Секция 2. Искусствоведение
детей. Игровая площадка обеспечивает широкий ной совместной игры, в дополнение к традицион-спектр возможностей для фантазии и разнообраз- ным бегу, прыжкам, и лазанью.
Рис. 4. Игровая площадка на территории Deepalaya школы, Guspethi, штат Харьяна, Индия
Анализ зарубежного опыта дизайна школьных спортивно-игровых и игровых площадок позволяет сделать следующие выводы:
1. Нестандартные игровые школьные площадки обладают большими возможностями и являются примером эффективной развивающей игровой среды, где оригинальность игрового ландшафта и неординарность игровых элементов делает игру детей творческой, изобретательной, разнообразной и эмоциональной.
2. Интерактивность игровых элементов и их многоцелевое взаимодействие способствует
повышению уровня комфорта данных площадок. Интерактивные игровые элементы, способные реагировать на поведение ребенка, включая смену эмоций и настроений, получают все большее распространение и вызывают искренний интерес.
3. Индивидуальность облика нестандартных школьных игровых достигается оригинальностью, неповторимостью, образностью и ассоциативностью их предметно-пространственной среды.
Список литературы:
1. Елена Мигулько. Детские игровые площадки. - Германия, LAP Lambert Academic Publishing - ISBN: 978-3659-39601-4, - 2013.
2. Электронный ресурс: http://www.breda.nl/toerisme-sport-vrije-tijd/cultuur/kunst-in-openbare-ruimte/kunst-in-beeld/de-rivier
3. Электронный ресурс: http://www.play-scapes.com/play-design/3-d-basketball-court-inges-idee-munich-germany-2006/
4. Электронный ресурс: http://www.stroom.nl/gfx/uploads/P5170050 web.jpg
5. Электронный ресурс: http://habitatkid.typepad.com/blog/2012/07/play-childrens-playground-by-romi-khosla-design-studio.html
Sagdullaev Kozimkhon Kahramonovich, doctoral candidate-researcher of State institute of arts and culture of Uzbekistan, the Faculty of Cinema, TV and radio E-mail: [email protected]
Art’s Journalism in the global information space
Abstract: This article is devoted to internet journalism in termsof coverage of culture and art, including theater in search of its various aspects. It is Identified the main directions of art journalism, methods update online information.
Keywords: culture, art, theater, internet, art’s Journalism, information, communication, artistic taste.
13
Section 2. Study of art
Сагдуллаев Козимхон Кахрамонович, докторант-соискатель Государственного института искусств и культуры Узбекистана, факультет «Кино, телевидения и радио» E-mail: [email protected]
Арт-журналистика в глобальном информационном пространстве
Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросам интернет — журналистики с точки зрения освещения культуры и искусства, в том числе театрального поиска в разнообразных его аспектах. Выявляются основные направления арт-журналистики, способы актуализации интернет — информации.
Ключевые слова: культура, искусство, театр, интернет, арт-журналистика, информация, коммуникация, художественный вкус.
Глобализационные и интеграционные процессы, бурное развитие и совершенствование инновационных технологий способствовали возникновению нового информационного и коммуникационного пространства, оказав в условиях техногенной цивилизации существенное влияние на содержание, характер мышления и форму бытования современного человека, на формирование его художественно-эстетических потребностей, культуры и вкуса.
Неотъемлемой составляющей креативно настроенного общества становится Интернет, являясь:
а) средством общения (электронная почта, Skype и другие) с широким или частным адресатом;
б) источником оперативной информации, открывающей доступ, в том числе к литературе, искусству;
в) способом осуществления производственных, деловых контактов;
г) инструментом управления в технических, экономических, банковских, производственных сферах деятельности как государственных (закрытых и открытых), так и общественных, частных учреждений, корпораций, объединений;
д) возможностью создания «микропространства» (сайт, блог) внутри «макромира» для самореализации личности в качестве активного участника диалога.
Оперативность, гипертекстуальность, мульти-медийность и интерактивность обеспечивают Интернет приоритетным положением перед другими СМИ. Располагая динамичным, обновляющимся и дополняющимся контентом, доступным для многих пользователей, он также проявляет транснациональные особенности, что также говорит в его пользу как наиболее крупному сегменту информационного поля.
Можно также говорить о паритетности в мировой Интернет-практике новостной и художественной информации, которая выполняет, что весьма ценно,
не только просветительскую, эстетическую, познавательную, но и оценочную функции.
Однако всегда ли Интернет выигрывает в сравнении со своими «собратьями» по коммуникации: печатью, радио и телевидением? Очевидно, что нет. Поскольку и печать, и радио, и телевидение обладают собственными техническими, художественными ресурсами и спецификой. Общее у них — массово-коммуникативные функции, осуществляемые доступными способами и средствами.
Что же касается языковой, этической, профессиональной культуры, достоверности, документальности материалов, наличия в них научности, системности, идейно-смысловых началах печатных изданий, художественно-выразительных аспектах теле и радиопередач, открытости авторов (заявителей информации), то тут Интернет явно сдаёт позиции.
Содержательный уровень Интернета снижают неограниченная никакими рамками рекламная деятельность, приносящая прибыль обеим сторонам, а также шокирующий агрессивностью, обнаженностью развлекательный компонент невысокого качества, преследующий свои цели. Мешают его статусу тенденция сокращения объема публикаций, непрофессионализм, плохой литературный язык, активное использование сленга, что демонстрирует дефицит интеллекта, художественного вкуса и в известной степени представляет угрозу для культуры в глобальном плане, если иметь в виду как масштабы Интернет сети, так и массовый характер пользователя.
Мировое культурное сообщество, озабоченное настоящей проблемой, увидело выход из создавшегося положения в развитии арт-журналистики [13] как самостоятельной сферы профессиональной деятельности, противостоящей засилью в Интернете, а также и в других СМИ некачественной «продукции». И в число наиболее приоритетных в социальном
14
Секция 2. Искусствоведение
и образовательном плане вышла проблема подготовки профессиональных специалистов в этой области, на что было обращено внимание многих престижных высших учебных заведений мира.
На протяжении последних лет мировая Интернет-журналистика приобрела определенный опыт, сформировались различные ее направления, обусловленные содержанием и характером их деятельности.
Сложилась также арт-журналистика со своими целями, задачами, формами и каналами коммуникации посредством Интернет-сайтов, блогов, сообществ, электронных изданий, флаеров между авторами и пользователями, между трансляторами информации и ее потребителями.
Важную роль в этом процессе играют сайты и рубрики на тему культуры и искусства, персональные сайты, откуда черпаются сведения об арт-событиях, культовых фигурах кино, театра, эстрады, музыкального, танцевального и изобразительного искусства. Тематика публикаций, которые дифференцируются по жанрово-стилевым показателям, охватывает творчество разных эпох, народов и традиций. Материалы не всегда являются авторскими, оригинальными. Они могут поступать из различных источников, дополняя сведения, демонстрируя полярность мнений, призывая к диалогу, дискуссии.
В блогах — on-line дневниках арт-журналистов, критиков, обновляемых в событийном или тематическом порядке, выражается мнение как авторов, так и читателей по отношению к тому или иному художественному произведению. Имеют свои блоги и любители искусства, которые делятся своими впечатлениями о спектаклях, кинофильмах, выставках, фестивалях, демонстрируя открытость этого пространства для отзывов и комментариев.
В сообщества объединяются специалисты и любители по интересам, воззрениям, с целью общения посредством сети (по опыту «Фан-клуба», который образуется внутри персонального сайта или отдельным сайтом). Здесь имеет место диалог, полилог через полемику, спор, когда каждая сторона высказывает свою точку зрения относительно явления искусства и культуры.
С помощью электронного Интернет-издания (параллель, интеграл, оригинал), где нередко размещаются критические статьи, касающиеся состояния, тенденций и перспектив развития искусства, открылась возможность широкого доступа к читателю, возможность получения материала в расширенном варианте и издания без печатной формы [1].
Связанный с рекламными агентствами флаер тоже играет добрую службу в распространении (ежедневно или несколько раз в день) электронной почты с заголовками, фотоснимками и дополнительной информацией о художественной продукции, оказывает информационную поддержку искусству, способствует расширению аудитории, иногда берет на себя функцию электронного приглашения, заменяет настоящие билеты. В on-line режиме можно получить скидки на билеты и обслуживание.
Содержание и форма подачи Интернет-материалов меняются. Но их влияние на творческий процесс, на формирование потребительского вкуса очевидно. Достижение положительного результата зависит от взаимопонимания заинтересованных сторон, нахождения новых способов диалога и использования тех методов, которые дали хорошие плоды.
Интерес в данной связи представляет блог, в рамках которого идет ежедневное рецензирование и обсуждение актуальных проблем культуры, а также сообщество, предлагающее конкретные проекты (например, список литературы для школьников, рассчитанной на самостоятельное изучение). Не менее примечателен опыт социологического опроса: «нужен ли в сообществе критический обзор?» [2], осуществленный членами «Литературной галактики» в октябре 2012 года, на что 91,68 % участников проекта дали положительный ответ.
Как видно, сообщества, объединяя людей общими планами, стремлениями, оказывая влияние на формирование позитивного отношения к искусству и критической мысли, выполняют функции общественного движения по распространению и актуализации информации об артефактах.
Содержание сайтов, блогов, сообществ свидетельствует о том, что Интернет становится трибуной индивидуальных оценок и точек зрения. И материалы в них (поскольку каждый человек может сам создавать и распространять информацию от первого лица) выражают больше субъективные начала, суммируя которые Интернет представляет объективную картину существующей реальности, т. е. общественное мнение. Личностное, персональное трансформируется в универсальное, объективное, питая мир искусства культурным многообразием.
По этой причине есть основание считаться с явлением «массовая гражданская журналистика» [3] или индивидуальная журналистика, которая идет от любительства. Не случайно, в некоторых государствах блоги вошли в состав СМИ [4].
15
Section 2. Study of art
В Интернете с доменом uz. существует много сайтов, посвященных культурно-созидательной деятельности. В сайтах общего направления одна из рубрик тоже обязательно связана с такого рода материалами. Информационные агентства «УзА», «Жахон» постоянно освещают культурную политику Республики в своих сайтах [5]. Эта же тематика в несколько усеченной форме находит отражение в сайтах информационного характера: www.olam.uz,www.kun.uz и т. д.
В большинстве случаев с содержательными, проблемными материалами о национальной культуре соседствуют ознакомительная, новостная информация [6]. В рубриках, отведенных сайтами для газетной прессы, также нет места для проблемных статей. Не отличаются активностью, оперативностью в подборе сюжетов, тематик сайты ряда творческих коллективов.
В театральных сайтах мало материалов об истории национального и мирового сценического искусства, о творческих поисках коллектива, заслуживающих внимания. Нет аудиовизуальных репортажей о мастер-классах, семинарах, репетиционных процессах, нет видео роликов о премьерных спектаклях, произведениях текущего репертуара, как это делается за рубежом.
Однако интересные публикации не являются исключением из общих правил, а продолжают лучшие традиции театральной журналистики по освещению и осмыслению театральных событий, пропаганде лучших образцов национальной сцены с выявлением ее специфических проявлений. В числе таковых материалы Э. Мухтарова, К. Артыкова в сайте «Ташкент. Фрагменты культуры» [7] и ряда других авторов, примечательные профессиональным проникновением в суть предмета.
О новостях шоу-бизнеса, сенсационных событиях сообщают www.sayyod.com,www.shou-biznes.uz, www.voy.uz. В онлайновом режиме работает www. mtrk.uz, информируя потребителя о разнообразных аспектах деятельности национального телевидения и радио.
Представители культурного фронта, а также шоу-бизнеса в составляющих отдельную группу персональных сайтах размещают свои оригинальные работы, знакомят пользователя с личными достижениями, статьями, освещающими их творческий опыт. В настоящее время такого рода практика распространилась и среди литературоведов, писателей, поэтов, общественных деятелей Узбекистана, а также среди творческой молодежи, которая органично вписалась в Интернет-
контекст, демонстрируя, без ложной скромности, свои достижения. И таковых большинство.
Хуршид Даврон, в отличие от коллег по перу, увидел в сайте возможность донести до потребителя базовые знания в области национальной и мировой истории, литературы, культуры, включая исламский, тюркский, местный компоненты [8]. Тому служит «Библиотека» в его сайте с критическими, аналитическими, обзорными материалами, распределенными по секциям и вызывающими профессиональный интерес.
Привлекая к работе в Интернет-сайте литературную, творческую и научную общественность, Хуршид Даврон акцентирует внимание на вопросах литературы и художественной критики, которая не представляется без профессиональных навыков и познаний в области искусства и журналистики, без решения литературно-стилистических задач. И как активный участник процесса актуализации художественной информации, он вносит свой вклад в развитие арт-журналистики, в природе которой — поиск, сущностный анализ, толкование, оценка и прогнозирование арт-реальности с использованием разнообразных методик (журналистских, искусствоведческих, филологических) в сочетании с открытостью и независимостью публичного слова.
Статьями и беседами с известными личностями на актуальные темы современной и классической литературы отличается отдел литературной критики в сайте www.e-adabiyot.uz. Иного характера относящиеся к категории «Культура» коллективные блоги «Новости культуры», «Новости культуры и спорта» [9], которые редко предлагают относительно развернутый материал, ограничиваясь подачей новостных потоков.
Отсутствие сайтов о фестивальной жизни Узбекистана компенсируется передачей соответствующей информации или общим потоком, или через рубрики в других сайтах.
Следует отметить, что деятельность узбекских блогов и сообществ, несмотря на наличие интересных по содержанию и форме публикаций, несмотря на создание новой социальной сети www.muloqot. uz., желает много лучшего с точки зрения активности, гражданственности и профессионализма отражении культурных событий.
Электронные издания работают, в основном, в форме параллели [10]. Информационно-образовательный портал Ziyonet [11], объединяющий научные учреждения, вузы республики и широкую
16
Секция 2. Искусствоведение
общественность, даёт проблемные статьи на тему искусства и культуры, а также ресурсы (книги, диссертации, дипломные работы).
Тематика материалов чаще всего связана с массовой культурой и её негативными проявлениями.
Говоря в целом, практика Интернет арт-журналистики на фоне роста авторитета литературно-критической составляющей с помощью писателей, литературоведов, критиков, показывает:
а) преобладание в материалах информативности;
б) ограниченность аналитического подхода;
в) отсутствие системности в вопросах освещения искусства;
г) отсутствие системности в работе сайтов;
д) неподготовленность аудитории и журналистов;
е) малочисленность специалистов в этой области.
Мешают развитию сетевой профессиональной
критики анонимность. И то, что не позволит себе по этическим соображениям профессиональный журналист, простой обыватель сделает. Можно также говорить о дефиците доверия Интернет-информации
(за исключением ряда официальных сайтов), ввиду ее общедоступности и перегруженности недостоверными материалами, фактами и т. д.
В условиях глобального информационного пространства особого внимания требует качество публикаций, которые определяют статус Интернета как мировой сети, охватившей все континенты, все народы и государства. И здесь важно, что несёт Интернет, какие истины вещает.
Потому на повестке дня стоит вопрос подготовки арт-журналистов, профессионально освоивших свой предмет, информационные технологии; вопрос выработки механизмов целевого использования (создание условий для работы, обеспечение рабочими местами) подготовленных кадров. И если речь идет о воспитании художественного вкуса, духовной культуры общества, то в этом процессе арт-журналистика может стать мощным инструментом глокализации [12, 451-453] в глобализационном процессе.
Список литературы:
1. Электронный ресурс: Ьй;р8://ги.'тк1реб1а.о^/'тк1/Электронный журнал
2. Приглашение к обсуждению от сообщества Литературная Галактика - Мой Мир Mail.Ru, myadmincorp. mail.ru., 9 октября 2012, 21:15.
3. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блогосфера
4. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блог
5. Электронный ресурс: www.uza.uz,www.jahonnews.uz
6. Электронный ресурс: www.afisha.uz,www.culture.uz,www.ardt.uz,www.mtu.uz,www.teatr-operetta.skm.uz
7. Электронный ресурс: www.cultureuz.net
8. Электронный ресурс: www.kh-davron.uz
9. Электронный ресурс: www.fikr.uz
10. Электронный ресурс: www.sharqyulduzi.uz
11. Электронный ресурс: www.ziyonet.uz
12. Возник из объедения терминов глобализации и локализации, в 1995 году был введен в научной обиход Рональдом Робертсоном, выражает глобализации с сохранением культурного своеобразие. Смотрите: Теоретическая культурология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, - 2005.
13. В одном случае (например, в Германии) она представлялась как культурная журналистика, в другом (по программе ЮНЕСКО) получила название «Специализированная журналистика (Культура и Искусство)». Смотрите: http://www.modelcurricula.org/402.p
17