Научная статья на тему 'Артур Бенисон Хаббак - архитектор британской Малайи начала XX века'

Артур Бенисон Хаббак - архитектор британской Малайи начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОМАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ / КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / COLONIAL PERIOD / МЕЧЕТЬ / MOSQUE / МАЛАЙЗИЯ / MALAYSIA / ЭКЛЕКТИКА / ECLECTIC / NEO-MOORISH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпушина Инна Анатольевна

Hubback began his Malayan career in July 1895 as chief draughtsman of the Selangor public works department. On its completion Hubback left the government service for private practice, but he returned in 1901, and until 1914 he designed a number of large public buildings in the same style though with ingenious variations, including a state mosque (1909), and main railway stations in Kuala Lumpur (1911) and in Hong Kong (Kowloon, 1913). He became an associate of the Royal Institute of British Architects in 1905 and a fellow in 1909. Then he fully dedicated himself to the construction of new government offices of British Malaya and designed in an eclectic style, known as neo-saracenic or British raj. Many other buildings of that colonial period appeared as a result of the process of «architectural miscegenation» that combined Indian Muslim, Hindu, Gothic, Malayan and other traditions, as an expression of imperial achievement in the tropical architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arthur Benison Hubback - an Architect of the British Malaya on the Beginning of 20 th Century

Hubback began his Malayan career in July 1895 as chief draughtsman of the Selangor public works department. On its completion Hubback left the government service for private practice, but he returned in 1901, and until 1914 he designed a number of large public buildings in the same style though with ingenious variations, including a state mosque (1909), and main railway stations in Kuala Lumpur (1911) and in Hong Kong (Kowloon, 1913). He became an associate of the Royal Institute of British Architects in 1905 and a fellow in 1909. Then he fully dedicated himself to the construction of new government offices of British Malaya and designed in an eclectic style, known as neo-saracenic or British raj. Many other buildings of that colonial period appeared as a result of the process of «architectural miscegenation» that combined Indian Muslim, Hindu, Gothic, Malayan and other traditions, as an expression of imperial achievement in the tropical architecture.

Текст научной работы на тему «Артур Бенисон Хаббак - архитектор британской Малайи начала XX века»

Артур Бенисон Хаббак - архитектор Британской Малайи начала XX века

И.А.Карпушина

Архитектор Артур Хаббак - представитель английской архитектурной школы второй половины XIX века, приверженец идеалов классицизма, - обобщив специфические приемы разных архитектурных направлений, выработал собственное понимание колониального стиля.

В 1896-1910-х годах в качестве сотрудника Департамента общественных работ Федеральных Малайских Штатов Хаббак внес весомый вклад в развитие и становление архитектуры Малайи.

Творчество архитектора отличают визуальные достоинства симбиоза английской и азиатских архитектурных школ, сделавшего его известным представителем индо-сарацин-ского, или мавританского, стиля в Юго-Восточной Азии. Так, в построенных им сооружениях и нереализованных проектах прослеживаются черты индийской архитектуры периода Моголов и мавританской культуры Западной Европы, которые он накладывает на конструктивные решения эпохи Ренессанса.

Многие общественные сооружения Хаббака сохраняют свое градостроительное значение и функциональную роль -здания почты, школы, госпиталя, железнодорожного вокзала, общественной приемной, офиса-секретариата британской администрации, концертного зала, а то и культовой постройки - мечети. Некоторые из них были признаны частью национального наследия Малайзии.

В конце XIX века колония в архитектурном отношении находилась в зачаточном состоянии, вся проектная и строительная практика осуществлялась под контролем Чарльза Спунера - директора Департамента общественных работ, где с 1896 года Хаббак работал в качестве клерка.

V

Рис.1. Офис британской администрации в Серембане, штат

Из лабиринта интриг в ведомственной переписке можно вынести сведения о быстром профессиональном росте архитектора - от чертежника до архитектурного ассистента директора департамента и впоследствии государственного архитектора Федеральных Малайских Штатов. В 1909 году он был принят в сообщество Королевского института британских архитекторов RIBA.

Для зданий британской администрации Артур Хаббак предлагал использовать уже известные решения в западноевропейской архитектуре и строил величественные здания в неоклассическом стиле с колоннами, капителями и портиками. Столь неоднозначная архитектурная грамматика помогала архитектору профессионально справляться с поставленными задачами и проектировать здания, адаптированные к тропическому климату, местным материалам и нуждам.

Хаббак проектировал пространства с высокими потолками и открытыми галереями, веранды с навесами, широкие консоли и большие окна с решетками. Использовал в основном местные строительные материалы - камень, древесину, красную черепицу.

Официальная резиденция генерал-губернатора Федеральных Малайских Штатов «Каркоза Шри Негара (1897) служит прекрасным образцом неоготического стиля тюдор в творчестве английского зодчего. Здание представляет собой эклектичную комбинацию элементов из неоготики, тюдора и неоклассицизма. В похожем ключе выстроены британская резиденция в Серембане, школа Андерсена в Ипохе, а также офисы и терминалы федеральных малайских железных дорог на полуострове Малакка.

Негри-Сембилан.1905

Испытанное Хаббаком влияние мавританской культуры заметно на примере главного здания железнодорожного вокзала федеральных малайских дорог, офисов администрации имени Султана Абдулы Самада, мечетей Джамек в Куала-Лумпуре и Убудиах в Куала-Кангсаре.

Дизайн зданий железнодорожного вокзала в Куала-Лумпуре изначально предполагался в духе неоклассики, но под сильным влиянием Чарльза Спунера, который раньше жил и работал на Цейлоне. Однако было решено изменить вводные. В результате комплекс вокзала приобрел восточный колорит, присущий индо-сарацинскому архитектурному стилю.

Мечеть Джамек в 1908 году была построена в стиле, соответствующем взглядам английских архитекторов, уверенно опиравшихся на образцы храмов средневековой Индии - с внутренним двором, крытыми галереями по периметру, куполами луковичной формы и одной башней-минаретом. Колористическое решение и подковообразные арки этой пятничной мечети напоминают о культовой мавританской архитектуре Иберийского (Пиренейского) полуострова.

Мечеть Убудиах была построена в 1908-1917 годах по обету о выздоровлении султана Идриса из штата Перак. Храм демонстрирует английскую вольность в понимании культового искусства ислама и своего рода фантазию на тему архитектуры Моголов. Огромный покрытый золотом купол-луковка на

Рис. 2. Официальная резиденция генерал-губернатора Федеральных Малайских Штатов «Каркоза Шри Негара» в Куала-Лумпуре. 1897

Рис. 3. Школа Андерсена в Ипохе, штат Перак. 1908

Рис. 5. Мечеть Джамек в Куала-Лумпуре. 1908

Рис. 4. Железнодорожный вокзал в Куала-Лумпуре. 1908 Рис. 6. Мечеть убудиах в Куала-Кангасаре, штат Перак. 1917

28 1 2015

приземистом основании - ремарка в сторону мавзолея Тадж-Махал, красота сооружения которого не давала спокойно спать по ночам многим английским архитекторам, восторгавшимся минаретами в виде башен, подковообразными арками и окнами с цветными стеклами по технологии запекания.

Британская колониальная архитектура начала ХХ века отличается эклектичностью стилей, оригинальными формами и конструктивными приемами, менявшимися в зависимости от используемых материалов, климатических условий и влияния других архитектурных традиций.

Базовые стилевые характеристики зданий этого периода можно представить как вариации архитектуры европейской с ее основными стилями (неоготический, тюдор, неоклассицизм), ориентальной (североиндийский, китайский и малайский вернакулярные стили) и культовой архитектуры ислама. В процессе диффузии столь разнородных элементов и появился знаковый колониальный стиль англо-азиатской архитектуры Артура Хаббака. Эстетические достоинства его сооружений, где ощущается течение времени, определили облик Малайзии и задали высокую качественную планку для последующих ее строителей.

Литература

1. ХаббакА.Б. Впечатления о Британской Малайе в 20 веке / Под ред. Э. Райт, Х.Э.Картрайт. Л.: Милитари, 1908.

2. АльбакриХ. Гид по выдающимся зданиям Куала-Лумпура. Куала-Лумпур: Пертубухан Акитек Малайзия, 1976; http:// www.arkib.gov.my.

3. Робсон Дж.Х.М. Отчеты и воспоминания. 1889-1934. Пенанг, 2001; http://www.ipohworld.org.

4.ДэвисП. «Сарацинская мечта», или Великолепие раджи: британская архитектура в Индии. 1660-1947// Селангор. 1985. № 8; http://www.selangor.gov.my/.

5. Джонс С. Хаббаки. Неопубликованный доклад на семинаре // http://www.ipohworld.org.

6. Миткальф Т.Р. Имперское видение: индийская архитектура и британские раджи // Государственный архив Селангора. Селангор, 1989; http://www.selangor.gov.my/.

7. Электронный ресур: http://www.thehubbacks.org.

8. Электронный ресурс RIBA biographical files: http:// www.architecture.com/.

Literatura

1. Habbak A.B. Vpechatlenia o Britanskoj Malaje v 20 veke/ Pod red. E. Rait, H.E. Kartrait. L.: Miilitary, 1908.

2. Albakri H. Gid po vydayushchimsya zdaniyam Kuala-Lumpura. Kuala-Lumpur: Pertubuhan Akitek Malajzia, 1976; http://www.arkib.gov.my.

3. Robson J.H.M. Otchety i vospominaniya. 1889-1934. Penang, 2001; http://www.ipohworld.org.

4. Devis P. «Saratsinskaya mechta», ili Velikolepie radji: britanskaya arhitektura v Indii. 1660-1947//Selangor.1985. № 8; http://www.selangor.gov.my/.

5. DzhonsS. Xabbaki. Neopublikovannyj doklad na seminare // http://www.ipohworld.org.

6. Mitkalf T.R. Imperskoe videnie: indijskaya arhitektura i britanskie radji // Gosudarstvennyj arhiv Selangora. Selangor,1989; http://www.selangor.gov.my/.

7. Elektronnyj resurs: http://www.thehubbacks.org.

8. Elektronnyj resurs: RIBA biographical files: http://www. architecture.com/.

Arthur Benison Hubback - an Architect of the British

Malaya on the Beginning of 20th Century.

By I.A.Karpoushina

Hubback began his Malayan career in July 1895 as chief draughtsman of the Selangor public works department. On its completion Hubback left the government service for private practice, but he returned in 1901, and until 1914 he designed a number of large public buildings in the same style though with ingenious variations, including a state mosque (1909), and main railway stations in Kuala Lumpur (1911) and in Hong Kong (Kowloon, 1913). He became an associate of the Royal Institute of British Architects in 1905 and a fellow in 1909. Then he fully dedicated himself to the construction of new government offices of British Malaya and designed in an eclectic style, known as neo-saracenic or British raj. Many other buildings of that colonial period appeared as a result of the process of «architectural miscegenation» that combined Indian Muslim, Hindu, Gothic, Malayan and other traditions, as an expression of imperial achievement in the tropical architecture.

Ключевые слова: неомавританский стиль, колониальный период, мечеть, Малайзия, эклектика.

К^у words: Neo-Moorish, colonial period, mosque, Malaysia, eclectic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.