Научная статья на тему 'Аспекты деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере в свете федерального закона «о полиции»'

Аспекты деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере в свете федерального закона «о полиции» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1434
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПОСЯГАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА / ПОЛИЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / FAMILY-HOUSEHOLD RELATIONS / CRIMINALIZATION / AN ENCROACHMENT / THE LEGISLATION / THE CRIMINAL STATISTICS / POLICE / PREVENTIVE MAINTENANCE OF OFFENSES / CRIMINALITY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламов Валентин Станиславович

В статье раскрыты особенности профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере семейно-бытовых отношений на современном этапе. Представлен опыт деятельности в семейной сфере органов правопорядка за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Харламов Валентин Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of activity agencies of internal affairs on preventive maintenance of the offenses in family sphere in light of the Federal law «About police»

The article presents the characteristics of prevention work of agencies of internal affairs in the sphere of family relations at the present stage. Experience of police work in the family sphere is also presented.

Текст научной работы на тему «Аспекты деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере в свете федерального закона «о полиции»»

2. Горяинов, К. К. и др. Организация и методика оперативных криминологических исследований.

- М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982. - 112 с.

3. Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью.

- М., 2011. - 352 с.

4. Подрядов, А. Н. Проблемы внедрения результатов прикладных криминологических исследований в практику // Правовые и общественно-экономические науки и борьба с хищениями социалистического имущества : Труды Горьковской высшей школы МВД СССР. - Горький: Изд-во ГВШ МВД СССР, 1976. - Вып. 6. - С. 158-165.

5. Позднышов, А. Н. Организация внедрения результатов научных исследований в практику оперативно-служебной деятельности ОВД : автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - М., 1997. - 19 с.

6. Проблемы внедрения результатов научных исследований в практику борьбы с преступностью / Гензюк

Э.Е., Мархотин В.И.; отв. ред. Волков Ю.Г. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1989. - 80 с.

7. Клеймёнов, М. П. Криминология : учебник. - М.: Норма, 2008. - 448 с.

8. Клеймёнов, М. П. Роль криминологии в юридическом образовании // Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью. - М., 2011. - С. 44-49.

УДК 343.97 B.C. Харламов*

Аспекты деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере в свете Федерального закона «О полиции»

В статье раскрыты особенности профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере семейно-бытовых отношений на современном этапе. Представлен опыт деятельности в семейной сфере органов правопорядка за рубежом.

Ключевые слова: семейно-бытовые отношения, криминализация, посягательство, законодательство, уголовная статистика, полиция, профилактика правонарушений, преступность, государство.

V.S. Kharlamov*. Aspects of activity agencies of internal affairs on preventive maintenance of the offenses in family sphere in light of the Federal law «About police». The article presents the characteristics of prevention work of agencies of internal affairs in the sphere of family relations at the present stage. Experience of police work in the family sphere is also presented.

Keywords: family-household relations, criminalization, an encroachment, the legislation, the criminal statistics, police, preventive maintenance of offenses, criminality, state.

В Российской Федерации накоплен большой опыт эффективного функционирования государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений. Основы данной системы были заложены в 70-х гг. прошлого столетия и затем с успехом восприняты и модернизированы во многих западноевропейских и азиатских странах. Однако в силу изменившихся социальных условий в нашей стране указанная система, сложившаяся в советский период, перестала отвечать требованиям эффективности.

Современная российская государственная система предупреждения преступлений и иных правонарушений находится в режиме реформирования. В настоящее время в субъектах Российской Федерации уже практически сформированы и действуют региональные системы профилактики правонарушений на основе базовой модели комплексной профилактики правонарушений, разработанной МВД России и одобренной Государственным советом Российской Федерации. Их деятельность урегулирована более 130 законами субъектов Российской Федерации в области профилактики правонарушений и осуществляется на основе комплексных целевых программ по профилактике правонарушений.

* Харламов Валентин Станиславович, ведущий научный сотрудник филиала Федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по СевероЗападному федеральному округу, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербург, 12-я Красноармейская ул., 5. Тел. (812) 251-95-54.

* Kharlamov, Valentin Stanislavovich, the leading research assistant of filial branch «All-Russia scientific research institute of the

Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» on North-West federal district, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer.

Russia, St.-Petersburg, 12-th Krasnoarmeyskaya street, 5. Ph. (812) 251-95-54.

Статья поступила в редакцию 14 сентября 2011 года.

© Харламов В.А., 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации законы, регламентирующие профилактику правонарушений, не приняты ввиду отсутствия федерального закона об основах системы профилактики правонарушений, а там, где они приняты в результате инициативы местных законодательных органов, отсутствует единообразие и системность правового закрепления основ профилактической деятельности.

Правовая основа антикриминальной профилактики органов правопорядка сфокусирована в приказе МВД РФ «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений» от 17 января 2006 г. № 19. Ведомственная структура российской государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений соответствует сложившейся в стране четырехуровневой базовой модели, а именно: на уровнях субъектов Российской Федерации; городов с районным делением; городов без районного деления; муниципальных поселений. В системе профилактики семейно-бытовых правонарушений как разновидности государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений сохраняется ведущая роль органов внутренних дел. Это обусловлено, во-первых, тем, что органы правопорядка имеют наиболее полную информацию о состоянии, динамике и структуре преступлений, совершенных на бытовой почве, причинах и условиях их совершения. Во-вторых, в соответствии с действующим законодательством предупреждение преступлений — это прямая обязанность органов внутренних дел. Предупредительная деятельность служб и подразделений ОВД в рассматриваемой сфере заключается в проведении профилактических мероприятий, скоординированных с государственными и общественными структурами, связанных с решением семейно-бытовых проблем, обеспечивающих поддержку и сплочение семьи, организацию надлежащего досуга, укрепление межличностных связей соседей в бытовой среде.

Новый качественный рубеж развития органов внутренних дел ознаменован вступившим в силу 01 марта текущего года Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее ФЗ «О полиции»). В ст. 4 рассматриваемого закона закреплено, что полиция — не самостоятельная, а составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Структурно полиция входит в состав органов внутренних дел наряду с подразделениями юстиции, внутренней службы. В отличие от предыдущего милицейского законодательства полиция наделяется широким спектром задач «обслуживания» населения в ситуациях как некриминального, так и криминального характера. Подчеркивая социальную ориентированность деятельности полиции, законодатель в ч. 2 ст. 1 рассматриваемого Закона установил, что «полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств». Полицейская деятельность в целом от вектора принуждения склоняется к вектору правоохраны. «В правоохранительном предназначении современной российской полиции принуждению отводится важная, но не главенствующая роль» [1, с. 21]. Федеральным законом «О полиции» установлены правовые основы деятельности органов внутренних дел по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от посягательств. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности полиции в сфере именно семейно-бытовых отношений отнесено следующее: 1) защита личности от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства; 12) осуществление экспертнокриминалистической деятельности. Таким образом, в каждом из направлений деятельности полиции предусмотрена профилактика правонарушений в семейно-бытовой сфере.

Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» закреплены определенные аспекты организации рассматриваемой правоохранительной структуры. Установлены функции, которые возлагаются на подразделения и службы полиции. В частности, это прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о правонарушениях, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.

В превенции противоправного поведения принимают участие все подразделения органов внутренних дел в процессе выполнения ими возложенных на них функций. Ведомственным законодательством предусмотрено, что определенные службы и подразделения ОВД (дежурные части, патрульно-постовые служба, следственные органы, вневедомственная охрана и т.д.) осуществляют профилактику семейно-бытовых правонарушений наряду с выполнением основных служебных обязанностей, а другие (служба участковых уполномоченных полиции, подразделения по делам несовершеннолетних) являются непосредственными субъектами профилактики и специально предназначены осуществлять предупреждение противоправных посягательств данной категории.

В связи с изменением действующего законодательства происходящее реформирование органов внутренних дел создает определенные трудности для практических работников в деятельности по правоприменению в семейно-бытовой сфере. Кроме того, рассматриваемая сфера достаточно сложна и небезопасна для органов внутренних дел.

Так, 2 декабря 2007 года в Светлогорске при попытке уладить семейный конфликт погиб участковый инспектор майор милиции Юрий Шутов. С просьбой о помощиутихомирить упруга,устроившего скандал на почверевности, в дежурную часть милиции обратилась гражданка Н. B адрес был направлен участковый инспектор Юрий Шутов. Встретив женщину наулице, сотрудник милиции немедленно отреагировал на обращение пострадавшей и проследовал в квартиру для устранения скандала с ее супругом — 57-летним пенсионером. При попытке позвонить в дежурную часть и вызвать подкрепление участковый инспектор был убит семейным скандалистом, который на него напал, нанес шестьударов ножом и затем забрал пистолет погибшего [12].

Другой пример. Калининским районным судом г. Санкт-Петербурга по ст. 318 ч.1 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» осужден гражданин Ч. за нападение на участкового уполномоченного С., прибывшего 19 февраля 2009 г. в квартиру виновного на разбор семейного конфликта [2].

Объектом особо внимания правоохранительных органов являются неблагополучные семьи, многие из которых находятся в социально опасном положении. Именно здесь требуется определенное вмешательство сотрудников правопорядка в процессе реализации возложенных полномочий. Согласно статистическим данным, в настоящее время в России доля социально-опасных семей составляет 363 тыс. семей, что составляет

0,9 % от общего числа российских семей (их в стране всего около 42 млн.) [3, с. 43-44]. Полномочия российской полиции распространяются на формирование и ведение банков данных о домочадцах, совершивших внутрисемейные правонарушения (ст. 17 ФЗ «О полиции»). Так, в 2010 г. состояло на учетах в ОВД России 273409 лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, и 166409 родителей или законных представителей несовершеннолетних, отрицательно влияющих на детей [13].

Важную роль в правоприменительной практике играют дефиниции «семья» и «семейные отношения».

В юридическом понимании семья — это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание [4, с 76; 11, с. 544]. (В приложении к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 г. № 1281 определено, что «семья — лица, связанные родством и/или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство»). Семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между гетеросексуальными супругами, а также между родителями и детьми, супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами (см. ст. 2 Семейного кодекса РФ).

В судебно-следственной практике к родным и близким лицам относят близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, родные дедушка и бабушка, отчим (мачеха), усыновленные (удочеренные) дети, внук (внучка)), лиц, состоящих с ним в родстве (тетя и дядя, двоюродные (троюродные) братья и сестры, двоюродные (троюродные) бабушка и дедушка, племянник (племянники) и т.д.), свойстве (родственники супруга (супруги) — тесть (теща), свекровь (свекор), шурин, золовка), а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений: невеста (жених), друг (подруга) и т. д. [5].

Сотрудники органов внутренних дел обязаны реагировать на противоправные действия и конфликты, которые происходят не только в обычных супружеских семьях с детьми, но и в иных семьях, в т.ч. патронатных, приемных, «сожительских». Не исключено полицейское вмешательство в семейные отношения «нареченных родителей». К последним относятся те семейные структуры, где имело место суррогатное материнство [6, с. 17—20]. В значительной степени совершение правонарушений в рассматриваемой сфере обусловлено сугубо личным характером семейных отношений между супругами, близкими родственниками. Вследствие этого нелегко обнаружить ту грань, за которой вмешательство в личную жизнь людей недопустимо. Требуется согласовывать действия с конституционным требованием о неприкосновенности жилища и личности. Следует отметить, что специальные нормы о пределах вмешательства полиции в семейные отношения и личную жизнь граждан в ФЗ «О полиции» отсутствуют. Во избежание неоправданного вмешательства в довольно хрупкую семейную сферу сотрудникам российской полиции требуется учитывать следующие обязательные условия, предусмотренные действующим российским законодательством.

1. Условие обеспечения защиты семьи. Конституция РФ (п. 1 ст. 38) гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

2. Условие обеспечения поддержки семьи. Конституция РФ (ч. 2 ст. 7) гласит: «В Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан».

3. Условие недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 1) гласит: «Семейное законодательство исходит из. недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.».

4. Условие обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 1) гласит: «Семейное законодательство исходит из. обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.».

5. Условие недопустимости сбора или распространения сведений о частной жизни лица, составляющие его личную и семейную тайну, без его согласия. Конституция РФ (п. 1 ст. 23) гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.». Уголовно-правовая защита частной жизни лица предусмотрена ст. 137 Уголовного кодекса РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Неприкосновенность семейной тайны гарантирована ст. 150 ГК РФ.

Порядок вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011

территории предусмотрен ст. 15 ФЗ «О полиции». В ходе обследования мест совершения правонарушений, в т.ч. помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, сотрудники ОВД руководствуются также приказом МВД России от 30 марта 2010 г. № 249 «Об утверждении Инструкции

0 порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Если прежде о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор, то теперь к нему добавился собственник жилища и (или) проживающие там граждане. Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай. При преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, органы внутренних дел имеют право проводить оцепление (блокирование) жилых помещений, строений и других объектов (ст. 16 ФЗ «О полиции»).

В процессе реагирования на преступления и административные правонарушения в семейно-бытовой сфере сотрудники различных служб органов внутренних дел руководствуются в своей деятельности обеспечением взаимного доверия к ним со стороны членов семьи, других граждан и их поддержкой (п.

1 ст. 9 ФЗ «О полиции»). Кроме того, Закон предусматривает, чтобы действия сотрудников полиции были обоснованными и понятными для граждан (п. 2 ст. 9 ФЗ «О полиции»). В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (п. 3 ст. 9 ФЗ «О полиции»).

Необходимо отметить, что в российских регионах пределы допустимого вмешательства в семейные отношения сотрудников полиции могут быть регламентированы нормативными актами специально сформированных общественных советов либо по их инициативе. Принятый Федеральный закон «О полиции» предлагает образовывать упомянутые общественные советы для обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций (п. 7 ст. 9 ФЗ «О полиции», а также Указы Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»).

Эффективность деятельности ОВД по предупреждению административных правонарушений и преступлений в семейно-бытовой сфере существенно зависит от своевременного разрешения возникающих проблем, а также от форм и методов, которые используются для осуществления этой деятельности. Поэтому важно заострить внимание на следующих актуальных проблемах.

Несовершенство законодательства. Прежде всего, необходимо выделить терминологическую неопределенность и недоработанность нормативно-правовой базы.

В российском законодательстве, криминологической и уголовно-правовой науке отсутствует разработанные единые понятия «бытового правонарушения», «бытового преступления» и «бытовой преступности». Остается не урегулированным на федеральном уровне ряд вопросов, касающихся профилактики бытовой преступности и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Целесообразно принятие следующих нормативно-правовых актов:

— федерального закона об основах государственной системы профилактики правонарушений;

— федерального закона об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка;

— федерального закона, устанавливающего основные принципы и направления государственной политики в сфере социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, закрепляющего и разграничивающего полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, порядок и формы реализации субъектами РФ предоставленных полномочий, систему осуществления контроля за их реализацией, ответственность за нарушение порядка их осуществления и (или) их неисполнения;

— федерального закона о принудительном лечении от алкоголизма и наркомании;

— федерального закона об основах профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, средств к существованию.

На законодательном уровне не закреплено право главы региона создавать муниципальную милицию. Отсутствует нормативно-правовое закрепление статуса муниципальных органов охраны правопорядка, общественных формирований правоохранительной направленности. В ряде регионов в связи с принятием ФЗ «О полиции» приостановлена либо ликвидирована деятельность некоторых милицейских подразделений, активно проводивших профилактику правонарушений в сфере быта, в т.ч. экологической милиции, семейных и школьных инспекторов милиции. Это связано с тем, что указанные подразделения не предусмотрены полицейским законодательством. Устранить пробелы и недоработки нормативно-правового регулирования, в котором имеется значительная потребность, мог бы закон «О муниципальной милиции» федерального уровня. Однако он до настоящего времени не принят.

Острой проблемой остается фактическое отсутствие нормативно-закрепленных механизмов профилактической работы и тактических форм деятельности полицейских служб и подразделений с семейными дебоширами и лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими

средствами, а также лицами без определенного места жительства и средств к существованию. На практике модели действий сотрудников полиции в семейно-бытовой сфере не систематизированы и единообразно на всей территории страны не отрегулированы. Недостатки нормативно-правового регулирования предупредительной деятельности в сфере бытовой преступности не позволяют в полном объеме реализовать позитивные профилактические возможности органов внутренних дел.

Недостатки в организации превентивной деятельности. В полицейской превенции недостаточно задействованы общественность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общественные объединения и хозяйствующие субъекты различных форм собственности (например, частные охранные структуры). В рамках единой государственной системы государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений не разработаны механизмы сотрудничества органов внутренних дел с уполномоченными по правам человека и по правам ребенка, несмотря на то, что указанные представители государственной власти осуществляют свои функции в большинстве российских регионов. В целом следует отметить, что уровень взаимодействия в рассматриваемой сфере как на внутриведомственном, так и на межведомственном уровне (например, социальных учреждений и транспортных полицейских структур) невысок.

Одной из проблем является отсутствие комплексности и консолидированности усилий всех субъектов профилактической работы по реализации мероприятий программ профилактики. Эта проблема находит выражение в том, что в ряде регионов некоторые из указанных субъектов не выполняют свои функции по реализации профилактических мероприятий либо проявляют пассивность в их выполнении. Отсутствие комплексного подхода и объединения усилий всех ветвей власти — региональных, областных и местных органов — не позволяет в максимальной степени на современном уровне осуществлять функции профилактики бытовых правонарушений. Кроме того, из числа субъектов государственного контроля за деятельностью полиции, перечисленных в ст. 49 ФЗ «О полиции», исключены органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это связано с отказом от деления подразделений полиции на федеральные и местные. Таким образом, утрачиваются определенные рычаги воздействия региональных органов власти в отношении полицейских подразделений. Утрата взаимного влияния зачастую несет с собой утрату эффективности сотрудничества в решении общих задач.

Проблемы информационного обеспечения деятельности субъектов профилактики правонарушений. В связи с техническими трудностями субъекты профилактики правонарушений не имеют возможности в полной мере обмениваться базами данных о бытовых правонарушителях. Так, недостаточно своевременно и оперативно осуществляется обмен информацией между социальными работниками и сотрудниками ОВД в связи с криминальными конфликтами в быту, между медицинскими работниками и сотрудниками ОВД в связи с постановкой и снятием с учета лиц, имеющих наркотическую зависимость.

Затрудняет криминологический анализ уголовной статистики разбросанность по разным разделам официальной статистики сведений о бытовых преступлениях. Кроме того, на эффективность деятельности органов внутренних дел по профилактике бытовых правонарушений негативно влияет неустоявшаяся практика оценки деятельности ОВД, а также изменение организации ведения учетов уголовной статистики. В соответствии с поправками к ст. 51 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ) ведение государственного единого статистического учёта заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости, результатов следственной работы и прокурорского надзора в настоящее время возлагается на Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Несовершенство профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Среди значимых проблем деятельности органов правопорядка следует выделить отсутствие системы повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих деятельность по профилактике преступлений и иных правонарушений в сфере быта. Для повышения квалификации указанных сотрудников требуется принять следующие меры:

— разработать «кодексы поведения» сотрудников органов внутренних дел при разрешении семейно-бытовых конфликтов;

— ввести специальную подготовку работников, занимающихся расследованием семейно-бытовых преступлений;

— ввести специализированные задания по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере на ежегодных конкурсах на звание лучшего по профессии в ОВД;

— организовать (на конкурсной основе) стажировки в правоохранительных органах стран, имеющих положительный опыт профилактики преступлений в семейно-бытовой сфере.

Полезен и небезынтересен опыт деятельности в семейно-бытовой сфере органов правопорядка за рубежом. В Индии и Бразилии созданы и функционируют так называемые женские полицейские станции, деятельность которых направлена на предотвращение семейного насилия и других правонарушений в семье. В США с 1997 г. в департаменте полиции Лос-Анжелеса учрежден отдел по борьбе с домашним насилием [7]. В полиции Великобритании введена специализированная должность офицера по расследованию случаев домашнего насилия (DVO) в штате полицейского участка [8]. В

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Швейцарии полиция разработала базу данных, называемую «Тревожный звонок» (Warning Bell), информация из которой используется офицерами полиции в отношении расследования дел о домашнем насилии, включая информацию о «жертве, предыдущих случаях насилия, возможных подозреваемых, а также о принятых ранее мерах безопасности» [9]. В МВД Республики Казахстан действуют специализированные подразделения по защите женщин от насилия, реализующие свои полномочия, помимо прочего, и в семейно-бытовой сфере. В целом анализ показывает, что в полиции ряда зарубежных стран осуществляется не связанная непосредственно с криминальными ситуациями функция социального обслуживания населения. Реализация этой нетрадиционной для полиции функции базируется на признании той реальности, что у государства, как правило, не имеется каких-либо других органов, кроме полиции, которые в течение всех 24 часов в сутки могли бы реагировать на возникающие у людей проблемы, требующие принятия неотложных мер. Социальная помощь населению со стороны полиции многообразна и зависит от ментальности, сложившихся традиций и целого ряда других факторов.

В законах о полиции большинства зарубежных стран специальные разделы о пределах вмешательства полиции в семейные отношения отсутствуют, но закреплены отдельные нормы, определяющие пределы вмешательства полиции в личную жизнь граждан в процессе реализации возложенных полномочий. Например, ст. 8 Закона о полиции Королевства Швеции предусматривает, что при исполнении своих служебных обязанностей полицейский при соответствующем соблюдении положений законов и других законодательных документов должен вмешиваться в действия других таким образом, чтобы это могло быть оправдано целями вмешательства и иными обстоятельствами. Если полицейскому приходится применять силу, то форма и степень ее применения должны быть соразмерны требуемому результату [10, с. 5].

Подводя итог, следует констатировать, что приоритетным направлением работы по устранению возникших проблем правоприменительной деятельности российских органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений на бытовой почве является совершенствование федерального, ведомственного и регионального законодательства, на базе которого требуется обеспечить тесное взаимодействие местных, региональных и федеральных властей в области предупреждения бытовых правонарушений на основе широкого и сбалансированного межведомственного подхода, путем координации усилий властей всех уровней, общественности, добровольных помощников, средств массовой информации и научного потенциала, используя накопленные знания и опыт. Специфика семейно-бытовых отношений требует исключительного такта и высокого профессионализма от сотрудников правопорядка, предполагает знание ими основ психологии, педагогики и семейной криминологии.

Список литературы1

1. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин и др. — М.: Проспект, 2011.

2. Приговор судьи Алхазова Т.Г. по делу № 1-ХХХ/10 // Интернет-сайт суда: www.sudrf.ru.

3. Тимошина, Е. М. Семья как антикриминогенный фактор в предупреждении отклоняющегося поведения детей : монография / под ред. Е.С. Жигарева — М.: ВНИИ МВД России, 2010.

4. Словарь по ювенологии: 300 терминов / под общей ред. Е.Г.Слуцкого. СПб. — БИС-принт, 2002.

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. № 7).

6. О преступлениях в данных семьях см.: Иванов Н.Г. Убийство суррогатной матерью новорожденного ребенка / / Российская юстиция. — 2005. — № 12.

7. Glover, Scott. Arrests of accused abusers in LAPD soar // Los Angeles Times. 1998. February 20.

8. Phtnihoff, Joyce, Woofson, Richard. Policing Domestic Violence: Effective Organizational Structures (1998).

9. Nylen, Lars, Heimer, Gun. Sweden’s response to domestic violence. — Swedish Institute (1 April 2000).

10. Полиция и борьба с преступностью за рубежом. — М.: ВНИИ МВД России, 2010. — Вып. 9.

11. Большая юридическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2005.

12. Сообщение пресс-службы Гомельского УВД от 3 декабря 2007 г. // http://news. tut.by/world/ 99076.html.

13. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2010 года. — М.: ГИАЦ МВД России. — Ф. 578. - Кн. 2. - Разд. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.