоординированные в общий регламент, высокая исполнительская дисциплина - основа оптимальной организации работы отдела аспирантуры.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №2 (21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.