26
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛА-ДОС, 2003.
8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000.
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Лимонцева Г.В.*
МБДОУ «Детский сад № 35», г. Воркута
В статье представлены результаты коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности старших дошкольников с помощью методов арт-терапии. Эффективность применения методов арт-терапии, в частности - изобразительной деятельности, подтверждена результатами диагностики и положительной динамикой в поведении детей.
Ключевые слова арт-терапия, дошкольники, занятия, игра, развитие, рисование, тревожность.
Приоритетной задачей работы педагога-психолога ДОУ является сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства, создание условий для эмоционального благополучия детей. Одним из значимых факторов, который отрицательно влияет на эмоциональное развитие ребенка, является повышенный уровень тревожности.
Тревожность рассматривается как состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх [2].
Тревожность и страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития [5].
Такой ребенок особо восприимчив к похвале, уязвимо относится к наказаниям и неудачам, отличается мнительностью и впечатлительностью. Наблюдается разница в поведении во время и вне занятий: на занятиях он зажат, скован, отвечает на вопросы тихим голосом, при сильном волнении может начать заикаться, возникает двигательное возбуждение (теребит одежду, сжимает руки, манипулирует предметами). Отмечается склонность к вредным привычкам невротического характера, например, грызть ногти (карандаши), сосать пальцы, кусать губы и т.п. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития неврозов [6].
Педагог-психолог.
Педагогическая и коррекционная психология
27
Большинство исследователей (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.И. Захаров, М.В. Киселева и др.) к распространенным причинам нарушения эмоционального неблагополучия детей относят: завышенные требования к ребенку; догматическую систему воспитания, не учитывающую способности, интересы и склонности детей; несогласованность требований со стороны взрослых; переизбыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки); конфликтные отношения между родителями; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками и т.д. [5].
Так же, согласно А.И.Захарову, старший дошкольный возраст является возрастом наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности [4].
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы, поскольку арт-терапия, в частности - изобразительная деятельность, наиболее подходит для работы с детьми 5-6 лет в рамках профилактической, коррекционной и развивающей деятельности педагога-психолога по предупреждению эмоциональных нарушений.
Применение техник арт-терапии выбрано с учетом возрастных особенностей старших дошкольников: ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении и творческая активность; ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра; ведущая функция - воображение. Рисование, фантазирование, сочинение историй для ребенка - это тоже формы игры.
Творчество ребенка носит проективный характер. В процессе рисования, игры, сочинения историй дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояние своего внутреннего «Я», уменьшить тревожность, агрессивность, обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные пе -реживания, обучится конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.
Согласно В.А. Аверину, в рамках данного возрастного этапа развития аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий, путем многократного их варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной творческой деятельности, в случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению [1, с. 204].
Таким образом, коррекционно-развивающие возможности арт-терапии предоставляют ребенку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, а также способствует развитию творческих способностей, речевой и познавательной активности. Все это и определяет мощный психотерапевтический потенциал рисования, поскольку в рисунке ребенок дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам [1].
28
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Соответственно этому, цель работы заключается в исследовании эффективности реализации программы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
В эксперименте приняли участие дети 5-6-летнего возраста (15 человек).
Методики и методы, которые применялись в ходе эксперимента: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), анкета для родителей и воспитателей по выявлению тревожности детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), беседа, наблюдение [3].
В ходе наблюдения за детьми в группе (во время игр, занятий), по результатам анкетирования родителей и воспитателей, были выявлены дети, у которых наблюдались признаки тревожного поведения: в ситуации проверки знаний, выступлении на мероприятии, в общении с незнакомыми людьми и т.п., у детей появлялось повышенное беспокойство, скованность, синдром навязчивых движений (кусание и облизывание губ, пощипывание бровей, постукивание ногами).
Так же были выделены различного рода страхи:
- страх замкнутого пространства (например, дети не любят игры, связанные с нахождением одному в игровом домике-палатке: «мне хочется наружу», «мне тесно», «мне там страшно одному»);
- страх темноты (в ходе занятия в сенсорной комнате дошкольники просили не выключать свет, при игре в жмурки дети, у которых были завязаны глаза, испытывали отрицательные эмоции: «мне страшно», «не хочу играть с завязанными глазами», «чувствую себя неуверенно»);
- страх одиночества («не люблю оставаться один», «боюсь, что за мной не придут»).
По результатам диагностики проведен анализ, выявлены проблемные места, разработана коррекционно-развивающая программа. Оценка эффективности проведенной коррекционной работы проводилась с помощью повторной диагностики по тем же методикам, далее проведен сравнительный анализ результатов.
Сравнительные результаты диагностики по методике «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) представлены на рис. 1.
Анализ представленных показателей, позволяет сделать вывод, что в процессе коррекционной работы произошло существенное снижение показателей высокого уровня тревожности (на 56 %), значительно увеличился средний уровень (на 39 %) и повысился низкий (на 17 %).
Рассмотрим сравнительные результаты диагностики дошкольников, полученные по методике «Тест Тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена (рис. 2).
Педагогическая и коррекционная психология
29
Рис. 1. Сравнительные результаты диагностики тревожности по методике «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)
Рис. 2. Сравнительная диаграмма результатов диагностики по методике «Тест Тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена
Отметим, что наибольший уровень тревожности до проведения психокоррекционной работы проявился в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»). Так же тревожными для детей оказались ситуации, которые моделируют отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»), а так же повседневные действия («Укладывание спать в одиночестве», «Еда в одиночестве»). Полученные результаты были учтены при составлении программы.
Данные, представленные на рис. 2, позволяют сделать вывод о значительном снижении уровня тревожности в процессе коррекционной работы: существенно снизился высокий уровень (на 32 %), увеличился средний уровень (на 22 %) и низкий уровень (на 10 %). Таким образом, уровень тревожности детей приблизился к относительно оптимальному.
В целом, из представленных результатов следует, что имеет место положительная динамика: по окончании психокоррекционной работы высокий
30
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
уровень развития тревожности значительно снизился, показатели среднего и низкого увеличились, что можно рассматривать как следствие проведенной психокоррекционной работы средствами арт-терапии.
Программа работы рассчитана на 21 занятие продолжительностью 35 минут, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов.
Реализация поставленной цели занятий осуществляется в процессе изучения 4-х лексических тем: «Уроки вежливости», «Уроки дружбы», «Мир моих эмоций», «Моя семья», направленных на эффективную коммуникацию детей друг с другом, сотрудничество, выработку навыков уверенного речевого поведения, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Занятия имеют обязательную четкую структуру, которая способствует внутренней организации, уравновешенности, работоспособности дошкольников. Дети заранее настраиваются на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, не вызывает сопротивления, переутомления, повышенной тревожности.
Структура занятий включает 3 этапа:
1 этап - вводный (ритуал приветствия и разминка 5-7 мин.):
Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка (логоритмика, психогимнастика, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, упражнения на развитие дыхания голоса и артикуляции) - выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводиться в начале занятия и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Они позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
2 этап - основной (15-20 мин.) - включает совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
3 этап - заключительный (включает рефлексию занятия и ритуал прощания) (10 мин.) - работа проводится в сенсорной комнате, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности.
Методы и приемы работы: коммуникативные и развивающие игры, психогимнастика, работа с кинетическим песком, сказкотерапия, дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения, упражнения для глаз, телесные упражнения, упражнения для развития произвольности, упражнения для релаксации (снятие напряжения), игровой массаж и самомассаж с использованием колючих мячей, массажных роликов для рук и ног, ортопедических ковриков, сенсорной тропы для ног и т.п.
Педагогическая и коррекционная психология
31
Специальные техники и приемы изотерапии - «Кляксография», рисование настроения и различных эмоций, в том числе и под определенную музыку, рисование настроения ладошками (упр. «Замок эмоций»), выполнение коллажей на заданную тему («Семья», «Дружба»), техника «Овощных печатей», рисование линий, соответствующих определенному настроению (грустные, веселые, печальные, сердитые и т.д.), рисование своего имени, раскрашивание мандал.
Применение данных приемов и техник выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных и негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, застенчивости, тревожности и страхов.
В процессе коррекционной работе были отмечены следующие положительные изменения в поведении детей:
- наличие позитивной динамики в умении дифференцировать, графически изображать основные эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами;
- снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах, таких как неуверенность, тревожность, обидчивость, агрессивность;
- повышение способности сотрудничать, а также соперничать и соревноваться.
Таким образом, данные сравнительного анализа констатируют тот факт, что творческие виды деятельности являются достаточно эффективным методом, который способствует снижению уровня тревожности дошкольников, выступает как способ компенсации травмирующих переживаний, повышает коммуникативные возможности детей, их познавательную и речевую активность, развивает творческие возможности.
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998.
3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. -СПб.,: 2002. - 176 с.
4. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). - СПб., 1995. - 192 с.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие / М.В. Киселева, В.А. Кулганов. - СПб.: Речь, 2014. - 64 с.
6. Психологическое консультировании в школе. Хрестоматия / Сост. Н.В. Коптева. - Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 1993. -220 с.