Научная статья на тему 'Артистические кафе Парижа во второй половине XIX - начале XX вв. И их роль в жизни богемы'

Артистические кафе Парижа во второй половине XIX - начале XX вв. И их роль в жизни богемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2069
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГЕМА / КАФЕ / АРТИСТЫ / ARTISTS / ХУДОЖНИКИ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПАРИЖ / PARIS / BOHEMIANISM / CAFES / ACTORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарченко Ольга Николаевна

В статье рассматривается роль артистических кафе Парижа в жизни художественного сообщества города в первой четверти ХХ века. На основе мемуаров французских писателей, поэтов и художников проанализированы основные особенности «богемы» как социокультурного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ARTISTIC CAFES IN THE LIFE OF «PARISIAN BOHEMIANS» OF THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article studies the role of artistic caftfs in the life of the artistic community in Paris in the first quarter of the twentieth century. The main features of «La Boheme» as latent social institution are analyzed on the basis of memoirs of French writers, poets and artists.

Текст научной работы на тему «Артистические кафе Парижа во второй половине XIX - начале XX вв. И их роль в жизни богемы»

Литература

1. Дударев С. Л. Ситуация вокруг Сирии и возможные перспективы обстановки на Северном Кавказе // Межэтническое взаимодействие на Северном Кавказе в контексте становления и развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 26 апреля 2014 г. Армавир: Дизайн-студия Б, 2014. 276 с.

2. Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1972. 379 с.

3. Зайцев В. Н. Омар Хайям и Эдвард Фитцджеральд // Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1982. 293 с.

4. Мухамедходжаев А. Мировоззрение Аттара. Душанбе: Дониш, 1974. 218 с.

5. Омар Хайям. Тарабхане. Тегеран, 1963.

6. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. 448 с.

7. Трактат «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» // Хайям Омар. Трактаты / перевод Б. А. Розенфельда. М.: Изд. вост. лит., 1961. 339 с.

УДК 63.3

О. Н. Захарченко

АРТИСТИЧЕСКИЕ КАФЕ ПАРИЖА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв. И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ БОГЕМЫ

В статье рассматривается роль артистических кафе Парижа в жизни художественного сообщества города в первой четверти ХХ века. На основе мемуаров французских писателей, поэтов и художников проанализирова-

ны основные особенности «богемы» как социокультурного феномена.

Ключевые слова: богема, кафе, артисты, художники, культура, Париж.

O. N. Zakharchenko

THE ROLE OF ARTISTIC CAFES IN THE LIFE OF «PARISIAN BOHEMIANS» OF THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article studies the role of artistic cafRs in the life of the artistic community in Paris in the first quarter of the twentieth century. The main features of «La Boheme» as latent social institution

Одним из важнейших элементов, характеризующих богемный образ жизни, является посещение артистических кафе. Чтобы убедиться в значительности положения, занимаемого различными кафе в жизни богемного Парижа, достаточно взглянуть на краткий пе-

are analyzed on the basis of memoirs of French writers, poets and artists.

Key words: bohemianism, cafes, actors, artists, culture, Paris.

Ставший ныне столицей ночных заведений, Монмартр долгое время был самой симпатичной колонией кафе, какую только можно вообразить. ...По вечерам Монмартр живет лишь своими кафе, они поддерживают в квартале всю его жизнь. Расположившись наподобие небольших лодок вдоль текущего, словно река, бульвара, почти все они специализируются на определенной клиентуре [13, с.123].

Л.-П. Фарг

речень произведений искусства, посвященных им в разное время. Герои знаменитой картины Э. Дега «Абсент» (1876) помещаются им на террасу кафе «Новые Афины». Французский художник, мастер графики и рекламного плаката Анри Тулуз-Лотрек оставил прекрас-

ную серию работ, запечатлевших такие места проведения досуга парижского общества как кабаре «Мулен Руж» и «Муленде ла Галетт». «Сын Монмартра» Морис Утрилло не раз выбирал предметом изображения увеселительные заведения Монмартра: «Кабаре Проворный кролик» (1927), «Проворный кролик» (1936), «Мельница де ла Галетт» (1940-1950), «Мулен де ла Галетт» (1908) и т. д. Оставили свои изображения артистических кафе и другие художники, среди них Э. Мане «В кафе Гербуа» (1969), «Кабачок папаши Латюиля» (1879), Пэгги Бэкон «В Ротонде» (1921), Жан Оберле «В Жокее» (1927), П. Пикассо «В кафе Ротонда или Ипподром» (1901) и т. д.

Известно, что уже в 1850-е годы многие представители артистической среды проводили вечера в увеселительных заведениях Монмартра. Среди них наибольшей популярностью пользовались кафе «Таранн», кафе «Тортонни», погребок «Андлер», «Кабачок мучеников» и другие [12, с. 15]. В середине 1850-х гг. в погребке «Андлер» собирались ученики художников Э. Делакруа, Т. Кутюра и Ж. О. Энгра. Сторонники и поклонники Гюстава Курбе как одного из наиболее ярких представителей течения встречались в «Кабачке мучеников».

Местом встречи группы художников, объединенных позднее под названием импрессионисты, было кафе «Гербуа», расположенное на Гранрю де Батиньоль. Среди посетителей кафе являлись художники Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей, К. Моне, К. Писсаро, писатели Э. Золя, романист и критик Л. Дюранти, фотограф Ф. Надар и многие другие. По четвергам происходили регулярные собрания, но каждый вечер там можно было застать группу художников, занятую оживленным обменом мнениями [12, с. 186]. «Не могло быть ничего более интересного, - вспоминал художник Клод Моне, - чем эти беседы и непрерывное столкновение мнений. Они обостряли наш ум, стимулировали наши бескорыстные и искренние стремления, давали нам запас энтузиазма, поддерживавший нас в течение многих недель, пока окончательно не оформлялась идея. Мы уходили после этих бесед в приподнятом состоянии духа, с окрепшей волей, с мыслями более четкими и ясными» [3, с. 106].

После франко-прусской войны 18701871 гг. центр артистической жизни Парижа

переместился из кафе «Гербуа» в кафе «Новые Афины» на плошали Пигаль. Группа импрессионистов к началу 1880-х гг. стала постепенно распадаться, и только некоторые ее представители продолжали активно участвовать в спорах и дискуссиях, разыгрываемых в стенах кафе.

Настоящая слава пришлп к артистическим кафе в более позднее время - с конца XIX века. Такие заведения Монмартра и Монпарнаса, как кабаре «Проворный кролик», кафе «Дом», «Купол», «Ротонда», «Кло-зери де-Лила», кафе «Флор» и другие, до сих пор тесно ассоциируются с богемой.

Например, кафе «Купол» на углу улицы Деламбр и бульвара Монпарнас, открытое в 1897 году, стало местом проведения досуга многонациональной парижской богемы, особенно среди немцев, скандинавов, американцев и англичан.

Уроженцы Средиземноморья и славяне предпочитали заведение напротив - «Ротонду», бывшее некогда обувным магазином на бульваре Монпарнас и переоборудованное в 1910 году в кафе. В «Ротонде» можно было встретить русских революционеров, например, Л. Троцкого, который был знаком с художником Диего Риверой. Но чаше там бывали меньшевики Ю. Мартов, О. Лапинский, а также А. В. Луначарский [8, с. 84]. «Королева Монпарнаса» Кики вспоминала, что «Ротонда» представляла собой весь Монпарнас в миниатюре: «... здесь собрался весь мир. Здесь было ярко и музыкально» [8, с. 156].

Одним из самых знаменитых завсегдатаев «Ротонды» являлся итальянский художник Амедео Модильяни. Описание его пребывания в заведении часто можно встретить в воспоминаниях современников. Дочь художника, Жанна Модильяни, рассказывает, что в течение долгих часов он рисовал портреты каждого, кто оказывался сидящим напротив него, после чего он часто продавал рисунки клиентам со словами: «Я Модильяни. Еврей. 5 франков». Большую часть работ покупали шведы [18, с. 128].

В 1920-е гг. «Ротонда» становится также местом, где собирается русская богема. Сын известного русского экономиста и историка М. М. Туган-Барановского подчеркивал, что в кафе собиралась самая разнообразная публика, причем, русских там было достаточно много: «Однако среди посетите-

лей встречаются, будто недавно пойманные в джунглях: небритые, с гривками; девушка с прической неандерталки, с ногами разрисованными чертиками, напротив угрюмое существо в женской кофте, лицо худущее, губы почти отсутствуют - словом, ходячая смерть» [9, с. 251-276].

Кафе «Клозери-де-Лила» оказалось в центре событий благодаря своему удачному расположению. Последнее кафе бульвара Сен-Мишель или первое - бульвара Монпар-нас, находившееся вблизи Латинского квартала, а также рядом с Сен-Жермен-де-Пре -старым издательским центром, оно было удобным местом встреч. В начале ХХ в., и особенно в 1903-1905 гг. кафе стало одной из литературных штаб-квартир Парижа благодаря знаменитым «вторникам», в которых принимали участие многочисленные писатели и поэты: А. Сальмон, Г. Аполлинер, М. Жа-коб, П. Валери, А. де Ренье, А. Жид, П. Луис, Р. де Гурмон, Ф. Карко и футуристы во главе с Ф. Т. Маринетти [10, с. 102-103]. В 1912-1913 годах художники быстро заполонили «Клозе-ри-де-Лила», вытеснив поэтов [6, с. 109].

В 1920-е гг. кафе становится «меккой» американской колонии французской столицы. Причин наплыва американцев в Париж можно выделить несколько. Среди них Сухой закон в США, вступивший в силу в начале 1920 г., в то время как в Париже располагалось большое количество артистических кафе и обилие увеселительных заведений разного рода. Богемная слава города как центра мировой культуры манила американцев. Кроме того, экономические последствия Первой мировой войны негативно сказались на экономике Франции. Девальвация франка привела к его обесцениванию, а доллар, наоборот, укрепил свои позиции. Американец в Париже мог позволить себе гораздо больше, нежели в США.

Э. Хемингуэй, С. Фицджеральд, Г. Миллер и другие знаменитые американцы, приехавшие в Париж после окончания Первой мировой войны, запечатлели атмосферу артистических кафе той эпохи в своих произведениях. Например, Э. Хемингуэй в романе «Праздник, который всегда с тобой» [14] часто вспоминает время, проведенное им за столиками кафе, которое он коротко называет «Лила»: «Когда мы жили над лесопилкой в доме сто тринадцать по улице Нотр-Дам-де-Шан, ближайшее хорошее кафе было «Клозе-

ри-де-Лила», - оно считалось одним из лучших в Париже. Зимой там было тепло, а весной и осенью круглые столики стояли в тени деревьев на той стороне, где возвышалась статуя маршала Нея; обычные же квадратные столы расставлялись под большими тентами вдоль тротуара, и сидеть там было очень приятно» [14].

Кроме артистических кафе, популярными в богемной среде Парижа были и многочисленные кабаре, в большом количестве появившиеся на Монмартре и Монпарнасе в конце XIX - начале XX вв.1 Отличие артистического кафе от кабаре заключалось в том, что второе имело насыщенную программу увеселительных выступлений. Кабаре являлись местом встречи артистов и писателей во Франции с XVII в. Первым кабаре современного типа стало кабаре «Черный кот», основанное в 1881 г. Оно сочетало в себе смесь музыки и развлечений, а также сатиры и политических дебатов. «Черный кот» собирал в своих стенах представителей разных социальных групп города: от влиятельных и знаменитых людей до богемных жителей Монмартра. Как утверждает французский историк А. Фьерро, к концуXIX в. в Париже существовало более 60 кабаре и кафе с музыкой [17, с. 788].

Популярность монмартских кабаре «Мулен-де-ла-Галетт» и «Мулен Руж» была огромна. Маленькие провинциальные по духу кабаре Монмартра стали знамениты благодаря своей клиентуре. Франсис Карко, бывший завсегдатаем монмартских кафе, вспоминал то время так: «... Монмартр имел свои кабачки, Латинский квартал - свои. Но на бульваре Сен-Мишель имелось гораздо больше литературных кафе, чем на бульваре Клиши. К тому же кафе на левом берегу знамениты до сих пор, так как здесь.оставили по себе память такие люди, как Верлен и его злой гений Рембо, Мореас, Поль Фор, Аполлинер. В одном Латинский квартал уступает Монмартру: там нет художников, которые могли бы соперничать с Лотреком, Дега, Пикассо, Утрилло» [4, с. 98].

В начале XX века большой популярностью пользовалось заведение под назва-

1 Кабаре (франц. Cabaret - кабачок) - небольшой ресторан с эстрадой; первоначальново Франции XIX в.: артистическое кафе, в котором устраивались импровизированные представления с участием поэтов, музыкантов, актеров (Энциклопедический словарь. 2009). [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru (Дата обращения: 14.10.2015).

нием «Проворный кролик» на углу улиц Соль и Сен Венсан. В 1905-1910 годах это был центр творческой публики Монмартра. Это заведение, открытое в 1860 году, изначально называлось «На воровской сходке», а затем «Кабаре убийц» (некогда его стены украшали картины, повествовавшие о преступлениях некоего Тропмана) [5, с. 171]. В 1875 году карикатурист Андре Жиль придумал для нее вывеску, изображающего выпрыгивающего из кастрюли кролика с бутылкой вина. В 1886 году таверну купила бывшая танцовщица канкана Адель, а 1902 году ее приобрел Аристид Брюан, хозяин нашумевшего кабаре «Мирли-тон» и друг Тулуз-Лотрека, который поручил управление Фредерику Жерару по прозвищу папаша Фреде.

Художники и поэты любили папашу Фреде и его заведение, так как «всегда можно было рассчитывать получить кусочек чего-нибудь у Фреде в «Кролике» и даже стаканчик вина в обмен на песню, которой мы не начинали, пока не ставили перед нами новую порцию. Фреде был человек неглупый; он любил артистов. У него можно было встретить художников, поэтов, писателей и тех очаровательных особ женского пола, которые были нам верными подругами» [4, с. 20].

Артистические кафе являлись не только местом проведения досуга представителей творческих профессий, но и местами, в которых они могли впервые продемонстрировать свои идеи и достижения, обсудить различные профессиональные проблемы в кругу единомышленников.

В первую очередь это было связано с теми изменениями, которые происходили в стране в экономической, политической и культурной сферах. Промышленный переворот, развитие капитализма, упрочение буржуазии, потеснившей аристократию не только в экономике, но и в политике, привели к тому, что искусство перестает быть привилегией высшего общества. Аристократия постепенно утрачивает позицию законодателя мод. Представители третьего сословия стремятся ввести в свой круг представителей творческой интеллигенции, а также украсить интерьеры домов произведениями искусства.

В XIX в. становятся видны изменения, произошедшие с функциями искусства: открывается дорога свободному рынку в искусстве, традиционная клиентура - аристократия и духовенство - исчезла.

Выход на свободный рынок, разнообразие потенциального круга заказчиков и потребителей произведений искусства приводит к активизации культурных процессов, появлению разнообразных культурных течений. Одной из указанных тенденций становится создание группы художников, выступивших со своей программой, резко отличающейся от официального курса Академии изящных искусств, являвшейся главенствующим институтом в мире живописи Франции XIX века, количество таких групп стремительно увеличивается.

Аналогичная ситуация происходила и в других европейских городах. Например, Л. Д. Бондарь в статье «Артистические кафе в Польше на рубеже XIX-XX вв.» [1, с. 34-38] анализирует причины популярности артистических кафе Кракова. Автор выделяет в качестве одной из причин популярности артистических кафе тот факт, что в них создавались отдельные группы «по интересам». Приверженцы новых направлений, которые не могли найти быстрого признания, требовали зрителя, единомышленников, каковых они могли найти в узком кругу, в котором могли обсудить и новшества и развернуть находящую понимание критику [1, с. 34-38]. Именно дух товарищества, свойственный атмосфере кафе, возможность найти здесь поддержку и единомышленников, отмечали как главную причину популярности артистических кафе, авторы большинства мемуаров, посвященных «великой эпохе».

Привлекательность артистических кафе заключалась и в том, что социальные границы там практически отсутствовали. Посетителями кафе могли быть одновременно представители самых разнообразных социальных групп: «. это могут быть и романисты, переведенные на двадцать шесть языков, и бездомные художники, и журналисты без работы, и министры без портфеля. Искусство и политика здесь существуют рука об руку, начинающие карьеристы и уже сделавшие карьеру оказываются рядом, учитель и ученик пускаются в галантные состязания, чтобы узнать, кто будет платить» [13, с. 230-231].

Теснота, маленькие жилищные площади, недостаток комфорта и другие характерные особенности условий проживания богемы начала ХХ века, также способствовали тому, что люди творческих профессий предпочита-

ли встречаться не в квартирах и мастерских, а в многочисленных и часто не дорогих заведениях Монмартра и позднее Монпаранса. Как подчеркивала Е. Н. Водовозова в книге «Как люди на белом свете живут» [2, с. 8-32], большинство жителей города, за исключением наиболее зажиточных и респектабельных семей, не имело возможности принимать у себя гостей, так как квартира среднестатистического парижанина была небольшой. Именно поэтому народ предпочитал встречаться вне дома [2, с. 8-32].

Яркие воспоминания о приюте, который предоставляло кафе в годы Первой мировой войны, встречаются в книге воспоминаний русской художницы Маревны, большую часть жизни прожившей в Париже: «В холодные, короткие и часто голодные зимние дни мы все околачивались в «Ротонде». Сюда приходили все. Богема. Проститутки. Солдаты. Мы толпились у туалета, чтобы умыться. „.У большинства из нас постоянно не было угля и газа, в печках давно уже сгорело все, что можно было сжечь, а в наших мастерских вода превращалась в лед» [7, с. 71].

Во многих кафе и ресторанах города всегда можно было найти свежую прессу,

причем не только французскую, но и иностранную. Многие парижане приходили в кафе с целью узнать о последних новостях и событиях в мире. Кроме того, кафе являлись и местами работы, а не только отдыха.

Следовательно, артистические кафе выполняли несколько функций. В первую очередь они были местами проведения досуга представителями творческих профессий. Кроме того, они являлись культурными центрами, в которых обсуждались проблемы развития искусства, велись оживленные споры и дискуссии, формировались группы единомышленников. Кафе давали возможность высказать свои взгляды, представить публике свои работы, так как в некоторых кафе часто бывали литературные вечера, иногда на стенах вывешивались работы художников. Таким образом, артистические кафе в начале ХХ в. представляли собой нечто гораздо большее, чем просто место проведения досуга. Они были культурными центрами, фабриками идей и местами презентации новейших направлений в искусстве.

Литература

1. Бондарь Л. Д. Артистические кафе в Польше на рубеже XIX-XX вв. // Восточная Европа: прошлое и современность: материалы научной конференции 7 апреля 1999 г. / под ред. Л. Д. Бондарь. СПб., 1999. С. 34-38.

2. Водовозова Е. Н. Как люди на белом света живут. Французы. М., 1920.

3. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. М.: Искусство, 1969. 388 с.

4. Карко Ф. От Монмартра до Латинского квартала. Salamandra P. V.V., 2011. 174 с.

5. Карко Ф. Утрилло - легенда и жизнь // Морис Утрилло. К портрету художника. М.: Изобразительное искусство, 1988. 240 с.

6. Креспель Ж. П. Повседневная жизнь Монпарнаса во времена Пикассо. М.: Молодая гвардия, 2000. 201 с.

7. Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). Моя жизнь с художниками «Улья». М.: Искусство XXI век, 2004. 296 с.

8. Мемуары Кики / предисл. Э. Хемингуэя и Фуджиты. SalamandraP. V. V., 2011. 243 с.

9. Париж, 1925 год. Из воспоминаний эмигранта М. М. Туган-Барановского / предисловие и публикация Д. М. Туган-Барановского // Россия и Франция: XVIII-XX вв. М., 1995. С. 251-276.

10. Паризо К. Модильяни. М.: Текст, 2008. 269 с.

11. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М.: Радуга, 1994. 283 с.

12. Ревалд Д. История импрессионизма. М.: Искусство, 1994. 415 с.

13. Фарг Л.-П. Парижский прохожий // Аполлинер Г. Слоняясь по двум берегам. Фарг Л.-П. Парижский прохожий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. 359 с.

14. Хемингуэй Э. Праздник, который всегда с тобой; Зеленые холмы Афрки; Райский сад. М.: ЭЙ-ДИ-ЛТД, 1994. 416 с.

15. Энциклопедический словарь. 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru (Дата обращения: 14.10.2015).

16. BradshawS. Cafe society: bohemian life from Swiftto Bob Dylan. London:Weidenfelda. Nicolson, Cop., 1978. 211 p.

17. Fierro A. Histoire et dictionnaire de Paris. P.: Robert Laffont, 1996. 1580 p.

18. Modigliani J. Modiglianai: Man and myth. NY: The Orion Press, 1958. 296 p.

УДК 308.394

Р. Ш. Зельницкая (Шларба)

ТОРГОВЫЕ КОНТАКТЫ АБХАЗОВ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАВКАЗА В XIX-XX вв.

В статье рассматривается тема торговых контактов между абхазами и жителями соседних с Абхазией районов Северного Кавказа в период XIX и XX веков. Особо отмечаются те изменения, которые произошли в области частных торговых сделок в XX веке после уста-

новления Советской власти и то, какие трудности возникали при заключении частных сделок в советское время.

Ключевые слова: Абхазия, Карачай, Балкария, торговля.

R. Sh. Zelnitskaya (Shlarba)

TRADE CONTACTS OF ABKHAZIANS AND THE NEIGHBORING REGIONS OF THE CAUCASUS DURING XIX-XX CENTURIES

The article deals with the topic of trade contacts between Abkhazians and residents of neighboring Abkhazia regions of the North Caucasus during XIX and XX centuries. It highlights the changes in the area of private commercial

Кавказ всегда был регионом интенсивных контактов, что обусловливалось его географическим положением, историческими условиями, полиэтничностью. Прямое или косвенное взаимодействие этнических культур может происходить практически во всех сферах культуры контактирующих этносов и иметь множество форм, видов и подвидов. Предварительно, представляя этнокультурные контакты как единый тип, можно выделить некоторые формы контактов, такие как хозяйственные, социальные, политические, бытовые и торговые. Прямыми этнокультурными контактами чаще всего называют возникшие на стыке территории расселения двух этносов при наличии у них общей этнической границы; косвенные этнокультурные контакты могут развиваться вне этой зоны между народами, территориально оторванными друг от друга.

transactions in the XX century after the establishment of the Soviet Government and the difficulties in private transactions during the Soviet time.

Key words: Abkhazia, Karachay, Balkaria,

trade.

Социальные, политические, природ-но-географические условия составляли другую, столь же важную в развитии этнокультурную группу факторов. Вышеназванные условия и факторы давали толчок появлению контактов в бытовой культуре и постоянному этническому обмену. Весь же комплекс условий и факторов создавал контактную (этно-контактную) зону, которую можно определить как пограничную линию расселения соседних этносов.

Хозяйственное общение народов всегда было важнейшей основой развития этнокультурных контактов. В первую очередь это торговля, хотя многие исследователи, побывавшие здесь на протяжении длительного времени, пишут о том, что кавказцы большей частью не занимались торговлей. Тем не менее известно, что карачаевцы и балкарцы поддерживали торговые связи с соседними народами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.